Социально-культурной деятельности с людьми пожилого возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 15:34, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность: Одной из актуальных проблем деятельности культурно-досуговые учреждений, является организация досуга лиц пожилого возраста или как принято сегодня говорить - лиц "третьего возраста". Актуальность исследуемой проблемы заключается в том, что в настоящее время пожилые люди в нашей стране стали наиболее социально незащищенной категорией общества. Изменение социального статуса человека в старости, вызванное, прежде всего, прекращением или ограничением трудовой деятельности, изменениями ценностных ориентиров, самого образа жизни и общения, возникновением затруднений социально-бытовой, психологической адаптации к новым условиям, требует необходимость выработки особых подходов, форм и методов социально-культурной работы с пожилыми людьми. Нами выбрана проблема - клубная работа - как ведущая технология работы с пожилыми людьми.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
Глава 1. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ ………………6
1.1 Особенности пожилого возраста…………………………………….6
1.2 Социальный статус человека в старости……………………………10
Глава 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ЛЮДЬМИ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА…………………13
2.1 Функции и принципы социально-культурной деятельности с людьми пожилого возраста…………………………..…………………………13
2.2 Специфика организации досуга и свободного времени пожилых людей……………………………………………………………………..………15
2.3 Анализ организации культурно-досуговой деятельности людей пожилого возраста на примере Городского Центра народной культуры "Приморье"……………………………………………………………………….19
Глава 3. ПРОЕКТ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАБОТЕ С ПОЖИЛЫМИ ЛЮДЬМИ ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ХАБАРОВСКА "СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА СТАРШЕГО ПОКОЛЕНИЯ "ЗАБОТА" НА 2012 - 2016 ГОДЫ"…………………………………………….……………26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………...………...…..39
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ………………………….………………42

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 228.50 Кб (Скачать файл)

Реализация мероприятий программным методом позволила обеспечить актуальные на сегодняшний день потребности пожилых горожан, мобильно реагировать на изменение социально-экономической ситуации.

Принятие Программы позволит сохранить уровень защищенности граждан старшего поколения, достигнутый в ходе реализации долгосрочной целевой программы "Социальная поддержка старшего поколения "Забота" на 2009 - 2011 годы", создаст условия для развития ветеранского движения, активного участия ветеранов и пенсионеров в жизни общества.

3. Основные цели и задачи Программы

Оценка эффективности реализации конкретных мероприятий невозможна без целевых индикаторов, позволяющих объективно оценивать состояние работ по Программе. Методической основой целевых индикаторов является мониторинг качества жизни отдельных категорий граждан и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и анализ их потребностей в дополнительных мерах социальной поддержки за предыдущий год. В частности, в систему целевых индикаторов включены следующие показатели:

- количество участников программы, получивших адресную социальную  помощь;

- удельный вес ветеранов Великой  Отечественной войны, ветеранов  боевых действий, ветеранов труда, прошедших диспансеризацию;

- количество проведенных культурно-массовых мероприятий социальной направленности в год;

- количество предприятий бытового  обслуживания, привлеченных к оказанию  услуг гражданам старшего поколения  со скидкой;

- количество установленных водозаборных  колонок в частном секторе.

4. Методика расчета индикаторов, используемых для оценки хода выполнения Программы

Предлагаемая методика использует цифровые показатели для оценки результативности реализации программных мероприятий, включающие:

- удельный вес данного направления  Программы и его оценочных показателей;

- процент его исполнения;

- суммарный балл фактического  выполнения оценочных показателей.

Вся Программа в совокупности ее направления получает "весовой" показатель. Каждое направление получает "весовую категорию", полученную путем разделения единицы на 5 долей по степени их значимости в данной Программе, и имеет 3 показателя:

- процент выполнения;

- фактический его "вес" в Программе, определенный объемом и уровнем  выполнения мероприятий;

- суммарный балл фактического  выполнения каждого направления.

Показатели для оценки результативности реализации программных мероприятий приведены в следующей таблице.

ПОКАЗАТЕЛИ для оценки результативности реализации программных мероприятий

 

N п/п

Наименование показателя

Вес

Параметры оценки

 

1.

Количество участников программы, получивших адресную социальную помощь

0,2

не ниже 100%

 

2.

Количество ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, ветеранов труда, прошедших диспансеризацию (удельный вес)

0,2

не ниже 100%

 

3.

