Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 21:12, контрольная работа
Термин «социология» ввел в научный оборот Огюст Конт в работе «Курс позитивной философии» в 1842г. Это было время крупных открытий в области естественных наук, что повлияло на мировоззрение учёных. О.Конт считал, что новая наука должна рассматривать общество как структурный организм, в котором каждую клеточку нужно исследовать с точки зрения общественного блага.
ГОУ ВПО «БАШКИРСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
И УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН»
Кафедра экономической теории и социально-экономической политики
Направление 080200.62 «Менеджмент»
Профиль «Государственное и муниципальное управление»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
«Социальное поведение»
по дисциплине
«_______________»
Преподаватель
Студент I курса,
на базе ВПО (заоч.)
Уфа 2012
ВВЕДЕНИЕ
Термин «социология» ввел в научный оборот Огюст Конт в работе «Курс позитивной философии» в 1842г. Это было время крупных открытий в области естественных наук, что повлияло на мировоззрение учёных. О.Конт считал, что новая наука должна рассматривать общество как структурный организм, в котором каждую клеточку нужно исследовать с точки зрения общественного блага. В связи с этим всю социологию он разделил на социальную статику и социальную динамику. О.Конт полагал, что законы механики можно использовать в изучении общества[1, с.105].
Становление социологии как науки об обществе ведется с середины прошлого века и связывается с именами Карла Маркса, Маркса Вебера и французского ученого Эмиля Дюркгейма[1, с.115].
В настоящее время социология – одна из самых быстроразвивающихся наук. Её методы, инструментарий берут на вооружение другие науки об обществе: экономика, право, демография. Среди них социология начинает играть примерно ту же роль, которую выполняет математика в естественных науках, так как социологические методы позволяют давать точные количественные оценки многих процессов общественного развития.
Социология – наука о закономерностях становления и развития социальных систем, общностей, групп, личностей, то есть она изучает социальную специфику развития общества. Смелзер считаем, что социология – способ изучения людей. Социологи стремятся выяснить, почему люди ведут себя определенным образом, объединяются по разным признакам и основаниям в группы, поклоняются чему-то, женятся, воруют, голосуют, бастуют и тому подобное.
Социологию можно определить как научное изучение специфики общества и социальных отношений. Это обстоятельство крайне важно подчеркнуть еще и потому, что есть экономическая, политическая, идеологическая специфика развития общества и соответствующие отношения в обществе.
Ролевая теория личности описывает её социальное поведение двумя основными понятиями: «социальный статус» и «социальная роль». Человек может иметь несколько статусов. Но чаще всего только один определяет его положение в обществе. Часто бывает так, что главный, или интегральный, статус обусловлен его должностью (например, директор, профессор). Социальный статус отражается как во внешнем поведении и облике (одежде, жаргоне и иных знаках социальной и профессиональной принадлежности), так и во внутренней позиции (в установках, ценностных ориентациях, мотивациях и т.д.)[2, с.456]
Социологи отличают предписанные и приобретенные статусы. Предписанный – это значит навязней обществом вне зависимости от усилий и заслуг личности. Он обусловливается этническим происхождением, место рождения, семьей и т.д. Приобретенный (достигнутый) статус определяется усилиями самого человека (например, писатель, ученый, директор и т.д.). Выделяются также естественный и профессионально-должностной статусы. Естественный статус личности предполагает существенные и относительно устойчивые характеристики человека (мужчины и женщины, детство, юность, зрелость, старость и т.д.). Профессионально-должностной – это базисный статус личности, для взрослого человека чаще всего являющийся основой интегрального статуса. В нем фиксируется социальное, экономическое и производственно-техническое положение (банкир, инженер, адвокат и т.д.).
Социальный статус обозначает конкретное место, которое занимает индивид в данной социальной системе. Совокупность требований, предъявленных индивиду обществам, образует содержание социальной роли. Социальная роль – это совокупность действий, которые должен выполнять человек, занимающий данный статус в социальной системе. Каждый статус обычно включает ряд ролей. Совокупность ролей, вытекающих из данного статуса, называется ролевым набором. Социальная роль распадается на ролевые ожидания – то, чего согласно «правилам игры» ждут от той или иной роли, и на ролевое поведение – то, что человек реально выполняет в рамках своей роли. Всякий раз, беря на себя ту или иную роль, человек более или менее четко представляет связанные с ней права и обязанности, приблизительно знает схему и последовательность действий и строит свое поведение в соответствии с ожиданиями окружающих.
Социальное поведение попытался систематизировать Токотт Парснс. Он считал, что любая роль может быть описана с помощью пяти основных характеристик:
1. Эмоциональность. Некоторые роли (например, медицинской сестры, врача или полицейского) требуют эмоциональной сдержанности в сетуациях, обычно сопровождающихся бурным проявлением чувств(речь идет о болезни, страдании, смерти).от членов семьи и друзей ожидается менее сдержанное выражение чувств[2, с.457].
2. Способ получения. Некоторые роли обусловлены предписанными статусами-например, ребенка, юноши или взрослого гражданина; они определяются возрастом человека, исполняющего роль. Другие роли завоевываются; когда мы говорим о профессоре, мы имеем в виду такую роль, которая достигается не автоматически, а в результате усилий личности. [2, с.458]
3. Масштаб. Некоторые роли ограничены
строго определенными
4. Формализация. Некоторые роли
предусматривают
5. Мотивация. Разные роли обусловлены различ
Теория ролей хорошо описывает адаптационную сторону процесса социализации личности. Но эту схему нельзя принять за единственную и исчерпывающую, поскольку она оставляет в тени активное, творческое личное начало.
