Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 19:13, курсовая работа
Актуальность темы. На современном этапе своего развития Россия продолжает сталкиваться с различными социальными проблемами. К их числу можно отнести безработицу, распространение алкоголизма и наркомании, неконтролируемую миграцию и другие последствия социальных и экономических реформ. Являясь главным субъектом управления, российское государство должно решать актуальные проблемы социальной сферы. Свои функции оно реализует через органы власти. К одной из таких функций можно отнести социальное планирование. Социальное планирование можно отнести к четырем основным функциям органов власти, среди которых также находятся организация, мотивация и контроль.
Введение……………………………………………………………………………3
1 Теоретические основы социального планирования
1.1 Понятие и сущность социального планирования…………………......6
1.2 Формы и методы социального планирования…………………………11
1.3 Ресурсы и резервы социального планирования……………………….16
2 Социальное планирование в управлении
2.1. Социальное планирование на общегосударственном уровне………..20
2.2. Социальное планирование на региональном уровне…………….…...21
2.3. Социальное планирование на предприятиях…………………….…....25
Заключение………………………………………………………………………...27
Список использованных источников…………………………………………..29
ОГЛАВЛЕНИЕ
стр.
Введение…………………………………………………………
1 Теоретические основы социального планирования
1.1 Понятие и сущность социального планирования…………………......6
1.2 Формы и методы социального планирования…………………………11
1.3 Ресурсы и резервы социального планирования……………………….16
2 Социальное планирование в управлении
2.1. Социальное планирование на общегосударственном уровне………..20
2.2. Социальное планирование на региональном уровне…………….…...21
2.3. Социальное планирование на предприятиях…………………….…....25
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников…………………………………………..29
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. На современном этапе своего развития Россия продолжает сталкиваться с различными социальными проблемами. К их числу можно отнести безработицу, распространение алкоголизма и наркомании, неконтролируемую миграцию и другие последствия социальных и экономических реформ.
Являясь главным субъектом управления, российское государство должно решать актуальные проблемы социальной сферы. Свои функции оно реализует через органы власти. К одной из таких функций можно отнести социальное планирование.
Социальное планирование
можно отнести к четырем
В совокупности они позволяют целенаправленно и системно осуществлять управление социальной сферой, системно, с учетом перспективы, применять различные методы и инструменты текущего регулирования.
Социальное планирование является основной социально-экономической базой нормального бюджетного процесса, позволяет более точно определить роль бюджета в социальном развитии страны и региона, конкретные источники бюджетных доходов и направления бюджетных расходов по всем статьям бюджетных классификаций, что и определяет актуальность нашей работы.
Для осуществления социального планирования необходимо наличие определенных условий. Во-первых, система государственного регионального управления должна быть способна не только разработать планы, но и обеспечить их реализацию. Во-вторых, необходима современная информационная база. Все это присутствует в Российской Федерации.1 Степень научной изученности. Вопросам исследования социального планирования посвящено множество работ. В основном, материал, изложенный в учебной литературе носит общий характер, а в многочисленных монографиях по данной тематике рассмотрены более узкие вопросы и проблемы. Однако требуется учет современных условий при исследовании проблематики обозначенной темы.
Для более подробного изучения данной темы мне помогли такие учебные пособия как: «Социология управления» (Граждан В.Д.). В нем рассматриваются наиболее важные проблемы современной социологии управления, ее специфика, основные категории и парадигмы. В учебнике акценты делаются на актуальных моментах становления данной науки. Анализируется деятельность как источник и предпосылка управления, роль содержания и формы в возникновении управления, механизмы формирования управления, органы управления человеческой деятельностью, всеобщие носители деятельности и управления, использование социальных законов в управлении, эмпирические исследования в социологии управления; «Теория социального управления» (Щёкин Г.В.) в данной монографии предпринята попытка комплексного освещения проблем управления в русле социальных наук и культурно-исторического подхода. Рассмотрены основные социальные законы и закономерности социального управления, концепции власти и научные школы мирового менеджмента, предмет и содержание науки управления, ее основные принципы и методы. Предложен системный подход к управлению социальными системами, даны дифференцированные определения основных понятий управления и его классификация.
Объектом исследования является социальное планирование.
Предметом исследования выступает формы и методы социального планирования в управлении.
Цель курсовой работы состоит подробном изучении форм и методов социального планирования в управлении.
В соответствии с указанной целью поставлены и решаются следующие задачи:
Данная работа состоит из введения, двух глав, каждая из которых подразделена на три подпункта, заключения и списка литературы.
Во введении указаны: актуальность темы, степень научной разработанности, объект, предмет, цели и задачи курсовой работы.
В первой главе даются основные характеристики социального планирования.
Во второй главе раскрывается степень важности социального планирования в управлении.
В заключении делаются основные выводы, опирающиеся на поставленные задачи.
В списке литературы указаны источники информации, использованные по данной теме курсовой работы.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
Каждое государство, заботясь о перспективах своего населения, постоянно планирует и реализует всевозможные программы социального развития. Важным в этом процессе является то, чтобы средства и методы, используемые в социальном развитии общества, соответствовали его нуждам и потребностям. В связи с этим возникает необходимость научной обоснованности, системе критериев социальных потребностей в государстве или определенном регионе. Все социальные преобразования должны проходить проверку на эффективность и целесообразность. Обеспечить такую обоснованность может социальное планирование.
