Социальная технология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2012 в 17:14, контрольная работа

Краткое описание

В настоящее время наркомания как социальная проблема приобретает все больший размах во всем мире. В России распространенность злоупотребления наркотическими и другими психоактивными веществами возросла за последнее десятилетие настолько резко, что в настоящее время ситуация приняла характер эпидемического процесса как по темпам нарастания, так и по степени распространенности наркологических заболеваний. По данным экспертов Всемирной организации Здравоохранения только количество больных заболеваниями, связанными с зависимостью от наркотиков и других психоактивных веществ, составляет сегодня около 500 миллионов человек (без учета курильщиков табака).

Содержание

1 Особенности зарубежной социальной работы с лицами,
страдающими наркотической и другой зависимостью 3
2 Особенности социальной работы с населением в
Скандинавскихстранах 11
Библиографический список 20

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная.docx

— 39.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1 Особенности зарубежной  социальной работы с лицами,

 страдающими наркотической и другой зависимостью                                       3

2 Особенности социальной  работы с населением в

Скандинавских странах                                                                              11

Библиографический список                                                                        20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Особенности  зарубежной социальной работы  с лицами, страдающими наркотической и другой зависимостью

 

В настоящее время наркомания как социальная проблема приобретает  все больший размах во всем мире. В России распространенность злоупотребления  наркотическими и другими психоактивными веществами возросла за последнее десятилетие настолько резко, что в настоящее время ситуация приняла характер эпидемического процесса как по темпам нарастания, так и по степени распространенности наркологических заболеваний. По данным экспертов Всемирной организации Здравоохранения только количество больных заболеваниями, связанными с зависимостью от наркотиков и других психоактивных веществ, составляет сегодня около 500 миллионов человек (без учета курильщиков табака). Алкоголизм, наркомании, токсикомании поражают все новые регионы, все новые группы населения (дети, подростки, женщины, пожилые люди). Тревогу вызывает и устойчивая тенденция к росту всего спектра неблагоприятных медико-социальных последствий приема алкоголя и наркотиков.

Существенные медицинские  и социальные проблемы, связанные  с совместным проживанием с лицом, злоупотребляющим наркотиками и  другими психоактивными веществами, имеют также члены его ближайшего микросоциального окружения. В целом же количество лиц, нуждающихся в различных видах медико-социальной помощи в связи со злоупотреблением наркотиками и другими психоактивными веществами, составляет более 12 млн. человек.

Алкоголизм и наркомании – социальные болезни еще и  потому, что от них страдает и  больной как член общества и составляющих его структур, и страдает само общество: в их динамике возникают разнообразные  социальные (семейные, трудовые, криминальные) конфликты; обществу причиняется материальный ущерб; больной личностно и социально  изменяется, меняя свой актуальный статус и (или) социально деградирует  – в семейном, трудовом плане, начинает вести асоциальный образ жизни или обнаруживает какие-либо антисоциальные формы поведения.

Несмотря на все более  возрастающую потребность в такого рода помощи, в Российской Федерации вплоть до настоящего времени не сложилась целостная система медико-социальной работы с лицами, страдающими зависимостью от наркотиков и других психоактивных веществ.

Небольшой опыт внедрения  заимствованный из практики социальной работы развитых стран выявляет значительные трудности на этом пути, связанные  не только с экономическими, но и  со специфическими социальными и  культурно-историческими условиями  в Российской Федерации.

Разные страны довольно значительно  отличаются своей социальной политикой  в отношении употребления наркотиков. Так, в Англии и Нидерландах используется социальная стратегия так называемого  уменьшения вреда.

Политика уменьшения вреда  фокусируется на минимизации негативных последствий употребления наркотиков на личность и общество, даже если она  временно поддерживает безопасное употребление наркотиков.

В других странах, таких, как  Германия, Австрия, Франция, Италия, Люксембург, незаконная торговля наркотиками сурово наказывается. Вместе с тем в этих странах лица, злоупотребляющие наркотическими средствами и совершившие преступление, обусловленное зависимостью от наркотиков (если за такое преступление может быть назначено лишение свободы на срок не свыше двух лет), имеют право на условное приостановление исполнения судебного приговора или наказания в случае прохождения ими (или обещания пройти) курса лечения.

