Социальное наблюдение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 20:09, доклад

Краткое описание

Социальное наблюдение - это направленное систематическое, непосредственное прослеживание и регистрация социальных явлений.

Вложенные файлы: 1 файл

Социальное наблюдение.doc

— 78.50 Кб (Скачать файл)

Социальное наблюдение - это направленное систематическое, непосредственное прослеживание и регистрация социальных явлений.

Использование метода

Связано с получением предварительного материала о социальном объекте и для получения первичной  информации по какой-либо проблеме.

Особенности метода

Они связаны  с тем, что ситуация наблюдения во многом уникальна, и наблюдение дает как бы моментальный снимок объекта, характеризует его состояние  здесь и сейчас. Поэтому обобщение  результатов наблюдения носит достаточно определенный характер.

Наблюдение позволяет  помогать избежать влияние респондента  на информацию, но повышает влияние  качеств исследователя и его  предварительных ожиданий на характер полученной информации.

Виды  наблюдения

Различают включенное и невключенное наблюдения (подразумевают участие или неучастие исследователя в жизни объекта)

Полевое или лабораторное наблюдение (связаны с местом проведения исследования)

Структурированное и неструктурированное (подразумевает, что структурирование наблюдения связано с детальной инструкцией по фиксации реузльтатов).

Сущность и  виды наблюдения

Наблюдение - метод  сбора информации путём непосредственного  изучения социального явления в  его естественных условиях.

Наблюдение может  носить различный характер. Иногда социолог самостоятельно наблюдает происходящие события. Иногда он может пользоваться данными наблюдений других лиц.

Наблюдение бывает простым и научным. Простое - это  то, которое не подчинено плану  и ведется без определенно  разработанной системы. Научное  наблюдение отличается тем, что:

а) Оно подчинено  ясной исследовательской цели и  четко сформулированным задачам.

б) Научное наблюдение планируется по заранее обдуманной процедуре.

в) Все данные наблюдения фиксируются в протоколах или дневниках по определенной системе.

г) Информация, полученная путем научного наблюдения, должна поддаваться контролю на обоснованность и устойчивость.

Процесс исследования методом наблюдения условно можно  представить в виде следующей  последовательности шагов: формулировка проблемы, описание объекта наблюдения, определение задач; определение единиц наблюдения и индикаторов изучаемых аспектов поведения; разработка языка и системы понятий, в терминах которых будут описываться результаты наблюдений; определение выборочных процедур в ситуациях, когда имеется возможность сделать отбор из множества наблюдений.

Существует ряд  особенностей этого метода:

1. Связь наблюдателя  с объектом наблюдения.

2. Наблюдатель  не лишён человеческой черты  - эмоциональности восприятия.

3. Сложность  повторного наблюдения.

В зависимости  от степени стандартизации техники  наблюдения можно выделить две основные разновидности этого метода.

Стандартизированная техника наблюдения предполагает наличие  предварительно детально разработанного списка событий, признаков, которые  предстоит наблюдать; определение условий и ситуаций наблюдения; инструкции для наблюдателей; единообразные кодификаторы для регистрации наблюдаемых явлений.

Нестандартизированное (неструктурированное) наблюдение. В  этом случае исследователь определяет лишь общие направления наблюдения, согласно которым результаты фиксируются в свободной форме непосредственно в процессе наблюдения или позднее по памяти.

Формы и приёмы фиксации результатов наблюдателя  бланки и дневники наблюдения, фото-, кино-, видео- и радиоаппаратура.

В зависимости  от роли наблюдателя в изучаемой  ситуации различают четыре вида наблюдения:

1. Полное участие  наблюдателя в ситуации: предполагает  включение наблюдателя в изучаемую  группу как полноправного её  члена. Роль наблюдателя неизвестна  членам группы.

2. Участник ситуации  как наблюдатель: характеризуется  включённостью наблюдателя в  группу, однако подразумевается,  что всем участникам ясна его  роль как исследователя.

