Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 19:33, реферат

Краткое описание

Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов представляет собой деятельность по удовлетворению потребностей указанных граждан в социальных услугах. Социальное обслуживание включает в себя совокупность социальных услуг, которые предоставляются гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому или в учреждениях социального обслуживания независимо от форм собственности.

Содержание

1. Понятие и формы социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов………………………………………………………………………3

2. Формы социального обслуживания ……..………………………………..…..5
3. Поле деятельности социального работника очень широко .....……………...7

Вложенные файлы: 1 файл

соц. обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов.doc

— 66.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

на тему:

 

 

 

социальное  обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Логинова Марина Александровна

 

 

 

 

 

 

 

 

Бородино

2012г.


 

 

 

 

 

Содержание

1. Понятие и формы социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов………………………………………………………………………3

 

2. Формы социального обслуживания ……..………………………………..…..5

 

3. Поле деятельности социального работника очень широко .....……………...7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I Понятие и формы социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов

Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов  представляет собой деятельность по удовлетворению потребностей указанных  граждан в социальных услугах. Социальное обслуживание включает в себя совокупность социальных услуг, которые предоставляются гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому или в учреждениях социального обслуживания независимо от форм собственности. Деятельность в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов строится на принципах:

 соблюдения прав  человека и гражданина;

 предоставления государственных  гарантий в сфере социального  обслуживания;

 обеспечения равных  возможностей в получении социальных  услуг и их доступности для  граждан пожилого возраста и  инвалидов;

 преемственности всех видов социального обслуживания;

 ориентации социального  обслуживания на индивидуальные  потребности граждан пожилого  возраста и инвалидов;

 приоритета мер  по социальной адаптации граждан  пожилого возраста и инвалидов;

 ответственности органов  государственной власти и учреждений, а также должностных лиц за обеспечение прав граждан пожилого возраста и инвалидов в сфере социального обслуживания.

 Государство гарантирует  гражданам пожилого возраста  и инвалидам возможность получения  социальных услуг на основе принципа социальной справедливости независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств.

 Гражданам пожилого  возраста и инвалидам обеспечивается  возможность получения достаточных  для удовлетворения их основных  жизненных потребностей социальных  услуг, которые включаются в  перечни гарантированных государством  социальных услуг.

 Перечень гарантированных государством социальных услуг утверждается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации с учетом потребностей населения, проживающего на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.

  Граждане пожилого  возраста (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет) и инвалиды (в том числе дети-инвалиды), нуждающиеся в постоянной или временной посторонней помощи в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности вследствие ограничения способности к самообслуживанию и (или) передвижению, имеют право на социальное обслуживание, осуществляемое в государственном и негосударственном секторах системы социального обслуживания.

    Социальное  обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов осуществляется по решению органов социальной защиты населения в подведомственных им учреждениях либо по договорам, заключаемым органами социальной защиты с учреждениями социального обслуживания иных форм собственности.

    Иностранные граждане, лица без гражданства, в том числе беженцы, пользуются теми же правами в сфере социального обслуживания, что и граждане Российской Федерации, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

     При получении социальных  услуг граждане пожилого возраста и инвалиды имеют право на:

 уважительное и гуманное  отношение со стороны работников  учреждений социального обслуживания;

 выбор учреждения и формы  социального обслуживания в порядке,  установленном органами социальной  защиты населения субъектов Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона  от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

 информацию о своих правах, обязанностях и условиях оказания  социальных услуг;

 согласие на социальное обслуживание;

 отказ от социального обслуживания;

 конфиденциальность информации личного характера, ставшей известной работнику учреждения социального обслуживания при оказании социальных услуг;

 защиту своих прав и законных  интересов, в том числе в  судебном порядке.

 II Формы социального обслуживания:

   1)    социальное обслуживание на дому (включая социально-медицинское);

   2)  полустационарное социальное  обслуживание в отделениях дневного     пребывания учреждений социального  обслуживания;

   3)  стационарное социальное  обслуживание в стационарных  учреждениях социального обслуживания  (домах-интернатах, пансионатах и других учреждениях, социального обслуживания независимо от их наименования);

   4)     срочное социальное  обслуживание;

   5)     социально-консультативная  помощь.

 Закон определяет условия  оказания социальных услуг – платно или бесплатно, роль учреждений социального обслуживания в обществе, основные источники финансирования системы социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, определены права социальных работников и как осуществляется контроль за деятельностью по предоставлению социальных услуг.

