Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 17:30, контрольная работа
Социальное поведение (англ. Social behavior) — поведение, выражающееся в совокупности поступков и действий индивида или группы в обществе и зависящее от социально-экономических факторов и господствующих норм.
Изучением социального поведения человека занимается такая сравнительно молодая научная дисциплина как социальная психология.
Социальное поведение присуще также и многим общественным животным (например, приматам, пчелам) изучением которого занимаются этологи, зоопсихологи и др. специалисты.
Введение 3
1. Социальное поведение личности 3
2. Социальное поведение и социальный контроль 7
3. Девиантное поведение 12
Заключение 16
Список использованных источников
Социализация, формируя наши привычки, желания и обычаи, является одним из основных факторов социального контроля и установление порядка в обществе. Она облегчает трудности при принятии решений, подсказывая, как одеваться, как вести себя, как действовать в той или иной жизненной ситуации. При этом любое решение, идущее вразрез с тем, которое принимается и усваивается в ходе реализации, кажется нам неуместным, незаконным и опасным. Именно таким путем осуществляется значительная часть внутреннего контроля личности за своим поведением.
Социальный
контроль помогает сохранить живую
ткань социальных отношений и
представляет собой особый механизм
поддержания общественного
Социальные нормы это предписания о том, как правильно надо себя вести в обществе. Социальные санкции средства поощрения или наказания, стимулирующие людей соблюдать социальные нормы.
Социальные нормы различаются масштабом. Одни нормы возникают и существуют только в малых группах компании друзей, рабочие коллективы, семьи, спортивные команды. Другие нормы возникают и существуют в больших группах или в обществе в целом и называются “общими правилами“, а не “групповыми привычками“. К “общим правилам “ относятся обычаи, традиции, нравы, законы, этикет, манеры поведения, которые присущи определенной социальной группе.
Все социальные нормы можно классифицировать в зависимости от того, насколько строго соблюдается их исполнение. За нарушение одних норм следует очень слабое наказание неодобрение, ухмылка, недоброжелательный взгляд. За нарушение других норм следуют очень сильные санкции изгнание из страны, смертная казнь, тюремное заключение. Строже всего карается нарушение табу и юридических законов ( например, убийство человека, разглашение государственной тайны ), мягче всего отдельные виды групповых привычек, в частности семейные.
В системе социального контроля ключевую роль выполняют санкции. Вместе с ценностями и нормами они составляют его механизм. Сами по себе нормы ничего не контролируют. Поведение людей контролируют другие люди на основе норм, которые как ожидается , будут соблюдаться всеми. Соблюдение общепринятых норм делает наше поведение предсказуемым. Санкции так же предсказуемы и общеприняты. Каждый из нас знает, что за выдающиеся научное открытие ожидает официальная награда, а за тяжкое преступление тюремное заключение. Санкции также вносят в поведение элементы предсказуемости. Когда мы ожидаем от другого человека определенного поступка, то надеемся, что он знает, не только норму , но и следующую за ним санкцию .
Таким
образом, нормы и санкции соединены
в единое целое. Если у какой - то
нормы отсутствует
В
зависимости от способа вынесения
санкций коллективного или индивидуального
социальный контроль может быть внешним
и внутренним. Внутренний контроль еще
называют самоконтролем: индивид самостоятельно
регулирует свое поведение, согласовывая
его с общепринятыми нормами. В процессе
социализации нормы усваиваются настолько
прочно, что люди, нарушая их, испытывают
чувство неловкости или вины. В таких случаях
говорят о муках совести. Совесть проявление
внутреннего контроля.
Оценка любого поведения подразумевает его сравнение с какой-то нормой. Нестандартное, отклоняющееся от нормы поведение часто называют девиантным.
Девиантное поведение подразделяется на две группы:
1. Поведение, отклоняющееся от нормы психического здоровья, т.е. наличие у человека явной или скрытой психопатологии, эту группу составляют лица: астеники, шизойды, эпилептойды и лица с акцентуированным характером.
2. Поведение, отклоняющееся от морально-нравственных норм человеческого общежития и проявляется, в разных формах социальной патологии - пьянство, наркомания, проституция и пр. Это поведение выражается в форме проступков или преступлений. К основным субъектам девиантного поведения можно отнести лиц, страдающих определенными формами психической патологией и склонных на этой основе к аморальному поведению, попыткам членовредительства и самоубийствам.
Существуют общие причины девиантного поведения для всех групп «риска»:
1. Социальное неравенство. Это находит выражение в низком, подчас нищенском уровне жизни большей части населения, в первую очередь молодежи; в расслоении общества на богатых и бедных; безработица, инфляция, коррупция и т.д.
2. Морально-этический фактор девиантного поведения выражается в низком морально-нравственном уровне общества, бездуховности, психологии вещизма и отчуждении личности. Жизнь общества с рыночной экономикой напоминает базар, на котором все продается и все покупается, торговля рабочей силой и телом является рядовым событием. Деградация и падение нравов находят свое выражение в массовой алкоголизации, бродяжничестве, распространении наркомании, «продажной любви», взрыве насилия и правонарушениях.
