Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 20:09, доклад
Социальное наблюдение - это направленное систематическое, непосредственное прослеживание и регистрация социальных явлений.
Следует отметить, что преимущества метода наблюдения достаточно отчетливы и сводятся к следующему. Во-первых, это непосредственность восприятия, позволяющая фиксировать конкретные, естественные ситуации, факты, живые фрагменты жизни, богатые деталями, красками, и т.д. Во-вторых, это возможность учитывать конкретное поведение групп реальных людей. В настоящее время эта задача практически неразрешима другими методами. В-третьих, наблюдение не зависит от готовности наблюдаемых лиц высказываться о самих себе, что свойственно, например, социологическому интервью. Здесь необходимо учитывать вероятность «притворства» наблюдаемых, ведь им известно, что за ними наблюдают. В-четвертых, это многомерность данного метода, дающая возможность фиксировать события и процессы наиболее полно и всесторонне.
Недостатки метода наблюдения обусловлены, прежде всего, наличием активности социальных объекта и субъекта, что может привести к необъективности результата. К наиболее серьезным ограничениям этого метода, которые необходимо учитывать, относятся следующие:
1. Настроение наблюдателя во время опыта может отрицательно влиять на характер восприятия событий и оценку фактов. Это влияние особенно велико, когда у наблюдателя слишком слабо выражен побудительный мотив к наблюдению.
2. На отношение
к наблюдаемому достаточно
3. Тенденция
ожидания у наблюдателя
4. Комплексность
наблюдения может быть не
5. Разумеется, обстоятельства в жизни повторяются, но далеко не во всех деталях, и однократность наблюдаемых обстоятельств может препятствовать фиксации всех деталей.
6. Предшествующие
наблюдению личные встречи и
знакомства наблюдателя с
7. Существует
опасность фиксации вместо
8. Когда наступает
психологическая усталость
9. Эффект снисходительности
заключается в стремлении
10. Логические
ошибки этого метода основаны
на том, что наблюдатель
11. Ошибка контраста
состоит в стремлении
12. Результаты наблюдения часто подвержены влиянию мешающих факторов: несоответствия ситуации наблюдения проявляемым качествам, присутствия третьих лиц, особенно непосредственных начальников и т. д.
13. Предъявляются
высокие требования к
Структура метода наблюдения
наблюдение социологическое исследование
В структуре метода наблюдения принято выделять такие элементы:
1) установление объекта и предмета наблюдения, его единиц, а также определение цели и постановка исследовательских задач;
2) обеспечение
доступа к наблюдаемым
3) выбор способа (вида) наблюдения и разработка его процедуры;
4) подготовка технического оборудования и документов (тиражирование карточек наблюдения, протоколов, инструктаж наблюдателей, подготовка фото- или телекамер и т. д.);
5) проведение наблюдения, сбор данных, накопление социологической информации;
6) запись результатов наблюдений, которая может выполняться в виде: кратковременных записей «по горячим следам»; заполнения специальных карточек; заполнения протоколов наблюдения, являющихся расширенным вариантом карточек наблюдения; ведение дневника наблюдения; использование видео-, фото-, кино- и звуковой аппаратуры;
7) осуществление
контроля за наблюдением,
8) составление
отчета о проведении
Таким образом, в самом общем виде процедура социологического наблюдения предусматривает такой порядок исследовательских действий социолога.
1. Определение цели и задач наблюдения (для чего наблюдать и с какой целью?).
2. Выбор объекта и предмета наблюдения (что наблюдать?).
3. Выбор ситуации наблюдения (в каких условиях наблюдать?).
4. Выбор способа (вида) наблюдения (как наблюдать?).
5. Выбор способа
регистрации наблюдаемого
6. Обработка
и интерпретация полученной
Без четкого ответа на все эти вопросы эффективно осуществить наблюдение затруднительно. При всей привлекательности наблюдения как метода сбора социологической информации, его сравнительной простоте у него есть немало слабых мест. Прежде всего, это трудности с достоверностью данных. При осуществлении наблюдения трудно охватить большое количество явлений. Отсюда возникает вероятность ошибок в интерпретации событий и поступков людей с точки зрения мотивов их действий. Вероятность ошибок существует еще и потому, что социолог не только наблюдает. У него есть собственная система отсчета, опираясь на которую, он по-своему толкует, интерпретирует те или иные факты и события. Однако при всей субъективности восприятия основное содержание материалов отражает и объективную ситуацию.
