Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 17:09, контрольная работа
Эти две группы населения как бы выпадают из устойчивой социальной структуры общества.
Люмпен – деклассированные элементы, люди без социальных корней, нравственного кодекса, готовые нерассуждающе повиноваться сильному, то есть обладающему в данный момент реальной властью.
Люмпенизация общества означает увеличение доли этих слоев в населении и распространение психологии люмпенов в условиях социального кризиса.
Введение
Понятие «маргинальность»
Роль маргиналов в формировании социальной структуры общества
Социальная структура маргинальности
Люмпенство
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЕГАЗОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА И БИЗНЕСА
Контрольная работа по дисциплине социологии:
«Социальное явление маргинальности и люмпенства»
Выполнила студентка
группы СТбз-11-1:
Брагина Я.С.
Проверила :
Екимова Е.Ю.
Тюмень 2012
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ
Люмпены и маргиналы.
Эти две группы населения как бы выпадают
из устойчивой социальной структуры общества.
Люмпен – деклассированные элементы, люди
без социальных корней, нравственного
кодекса, готовые нерассуждающе повиноваться
сильному, то есть обладающему в данный
момент реальной властью.
Люмпенизация общества означает увеличение
доли этих слоев в населении и распространение
психологии люмпенов в условиях социального
кризиса.
Маргинал (от французского
Нередко употребляется как негативная
оценка по отношению к люмпенам и изгоям,
а также в позитивном смысле – по отношению
к людям, творчески преодолевающим стереотипы,
устоявшиеся принципы деятельности.
Положительные и отрицательные стороны
маргинальности.
Маргинальность обычно связана с болезненными
психологическими переживаниями. Ее можно
рассматривать как негативное явление.
И действительно, находиться за пределами
общества – это далеко не самое приятное
из того, что есть в жизни. Такое положение
опасно, поскольку человек может начать
чувствовать себя лишним, ненужным.
С другой стороны, именно это положение
может стать толчком, который заставит
человека прилагать усилия и либо приспосабливаться
к обществу, восстанавливать свое положение
в нем, либо изменять общественную структуру.
Маргиналы играют крайне важную роль в
образовании новых социальных общностей
(религиозных, профессиональных и т. д.).
Между возникновением больших масс людей,
по каким-то причинам оказавшихся за пределами
привычного уклада жизни, и появлением
новых социальных образований существует
тесная связь, которая неоднократно отмечалась
социологами.
2.Понятие «маргинальность»
Понятия "маргинальность", "маргиналы" пришли из социологии и политологии. Они
были введены в науку американским социологом Р. Парком в 1928 г. и
использовались сначала для обозначения вполне конкретной этнокультурной
ситуации при характеристике "личности на рубеже культур"
Маргинальность в ее типичной форме – это утрата объективной принадлежности к
тому или иному классу, сословию, группе без последующего вхождения в другую
подобную общность. Главным признаком маргинальности служит разрыв связей
(социальных, культурных, поселенческих) с прежней средой. Постепенно значение
термина "маргинальность" стало расширяться и ныне оно служит для обозначения
пограничности, периферийности или промежуточности по отношению к любым
социальным общностям. Классический тип маргинала – вчерашний крестьянин в
городе – уже не крестьянин и еще не рабочий. При классическом (позитивном)
варианте маргинальность постепенно преодолевается путем включения маргиналов
в новую среду и приобретения новых черт. Другой вариант маргинализации
(негативный) состоит в том, что состояние переходности и периферийности
консервируется и сохраняется надолго, а маргиналы несут в себе черты
деклассированного, люмпенского, паразитического поведения. Такого рода
маргинальность объявлялась результатом вертикальной мобильности с
отрицательным знаком, т.е. последствием перемещений сверху вниз, нисходящей
мобильности. Следует также учитывать, что в социологии разработано понятие
типов общества: открытые, закрытые и переходного типа. Считается, что в
открытых обществах мобильность высокая, и в них преобладает прогрессивное,
восходящее движение, а маргинальность носит преходящий, временный характер. В
обществах закрытого типа мобильность низка. Наиболее же высоки степень и
масштабы мобильности, а, следовательно, и маргинальности, в обществах
переходного типа – от закрытого к открытому. В таких обществах на многие годы
маргинальность становится одной из базовых характеристик перемещений внутри
общества.
Применительно к целям
и задачам исторического
следующие моменты. Во всяком обществе, в том числе и российском, накануне и
после революции в силу объективных и субъективных причин существовали и
воспроизводились маргинальные группы. Маргинальность может быть естественной
и искусственно создаваемой и поддерживаемой. О естественной маргинальности
следует говорить применительно к процессам экономического, социального или
культурного характера, в силу которых во всяком обществе имеется свое "дно" в
виде разорившихся и опустившихся элементов и групп, а также антисоциальных
элементов – тех, кого отвергает само общество. Иначе говоря, во всяком
обществе, открытом или закрытом, стабильном или переходном имеются
периферийные группы с относительно схожими источниками формирования, обликом
и психологией. Различным может быть только удельный вес этих групп.
