Социально-культурной деятельности с людьми пожилого возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 15:34, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность: Одной из актуальных проблем деятельности культурно-досуговые учреждений, является организация досуга лиц пожилого возраста или как принято сегодня говорить - лиц "третьего возраста". Актуальность исследуемой проблемы заключается в том, что в настоящее время пожилые люди в нашей стране стали наиболее социально незащищенной категорией общества. Изменение социального статуса человека в старости, вызванное, прежде всего, прекращением или ограничением трудовой деятельности, изменениями ценностных ориентиров, самого образа жизни и общения, возникновением затруднений социально-бытовой, психологической адаптации к новым условиям, требует необходимость выработки особых подходов, форм и методов социально-культурной работы с пожилыми людьми. Нами выбрана проблема - клубная работа - как ведущая технология работы с пожилыми людьми.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
Глава 1. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ ………………6
1.1 Особенности пожилого возраста…………………………………….6
1.2 Социальный статус человека в старости……………………………10
Глава 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ЛЮДЬМИ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА…………………13
2.1 Функции и принципы социально-культурной деятельности с людьми пожилого возраста…………………………..…………………………13
2.2 Специфика организации досуга и свободного времени пожилых людей……………………………………………………………………..………15
2.3 Анализ организации культурно-досуговой деятельности людей пожилого возраста на примере Городского Центра народной культуры "Приморье"……………………………………………………………………….19
Глава 3. ПРОЕКТ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАБОТЕ С ПОЖИЛЫМИ ЛЮДЬМИ ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ХАБАРОВСКА "СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА СТАРШЕГО ПОКОЛЕНИЯ "ЗАБОТА" НА 2012 - 2016 ГОДЫ"…………………………………………….……………26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………...………...…..39
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ………………………….………………42

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 228.50 Кб (Скачать файл)

Практика свидетельствует о том, что пожилые - это очень разные люди. Среди них есть здоровые и больные; проживающие в семьях и одинокие; довольные жизнью и несчастные; малоактивные домоседы и жизнерадостные, оптимистически настроенные люди, занимающиеся спортом, ведущие активный образ жизни и так далее.

Поэтому для того, чтобы успешно работать с пожилыми людьми, нужно знать их социально-экономическое положение, особенности характера, материальные и духовные потребности, состояние здоровья. Изменение социального статуса человека в старости, как показывает практика, прежде всего, негативно сказывается на его моральном и материальном положении, отрицательно влияет на психическое состояние, снижает его сопротивляемость к заболеваниям и адаптацию к изменениям окружающей среды.

С переходом в категорию пожилых людей, пенсионеров, зачастую коренным образом изменяется не только взаимоотношения человека и общества, но и такие ценностные ориентиры, как смысл жизни, счастье, добро, зло и другое. Меняется и сам образ жизни, распорядок дня, цели и задачи, круг общения.

С возрастом изменяется ценностная иерархия самооценок. Меняется временная перспектива пожилых людей. Ближе к старости кажется что, время быстротечнее, но менее заполнено различными событиями. При этом люди оптимистичные, активно участвующие в жизни, уделяют больше внимания будущему, а пассивные - прошлому.

В сложившейся сложной современной ситуации проблемы, возникающие у пожилых людей, влияют на их нормальную жизнедеятельность. Одна из острых проблем - это проблема одиночества, дефицит общения. Пожилой человек, даже проживая в семье, может быть одинок. Нередко основным занятием пожилых людей оказывается телевизор, в который вкладывается особый смысл, воспринимая все телепередачи как чисто познавательные, но в тоже время, чаще их обсуждают в кругу знакомых, друзей и близких. Они несколько менее требовательны к телевидению и смотрят программы, в основном, без специального отбора.

Проблема интегрирования пожилых людей в социокультурную жизнь общества предусматривает разработку и реализацию специальных государственных программ в сфере культурной и оздоровительной политики.

 

Глава 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ЛЮДЬМИ ПОЖИЛОГО  ВОЗРАСТА

          2.1 Функции и принципы социально-культурной деятельности с людьми пожилого возраста

Для социально-культурных технологий характерны два вида функций: - основные (первичные), сущностные, отличающие их от материально-производительных, управленческих и других функций;

- прикладные (вторичные), которые получают развитие на том или ином конкретном этапе исторического развития общества.

К основным функциям социально-культурных технологий мы относим те, которые по существу отражают содержание современной социально-культурной деятельности, суть и назначение того или иного социально-культурного института:

- социализирующую функцию, которая  наиболее полно проявляется в  педагогических технологиях воспитания, образования, просвещения;

- творческую функцию, реализуемую  главным образом с помощью технологий духовного производства, инновации, индивидуального и группового творческого труда;

- коммуникативную функцию, характерную  в первую очередь для информационных  и информационно-поисковых технологий, технологий общения;

- рекреативную функцию.