3. Наблюдатель  как участник: означает, что наблюдатель  - прежде всего исследователь и, взаимодействуя с участниками социального процесса, не претендует быть действительным его участником.

4. Полностью  наблюдатель: исследователь выполняет  лишь функцию наблюдателя, не  взаимодействуя с участниками  ситуации, оставаясь вне поля  их зрения.

Процесс исследования социального явления методом наблюдения условно можно представить в виде следующей последовательности шагов:

- формулировка  проблемы, описание объекта наблюдения, определение задач;

- определение  единиц наблюдения и индикаторов  изучаемых аспектов поведения;

- разработка  языка и системы понятий, в  терминах которых будут описываться  результаты наблюдения; определение  выборочных процедур в ситуациях,  когда имеется возможность сделать  отбор из множества наблюдений;

- подготовка  технических документов для фиксации наблюдаемого явления (карточки, бланки протоколов, кодировочные бланки и т. п.);

- запись результатов  наблюдений;

- анализ и  интерпретация данных;

- подготовка  отчёта и выводов по итогам  исследования.

Каждый вид  наблюдения имеет свои достоинства и недостатки. Задача исследователя состоит в том, чтобы выбрать или модифицировать вид наблюдения, максимально соответствующий природе и особенностям изучаемого объекта.

Включенное и  не включенное наблюдения различают  как наблюдение «изнутри» и «со стороны». При включенном наблюдении наблюдатель становится полноправным членом группы, которую он изучает. Такое наблюдение требует от наблюдателя высокой квалификации и существенных жизненных самоограничений, поскольку ему приходится разделять образ жизни исследуемой группы. Вот почему примеров использования этого вида наблюдения в практике социологических исследований немного. Кроме того, при включенном наблюдении может специфически проявляться субъективность наблюдателя; в результате привыкания к алгоритмам жизни наблюдаемых он начинает их оправдывать, тем самым теряя объективность.

Не включенным называют наблюдение как бы со стороны, когда исследователь не становится равноправным участником исследуемой  группы и не оказывает влияния  на ее поведение. По процедуре оно значительно проще, но более поверхностно, затрудняет учет мотивов и побуждений. Между тем фиксируемая информация при этом виде наблюдения лишена привнесенного действия со стороны исследователя.

Неструктурированное наблюдение основывается на том, что исследователь не определяет заранее, какие именно элементы изучаемого процесса он будет наблюдать. В этом случае наблюдение осуществляется за объектом в целом, выясняются его границы, элементы, проблемы и т.д.

Структурированное наблюдение, в отличие от неструктурированного, предполагает четкое предварительное определение того, что и как нужно наблюдать. Оно применяется в основном при описании ситуаций и проверке рабочих гипотез.

Полевое наблюдение ориентировано на реальные жизненные  ситуации, а лабораторное -- на специально созданные условия. Первый вид наблюдения осуществляется при изучении объекта в естественных условиях, а второй позволяет обнаружить качества обследуемых, не проявляющие в реальной жизни, и фиксируемые лишь при экспериментальных исследованиях в лабораторных условиях.

Открытым наблюдением  называют такое, при котором исследуемым  известно о самом факте наблюдения, что может привести к элементам  субъективности результата из-за неестественности их поведения и влияния, оказываемого на них наблюдателем. Для достоверности оно требует повторных наблюдений со стороны различных наблюдателей, а также учета времени адаптации обследуемых к наблюдателю.

Что касается наблюдения скрытого, то оно отличается от включенного  тем, что наблюдатель, находясь в исследуемой группе, наблюдает со стороны (он замаскирован) и не оказывает влияния на ход событий.

Процедура любого наблюдения складывается из ответа на вопросы: “Что наблюдать?”, “Как наблюдать?”  и “Как вести записи?”.

