Социальное явление маргинальности и люмпенства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 17:09, контрольная работа

Краткое описание

Эти две группы населения как бы выпадают из устойчивой социальной структуры общества.
Люмпен – деклассированные элементы, люди без социальных корней, нравственного кодекса, готовые нерассуждающе повиноваться сильному, то есть обладающему в данный момент реальной властью.
Люмпенизация общества означает увеличение доли этих слоев в населении и распространение психологии люмпенов в условиях социального кризиса.

Содержание

Введение
Понятие «маргинальность»
Роль маргиналов в формировании социальной структуры общества
Социальная структура маргинальности
Люмпенство

Вложенные файлы: 1 файл

2 семестр контрольная по социологии.doc

— 92.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

  ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  НЕФТЕГАЗОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА  И БИЗНЕСА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа по дисциплине социологии:

«Социальное явление  маргинальности и люмпенства»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка

группы СТбз-11-1:

Брагина Я.С.

                       Проверила :

Екимова Е.Ю.

 

 

 

 

Тюмень 2012

 

Содержание:

  1. Введение
  2. Понятие «маргинальность»
  3. Роль маргиналов в формировании социальной структуры общества
  4. Социальная  структура  маргинальности
  5. Люмпенство

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Люмпены и маргиналы. 
Эти две группы населения как бы выпадают из устойчивой социальной структуры общества. 
Люмпен – деклассированные элементы, люди без социальных корней, нравственного кодекса, готовые нерассуждающе повиноваться сильному, то есть обладающему в данный момент реальной властью.  
Люмпенизация общества означает увеличение доли этих слоев в населении и распространение психологии люмпенов в условиях социального кризиса. 
Маргинал (от французского marginal, латинское margo – край, граница) – 1) находящийся на границе двух сред; 2) человек, оказавшийся по своему положению вне определенного социального слоя, группы (маргинальная личность, маргинал).  
 Нередко употребляется как негативная оценка по отношению к люмпенам и изгоям, а также в позитивном смысле – по отношению к людям, творчески преодолевающим стереотипы, устоявшиеся принципы деятельности. 
Положительные и отрицательные стороны маргинальности. 
Маргинальность обычно связана с болезненными психологическими переживаниями. Ее можно рассматривать как негативное явление. И действительно, находиться за пределами общества – это далеко не самое приятное из того, что есть в жизни. Такое положение опасно, поскольку человек может начать чувствовать себя лишним, ненужным. 
С другой стороны, именно это положение может стать толчком, который заставит человека прилагать усилия и либо приспосабливаться к обществу, восстанавливать свое положение в нем, либо изменять общественную структуру. Маргиналы играют крайне важную роль в образовании новых социальных общностей (религиозных, профессиональных и т. д.). Между возникновением больших масс людей, по каким-то причинам оказавшихся за пределами привычного уклада жизни, и появлением новых социальных образований существует тесная связь, которая неоднократно отмечалась социологами.

 

 

 

 

 

 

2.Понятие «маргинальность»                      

Понятия "маргинальность", "маргиналы" пришли из социологии и политологии. Они

были введены в науку  американским социологом Р. Парком в 1928 г. и

использовались сначала  для обозначения вполне конкретной этнокультурной

ситуации при характеристике "личности на рубеже культур"

Маргинальность в ее типичной форме – это утрата объективной принадлежности к

тому или иному классу, сословию, группе без последующего вхождения в другую

подобную общность. Главным  признаком маргинальности служит разрыв связей

(социальных, культурных, поселенческих) с прежней средой. Постепенно значение

термина "маргинальность" стало расширяться и ныне оно  служит для обозначения

пограничности, периферийности или промежуточности по отношению  к любым

социальным общностям. Классический тип маргинала –  вчерашний крестьянин в

городе – уже не крестьянин и еще не рабочий. При  классическом (позитивном)

