Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2012 в 17:14, контрольная работа
В настоящее время наркомания как социальная проблема приобретает все больший размах во всем мире. В России распространенность злоупотребления наркотическими и другими психоактивными веществами возросла за последнее десятилетие настолько резко, что в настоящее время ситуация приняла характер эпидемического процесса как по темпам нарастания, так и по степени распространенности наркологических заболеваний. По данным экспертов Всемирной организации Здравоохранения только количество больных заболеваниями, связанными с зависимостью от наркотиков и других психоактивных веществ, составляет сегодня около 500 миллионов человек (без учета курильщиков табака).
1 Особенности зарубежной социальной работы с лицами,
страдающими наркотической и другой зависимостью 3
2 Особенности социальной работы с населением в
Скандинавскихстранах 11
Библиографический список 20
В этом отношении особенно интересен опыт Белоруссии. Эта страна непосредственно граничит с одной стороны со странами Западной Европы, с другой — с Россией. В связи с этим Белоруссия становится своего рода перевалочным пунктом при транзите наркотических средств в страны Центральной и Западной Европы.
Разрабатывая новые формы
и методы предупреждения наркомании
и других правонарушений среди несовершеннолетних,
применяя опыт зарубежных стран в
выработке собственной
Международные документы
нацеливают государства в борьбе
против наркомании шире проводить просветительские
кампании, информируя все население,
в том числе
Актуальной представляется
разработка альтернативных уголовному
и административному наказанию
мер в отношении тех
2 Особенности
социальной работы с
В истории развития любой страны можно найти связь между формами, видами социальной работы и возникающими социальными проблемами. И хотя в России социальная работа как профессиональная деятельность (в западном понимании) только начинает развиваться, отдельные её виды и формы имеют длительное историческое развитие (например, патронажные службы, медико-социальная помощь, службы социального обеспечения и т.д.). Поэтому, занимаясь проблемами социальной работы на разных уровнях, важно активно использовать существующий опыт соцпомощи разных стран. Особого внимания требуют, с одной стороны, технология воздействия, оказание социальной помощи на индивидуально-личностном уровне взаимодействия с клиентом, и с другой - глобальные социальные программы социальной помощи нуждающимся в ней гражданам.
Универсальная модель социальной
защиты основана на известном принципе
всеобщего благосостояния. Она активно
действует в Швеции, Норвегии, Исландии
и Финляндии. Ее особенностью является
наличие стандартной базовой
системы государственной
Финансовой основой
Система налогового перераспределения позволяет расширять практику государственного субсидирования. В скандинавских странах его размеры играют определяющую роль в выплате различных социальных пособий и особенно в медицинском обеспечении. Менее масштабны государственные дотации в пенсионном обеспечении, где важная роль принадлежит страховому компоненту системы социальной защиты.
Скандинавская модель социальной
защиты формировалась исторически.
В настоящее время она
- основополагающее значение универсальной государственной системы базовой защиты;
- наличие дополнительного корпоративно - страхового компонента системы социальной защиты;
- вспомогательная роль
муниципалитетов и частных
В ряде скандинавских стран для расчета социальных пособий и выплат введена определенная базовая сумма, размер которой с годами претерпевает изменения. В 1960 году базовая сумма в Швеции составляла 4200 крон (10 шведских крон равнялись примерно 1 американскому доллару), а в 2001 году - 36 900 крон. От размера базовой суммы зависят социальные выплаты.
Пенсионное обеспечение. Пенсионный возраст определен в 65 лет. Однако возможен ранний выход на пенсию - с 58 лет в Финляндии, с 61 года в Швеции. Однако в этом случае будет выплачиваться меньший размер пенсии.
Пенсионное обеспечение
состоит из двух частей 40 % выплат приходиться
на базовую государственную
Управление национальной пенсионной системой строго централизованно.
Пособия по безработице выплачиваются
из специальных касс, финансируемых
государством (до 90 %) и за счет страховых
взносов членов профсоюза (обязательно)
и жителей (добровольно). Условием его
получения служит осуществление
выплат в кассу страхования по
безработице в течении минимум
12 месяцев предшествующего
Для снижения уровня безработицы
предусматривается следующая
- предоставление субсидий
государством для найма
- выдача правительственных дотаций предприятиям, предоставляющим работу молодежи;
- организация переквалификации
работников с последующим
- организация общественных работ.