Практика использования наблюдения не только подтверждает принципиальную способность данного метода давать объективную информацию, но и служит решающим средством выявления и преодоления субъективности результатов. В целях получения объективной информации об изучаемом социологическом явлении или факте используются следующие способы контроля: наблюдение за наблюдением, контроль с помощью других социологических методов, обращение к повторному наблюдению, исключение из записей оценочных терминов и т. п. Таким образом, социологическое наблюдение считается достоверным, если при его повторении в тех же условиях и с тем же объектом оно дает те же результаты.
Особенностями наблюдения как научного метода являются:
– направленностью к ясной, конкретной цели;
– планомерность
и систематичность;
– объективность в восприятии изучаемого и его фиксации;
– сохранение естественного хода психолого-педагогических процессов.
Наблюдение может быть: целенаправленным и случайным; сплошным и выборочным; непосредственным и опосредованным; длительным и кратковременным; открытым и скрытым (“инкогнито”); констатирующим и оценивающим; сплошным и выборочным; неконтролируемым и контролируемым (регистрация наблюдаемых событий по заранее отработанной процедуре); каузальным и экспериментальным; полевым (наблюдение в естественных условиях) и лабораторным (в экспериментальной ситуации).
Наблюдение –
процесс сложный: можно смотреть,
но не видеть; или смотреть вместе, а
видеть разное; смотреть на то, что видели
и видят многие, но, в отличие от них, увидеть
новое и т.д. В психологии и педагогике
наблюдение превращается в настоящее
искусство: тембр голоса, движение глаз,
расширение или сужение зрачков, чуть
заметные изменения в общении с окружающими
и другие реакции личности, коллектива
могут служить признаком целесообразности
психолого-педагогических выводов. Чем
опытнее наблюдатель, тем более точно
он оценивает ход педагогического процесса
по конкретным, иногда едва заметным проявлениям.
У исследователя вырабатывается специальная
система, механизм “чтения” психолого-педагогических
явлений по их внешним проявлениям. Средства
наблюдения различны: схемы наблюдения,
его длительность, техника записи, методы
сбора данных, протоколы наблюдений, системы
категорий и шкалы. Весь этот инструментарий
повышает точность наблюдения, возможность
регистрации и контроля его результатов.
Так, серьезное внимание следует уделить
форме ведения протокола, которая зависит
от предмета, задач и гипотезы исследования,
определяющих критерий наблюдения. Например,
протокол наблюдения учебного занятия
может выглядеть следующим образом:
Организационные этапы занятия | Содержание учебного материала | Методы совместной деятельности преподавателя и студента | Время (в мин. или сек.) | Примечания |
Наблюдатель записывает в протокол только то, что прямо или косвенно содействует решению изучаемой проблемы. Это – подлинные факты, которые наиболее точно представляют конкретную ситуацию.
Помимо протоколов,
возможны и другие формы ведения
записи, например, дневник, ведущийся хронологически
по возможности без перерыва. Дневниками
обычно пользуются при долговременном
наблюдении. Большую помощь в наблюдении
оказывают технические средства: магнитофон,
скрытая телекамера и др.
В связи с этим наблюдение как метод исследования предполагает выполнение исследователем следующих правил:
– четкое определение цели наблюдения;
– составление, в зависимости от цели, программы наблюдения;
– детальная фиксация данных наблюдения;
– применение систем категорий и оценочных шкал.
Программа наблюдения должна точно определять последовательность работы, выделять наиболее важные объекты наблюдения, способы фиксации результатов (протокольные записи, дневники наблюдений и т.д.).
Как и любой
метод, наблюдение имеет свои сильные
стороны и недостатки. К сильным
сторонам следует отнести возможность
изучения предмета в его целостности,
естественном функционировании, живых
многогранных связях и проявлениях. В
то же время этот метод не позволяет активно
вмешиваться в изучаемый процесс, изменять
его или намеренно создавать определенные
ситуации, делать точные замеры. Следовательно,
результаты наблюдения должны быть обязательно
подкреплены данными, полученными с помощью
других методов психолого-педагогического
исследования.