 В этом же 1995 году был принят  еще Закон РФ «Об основах  социального обслуживания населения  в Российской Федерации; устанавливающий  основы правового регулирования  в области социального обслуживания населения. В Законе даны основные понятия, раскрывающие сущность новой для России отрасли социального обслуживания. Оно определяется как деятельностью социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и социальной реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

 Постановлением Правительства  РФ от 24 июня 1996 года «О предоставлении  бесплатного социального обслуживания и платных услуг государственными социальными службами» в соответствии с Федеральным Законом «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» определено «Положение о предоставлении бесплатного социального обслуживания и платных социальных услуг государственными социальными службами». Органам исполнительной власти поручено утвердить тарифы на социальные услуги.

 Постановлением Правительства  Российской Федерации от 25 ноября 1995 года «О Федеральном  перечне  гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания» в соответствии с Федеральным Законом «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» утверждаются социальные услуги, которые предоставляются государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания:

  -     материально-бытовые  услуги,

  -     услуги  по организации питания, быта, досуга,

  -     социально-медицинские  и санитарно-гигиенические услуги,

  -     правовые  услуги,

  -     содействие  в организации ритуальных услуг.

   Если исходить  из обобщенной системы принципиальных  положений о содержании деятельности  социального работника, то оказывается возможным и определение круга основных задач, возлагаемых на работников социальной сферы, в процессе непосредственного общения с людьми.

   Это, прежде  всего:

  • оказывать помощь индивидам и группам, осознавать и устранять затруднения личного,
  • социального, экологического и духовного характера, неблагоприятно влияющие на них;
  • помогать людям справляться с этими затруднениями путем поддерживающего,
  • реабилитирующего, защитного или корректирующего воздействия;
  • защищать беспомощных в соответствии с законом, прибегая к использованию власти;
  • способствовать более широкому использованию каждым клиентом собственных
  • возможностей для социальной самозащиты;
  • использовать все средства и источники для социальной защиты нуждающихся в этом людей и
  • др.

 

   Рассматриваемый  круг задач со всей определенностью  показывает, что они включают  в себя широчайший диапазон  тех навыков и умений, которые  потребуются социальным работникам  для их выполнения.

   Если рассмотреть  в контексте с задачами социальной  работы, круг основных обязанностей, которые должен выполнять социальный работник как профессионал, то в основном это выглядит следующим образом:

  • создавать и поддерживать рабочую обстановку и атмосферу;
  • выявлять и преодолевать негативные чувства, которые влияют на людей и на него самого;
  • опознавать и преодолевать в отношениях с людьми агрессию и враждебность;
  • содействовать предоставлению физической заботы нуждающимся и престарелым;
  • наблюдать, понимать и интерпретировать поведение и отношения между людьми;
  • общаться вербально и письменно;
  • организовывать и вести беседу в различных обстоятельствах;
  • вести переговоры, выступать по радио и т.д.

 

   III Поле деятельности социального работника очень широко:

    1)  в микрорайонах  и на предприятиях он выявляет  лиц, нуждающихся в социально-медицинской, юридической, психологической, материальной помощи;

    2) содействует  интеграции деятельности различных  государственных организаций и  учреждений по оказанию социально-экономической  помощи населению;

    3)    помогает  в семейном воспитании;

    4)   проводит  работу с пенсионерами, инвалидами, детьми;

    5)    участвует  в работе по созданию центров  социальной помощи, социальной реабилитации;

    6) работает  с несовершеннолетними правонарушителями  и людьми, вернувшимися из заключения и т.д.

   Социальный работник  сегодня не только человек,  оказывающий помощь определенным  неблагополучным людям и семьям, но и в определенной степени   политик и общественный деятель,  участвующий в реформировании  социальной политики и законов,  направленных на достижение благосостояния всего общества.

   Для выполнения  этой многоплановой деятельности  социальный работник должен быть  готов выступать в разных качествах,  играть множество ролей.

   По мнению Тиэра  и Макфитерса, социальный работник  должен выполнять не менее 11 ролей:

— полевой работник;

— брокер;

— адвокат;

— мобилизатор;

— корректировщик поведения;

— учитель;

— помогающий;

— консультант;

— менеджер по информации;

— администратор;

— оценщик.

   Хотя этот перечень  далеко не полон, он дает  некоторое представление о разнообразии ролей социального работника и широком поле его деятельности.

   Рассматриваемые  задачи социальной работы, роли, функции и обязанности социального  работника не исчерпывают всей  его деятельности, но они позволяют  проследить и выявить главную, стержневую идею, как бы объединяющую все остальные слагаемые трудной и крайне необходимой ныне профессии социального работника, а именно умение, желание идти к людям, находить формы общения с ними, чтобы помочь им.

   Т.е. общение  выступает как одна из главных ролей социального работника. При этом общение происходит на разных уровнях: социальный работник как представитель государства, оказывающий помощь членам общества; социальный работник-группа, и наконец, социальный работник и клиент. Последнее наиболее значимо, т.к. в конечном счете самым главным является конкретный человек.

Информация о работе Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов