Социальное поведение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 17:30, контрольная работа

Краткое описание

Социальное поведение (англ. Social behavior) — поведение, выражающееся в совокупности поступков и действий индивида или группы в обществе и зависящее от социально-экономических факторов и господствующих норм.
Изучением социального поведения человека занимается такая сравнительно молодая научная дисциплина как социальная психология.
Социальное поведение присуще также и многим общественным животным (например, приматам, пчелам) изучением которого занимаются этологи, зоопсихологи и др. специалисты.

Содержание

Введение 3
1. Социальное поведение личности 3
2. Социальное поведение и социальный контроль 7
3. Девиантное поведение 12
Заключение 16
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Контр Социология.docx

— 40.02 Кб (Скачать файл)

ГОУ ВПО  «БАШКИРСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ  СЛУЖБЫ

И УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН» 
 

Кафедра политологии, социологии и философии 
 

Направление 080200.62 «Менеджмент»

Профиль «Государственное и муниципальное  управление» 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

«Социальное поведение» 
 
 

Преподаватель        И.С. Иткина 

Студент I курса,

на базе ВПО (заоч.)       Р.А. Сулейманов 
 
 
 

Уфа 2012

 

    СОДЕРЖАНИЕ

     Введение          3

  1. Социальное поведение личности     3

    2.   Социальное поведение и социальный контроль             7

  1.     Девиантное поведение                          12

     Заключение         16

        Список использованных источников                                18 

 

               ВВЕДЕНИЕ

    Социальное  поведение (англ. Social behavior) — поведение, выражающееся в совокупности поступков и действий индивида или группы в обществе и зависящее от социально-экономических факторов и господствующих норм.

      Изучением социального поведения  человека занимается такая сравнительно  молодая научная дисциплина как  социальная психология.

      Социальное поведение присуще  также и многим общественным  животным (например, приматам, пчелам) изучением которого занимаются  этологи, зоопсихологи и др. специалисты.

  Социальное поведение у животных Николас Тинберген (N.Tinbergen) определяет как взаимодействие между особями одного и того же вида, специально подчеркнув, что не всякая групповая активность будет социальной. Так, например, бегство животных от лесного пожара не является “социальным поведением”, это реакция вызванная инстинктом самосохранения.

  

  1. Социальное поведение личности
 

   Система ценностей как основа социальной деятельности индивида

     Нормы, сложившиеся в обществе, являются высшим выражением его системы ценностей (господствующие представления о  том, что считать хорошим, правильным или желательным). Разница между  ценностями и нормами заключается  в том, что ценности - это абстрактные, общие понятия, в то время как  нормы - это правила или руководящие  принципы поведения для людей  в ситуациях определенного рода. Система ценностей, сложившаяся в обществе играет важную роль, так как она влияет на содержание норм.

     Философами  ценность рассматривается как категория, указывающая на человеческое, социальное и культурное значение определенных явлений действительности, которые  оцениваются в плане добра  и зла, истины и неистины, красоты и безобразия, допустимого и запретного, справедливого и несправедливого и т. п.; способы и критерии, на основании которых оцениваются соответствующие явления (установки, оценки, запреты, цели или проекты).

     Система ценностей формировалась на протяжении многих столетий под влиянием ряда религиозных, этических, нравственных, художественных, политических, классовых, национальных и других факторов. Субъектами ценностных отношений являются конкретный человек (индивид, личность), небольшая  контактная группа людей, большая неконтактная социокультурная группа людей, “частичный субъект” и человечество в целом как “совокупный объект”.