варианте маргинальность постепенно преодолевается путем включения  маргиналов

в новую среду и  приобретения новых черт. Другой вариант  маргинализации

(негативный) состоит  в том, что состояние переходности и периферийности

консервируется и сохраняется  надолго, а маргиналы несут в  себе черты

деклассированного, люмпенского, паразитического поведения. Такого рода

маргинальность объявлялась  результатом вертикальной мобильности  с

отрицательным знаком, т.е. последствием перемещений сверху вниз, нисходящей

мобильности. Следует  также учитывать, что в социологии разработано понятие

типов общества: открытые, закрытые и переходного типа. Считается, что в

открытых обществах  мобильность высокая, и в них преобладает прогрессивное,

восходящее движение, а маргинальность носит преходящий, временный характер. В

обществах закрытого  типа мобильность низка. Наиболее же высоки степень и

масштабы мобильности, а, следовательно, и маргинальности, в обществах

переходного типа – от закрытого к открытому. В таких  обществах на многие годы

маргинальность становится одной из базовых характеристик  перемещений внутри

общества.

Применительно к целям  и задачам исторического анализа  необходимо учитывать

следующие моменты. Во всяком обществе, в том числе и российском, накануне и

после революции в  силу объективных и субъективных причин существовали и

воспроизводились маргинальные группы. Маргинальность может быть естественной

и искусственно создаваемой  и поддерживаемой. О естественной маргинальности

следует говорить применительно  к процессам экономического, социального  или

культурного характера, в силу которых во всяком обществе имеется свое "дно" в

виде разорившихся и  опустившихся элементов и групп, а также антисоциальных

элементов – тех, кого отвергает само общество. Иначе говоря, во всяком

обществе, открытом или  закрытом, стабильном или переходном имеются

периферийные группы с относительно схожими источниками  формирования, обликом

и психологией. Различным  может быть только удельный вес этих групп.

Другое дело, если в  обществе процесс переструктурирования затягивается, а

маргинальность становится чрезмерно массовым и долговременным социальным

явлением. В этом случае маргиналы приобретают черты  социальной устойчивости,

"зависают" на изломах социальных структур. Это происходит, как правило, в

результате сознательно  проводимой властью политики искусственной

маргинализации, то есть перевода в периферийное, дискриминационное  или

ограничительное положение  сотен тысяч и даже миллионов людей. Например, еще в

дореволюционном обществе проводилась осознанная политика маргинализации в

отношении политических противников режима (революционеров), а также тех, кто

подвергался дискриминациям и ограничениям по национальным или  религиозным

признакам. Однако в послереволюционном обществе искусственная маргинализация

коснулась целых категорий  и групп населения. Шло разделение общества на

противников и сторонников  режима. Возникали и искусственно поддерживались

режимом такие группы, которые ранее не существовали. Так, спецпереселенцы не

имели аналогов в дореволюционном  обществе, а просуществовали в  сталинском с

1930 по 1955 гг., то есть  четверть века. Никогда ранее  не было такой труппы,

как тылоополченцы –  дети "лишенцев", достигшие призывного возраста и

призываемые не в регулярные части Красной Армии, а в тыловое  ополчение –

аналог будущего стройбата. Группа существовала с 1930 по 1937 год. Таким

образом, искусственная  маргинализация приобрела в сталинском обществе

колоссальные, катастрофические размеры и стала органическим сопутствующим

элементом репрессий  и одним из способов решения политических и даже

экономических проблем (создание системы принудительного труда).

К сожалению, тема "Маргинальность и маргинальные группы" применительно  к

российской истории ХХ века недостаточно разработана.

Следует прежде всего  выделить работы социологов, в которых  рассматриваются

проблемы теории и  отчасти истории маргиналов первой половины ХХ века.

Наиболее полно и  квалифицированно теория вопроса вместе с экскурсами в нашу

историю изложена в публикациях  Е. Старикова. Ему принадлежит приоритет  в

постановке этой проблемы как исследовательской и важнейшей  для понимания

изменений в социальной структуре российского общества в нынешнем веке. Он же

поставил вопрос о  глубине и масштабах процессов рефеодализации

послереволюционного общества. Так, Е. Стариковым сформулирована гипотеза о

том, что при разрушении традиционного общества, если новые  структуры не

сумеют быстро сконсолидироваться, то обломки традиционного общества

отструктурируются раньше, а вновь возникшая социальная система окажется на

порядок ниже разрушенной, то есть более архаичной. И это  касается всех

элементов структуры. Он же первым среди отечественных обществоведов  выдвинул

гипотезу о воссоздании  после революций 1917 года в России сословной модели

общества, хотя и в  новом, советском обличии.