Другое дело, если в обществе процесс переструктурирования затягивается, а
маргинальность становится чрезмерно массовым и долговременным социальным
явлением. В этом случае маргиналы приобретают черты социальной устойчивости,
"зависают" на изломах социальных структур. Это происходит, как правило, в
результате сознательно проводимой властью политики искусственной
маргинализации, то есть перевода в периферийное, дискриминационное или
ограничительное положение сотен тысяч и даже миллионов людей. Например, еще в
дореволюционном обществе проводилась осознанная политика маргинализации в
отношении политических противников режима (революционеров), а также тех, кто
подвергался дискриминациям и ограничениям по национальным или религиозным
признакам. Однако в послереволюционном обществе искусственная маргинализация
коснулась целых категорий и групп населения. Шло разделение общества на
противников и сторонников режима. Возникали и искусственно поддерживались
режимом такие группы, которые ранее не существовали. Так, спецпереселенцы не
имели аналогов в дореволюционном обществе, а просуществовали в сталинском с
1930 по 1955 гг., то есть четверть века. Никогда ранее не было такой труппы,
как тылоополченцы – дети "лишенцев", достигшие призывного возраста и
призываемые не в регулярные части Красной Армии, а в тыловое ополчение –
аналог будущего стройбата. Группа существовала с 1930 по 1937 год. Таким
образом, искусственная маргинализация приобрела в сталинском обществе
колоссальные, катастрофические размеры и стала органическим сопутствующим
элементом репрессий и одним из способов решения политических и даже
экономических проблем (создание
системы принудительного труда)
К сожалению, тема "Маргинальность и маргинальные группы" применительно к
российской истории ХХ века недостаточно разработана.
Следует прежде всего выделить работы социологов, в которых рассматриваются
проблемы теории и отчасти истории маргиналов первой половины ХХ века.
Наиболее полно и квалифицированно теория вопроса вместе с экскурсами в нашу
историю изложена в публикациях Е. Старикова. Ему принадлежит приоритет в
постановке этой проблемы
как исследовательской и
изменений в социальной структуре российского общества в нынешнем веке. Он же
поставил вопрос о глубине и масштабах процессов рефеодализации
послереволюционного общества. Так, Е. Стариковым сформулирована гипотеза о
том, что при разрушении традиционного общества, если новые структуры не
сумеют быстро сконсолидироваться, то обломки традиционного общества
отструктурируются раньше, а вновь возникшая социальная система окажется на
порядок ниже разрушенной, то есть более архаичной. И это касается всех
элементов структуры. Он
же первым среди отечественных
гипотезу о воссоздании после революций 1917 года в России сословной модели
общества, хотя и в новом, советском обличии.
В подобном же русле написаны работы М. Восленского, посвященные рассмотрению
становления и развития номенклатуры как особого слоя. Восленский прямо
утверждает, что номенклатура – продукт деклассированного общества и
номенклатура сама по сути является маргинальной группой.
Ряд отечественных исследователей (Н. Иванова, В. Жир омская и др.),
анализируя соцструктуру начала века и послереволюционных лет, также приходят
к выводам о том, что при описании модели структурных изменений и сдвигов без
учета процессов массовой маргинализации понять характер изменений социальной
структуры невозможно.
И. Павловой поставлен вопрос о роли сталинских репрессий в социальном
преобразовании советского общества. Исходя из масштабов и последствий
государственных репрессий, которыми оказалась напрямую затронута треть
дееспособного населения и с учетом того, что значительные группы общества
обеспечивали деятельность карательной машины, исследователь делает вывод о
насильственной криминализации и люмпенизации советского общества.
Среди западных исследователей проблемы следует выделить переведенные и
оригинальные работы Ш. Фитцпатрик, где ставятся проблемы связей
рефеодализации и
В частности, ею уделено особое внимание осуществлению сталинским режимом
социальной политики
насильственного
использования прежней феодальной практики "приписывания" тех или иных групп к
разряду "своих" или "чужих". При оценке тенденций изменения социальной
структуры постреволюционного общества она убедительно доказывает
несоответствие марксистских
доктринальных установок о
общества реальной практике, воспроизводившей сословную иерархическую систему
отношений.
В рамках изучения отдельных маргинальных групп следует отметить появление
первых исследовательских работ, посвященных "лишенцам" (А. Добкин, М.
Саламатова, Т. Славко, спецпереселенцам (В. Земсков, Н. Ивницкий, В. Данилов
и др.), заключенным (В. Земсков, А. Гетти, Г. Риттерспорн, В. Попов и др.).
Для указанных публикаций характерно то, что в них центральное место отводится
анализу политики большевистского режима в отношении маргинальных групп.
Отмечены и такие параметры, как численность: состав, территориальное
размещение указанных групп. Вместе с тем социокультурные характеристики
(облик) данных групп до сих пор остается еще на периферии исследовательских
интересов. Что касается таких категорий, как тылоополченцы и ссыльные, то в
настоящее время о них имеется лишь несколько публикаций автора книги.
3.Роль маргиналов
в формировании социальной
Социальную трансформацию общества сегодня характеризуют не только появление
ранее не существовавших страт в системе стратификации - прежде всего класса
крупных и средних собственников, слоя "новых бедных", маргиналов,
безработных, но и соответствующая адаптация этих слоев ко вновь возникающим
статусно-ролевым функциям, переориентация социальной и личной идентичности.
Акцент в разные годы делался на различных аспектах структурного неравенства,
на его углублении, на социальной поляризации и маргинализации общества, на
интеграции и дезинтеграции социального пространства; на проблемах
формирования среднего класса; властных отношениях; автономии труда в
социально-производственных структурах.
Чтобы составить достаточно полное представление о процессах, происходящих в
социально-структурной сфере
и масштабы формирования различных социальных элементов, социальных общностей,
динамика которых
собственности, власти, в уровне доходов различных социальных групп и слоев,
законами структурной
что определенная часть занятого населения в результате отраслевых сдвигов в
экономике страны, кризиса, затронувшего целые группы производств, осталась
вне сферы занятости, приобрела статус безработных. Появление этого слоя существенно влияет вообще на качество жизни всего населения. Но в то же время, изменив статус занятости,
Информация о работе Социальное явление маргинальности и люмпенства