Количество проведенных культурно-массовых мероприятий социальной направленности в год

0,2

не ниже 90%

 

4.

Количество предприятий бытового обслуживания, привлеченных к оказанию услуг гражданам старшего поколения со скидкой

0,2

не ниже 100%

 

5.

Количество установленных водозаборных колонок в частном секторе

0,2

не ниже 80%

 
 

Итого:

1

   
         

5. Механизм реализации Программы  и перечень планируемых мероприятий  с конечным результатом

2.1. Общее управление Программой  и публичное освещение ее реализации  в средствах массовой информации осуществляет начальник управления социальной работы с населением администрации города Хабаровска.

2.2. Исполнителями Программы являются  руководители структурных подразделений  администрации города, которые:

- осуществляют планирование и  реализацию мероприятий Программы по своим направлениям деятельности;

- представляют в управление  социальной работы с населением  администрации города:

а) ежеквартально до 5-го числа месяца, следующего за отчетным периодом (кроме отчета за четвертый квартал), отчеты (нарастающим итогом с начала года) о реализации Программы с указанием использованных средств бюджета;

б) ежегодно до 15 января отчеты о выполнении Программы в отчетном году с указанием использованных средств бюджета.

2.3. Для достижения ожидаемых  результатов Программы управление социальной работы с населением осуществляет:

- координацию действий исполнителей  мероприятий;

- сбор, обобщение и анализ отчетных  материалов о реализации Программы;

- мониторинг измеряемых результатов  реализации программных мероприятий;

- оценку результативности достигнутых  фактических показателей и степени  их соответствия целевым ориентирам;

- внесение изменений о корректировке  Программы и об изменении объемов  финансирования отдельных мероприятий.

2.4. Ежегодно до 01 апреля руководитель Программы представляет в Координационный совет отчет о выполнении Программы за прошедший год.

По завершении реализации мероприятий Программы руководитель Программы представляет в Координационный совет итоговый отчет о выполнении целей и задач Программы.

2.5. Выполнение запланированных  мероприятий на 2012 - 2016 годы позволит:

- улучшить качество жизни и  повысить степень социальной  защищенности граждан пожилого  возраста путем оказания дополнительных  мер социальной поддержки;

- создать условия для укрепления здоровья граждан пожилого возраста путем проведения диспансеризации ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, ветеранов труда;

- повысить уровень социальной  адаптации и упрочнение социальных  связей путем реализации комплекса  мер, направленных на содействие участию граждан пожилого возраста в жизни общества, создание позитивного отношения к старости и пожилым людям как уважаемым и активным членам общества;

- улучшить среду проживания  граждан в частном секторе  путем реализации комплекса мер, направленных на установку водозаборных колонок.

6. Сроки и этапы реализации  Программы

Срок и этапы реализации Программы - 2012 - 2016 годы.

7. Объемы и источники финансирования  Программы

Финансирование Программы осуществляется за счет средств бюджета города и пожертвований. Объем затрат за 2012 - 2016 годы составит 282282,0 тыс. руб.

Планируемые средства в тыс. руб.

 

Всего

В том числе:

 
 

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

2016 г.

 

282282,0

58599,4

57335,9

56322,4

55508,9

54515,4

 
             

Планирование финансовых средств на реализацию Программы осуществляется согласно смете расходов и заявке на финансирование программных мероприятий за счет средств бюджета городского округа "Город Хабаровск" в соответствии с программными мероприятиями и порядком их реализации (приложения № 1, № 2 к Программе).

 

 

 

 

 

 

СМЕТА РАСХОДОВ на реализацию долгосрочной целевой программы "Социальная поддержка старшего поколения "Забота" на 2012 - 2016 годы"

 

Наименование структурного подразделения администрации города

Сумма расходов, тыс. руб.

 
 

бюджет города

пожертвования

всего

 

Управление социальной работы с населением

130087,0

1000,0

131087,0

 

Управление культуры

7110,0

0,0

7110,0

 

Управление дорог и внешнего благоустройства

82500,0

0,0

82500,0

 

Управление жилищно-коммунального хозяйства и эксплуатации жилищного фонда

1750,0

0,0

1750,0

 

Управление энергообеспечения, топлива, инженерных коммуникаций

50000,0

0,0

50000,0

 

Комитет по управлению Северным округом

2665,0

0,0

2665,0

 

Комитет по управлению Южным округом

2825,0

0,0

2825,0

 

Комитет по управлению Железнодорожным округом

3615,0

0,0

3615,0

 

Комитет по управлению Центральным округом

730,0

0,0

730,0

 

Всего:

281282,0

1000,0

282282,0

 
         

 

ЗАЯВКА на финансирование из бюджета города Хабаровска долгосрочной целевой программы "Социальная поддержка старшего поколения "Забота" на 2012 - 2016 годы" Администрация города Хабаровска

 

N п/п

Мероприятия Программы

Объем ассигнований из городского бюджета (тыс. руб.)