Другой образ личности возник под влиянием идей Зигмунда Фрейда, рассматривающего человека как стремящегося к удовольствию, а общество – как систему запретов , табу.бессознательные (в первую очередь сексуальные) стремления личности образуют ее потенциал и основной источник активности, задают мотивацию ее действиям. В силу невозможности удовлетворения инстиктивных потребностей в их истественно- природной форме из-за социальных нормативных ограничений человек вынужден постоянно искать компромисс между глубинным влечением и общественно приемлемой формой его реализации. Вся человеческая история рассматривается Фрейдом как история нарастающего психоза.
В соответствии с концепцией классического бихевиоризма Уотсона Скиннер исследует поведение организма. Сохраняя двучленную схему анализа поведения, он изучает только его двигательную сторону. Основываясь на экспериментальных исследованиях и теоритическом анализе поведения животных. Скинер формулирует положение о трех видах поведения: безусловнорефлекторном, условнорефлекторноми оперантноц. На основе анализа поведения Скиннер формулирует свою теорию научения. Главным средством формирования нового поведения выступает подкреплениею.Вся процедура научения у животных получила название «последовательного наведения на нужную реакцию». Для разрешения социальных проблем современного общества Б. Скиннер выдвигаетзадачу создания технологии поведения. Технология поведения призвана осуществлять контроль одних людей над другими. Поскольку намерения, желания, самосознание человека не принимаются во внимание в бихевиоризме, средством управления поведением не является обращение к созданию людей. Таким средством выступает контроль за режимом подкреплений, позволяющий манипулировать людьми.
Такие исследователи, как Т. Андорно, К. Хорни и другиенеомарксисты и неофрейдисты, в своих работах обосновали парадоксальный вывод: «нормальная» личность современного общества – это невротик. Давно распались системыобщностей, где были общепринятые устойчивые ценности, и сейчас каждая социальная рольчеловека застовляет его забегая в клуб, в кафе, путешествуя по магазинам, все время менять амплуа и социальные «маски».[1, с.123]
2. Понятие социального поведения
С термином «поведение»в науке связывается активность, система действий, которая состоит в адаптации,в приспособлении к уже имеющейся наличной среде, притом у животных только к природной, а у человека – и к социальной. Эта адаптация осуществляется на основе определенных биологически или социально заданных программ, исходные основания которых не подвергаются пересмотру или перестройки.
Типичным примером социального поведения является скажем, адаптация, приспособление к окружающей социальной среде путем следования принятым в этой среде обычаям, правилам и нормам. Адаптивное поведение представляет собой «закрытую» систему отношения к действительности, пределы которого ограничены данной социальной или придной средой и заданным набором возможных действий в этой среде, определенными жизненными стереотипами и программами.
Присущей только человеку формой отношения к действительности является деятельность, котроя, в отличии от поведения, не ограничивается приспособлением к существующим условиям – придным или социальным, - а перестраивает, преобразует их. Соответственно такая деятельность предпологает способность к постоянному пересмотру и совершенствованию лежащих в ее основании программ. Люди выступают при этом не просто исполнителями заданной программы поведения – хотя бы и октивными, находящими новые оригинальные решения в рамках ее осуществления, - а создателями, творцами принципиально новых программ действий.
В случае адаптивного поведения при всей его возможности активности оригинальности цели действий в конечном счете заданы, определены; активность же связана с поиском возможных средств достижения этих целей. Иными словами, приспособленное поведение целенаправленно, целесообразно. Свобода означает преодоление давление заданных человеку условий – будь то внешняя природа, социальные нормы, окружающие люди или внутренняя ограниченность, - как факторов, детерминирующих его поведение, предполагает способность строить собсвенную программу действий, котроя позволяла бы выйти за рамки предписываемого наличной ситуацией, расширить горизонт своего отношения к миру, вписаться в более широкий контекст бытия.
Взаимодействие индивида и общества с точки зрения социального контроля выявляет его внутреннюю противоречивость. Так, с одной стороны, человек не может обрести свою индивидуальность, приобрести социальные качества и свойства вне или помимо общества. Если индивида нельзя считать продуктом социальной и социально-культурной среды, то его нельзя считать и человеком. С другой стороны, личность не может обрести, развить свою индивидуальность, если будет слепо, автоматически приспосабливаться к образцам культуры. Если человек считать простым слепком социокультурной среды, то его нельзя признать личностью.
Индивидуальное и социальное действия соотносятся как контролируемое и контролирующее. Акт социального (группового) действия, вступая в системе социального контроля в виде реакции на индивидуальное поведение, сам выполняет функцию социального стимула (позитивного или негативного), предопределяющего характер последующих индивидуальных актов, в силу чего эти акты являются реакцией на социальные действия. Эти акты закрепляются в поведении или устраняются из него в зависимости от реакции социальной среды (группы, класса, общества в целом).[3, с.59]
В свою очередь реакция социальной среды на индивидуальное действие зависит от объективно существующей (в морали, в праве, в идеологии и т.д.) социальной шкале оценок, производной от системы ценностей, идеалов, жизненных интересов и устремлений социальной группы, класса, общества в целом. Индивидуальное действие, вступая в социальный мир, получает свое определение извне, его сущность, социальный смысл и значение определяются социальными целями. Социальная оценка индивидуальных действий предопределяется объективно существующим набором их стереотипов, включенных в систему норм, ценностей, идеалов и т.д. подобные, хотя и не формализованные шкалы оценок существуют в морали, профессиональной этике т.д., образуя нормативную структуру соответствующих социальных групп.