Социальное планирование - форма регулирования социальных процессов в обществе, связанных с жизнедеятельностью населения. Главной задачей социального планирования является оптимизация процессов экономического и социального развития, повышение социально-экономической эффективности.2
Объектом социального планирования являются социальные отношения на всех уровнях, включая социальную дифференциацию, социальную структуру; качество и уровень жизни населения, в т. ч. уровень реальных доходов в целом и по социальным группам; качество и уровень потребления; обеспеченность жильем, его комфортность; обеспеченность населения важнейшими видами благ и услуг; развитие образования, здравоохранения, культуры; определение объема данных услуг, предоставляемых населению на платной и бесплатной основе, и др.
Социальное планирование,
начиная с середины 50-х гг. XX в.
являлось важнейшим элементам
Большой опыт социального планирования был накоплен в СССР, однако планирование носило в тех условиях директивный характер.
Социальное планирование имеет многоуровневый характер: общегосударственный, региональный, уровень предприятия (фирмы).
Социальное планирование сосредоточенно на техническом процессе решения социальных проблем. Основу этой модели, которая опирается на программное развитие, представляет рациональный, тщательно спланированный и контролируемый процесс изменений, предназначенный для обеспечения услугами членов общества или определенного территориального органа.
Так как планирование является и наукой, и деятельностью, то метод нужно понимать не только как способ осуществления, но и как способ разработки программ или задач.
Общие методы планирования характеризуются тем, на какие объективные законы развития общества опираются возможные способы реализации целей, на что они направлены и в каких организационных формах воплощаются. 3
Долгое время ведущим
методом планирования являлся балансовый,
который возник как способ обеспечения
связей между потребностями общества
и его возможностями при
Научность социального планирования во многом зависит от использования нормативного метода. Его требования служат основой для составления показателей социального развития на различных уровнях социальной организации общества. Именно нормативы позволяют осуществить расчеты и обосновать реальность плановых заданий, определить ориентиры для развития многих общественных процессов.
Аналитический метод соединяет в себе анализ и обобщение. Его сущность сводится к тому, что в ходе планирования социальный прогресс расчленяется на составные части и на этой основе определяются направления реализации намеченной программы.
Все большее значение приобретает метод вариантов, суть которого заключается в определении нескольких возможных путей решения социальных задач при наличии возможно более полной и достоверной информации. Его разновидностью является метод вариантных приближений: вначале на базе имеющихся исходных данных определяется возможный путь в порядке первого приближения, а затем производятся последовательные уточнения. Применение этого метода связано с поиском оптимального варианта решений той или иной социальной задачи, с правильным выбором приоритетов.
Комплексный метод представляет собой разработку программы с учетом всех главных факторов: материальных, финансовых и трудовых ресурсов, исполнителей, сроков. Его применение предполагает соблюдение следующих требований: определение темпов и пропорций развития социального процесса, его статистической и динамической модели и выработка основных показателей плана.
В социальном планировании все шире стал применяться проблемно-целевой метод, который обычно связан с решением ключевых неотложных задач общественного развития вне зависимости от ведомственной их принадлежности.
Широкое признание получил социальный эксперимент, в ходе которого уточняется механизм действия объективных законов и особенности их проявления на базе одного или нескольких социальных институтов. Полученные выводы помогают скорректировать ход развития планируемого процесса, проверить на практике прогнозируемые положения и выводы.
Важное место в социальном
планировании занимают экономико-математические
методы. Такое название в известной
форме условно. В действительности
речь идет о количественном анализе
при использовании уже
В настоящее время количественный анализ опирается на такие методы, как линейное программирование, моделирование, многофакторный анализ, теория игр и т.д. Но всем этим формально-логическим количественным процедурам отводится роль специфического инструмента, необходимого для решения различных задач.
В теории и методологии планирования важно уметь применять количественные характеристики. Ведь формальная логика (и математика соответственно) - средство получения новых знаний. Но практическая реализация этих знаний требует не только истинности в математическом значении, но и правильной интерпретации результатов. Только на основе комплексного использования этих методов планирования с помощью количественного анализа возможна выработка оптимального решения. Количественный анализ всегда необходимо сопоставлять со здравым смыслом, чтобы не было абсолютизации количественных характеристик. Таким образом, количественный анализ и экономико-математический инструментарий играют важную, но не самодовлеющую роль в планировании. Они нуждаются в постоянном развитии и совершенствовании, в постоянном соотнесении их результатов с социальными целями общества.
Как нам известно, сущность государства проявляется в его функциях, которые являются основными направлениями деятельности государства. Функции органов власти делятся на внутренние (хозяйственно-организаторская, культурно-воспитательная, регулирование меры производства и потребление, охрана всех форм собственности, правопорядка, природы и окружающей среды, борьба с преступностью, защита прав и свобод граждан и др.) и внешние (борьба за мир и мирное сосуществование, содружество с другими странами, защита родины, суверенитета и независимости государства, участие государства в гуманитарных международных, культурных связях и др.). 4
Социальное планирование
можно отнести к разряду