Социальное явление маргинальности и люмпенства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 17:09, контрольная работа

Краткое описание

Эти две группы населения как бы выпадают из устойчивой социальной структуры общества.
Люмпен – деклассированные элементы, люди без социальных корней, нравственного кодекса, готовые нерассуждающе повиноваться сильному, то есть обладающему в данный момент реальной властью.
Люмпенизация общества означает увеличение доли этих слоев в населении и распространение психологии люмпенов в условиях социального кризиса.

Содержание

Введение
Понятие «маргинальность»
Роль маргиналов в формировании социальной структуры общества
Социальная структура маргинальности
Люмпенство

Вложенные файлы: 1 файл

2 семестр контрольная по социологии.doc

— 92.50 Кб (Скачать файл)

эта часть населения сформировала черты групповой определенности со своими

ценностно-нормативными установками, структурой потребления, качеством  и

образом жизни, идентификационными предпочтениями и жизненными ценностями.

Таким образом, произошла реализация целого комплекса новых социально-

групповых процессов, становление  феномена группового сознания и групповой

консолидации и интеграции.

Специфика общества, кроме прочего, состоит в том, что процесс

глобализации накладывается на противоречивый процесс трансформации,

сопровождающийся углублением  социального неравенства и маргинализацией

значительной части населения. Проблема углубления социального неравенства в

мировой литературе получила название "бразилификации". Рост маргинальных

слоев (по образному выражению Д. Коупленда, "поколения икс") наблюдается  и в

российском обществе.

Трансформация российского общества с неизбежностью повлекла за собой  не только

изменения в социальной структуре, но и остро поставила перед традиционными

общностями вопрос об осознании  индивидуальной и групповой социальной

идентичности, интеграции и дезинтеграции, месте в социальной иерархии,

солидарности, уровне сплоченности, системе ценностей

Маргинальность переживает сейчас весьма своеобразный момент : продолжая

причислять к ее жертвам  все нежелательные элементы, общество ощущает, как

подрываются изнутри  его глубинные устои, основательно рас-

шатанные экономическими процессами. В тираж выходят теперь не только чужие,

но и самые что  ни на есть свои - те, кто поражен  поселившемся в нашем

обществе раком. Отверженность  выступает как продукт распада  общества,

пораженного кризисом. Слово  «маргинал» постепенно выходит из употребления,

так как мужчины и  женщины, живущие по ту сторону декорума ,не сами делают это

выбор - они незаметно  вытесняются в это состояние, так и не приобщившись

явным образом ни к  одной из традиционных категорий  отверженности.

Будучи, возможно, слабее других (хотя это следовало бы еще доказать), они

остаются на  обочине  дороги, по которой продолжает движение таранная когорта

удержавшихся в седле, безразличных к тому, как отстают  и ка падают маргиналы.

Маргинал отныне не какой-то чужак или прокаженный. Он схож со всеми,

идентичен им и в то же время он калека среди себе подобных- человек с

усеченными корнями, рассеченный  на куски в самом сердце родной культуры,

родной среды.

Маргиналы - обозначение  личностей и групп, находящихся  на «окраинах», на

«обочинах» или попроту  за рамками характерных для данного  общества основных

структурных подразделений  или господствующих социокультурных  норм и традиций.

Ученые обратили  внимание на то, что в ситуации маргиналов находится

значительная и притом весьма активная часть американского общества

(этнические и религиозные  меньшинства, представители нетривиально  мыслящей

художественной и научной  интеллигенции и др.). Было также  замечено, что

«маргинальные» не только ограничены в своих статусных  позициях, но и подчас

оказываются не в силах  реализовать творческие возможности  и тем самым

обогатить общество и  материально и духовно.

Маргинальная ситуация возникает на рубежах несхожих форм социокультурного

опыта, всегда бывает весьма напряженной и по-разному реализуется на практике.

Она может быть источником неврозов, деморализации, индивидуальных и групповых

форм протеста. Но оно  же бывает источником нового восприятия и осмысления

Вселенной и общества, нетривиальных форм интеллектуального, художественного и

религиозного творчества.  Ретроспективный взгляд на историю мировой культуры

показывает, что многие обновляющие тенденции в духовной истории человечества

(мировые религии, великие  философские  системы и научные  концепции, новые

формы художественного  отображения мира) во многом обязаны своим

возникновением именно маргинальным личностям и социокультурным  средам.