3. Окружающая среда, которая нейтрально-благосклонно относится к девиантному поведению. Молодые девианты в большинстве своем выходцы из неблагополучных семей.
Неблагоприятные условия жизни и воспитания в семье, проблемы овладения знаниями и связанные с этим неудачи в учебе, неумение строить взаимоотношения с окружающими и возникающие на этой основе конфликты, различные психофизические отклонения в состоянии здоровья, как правило, ведут к кризису большой гибкости, способности распознавать отклонения от социальных норм деятельности: дисфункциональные, приносящие обществу вред и необходимые для его развития.
Суицид
- это сознательное лишение себя
жизни или попытка к
Основные факторы социального контроля за девиантным поведением:
Методы и средства социального контроля должны быть адекватны конкретным видам девиантного поведения. Основным средством социального контроля должно стать удовлетворение различных потребностей и интересов лиц, склонных к «ненормальному» поведению. Так, научное, техническое и другие виды творчества могут служить серьезной альтернативой разным формам противоправного и аморального поведения. Существенное сужение репрессивных мер воздействия. Лишение свободы приводит личность к социальной и нравственной деградации и может использоваться лишь как крайняя мера воздействия. Создание гибкой и разветвленной системы социальной помощи, включающие государственные, общественные, благотворительные и иные структурные звенья.
Нравственное вознаграждение и духовное развитие граждан на принципах общечеловеческой морали и духовных ценностей, свободы совести и слова, индивидуального поиска смысла жизни (кризис духа или утрата смысла жизни - важный фактор девиантного поведения). Создание «институтов согласия» и «институтов посредничества», которые бы принимали на себя функции уголовного и административного правоприменения сообразно тяжести проступка или преступления, личности правонарушителя, условиям совершения противоправного деяния.
Подготовка
и переподготовка кадров, которые
были бы способны работать с представителями
«социального дна»: работников правоохранительных
органов, особенно специализирующихся
на работе с молодыми правонарушителями
в местах лишения свободы; социальных
педагогов и социальных психологов;
врачей-наркологов и социальных работников
- всех тех, кто уже сегодня работает
в контактной зоне с девиантами.
Заключение
В данной работе открыт вопрос социального поведения личности в обществе, а также возможные отклонения от норм поведения.
Жизненный путь индивидуума основан на познавании окружающего его мира и определении (выделении) в нем своей роли, ценностей и ценностных ориентаций. В юности происходит наиболее интенсивное их формирование, предварительное самоопределение личности, «теоретическое осмысливание ценностей общества». Осваивая ценности окружающего мира, человек опирается на устоявшиеся в его культуре традиции, нормы, обычаи и постепенно формирует систему основополагающих и общепринятых норм, служащих ему руководством в жизни.
Ценностная ориентация, выражая внутренний мир личности, выполняет организующую, направляющую, регулирующую индивида роль. Она приписывает человеку определенные нормы, правила, принципы поведения, соответствующие тому социальному окружению, в котором протекает его деятельность. На принятие решения, которое в дальнейшем определяет поведение индивида, оказывают влияние различные факторы. Решающее значение среди них, несомненно, имеют ценностные ориентации. Именно они организуют поведение личности по отношению к предметам объективного мира, и себя как члену общества.
Социальный
контроль помогает сохранить живую
ткань социальных отношений и
представляет собой особый механизм
поддержания общественного
Все социальные нормы можно классифицировать в зависимости от того, насколько строго соблюдается их исполнение. За нарушение других норм следуют очень сильные санкции изгнание из страны, смертная казнь, тюремное заключение. Таким образом, нормы и санкции соединены в единое целое. Если у какой - то нормы отсутствует сопровождающая его санкция, то она перестает регулировать реальное поведение. Она становится лозунгом, призывом, воззванием, но она перестает быть элементом социального контроля .
Примерно на 70 % социальный контроль осуществляется за счет самоконтроля. Чем выше у членов общества развит самоконтроль, тем меньше этому обществу приходиться прибегать к внешнему контролю. И наоборот, чем меньше у людей развит самоконтроль, тем чаще приходится вступать в действие институтам социального контроля, в частности, армии, судам, государству. Чем слабее самоконтроль, тем жестче должен быть внешний контроль.
В
третьей главе я осветил
Определил общие причины девиантного поведения:
Проблема
девиантного поведения находится в центре
внимания с начала возникновения социологии.
Эмиль Дюркгейм, написавший, ставшую классической,
работу «Самоубийство» (1897), считается
одним из основоположников современной
девиантологии.
Список использованных источников
1. Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации: Учебник для вузов (Под ред. А.П. Садохина. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 352с.
2. Кравченко А.И. Введение в социологию.- М., 1994. Гл. 2, § 7;Гл. 4, 5.
3. Павленок П.Д. Основа социальной работы: Учебник М:1998 - 278 с.
4. Радугин А. А., Радугин К. А. Социология. Курс лекций. М., 1999
5. Фролов С. С.. Социология. Учебник. М., 1996
6. Фет А.И. Инстинкт и социальное поведение. Второе издание, 2008 год. Издательский дом «Сова»
7. Хагуров Т.А. Введение в современную девиантологию /учебное пособие/-
Ростов-на-Дону, 2003. 343с.