 
   

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

2016 г.

всего

 

1.

Меры по улучшению положения граждан старшего поколения, повышению степени их социальной защищенности

27160,4

26246,9

25333,4

24419,9

23526,4

126687,0

 

2.

Обеспечение укрепления здоровья

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

 

3.

Реабилитационные, социокультурные мероприятия

2909,0

2909,0

2909,0

2909,0

2909,0

14545,0

 

4.

Бытовое и торговое обслуживание

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

 

5.

Организация водоснабжения, благоустройства

27700,0

27700,0

27700,0

27700,0

27700,0

138500,0

 

6.

Кадровое обеспечение деятельности по работе с гражданами старшего поколения

0,0

100,0

0,0

100,0

0,0

200,0

 

7.

Информационное сопровождение Программы

630,0

180,0

180,0

180,0

180,0

1350,0

 
 

Итого:

58399,4

57135,9

56122,4

55308,9

54315,4

281282,0

 
                 

8. Оценка эффективности Программы

Оценка эффективности реализации Программы производится в соответствии с постановлением мэра города от 08.12.2008 N 3797 "Об утверждении порядка проведения оценки эффективности реализации долгосрочных целевых программ в городе Хабаровске".

 

 

 

 

                                                   ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сегодня социально-культурная деятельность может рассматриваться как самостоятельная подсистема общей системы социализации, социального воспитания и образования людей. Она является важнейшей функцией государственных и негосударственных структур, сферой приложения усилий многочисленных общественных движений и инициатив, средством использования свободного времени различными группами населения.[1,с.191]

Жизнь человека не является полноценной, если не реализуется его право на отдых, на предпочтительные формы проведения свободного времени. Досуг и отдых играет особо важную роль в жизни людей пожилого и старческого возраста, особенно когда их участие в трудовой деятельности затруднено. Поэтому необходимо придавать особое значение досугу после ухода на пенсию или в связи с болезнью, когда пожилой человек с помощью досуга сможет адаптироваться к новым условиям к жизни вне сферы трудовой деятельности.

Таким образом, изучив проблему - клубная работа - как ведущая технология работы с пожилыми людьми, мы ставили задачи:

1. Изучить социальные проблемы  пожилых людей;

2. Рассмотреть теоретические основы социально-культурной деятельности с людьми пожилого возраста.

3. Изучить специфику организации культурно-досуговой деятельности с людьми пожилого возраста.

 

 

Я пришлиа к выводу:

1. Проблема интегрирования пожилых людей в социокультурную жизнь общества предусматривает разработку и реализацию специальных государственных программ в сфере культурной и оздоровительной политики.

2. В процессе исследования удалось сформулировать ряд основополагающих функций к организации досуговой деятельности пожилых людей в условиях клубной работы:

- творческой;

- коммуникативной;

- рекреативной.

3. Необходима целая сеть социальной поддержки пожилых, в которой, по мнению многих ученых, едва ли не первое место должна занять сеть клубов общения, центров досуга, клубов по интересам, академий народного творчества, самодеятельных театров и ансамблей, кружков и любительских объединений, семейных мастерских прикладного творчества. Значение таких клубов огромно.

Просматривая федеральные, региональные интернет-сайты, были изучены федеральные, региональные и локальные целевые программы. 13 июня 1996 года за №883 Указом Президента РФ была принята федеральная целевая программа "Старшее поколение" на 1997-2000 годы, в разработке которой, приняли участие 19 федеральных министерств. В 2001 году она была продлена до 2004 года. Приняты основные международные документы, связанные с социальной политикой в отношении пожилых людей, был сформирован проект Концепции государственной социальной политики в отношении граждан старшего поколения на период до 2010 года. Разработан ряд ведомственных документов Министерства труда и социального развития по различным вопросам ее реализации, создана система органов социальной защиты населения и т.д. [9,с.28-35]

Информация о работе Социально-культурной деятельности с людьми пожилого возраста