Технологические, социальные и культурные сдвиги последних десятилетий  придали

проблеме маргинальности качественно новые очертания. Урбанизация, массовые

миграции, интенсивное  взаимодействия между носителями разнородных

этонокультурных и религиозных  традиций, размывание вековых культурных

барьеров, влияние на население средств массовой коммуникации - все это

привело к тому, что  маргинальный статус стал в современном мире не столько

исключением, сколько  нормой существования миллионов  и миллионов людей. На

переломе 70-80-х гг. выявилось, что стало уже невозможно выражать и

отстаивать, используя  интересы этих огромных людских масс и вставших на их

сторону интеллигентов, привычные формы социального управления (гос.

институты, политические партии, традиционные церковные иерархии и т.д.).

Именно в этот период в мире начался бурный процесс  становления так называемых

«неформальных» общественных движений - просветительских, экологических,

правозащитных, культурных, религиозных, земляческих, благотворительных  и

др.,- движений, смысл которых  во многом связан с подключением к  современной

общественной жизни  именно маргинализированных  групп.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Социальная Структура Маргинальности

Как указывалось, маргинальная группа находится в промежуточном  положении между двух культур  и имеет некоторую идентификацию  с каждой их них. Она отвергает  определенные ценности и традиции культуры, из которых она возникла и утверждает собственную систему норм и ценностей.

 

 

 

Попробуем проанализировать структуру маргинальности по следующим  критериям:

1. Социально-статусные характеристики и социальная мобильность

Множество маргинальных групп являются рабочими различной  квалификации. Здесь необходимо отметить определенные изменение изменившие ранние стереотипы определения классов и слоев. Известно, что в советское время провозглашался рабочий класс как авангард современного общественного развития.

Его искусственно созданное  авангардное место реально занял класс предпринимателей. Кроме этого, материальное положение рабочих стало таким же эфемерным и нестабильным, как и его социальный статус, что породило неуверенность в завтрашнем дне. Из опрошенных маргиналов 44,2% заявили, что у них нет никакой возможности для повышения квалификации и должности. На тот же вопрос о соответствии занимаемой квалификации или должности из числа рабочих оказалось 77,9% из числа интеллигенции – 65,8%.

То есть у маргинальных групп – низкая социальная устремленность.

Престижность новой  работы оценивают положительно 6,8% маргиналов в то время как слои населения  считающих себя рабочими – 16,4%, интеллигенцией – 12%, управляющими – 38,9%.

2. Внутрипроизводственные связи

Здесь в большей степени  характерна утрата чувства внутриколлективного, корпоративного общения. Хорошие отношения ценят в маргинальных группах 31%. В то же время вообще нет веры в возможности поддержки со стороны коллег в случае конфликта с администрацией.

В прочих социальных слоях  среди таких пессимистов – рабочих – 35%, интеллигенции 29,4%, управляющих – 33,3%, имеющих собственное дело – 50,5%. В маргинальных группах очень слабая ориентация на профессиональные и трудовые контакты. Ближе всего им семья, люди своего поколения или той же национальности.

 

 

 

В отношении возможности  маргинальных групп проявить себя наиболее престижно на работе положительно высказались 10, 3% в то время как в остальных  группах до 33% Маргинальные группы отчуждены  от таких видов социального действия как профессиональный труд, общественно-политическая деятельность, деловые соприкосновения.

3. Материальное положение

Падение жизненного уровня явилось общей социальной проблемой  российского общества. Она затронула  практически все слои населения. В 90 годы 50% опрошенных заявили о  падении их жизненного уровня. Естественно, что и у маргинальных слоев населения картина та же и даже хуже – 52%.

4. Потенциальная маргинализация.

Процесс маргинализации сопровождается утратой индивидом  своего соответствия с определенной группой и сменой социально-психологических установок. Вхождение индивида в новый социальный слой не происходит сразу. Субъект зависает между двумя социальными группами. У него формируются собственные установки исходя из своих субъективных возможностей. В зависимости от самооценки индивид формирует свой уровень притязаний и вырабатывает собственную стратегию поведения.