Законодательством предусмотрен также государственный контроль за условиями труда осуществляемый Национальным ведомством по труду и Национальным советом по рынку труда. В Швеции ежегодно проводится 30 - 40 тысяч инспекций на предприятиях. В 2001 году в 450 случаях был наложен запрет на продолжение производственной деятельности до устранения недостатков.
Медицинское обслуживание - бесплатное или, в зависимости от вида медицинской страховки, с частичной оплатой. Максимальный размер компенсаций за медицинские услуги в течении года составляет 900 крон. Пребывание в больнице обходиться в 80 крон в день, при этом пенсионеры оплачивают только треть суммы, оставшуюся часть вносит государство.
Национальная система медицинского страхования Швеции берет на себя оплату назначенных врачами лекарств и основном за счет отчислений работодателей (от величины начисленной зарплаты), финансируются в Скандинавии пособия родителям. Страховые выплаты родителям в Швеции включают в себя: оплачиваемый отпуск по беременности, пособие в связи с рождением ребенка, пособие по уходу за ним, пособие по случаю ухода за больным ребенком в возрасте до 12 лет и другие.
Системы страхования скандинавских
стран гарантируют их жителям
оплату периода временной
Национальная система медицинского страхования Швеции берет на себя оплату назначенных врачами лекарств и стоматологических услуг. В начале 2000-х годов эта страховка покрывала оплату лекарств, стоимость которых превышала 400 крон за 12 месяцев.
Из фондов социального
страхования, формируемых в основном
за счет отчислений работодателей (от
величины начисленной зарплаты), финансируются
в Скандинавии пособия
Особенностью универсальной модели социальной защиты является вспомогательная роль муниципалитетов и частных социальных служб в сфере социальной помощи. Деятельность большинства учреждений, занимающихся социальной работой, находится здесь в ведении государственных органов.
Структура служб социальной работы:
- на правительственном
уровне занимается
- за ту или иную область
социальной сферы отвечают
- на местном уровне - муниципалитеты,
которые получают на эти цели
государственные субсидии. С начала
2000-х годов шведское
Престарелые и инвалиды.
В деле помощи престарелым и инвалидам, проживающих на дому, важная роль в Швеции отводится муниципальным службам домашних услуг. Заключив соответствующие договоры, они помогают пенсионерам и инвалидам в приготовлении пищи, уборке квартиры, сопровождают подопечных на прогулках, выполняют поручения на почте, в банке, в коммунальных учреждениях. За такие услуги клиенты социальных служб платят весьма умеренную и вполне доступную им сумму.
Муниципалитеты в ряде
скандинавских стран большое
внимание уделяют вопросам защиты здоровья
и организации труда лиц, занятых
в особых условиях производства (сельское
хозяйство и другое). Так, в Финляндии
хорошо зарекомендовала себя практика
надомной помощи фермерам специальными
«заместителями», нанимаемыми муниципалитетами.
Чтобы фермеры могли
Определенную помощь нуждающимся
гражданам в скандинавских
Раскрывая содержание системы
социального обеспечения в
Основную работу по социальному обеспечению проводят местные органы управления, что является важным, так как значительная часть населения проживает в небольших городах и деревнях. Социальные службы при местных администрациях функционируют на основе специального акта, принятого Парламентом Исландии в 1991 г. Акцент в нем делается на сотрудничестве между личностью и местной администрацией и ответственности индивида за себя и свою семью.
Социальные службы обеспечивают следующие социальные услуги:
а) консультирование; б) финансовую поддержку; в) социальную поддержку на дому; г) социальное обеспечение детей и подростков; д) услуги подросткам; е) услуги престарелым; ж) услуги немощным; з) обеспечение жильем; и) помощь алкоголикам и наркоманам; к) решение проблем занятости населения.
Правительство страны определяет общие контуры работы служб. Конкретно ими занимается местная администрация, создавая комитеты по социальным услугам, в компетенцию которых входит реализация социальных услуг в подведомственных районах.
В соответствии с законом
право на социальное обеспечение
имеют все лица, легально находящиеся
в районе, подчиняющемся местной
администрации. При этом местная
администрация несет