Первичные и вторичные функции социально-культурных технологий связаны друг с другом, предполагают и дополняют друг друга. Любая социально-культурная технология выявляет свои исходные, изначальные функции через вторичные, производные. Например, взятая в своем изначальном, сущностном значении досуговая, рекреативная технология останется абстрактной категорией, если мы будем рассматривать ее вне конкретных практически направленных функций: оздоровительных, развлекательно-игровых, творчески развивающих и др. [10,с.117-121]

Содержание функции обеспечения досуговых форм самодеятельности населения заключается не только в разработке, корректировке и реализации социально-культурных, досуговых инициатив, программ, проектов, но и в развитии инициативы и самодеятельности населения, поскольку это и есть стратегическая линия и условие демократизации общественной жизни.

Каждая из функций социально-культурной деятельности проникнута социально защитным, реабилитирующим содержанием, направлена на стимулирование социальной активности, духовную реабилитацию и адаптацию личности, обеспечение непрерывного образования и духовного обогащения, развитие творческих способностей личности, создание максимальных условий для полноценного социально-культурного творчества людей.

На практике знание функций необходимо для того, чтобы совершенствовать, улучшать педагогическую организацию социально-культурной сферы, исключать из нее элементы случайности, сократить ненужные затраты времени, рациональнее использовать материальные, финансовые, кадровые ресурсы. Знание этих функций создает благоприятную возможность для углубления сотрудничества государственных, общественных, частных, предпринимательских структур сферы досуга. Объективной основой укрепления их взаимодействия служит выявление и творческое использование совпадающих или частично сходных функций различных типов социально-культурных институтов. [10,с.117-121]

 

        2.2 Специфика организации досуга и свободного времени пожилых людей

В процессе нормальной жизнедеятельности человек занят разнообразными повседневными делами: профессиональной деятельностью, образованием, домашними делами, общением с людьми, сном, отдыхом, досугом. Досуг подразумевает такой род занятий, которые дают человеку ощущение удовольствия, приподнятого настроения и радости. Люди проводят досуг для того, чтобы расслабиться, снять стресс, почувствовать физическое и психологическое удовлетворение, разделить свои интересы с друзьями и близкими, завязать общественные контакты и получить возможность самовыражения в творческой деятельности.

Досуг и отдых могут включать следующие виды деятельности:

- спорт или разнообразная физическая  активность (роль зрителя, участника, тренера или какая-либо другая  организационная деятельность);

- художественная деятельность (живопись, рисование, литературное творчество);

- поделки (вышивание, вязание, плетение  различных изделий и другое  ручное творчество);

- забота о животных;

- хобби (разнообразная деятельность  по интересам);

- посещение музеев, театров, галерей, экскурсии;

- игры (настольные игры, компьютерные игры)

- развлечения (просмотр телепередач, фильмов, чтение литературы, прослушивание  радиопередач);

- общение с другими людьми (телефонные  разговоры, написание писем, приглашений, организация и посещение вечеров  и других развлекательных мероприятий).

Досуг и отдых направлены на реабилитацию пожилых людей путем достижения жизненно важных для них целей. Существенное значение имеет психологическая мотивация пожилого человека для участия в проведении досуга. Его желание и готовность активно участвовать в процессе реабилитации является непременным условием успеха. Активность проявляется не только за счет изменений в самом человеке, но и за счет изменений в окружающей среде, способствующей развитию личности и желанию активно в ней существовать. Мотивация деятельности пожилых (их интересы, влечения, психологические установки, эмоции и т.д.) видоизменяется в процессе овладения тем или иным видом досуга, конкретным видом художественного, технического или декоративно-прикладного творчества.

При организации культурно-досуговой деятельности, направленной на реабилитацию пожилых людей, следует учитывать:

- личность самого человека;

- отношения и контакты пожилых  людей с окружающей средой  и, прежде всего, с семейной микросредой;

- культурно-досуговые формы и  методы, активно влияющие на личность пожилого человека, на его социальную реабилитацию и положение в обществе.

Проблемы, которые могут возникнуть при организации досуга и отдыха у лиц пожилого и старческого возраста, носят следующий характер.

1. Ограничение рамок досуга из-за финансовых, транспортных и других проблем, а не вследствие сниженных возможностей.

2. Степень доступности общественного  досуга и отдыха для лиц  пожилого возраста.

3. Возрастные ограничения в возможности  развивать навыки и способности, необходимые для проведения досуга и отдыха, а также в возможности развивать эти качества с учетом адаптации к новым жизненным условиям после выхода на пенсию.

4. Атмосфера социального окружения, способствующая участию пожилого  человека в проведении досуга  и отдыха.

Наше общество в последнее время меняется как в духовном, так и в психологическом плане. Изменения, произошедшие в сфере досуга, - это, по сути, информационный взрыв, осуществляемый средствами культуры. Ныне, с одной стороны, создаются объективные условия для свободного выбора форм проведения свободного времени в соответствии с интересами, а с другой - понижение платежеспособности населения и стремление, прежде всего, обеспечить сносное существование значительно снижают возможность реализовать свой выбор.