На первый вопрос отвечает программа исследования, в частности состояние гипотез, эмпирические индикаторы выделенных понятий, стратегия исследования в целом.

При отсутствии четких гипотез, когда исследование проводится по примерному плану, применяют  простое наблюдение. Цель такого предварительного наблюдения заключается в том, чтобы придумать гипотезы для более строгого описания наблюдаемого объекта. При этом используется следующее:

1) Общая характеристика  социальной ситуации, включающая  такие элементы, как: сфера деятельности (производственная, непроизводственная, уточнение ее особенностей и т.д.); правила и нормы, регулирующие состояние объекта в целом (формальные и общепринятые, но не закрепленные в инструкциях или распоряжениях); степень саморегуляции объекта наблюдения (в какой мере его состояние определяется внешними факторами и внутренними причинами).

2) Попытка определить  типичность наблюдаемого объекта  в данной ситуации, относительно  других объектов и ситуаций; экологическая  среда, область жизнедеятельности,  общественная, экономическая и политическая атмосфера, состояние общественного сознания на данный момент.

3) Субъекты или  участники социальных событий.  В зависимости от общей задачи  наблюдения их можно классифицировать: по демографическим и социальным  признакам; по содержанию деятельности (характер труда, сфера занятий, сфера досуга); относительно статуса в коллективе или группе (руководитель коллектива, подчиненный, администратор, общественный деятель, член коллектива и т.д.); по официальным функциям в совместной деятельности на изучаемом объекте (обязанности, права, реальные возможности их осуществления; правила, которым они следуют строго и которыми пренебрегают и т.д.); по неофициальным отношениям и функциям (дружба, связи, неформальное лидерство, авторитет и т.д.).

4) Цель деятельности и социальные интересы субъектов и групп: общие и групповые цели и интересы; официальные и неформальные; одобряемые и не одобряемые в данной среде; согласованность интересов и целей.

5) Структура  деятельности со стороны: внешних  побуждений (стимулы), внутренних осознанных намерений (мотивы), средств, привлекаемых для достижения целей (по содержанию средств и по моральной их оценке), по интенсивности деятельности (продуктивная, репродуктивная; напряженная, спокойная) и по ее практическим результатам (материальные и духовные продукты).

6) Регулярность  и частота наблюдаемых событий:  по ряду указанных выше параметров  и по типичным ситуациям, которые  ими описываются.

Наблюдение по такому плану позволяет более  хорошо разобраться в объекте  наблюдения.

По собранным предварительным данным задачи наблюдения уточняются. Некоторые стороны наблюдаемых событий изучаются более детально, другие вовсе опускаются.

Таким образом, после предварительного, наблюдение переходит в стадию более формализованного поиска.

Составлению жесткой процедуры контролируемого наблюдения предшествует детальный анализ проблемы на основе теории и данных неконтролируемого наблюдения. Теперь отдельные явления, события, формы поведения людей должны быть интерпретированы в понятиях логики исследования, они приобретают смысл индикаторов каких-то более общих свойств или действий.

Наблюдение большой  аудитории собрания производится несколькими  лицами, которые придерживаются единой инструкции. Подготовке протокола регистрации  данных наблюдения предшествует не только разработка общей концепции, но и неоднократные не стандартизованные наблюдения на разных объектах.

Достоинства и  недостатки метода наблюдения

Главное достоинство  состоит в том, что он даёт возможность  уловить детали данного явления, его многогранность.

Гибкость метода ещё одно качество, имеющее немаловажное значение при изучении социальных явлений.

Среди недостатков, прежде всего, следует отметить качественный характер выводов, которые можно получить в результате наблюдения. Метод редко может быть применён к наблюдению больших совокупностей. Однако наиболее крупный недостаток связан с возможностью привнесения определённой доли субъективности в существо метода и меньшими, чем в других случаях, возможностями широкого обобщения результатов исследования.

Информация о работе Социальное наблюдение