В подобном же русле написаны работы М. Восленского, посвященные  рассмотрению

становления и развития номенклатуры как особого слоя. Восленский прямо

утверждает, что номенклатура – продукт деклассированного общества и

номенклатура сама по сути является маргинальной группой.

Ряд отечественных исследователей (Н. Иванова, В. Жир омская и др.),

анализируя соцструктуру начала века и послереволюционных лет, также приходят

к выводам о том, что при описании модели структурных изменений и сдвигов без

учета процессов массовой маргинализации понять характер изменений  социальной

структуры невозможно.

И. Павловой поставлен  вопрос о роли сталинских репрессий  в социальном

преобразовании советского общества. Исходя из масштабов и последствий

государственных репрессий, которыми оказалась напрямую затронута  треть

дееспособного населения  и с учетом того, что значительные группы общества

обеспечивали деятельность карательной машины, исследователь  делает вывод о

насильственной криминализации и люмпенизации советского общества.

Среди западных исследователей проблемы следует выделить переведенные и

оригинальные работы Ш. Фитцпатрик, где ставятся проблемы связей

рефеодализации и маргинальности с состоянием общества и сталинской политикой.

В частности, ею уделено  особое внимание осуществлению сталинским режимом

социальной политики насильственного переструктурирования общества путем

использования прежней  феодальной практики "приписывания" тех или иных групп к

разряду "своих" или "чужих". При оценке тенденций  изменения социальной

структуры постреволюционного общества она убедительно доказывает

несоответствие марксистских доктринальных установок о классовом  характере

общества реальной практике, воспроизводившей сословную иерархическую систему

отношений.

В рамках изучения отдельных  маргинальных групп следует отметить появление

первых исследовательских  работ, посвященных "лишенцам" (А. Добкин, М.

Саламатова, Т. Славко, спецпереселенцам (В. Земсков, Н. Ивницкий, В. Данилов

и др.), заключенным (В. Земсков, А. Гетти, Г. Риттерспорн, В. Попов и  др.).

Для указанных публикаций характерно то, что в них центральное  место отводится

анализу политики большевистского  режима в отношении маргинальных групп.

Отмечены и такие  параметры, как численность: состав, территориальное

размещение указанных  групп. Вместе с тем социокультурные  характеристики

(облик) данных групп  до сих пор остается еще  на периферии исследовательских

интересов. Что касается таких категорий, как тылоополченцы и ссыльные, то в

настоящее время о  них имеется лишь несколько публикаций автора книги.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Роль маргиналов  в формировании социальной структуры  общества

Социальную трансформацию  общества сегодня характеризуют  не только появление

ранее не существовавших страт в системе стратификации - прежде всего класса

крупных и средних  собственников, слоя "новых бедных", маргиналов,

безработных, но и соответствующая  адаптация этих слоев ко вновь  возникающим

статусно-ролевым функциям, переориентация социальной и личной идентичности.

Акцент в разные годы делался на различных аспектах структурного неравенства,

на его углублении, на социальной поляризации и маргинализации общества, на

интеграции и дезинтеграции  социального пространства; на проблемах

формирования среднего класса; властных отношениях; автономии труда в

социально-производственных структурах.

Чтобы составить достаточно полное представление о процессах, происходящих в

социально-структурной сфере общества, надо рассмотреть тенденции

и масштабы формирования различных социальных элементов, социальных общностей,

динамика которых детерминирована  качественными изменениями в  отношениях

собственности, власти, в уровне доходов  различных социальных групп и  слоев,

законами структурной перестройки  хозяйства и занятости населения. Известно,

что определенная часть занятого населения  в результате отраслевых сдвигов  в

экономике страны, кризиса, затронувшего целые группы производств, осталась

вне сферы занятости, приобрела  статус безработных. Появление этого  слоя существенно влияет вообще на качество жизни всего населения. Но в то же время, изменив статус занятости,

Информация о работе Социальное явление маргинальности и люмпенства