Благодаря творчеству, оптимально используются интеллектуальные и эмоциональные, духовные и физические ресурсы человека, что влечет за собой стабилизацию его жизни во всем многообразии ее форм. Деятельный досуг укрепляет веру в себя, стимулирует жизненный оптимизм, способствует успешному взаимодействию человека с окружающим его обществом, природой.

Особенно это важно для людей пожилого возраста, которые имеют реальную возможность в значительной степени развивать многие свои способности и даже проявлять новые. [1,с.191]

Творчество приносит высшее удовлетворение и одновременно является средством духовного совершенствования. Элемент творчества заключают в себе многие формы досуга, причем возможность творить открывается всем без исключения. Каждый человек способен к творчеству. Творческой может быть любая деятельность, если она увлекает, вбирает в себя лучшие душевные силы и способности человека. К творчеству относятся декоративно-прикладное, художественное и технические виды досугового творчества. К первому относят рукоделие, выпиливание, выжигание, чеканку, разведение домашних цветов, кулинарное творчество. Художественный вид творчества заключает в себе занятия литературной деятельностью, фольклором, живописью, сочинением музыки, песен, участие в художественной самодеятельности (сценическое творчество).

Образ жизни людей во многом определяется тем, как они проводят свободное время, какие возможности для этого создает общество. Активно занимаясь общественной деятельностью, пожилые люди делают свою жизнь более полнокровной. Выход на пенсию означает, что еще 10-20 лет человек может плодотворно и творчески жить, приносить пользу окружающим. Есть немало примеров тому что, только уйдя на заслуженный отдых, люди неожиданно для себя открывали какие-то таланты, способности. Некоторые вдруг стали писать стихи, рисовать картины, изучать иностранные языки, философию, проявили себя специалистами в области садоводства, рукоделия, прикладного искусства и т.д. Наглядным примером служат проводимые выставки работ пенсионеров, фестивали песен, конкурсы на лучшее поэтическое произведение.

Пожилые люди лишились своей социально-культурной "ниши". Многих пенсионеров спасает сегодня работа. Но не все могут использовать это право по различным причинам.

Необходима целая сеть социальной поддержки пожилых, в которой, по мнению многих ученых, едва ли не первое место должна занять сеть клубов общения, центров досуга, клубов по интересам, академий народного творчества, самодеятельных театров и ансамблей, кружков и любительских объединений, семейных мастерских прикладного творчества.

Именно в этих учреждениях (художественной, творческой, прикладной и т.д.) направленности становится возможным свободное творчество людей различных возрастных категорий.

          2.3 Анализ организации культурно-досуговой деятельности людей пожилого возраста   на примере Городского Центра народной культуры "Приморье"

Как сделать жизнь пожилого человека достойной, насыщенной активной деятельностью и радостью, как избавить его от чувства одиночества, отчуждённости, восполнить дефицит общения, удовлетворить потребности и интересы - эти и другие вопросы волнуют в настоящее время общественность всего мира. И здесь в первую очередь встает проблема досуга пожилого человека, обеспечения ему таких условий, чтобы он имел все те условия существования, которые отвечают современным представлениям о комфорте и безопасности.

Одним из направлений социальной работы с пожилыми людьми является использование их собственного потенциала. Эта задача решается путем привлечения наиболее активных людей к работе с такими же пожилыми людьми как они сами. Создание клубов, студий, кружков, мастер - классов для пожилых людей - эти и другие механизмы достаточно хорошо используются в отдельных регионах страны. [9,с.28-35]

Подобные формы социально-культурной деятельности с пожилыми людьми разберем на примере Городского Центра народной культуры "Приморье". Проведем выборочный анализ плановой и отчетной документации (период с 2010 по 2012 годы), предоставленной администрацией этого культурно-досугового учреждения.

Основная задача учреждения, как социального института, заключается в развитии социальной активности и творческого потенциала личности. Организации разнообразных форм досуга и отдыха, создание условий полной самореализации в сфере досуга. Муниципальная услуга предоставляется согласно Административному регламенту муниципального учреждения Городской Центр народной культуры "Приморье" предоставления муниципальной услуги " Культурно-досуговая услуга" , а также Стандартам качества утвержденными Приказом директора ГЦНК "Приморье" от 11.11.2010 г. За № 356-а, в соответствии с Постановлением Главы администрации ГО Спасск-Дальний от 06 октября 2010 года № 399 (а) " Об утверждении Положения о показателях, характеризующих качество и объем оказываемых муниципальных услуг физическим и юридическим лицам" на территории ГО Спасск-Дальний. Учреждение имеет свой самостоятельный бюджет, текущий и расчетный счета в банке. Он имеет два источника финансирования: из местного бюджета и из заработанных финансовых средств через спецсчет.

Информация о работе Социально-культурной деятельности с людьми пожилого возраста