     Ценности  и ценностные ориентации выполняют  различную роль на конкретных этапах жизненного пути человека. Так, в юности происходит наиболее интенсивное их формирование, предварительное самоопределение  личности, «теоретическое осмысливание ценностей общества». В среднем  возрасте человек характеризуется  наибольшей социальной отдачей на основе устоявшихся ценностных представлений, их углубления и совершенствования. В этом возрасте человек проявляет  наибольшую самостоятельность в  социальной, культурной, профессиональной, семейной сферах. Происходит конкретизация  основных потребностей, мировоззрения, стабилизация самооценки. Это возраст  максимальной требовательности к себе. В период старости, когда личность частично или полностью выключается  из общественного производства, а  интеллектуальное и эмоциональное  развитие продолжается, именно от разнообразия интересов и ценностных предпочтений, которые сформировались в юности и прошли коррекцию в зрелом возрасте, зависит степень освоения нового положения, понимания себя и своей роли в обществе. Однако, при всех изменениях личности, связанного с накоплением ею жизненного опыта, широтой и глубиной её переживаний, характером знаний, навыков и умений, сформированного мировоззрения, усвоенных норм поведения, ценностные ориентации придают личности качественную определенность, устойчивость, цельность. Роль ценностей в жизни, как отдельного индивида, так и общества в целом чрезвычайно велика. В соответствии с ними происходит отбор информации в процессе общения, устанавливаются социальные отношения, формируются аффекты (эмоции и чувства), навыки взаимодействия и т.д. Таким образом, ценность не есть вещь, а есть отношение к вещи, явлению, событию, процессу и т.п. Ценности имеют огромное значение в любой культуре, поскольку определяют отношения человека с природой, социумом, ближайшим окружением и самим собой. В человеческом сознании существует одновременно множество ценностей, поэтому вполне оправданно говорить о системе ценностей, поскольку ценности существуют не хаотично, они определенным образом упорядочены по отношению друг к другу. Осваивая ценности окружающего мира, человек опирается на устоявшиеся в его культуре традиции, нормы, обычаи и постепенно формирует систему основополагающих и общепринятых ценностей, служащих ему руководством в жизни. На этой основе в каждой культуре складывается своя система ценностей, отражающая ее специфическое положение в мире. Система ценностей обыкновенно представляет собой иерархию, в которой ценности располагаются по нарастающей значимости. Благодаря этой системе обеспечиваются целостность данной культуры, ее неповторимый облик, необходимая степень порядка и предсказуемости.

     Ценности  в жизни каждого человека имеют  разное значение. Поэтому одни люди являются приверженцами ценностей  коллектива, а другие -- ценностей индивидуализма. Так, человек в США в первую очередь считает себя индивидом, а уж потом членом социума, в то время как во многих других странах, таких, как Япония, люди в первую очередь считают себя членом социума и только потом индивидом. Этническому поведению человека предшествуют мотивы, которые основаны на этнических ценностях группы. Поэтому, любое поведение, протекающее по этой схеме, будет ценностно ориентировано. В связи с этим необходимо рассмотреть категорию ценностная ориентация. Ценностная ориентация, выражая внутренний мир личности, выполняет организующую, направляющую, регулирующую индивида роль. Она приписывает человеку определенные нормы, правила, принципы поведения, соответствующие тому социальному окружению, в котором протекает его деятельность. На принятие решения, которое в дальнейшем определяет поведение индивида, оказывают влияние различные факторы. Решающее значение среди них, несомненно, имеют ценностные ориентации. Именно они организуют поведение личности по отношению к предметам объективного мира, и себя как члену общества. Под ценностными ориентациями личности понимаются стратегические доминанты её поведения, как во временном, так и в ценностном пространстве. Они определяют жизненный путь личности на достаточно длительных отрезках индивидуальной биографии и по всему объему наиболее значимых детерминант линии её поведения. То есть ценностные ориентации являются категорией, прежде всего, личностного плана. Они детерминируют поведение личности в социальной сфере. Они являются важным структурным компонентом личности, играющим в ее жизнедеятельности организующую, направляющую и регулятивную роль. Для общества система устойчивых ценностных ориентаций личности является показателем того, что можно ожидать от неё. Систему ценностных ориентаций личности формируют ценности, присущие данной культуре.

     Разделяемые индивидами или группами людей ценности служат масштабом оценки поступков  с точки зрения их соотнесения  с данной системой ценностей. То есть ценность является категорией как индивид уального, так как и социального плана. Она является связующей нитью между обществом и индивидом. Ценность определяет, формирует ценностные ориентации, ибо ценностные ориентации - это своего рода направленность индивида на те или иные ценности данного общества, данной культуры. В процессе становления системы ценностей, при движении от низшего полюса к высшему полюсу развития люди в своих жизненных ориентациях расходятся по трём взаимно противоположным направлениям. В одном случае общество полностью овладевает индивидом, поглощает его целиком, и цели его жизни становятся социально-значимыми. В другом случае органическая природа индивида столь сильна, что превозмогает социальное воздействие, не позволяет подчиниться социальному порядку и животная природа человека подчиняет его личность страстью к наслаждениям. В третьем случае "осознавшая себя индивидуальность" концентрирует все свое внимание на самое себя; смыслом жизни человека становится безграничный внутренний мир "Я". 

  1. Социальное  поведение и социальный контроль
 

     C термином “поведение” в науке  связывается активность, система  действий, которая состоит в адаптации,  в приспособлении к уже имеющейся  наличной среде, притом у животных  только к природной, а у человека -- и к социальной. Эта адаптация осуществляется на основе определенных биологически или социально заданных программ, исходные основания которых не подвергаются пересмотру или перестройке. Типичным примером социального поведения является, скажем, адаптация, приспособление к окружающей социальной среде путём следования принятым в этой среде обычаям, правилам и нормам.