Техника лечения лиц, употребляющих  наркотические средства, достаточно разнообразна. Во Франции превалируют  психоаналитические методы. В Германии и Люксембурге применяется поведенческая  терапия. В других странах предпочтение отдают чистой психологии. Заметное развитие в странах Западной Европы получила и психосоциальная терапия.

В области борьбы с наркотиками  США добились большого успеха. Так, за последнее десятилетие число  лиц, употребляющих наркотики, сократилось  вдвое. Одна из главных причин этого  — борьба с наркотиками стала  действительно общенациональной. Она  включает в себя усилия как правительства, так и неправительственных структур типа движения «За Америку, свободную от наркотиков». Вот ключевые элементы этой борьбы:

● признание проблемы наркомании как общенациональной и выработка  долгосрочной программы-стратегии (на десять лет);

● выделение необходимых  финансовых ресурсов для правоохранительных структур для ведения активной борьбы как внутри страны, так и за ее пределами;

● широкое международное  сотрудничество с целью предотвращения поступления наркотиков на территорию США;

● четко ориентированная  пропагандистско-информационная кампания (прежде всего на молодежь, начиная  с девяти лет) по принципу «легче предотвратить  употребление наркотиков, чем заниматься лечением больных»;

● целенаправленное и широкое  подключение общественных движений и структур на всех уровнях, от общенационального до коммун;

● привлечение к кампании против наркотиков наиболее значимых политических (включая Президента США) и общественных деятелей (в частности, звезд кино- и шоубизнеса, спортсменов);

● максимально возможное  использование семьи как основы противодействия наркотикам;

● стимулирование коммерческих и финансовых структур, принимающих  участие в борьбе против наркотиков.

Все большее внимание в  деятельности по противодействию распространению  наркомании среди несовершеннолетних уделяется роли родителей.

Практика показывает, что  эффективность антинаркотической  пропаганды возрастает в результате повышения качества рекламных материалов, а также усиления их направленности на конкретные социальные группы населения.

В 1986 г. пять европейских  стран (Франция, Германия, Нидерланды, Бельгия и Люксембург) с целью  объединения усилий в противодействии  торговле и злоупотреблению наркотиков создали группу обмена информацией  Рейн — Мез — Мозель (GEERMM). Она представляет собой сеть специалистов в области борьбы с наркопреступностью. Задачей группы являлся сбор и обработка имеющейся в странах разрозненной информации и оказание на этой основе содействия национальным органам в борьбе с наркоманией.

С целью выработки скоординированной  программы действий группа организовала специальное обследование граничащих друг с другом провинций и провела  изучение состояния законодательства по борьбе с наркобизнесом в странах  Западной Европы.

Во Франции на основании Закона 1970 г. активно внедряется принудительное лечение лиц, злоупотребляющих наркотическими средствами и психотропными веществами, в специальном центре под страхом судебного наказания за отказ от такого лечения. Принят ряд постановлений, обязывающих лечебные учреждения заниматься лечением наркоманов с обязательной гарантией анонимности такой процедуры.

Алкоголики отделяются от наркоманов, и государство регулирует вопросы их лечения, а также борьбы как с алкоголизмом, так и с наркоманией.

Принудительное лечение  от наркомании осуществляется по решению  суда и в условиях диспансера или  в центре перевоспитания.

По отношению к наркоманам, наряду с такими мерами, как амбулаторное лечение, лишение разрешения на вождение автотранспортных средств, обязанность  сообщать домашний адрес или проживать  в определенном месте (до пяти лет), установление надзора (от одного до пяти лет), применяется лечебная изоляция в так называемых домах умеренности, вплоть до излечения.

Оказание медицинской  и социальной помощи больным наркоманией, в том числе несовершеннолетним, осуществляется по определенной системе, которая является последовательной и завершенной. В стране существуют три основных вида учреждений, оказывающих  такую помощь: 1) медицинские центры; 2) лечебно-трудовые профилактории; 3) исправительно-трудовые колонии.

Лечение в медицинских  центрах осуществляется только на добровольной основе, по желанию самого больного или родителей несовершеннолетнего  наркомана. Существуют как государственные, так и частные медицинские  центры.

Лечение проводится на платной  основе, стоимость лечения составляет 70 дол. США за десять дней. Широко применяется  опыт восточной медицины, используются лекарства, настоянные на травах. Приглашаются специалисты из других стран, в частности  из Австрии, Франции, африканских стран. Курс лечения длится десять дней, его  эффективность составляет примерно 30—37% .