Здесь можно выделить три группы потенциальной маргинальности:

Первая группа – стабилизирующая ( консервативная) ориентируется на сохранение профессии, специальности, ей присуща нулевая маргинальность.

Вторая группа – понижающая. Ориентируется на любую, в том  числе и на менее квалифицированную  работу. Такая готовность означает понижение социального статуса, при котором потенциальная маргинальность имеет отрицательное значение

Третья группа – продвинутая. Ориентируется на новую профессию, более квалифицированную и хорошо оплачиваемую. Характер готовности смены  профессии направлен на повышение  социального статуса и такая  маргинальность является положительной. Преобладание той или иной группы оказывает влияние на степень маргинализации соответственно в положительную или в отрицательную сторону. Все это оказывает свое воздействие на стратификационную структуру российского общества и показывает потенциал стабилизации общества и государства.

Неудача попытки войти  в новую более высокую социальную страту, или скатывание по социальной лестнице, вызывает целый букет негативных последствий, ведущих к социальной деградации и люмпенизации. Накопление отрицательной энергии может  привести к образованию маргинальных групп, склонных к стихийной маргинализации. Группы, заряженные потенциальной маргинальностью, менее всего склонны к лояльности по отношению к действиям администрации. Это своего рода протестный электорат той или иной организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Люмпенство

«Низший класс» включает в себя представителей различных  социальных

групп. Их объедипягот  преждс всего невысокий уровень  квалификации, образования

и низкие доходы, престижная работа. Это вполне могут быть честные труженники по

тем или иным причинам остановившиеся на этой ступени социальной днфференциации

общества. К низшему  классу относятся также безработные  и люди, по определенным

стоятелытвам переместившиеся  сюда из других классов, - среднего и  даже всшего.

Частью «низшего» класса является люмnенство. Это десоциализированная  и

дезориентированная часrь  обшества, которая утратила свое устойчивое

социально-экономическое, политтическое и духовное положение  в обществе. В

результате разрушается  ценностная структура личности и формируется

специфическое люмпенское сознание. Оно может существовать как в открытой форме

когда его носителямиг  являются, деклассирванные, босяцкие элементы, так и в

скрытой, когда его  устраивают те, кто по формальным признакам  к люмпенам не

относится: часть рабочих, крестьян, интеллегенции и даже высшего  класса.

Происходггть это может  под воздействием значительного  и длительного ухудшения

социально-экономического полложения, когда утрачивают духовные и социальные

связи с прежней социальной средой, собственная социальнаяидентификация, нормы и

ценности исходной культуры, образа жизни.

Сущестует и так называемое интеллектуальное люмпенство, характерное  главным

образом для интеллегенции. Его причиной является резкий разрыв с традиционой

народной культурой, с  ее фольклерными истоками и нормами,тнародными

традициями, обычаями и  обрядами. Причиной может служить  и определенное

идеологическое воздействие. Люмпенство - это понятие скорее отражающее социально

-психологическое состояиие общества. Именно наличие люмпенского сознания

является решающей чертой этой группы. Оно отличает люмпенов от маргиналов.

Маргиналы находятся  на  периферии любоrо класа, либо вытесняясь в более

низкий, либо перемещаясъ  в более высокий. Это переходное  состояние

сопровождается утратои  субъективной индентификации себя с  определенной

социальной группой, размыванйем  норм и ценностей прежнего образа жизни без

соответствущгего приобщения к новому. Маргиналы могут быть социаль­ным резервом

люмпенов и становятся ими по мере усвоения люмпенского сознания.

Специфическое положение  люмпенства в обществе отводит к  тому, что основной

интерес оказывается  не в сфере производства, а в  сфере распределения. Этот

социальный тип известен давно. Еще городская беднота  Древнего Рнма требовала

не работы, а «хлеба и зрелищ».

Характерными чертами  люмпенского сознания являются: презрительное, а то и

враждебное отношение  к труженику, личности и таланту, к любым формам

сооственности, ценно­стям кулыуры, нравственности и патриотизма. Для него

характерно также отождествление свободы с произволом, разрушения с

созиданием.

Социальным идеалом  люмпенства является казарменный коммунизм  с его жестокой и

мелочной регламентацией со всех старон жизнедеятельности и  уравнительным

Информация о работе Социальное явление маргинальности и люмпенства