     Адаптивное  поведение представляет собой “закрытую” систему отношения к действительности, пределы которого ограничены данной социальной или природной средой и заданным набором возможных  действий в этой среде, определенными  жизненными стереотипами и программами. Присущей только человеку формой отношения  к действительности является деятельность, которая, в отличие от поведения, не ограничивается приспособлением  к существующим условиям  природным  или социальным, а перестраивает, преобразует их. Соответственно такая деятельность предполагает способность к постоянному пересмотру и совершенствованию лежащих в ее основании программ. Люди выступают при этом не просто исполнителями заданной программы поведения хотя бы и активными, находящими новые оригинальные решения в рамках ее осуществления, а создателями, творцами принципиально новых программ действий. В случае адаптивного поведения при всей его возможной активности и оригинальности цели действий, в конечном счёте, заданы, определены; активность же связана с поиском возможных средств достижения этих целей. Иными словами, приспособительное поведение целенаправленно, целесообразно.

     Для достижения жизненных целей и  при реализации отдельных задач  человек может использовать два  типа поведения. Обычно эти типы поведения  обозначаются как "естественное" и "ритуальное"

     Различия  между ними на первый взгляд совершенно незаметны, но имеют принципиальный характер. Естественное поведение индивидуально-значимо и эгоцентрично: оно всегда направлено на достижение индивидуальных целей и адекватно им. Поэтому для человека в ситуации осуществления такого поведения не стоит вопрос о соответствии целей и средств. Цель может и должна быть достигнута любыми средствами. Рассогласование между целями и средствами их достижения и позволяет выделить естественное эгоцентрическое поведение в особую форму. Оно социально нерегламентируемо, принципиально аморально, точнее "бесцеремонно". Оно носит натуральный, природный характер, поскольку обращено к обеспечению органических потребностей.

     В обществе "натуральное" эгоцентрическое  поведение запрещено. Несмотря на имманентный  характер социальной жизни, она всегда базируется на конвенции и взаимных уступках со стороны всех индивидов. Но поведение уступок - ритуальное, "церемонное" - это индивидуально-неестественное поведение, хотя именно благодаря такому поведению общество существует и  воспроизводится.

     Ритуал  во всем многообразии форм - от этикета  до церемонии - настолько глубоко  пронизывает всю социальную жизнь, что мы попросту не замечаем, что  живем в сплошном поле ритуальных взаимодействий. (Наоборот, в силу того, что "натуральное" поведение запрещено, мы способны отмечать самые мельчайшие его проявления у другого).

     Благодаря ритуальному поведению человек  как бы пребывает в колыбели социального  благополучия: поминутно он убеждается, что положение дел сохраняется, а его социальный статус незыблем. Ритуальное поведение - средство обеспечения  стабильности социальной структуры. И  всякий человек, реализующий формы  ритуального поведения, тем самым  осуществляет деятельность по обеспечению  социальной устойчивости. Общество нуждается  для этого в значительных усилиях, коль скоро столь велика доля ритуала  в пуле повседневного поведения.

     Но  общество не отменяет и естественного  эгоцентрического поведения, да оно  и не может его отменить. Более  того, поскольку "натуральное" поведение  адекватно по целям и неразборчиво в средствах, оно оказывается  всегда "энергетически" более  выгодным для индивида, нежели ритуальное поведение в соответствии с внешними правилами. Поэтому социальные механизмы - прежде всего механизмы социализации - направлены на то, чтобы преобразовать формы "натурального" поведения в различные формы ритуального поведения. Естественно, что всегда, когда существует необходимость замещения одной формы другой, нужны специальные социальные механизмы с функциями поддержки, контроля и наказания. Такие социальные механизмы развиты в любом обществе. И основными среди них являются институты социализации.

     Социализация  касается прежде всего индивида. Это индивидуальный процесс. Но он протекает всегда под бдительным оком общества, окружающих его людей. Если контроль осуществляется отдельным человеком, то он носит индивидуальный характер, а если целым коллективом семьей, группой друзей , учреждением или социальным институтом, то приобретает общественный характер и называется социальным контролем.

     Основная задача социального контроля создание условий для устойчивости той или иной социальной системы, сохранение социальной стабильности и в то же время для позитивных изменений. Это требует от контроля  большой гибкости, способности распознавать отклонения от социальных норм деятельности: дисфункциональные , приносящие обществу вред и необходимые для его развития , которые следует поощрять.

Информация о работе Социальное поведение