Средний возраст больных, проходящих курс лечения в медицинских  центрах, — 30 лет. Однако растет число  несовершеннолетних наркоманов, проходящих лечение. Более 30% больных, находящихся  в центре на лечении, ранее совершили  преступления.

В лечебно-трудовые профилактории  больные, страдающие наркотической  зависимостью, направляются в принудительном порядке. Указом Национального Собрания СРВ от 6 июля 1995 г. «О применении мер за административные нарушения» предусмотрено, что лицо, часто употребляющее наркотические средства и к которому со стороны местных органов власти неоднократно применялись воспитательные меры, по решению исполкома направляется на принудительное лечение на срок от трех месяцев до одного года (ст. 24). В такие профилактории могут быть направлены и несовершеннолетние наркоманы в возрасте от 16 лет.

Оказание наркологической  помощи осужденным наркоманам регламентируется Указом Национального Собрания СРВ  от 8 марта 1993 г. «Об исполнении уголовных  наказаний для осужденных» и  совместной Инструкцией № 12/TTLB МВД, Минздрава, Минфина, Минсоцзащиты от 20 декабря 1993 г. «Об исполнении уголовных  наказаний, рекомендациях исполнения режима питания, проживания, лечения  и социальном страховании осужденных». В ст. 27 Указа говорится, что лицо при отбывании наказания имеет  право лечиться в медицинской  части исправительно-трудовой колонии. В тяжелых случаях заболевания  наркоманией лицо может лечиться в государственных больницах, о  чем начальник исправительно-трудовой колонии должен уведомить родных больного.

В тех случаях, когда лицо во время отбывания наказания  находится в состоянии невменяемости, лечение может быть назначено  только на основании заключения медицинской  комиссии. На основании этого заключения судом могут быть назначены принудительные меры медицинского характера. Исполнение такого решения суда возлагается  на МВД, Минздрав и Минфин.

В системе исправительно-трудовых учреждений нет специализированных исправительно-трудовых учреждений для  наркоманов. Однако в соответствии со ст. 19 Инструкции Правительства СРВ  от 16 октября 1993 г. № 60-СР «О порядке  и правилах в УИТУ» в местах лишения свободы, в воспитательно-трудовых колониях для несовершеннолетних организуются необходимые лечебные учреждения. Предусматривается назначение судом (на основании представления администрации соответственно исправительно-трудовой или воспитательно-трудовой колонии) принудительного лечения к осужденным, у которых обнаруживается заболевание наркоманией.

Принудительное лечение  осужденных наркоманов исполняется  по месту отбывания лишения свободы. Срок принудительного лечения зависит  от курса лечения. Если осужденный наркоман успешно окончит курс лечения, его  могут освободить от дальнейшего  его прохождения. Прекращение такого лечения производится судом по представлению  органа, исполняющего наказание, на основании  заключения медицинской комиссии.

В случае, если на момент освобождения из исправительно-трудового учреждения нет заключения о прекращении принудительного лечения, администрация мест лишения свободы направляет необходимые материалы в суд с ходатайством о продлении принудительного лечения, которое в дальнейшем может проводиться медицинскими учреждениями органов здравоохранения: медицинскими центрами или лечебно-трудовыми профилакториями. Несовершеннолетние совершают значительное число преступлений на почве наркомании.

По данным исследований, из 62 170 человек, потребляющих наркотические  средства, 2617 (4,2 %) являются студентами или школьниками. Наиболее активно потребляют наркотики лица в возрасте 18—30 лет, причем 80% из них продолжали употреблять наркотические средства, несмотря на принятые к ним меры воздействия медицинского и воспитательно-профилактического характера.

Из-за нестабильной политической обстановки в странах СНГ повышается опасность возникновения новых  источников поставки наркотиков и увеличивается  количество крупными партий наркотиков, поставляемых в Россию.

Территория бывшего Советского Союза превратилась также в транзитную зону для перевозки наркотиков в  страны Западной Европы. Эксперты предсказывают  возрастание социального ущерба от организованной наркопреступности. Они связывают это с процессами профессионализации преступников, укреплением внутреннего европейского рынка наркотиков, открытием восточных границ и укреплением интернациональных связей наркобизнеса во всем мире.

Информация о работе Социальная технология