Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 21:12, контрольная работа
Термин «социология» ввел в научный оборот Огюст Конт в работе «Курс позитивной философии» в 1842г. Это было время крупных открытий в области естественных наук, что повлияло на мировоззрение учёных. О.Конт считал, что новая наука должна рассматривать общество как структурный организм, в котором каждую клеточку нужно исследовать с точки зрения общественного блага.
Социальное поведение – совокупность внешне необходимых поступков и действий отдельных индивидов и групп их определенная направленность и последовательность, затрагивающая интересы других людей, групп, общностей или всего общества. Обычно под поведением понимается присуще живым существам взаимодействие с окружающей средой, опосредованное из внешней двигательной активностью, а также внутренними потребностями. У человека, в отличии от животных, поведение формируется, развивается и проявляется в условиях общественной жизни, а потом носит социально обусловленный характер, т.е. является социальным.
Поведение представляет собой совокупность извне наблюдаемых поступков и действий отдельных индивидов и их групп, их определенную направленность и последовательность, так или иначе затрагивающие интересы других людей, групп, общностей или всего общества. В поведении проявляются социальные качества человека, особенности его воспитания, культурного уровня, темперамента, характера, его убеждения, потребности, взгляды, вкусы, формируется и реализуется его отношения к окружающей природной и социальной деятельности, к другим людям и к самому себе.
3. Реакции и формы социального поведения
В рамках микросоциологического и психологического анализа поведения наибольшую известность приобрел бихевиористский подход (Э.Торндайк, Д.Уотсон, К.Лешли, Б.Скинер). Его исходной предпосылкой служит признание взаимовлияний поведения человека и события, происходивших в его окружении; связи поступков с тем, что происходит до и после них, а также влияния на поведение непредвиденных обстоятельств.[3, с.86]
Считается, что в основе поведения находятся три различные формы реакции человека на окружающую среду:
Большое внимание осследованию социального поведения уделяется в социологической теории обмена (Дж. Хоманс). Исходной единицей социологического анализа здесь является «элементарное социальное поведение», т.е. непосредственный обмен поведенческими актами между двумя и более индивидами.
Значительный вклад в социологическое изучение поведения людей внесла теория символического взаимодействия (Ч.Купи, Дж.Мид). Согласно ей, основными социальными институтами являются первичные группы (семья, компания сверстников, соседство, местная община). В них происходит формирование личности, её социализация, а поведение индивидов характеризуется тесными интимными, личностными, неформальными связями и взаимодействиями. В поведенческих актах люди служат друг другу своеобразными зеркалами, поэтому наше представление о себе во многом зависит от наших отношений с другими индивидами. Поведение людей – это пассивная реакция на вознаграждение и наказание, поэтому человеческие поступки – это социальное поведение, основанное на коммуникации.
П. Сорокин сравнивал человеческое общество с волнующимся морем, в котором отдельные люди, подобно волнам, своим поведением действуют на окружение себе подобных, обмениваются с ними идеями, художественными образами, волевыми импульсами. Т.Парсонс исследовал поведение людей как взаимодействие социальных субъектов, связанных между собой «системой взаимных ожиданий» в том смысле, что их поступки ориентированы на определенные ожидания партнера. Р. Линтон утверждал, что компонентом целостного поведения человека является социальная роль, поскольку понятие роли относится к таким ситуациям социального взаимодействия, когда регулярно и на протяжении длительного времени воспроизводятся определенные стереотипы социального поведения.[5, с.36]
Социальное поведение в целом рассматривается как преимущественно нормативно регулируемое на основе общепринятых норм поведения. Те виды поведения, которые соответствуют принятым в обществе нормам, обычно характеризуют как «нормальные», а те виды поведения, которые расходятся с этими нормами, называют отклоняющимся, или девивантным, поведением.
Девивантное поведение – это исторически возникающее социальное явление, выражающееся в относительно распространенных, массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным и фактически сложившимся нормам. В самом общем виде под отклоняющимся поведением понимаются поступки и действия людей, вступающие в противоречие с утвердившимися в данном обществе нормами и правилами поведения. [2, с.489]
Различаются две формы отклоняющего поведения:
На этом полюсе находится группа лиц, проявляющих максимально неодобряемое поведение: космополиты, террористы, революционеры, политические эмигранты, предатели, атеисты, преступники, вандалы, бродяги, дистрофики.
В нормально развивающихся обществах и в обычных условиях на каждую из этих групп приходится примерно по 10-15% общей численности населения. 70% населения составляют люди с несущественными отклонениями. Проблема заключается не просто в отклонении от существующих норм, а в отношении общества к нему. В этом плане отклонение может быть социально одобряемым или социально осуждаемым. Во все времена общество пыталось подавлять нежелательные формы человеческого поведения. К ним относили почти равной степени поведение гениев и злодеев, очень ленивых и сверхтрудолюбивых, нищих и богачей. Причина этого заключалась и заключается в том, что резкие отклонения от средней нормы как в положительную, так и в отрицательную стороны грозят стабильности общества, которая во все времена ценилась превыше всего.
Существует три группы теорий отклоняющегося поведения.
Понятие «девиация» в широком смысле подразумевает любые поступки или действия, которые не соответствуют писаным социальным нормам. Девиация в узком смысле относится к нарушению только неписанных норм – неформаольных норм и правил поведения, соблюдение которых не гарантируется правовыми аспектами государства. Они закреплены лишь традициями, обычаями, этикетом, т.е. некоторыми молчаливыми соглашениями (договоренностями) между людьми о том, что считать должным, правильным, прличиствующим поведением. Девивантное поведение (в узком смысле) относительно, т.к. то, что является отклонением для одного человека или группы, может быть привычкой для другого или других. Высший класс общества считает свое поведение нормой, а поведение представителей других классов, особенно низших, - отклонением. Девивантное поведение имеет отношение только к культурным нормам данной группы. [4, с.306]
При нарушении писанных норм имеет место деликвентное поведение – явление, вызванное наличием системы ценностей и норм, отклоняющихся от доминирующих в обществе, при котором правонарушитель определяет свое поведение как правильное. К писаным нормам относятся формально зафиксированные в конституции, уголовном праве и других юридических законах социальные нормы, соблюдение которых гарантируется государством. Деликвентное поведение абсолютно по отношению к законам страны. К нему относятся различные уголовные преступления (воровство, грабежи, убийства и другие).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Обобщенная характеристика социального поведения заключается в том, что это – система социально обусловленных языком и другими знаково-смысловыми образованиями действий, посредством которых личность или социальная группа участвует в общественных отношениях, взаимодействует с социальной средой. В социальное поведение включаются действия человека по отношению к обществу, другим людям и предметному миру. Эти действия регулируются общественными нормами нравственности и права. Субъектом социального поведения выступает личность и социальная группа.
Цель социального поведения личности состоит в конечном итоге в преобразовании окружающей действительности, осуществлении социальных изменений в обществе, социально-психологических феноменов в группе, личностных преобразований самого человека.
Результатом социального поведения являются, в широком смысле слова, формирование и развитие взаимодействий и взаимоотношений личности с другими людьми. В достижении этих результатов исключительная роль принадлежит общению.
Познание себя и отношение к себе как объект и субъекту социального воздействия и социального поведения осуществляется в самосознании личности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