Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 15:34, курсовая работа
Актуальность: Одной из актуальных проблем деятельности культурно-досуговые учреждений, является организация досуга лиц пожилого возраста или как принято сегодня говорить - лиц "третьего возраста". Актуальность исследуемой проблемы заключается в том, что в настоящее время пожилые люди в нашей стране стали наиболее социально незащищенной категорией общества. Изменение социального статуса человека в старости, вызванное, прежде всего, прекращением или ограничением трудовой деятельности, изменениями ценностных ориентиров, самого образа жизни и общения, возникновением затруднений социально-бытовой, психологической адаптации к новым условиям, требует необходимость выработки особых подходов, форм и методов социально-культурной работы с пожилыми людьми. Нами выбрана проблема - клубная работа - как ведущая технология работы с пожилыми людьми.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
Глава 1. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ ………………6
1.1 Особенности пожилого возраста…………………………………….6
1.2 Социальный статус человека в старости……………………………10
Глава 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ЛЮДЬМИ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА…………………13
2.1 Функции и принципы социально-культурной деятельности с людьми пожилого возраста…………………………..…………………………13
2.2 Специфика организации досуга и свободного времени пожилых людей……………………………………………………………………..………15
2.3 Анализ организации культурно-досуговой деятельности людей пожилого возраста на примере Городского Центра народной культуры "Приморье"……………………………………………………………………….19
Глава 3. ПРОЕКТ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАБОТЕ С ПОЖИЛЫМИ ЛЮДЬМИ ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ХАБАРОВСКА "СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА СТАРШЕГО ПОКОЛЕНИЯ "ЗАБОТА" НА 2012 - 2016 ГОДЫ"…………………………………………….……………26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………...………...…..39
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ………………………….………………42
Реализация мероприятий программным методом позволила обеспечить актуальные на сегодняшний день потребности пожилых горожан, мобильно реагировать на изменение социально-экономической ситуации.
Принятие Программы позволит сохранить уровень защищенности граждан старшего поколения, достигнутый в ходе реализации долгосрочной целевой программы "Социальная поддержка старшего поколения "Забота" на 2009 - 2011 годы", создаст условия для развития ветеранского движения, активного участия ветеранов и пенсионеров в жизни общества.
3. Основные цели и задачи
Оценка эффективности реализации конкретных мероприятий невозможна без целевых индикаторов, позволяющих объективно оценивать состояние работ по Программе. Методической основой целевых индикаторов является мониторинг качества жизни отдельных категорий граждан и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и анализ их потребностей в дополнительных мерах социальной поддержки за предыдущий год. В частности, в систему целевых индикаторов включены следующие показатели:
- количество участников
- удельный вес ветеранов
- количество проведенных культур
- количество предприятий
- количество установленных
4. Методика расчета индикаторов, используемых для оценки хода выполнения Программы
Предлагаемая методика использует цифровые показатели для оценки результативности реализации программных мероприятий, включающие:
- удельный вес данного
- процент его исполнения;
- суммарный балл фактического
выполнения оценочных
Вся Программа в совокупности ее направления получает "весовой" показатель. Каждое направление получает "весовую категорию", полученную путем разделения единицы на 5 долей по степени их значимости в данной Программе, и имеет 3 показателя:
- процент выполнения;
- фактический его "вес" в Программе,
определенный объемом и
- суммарный балл фактического
выполнения каждого направления
Показатели для оценки результативности реализации программных мероприятий приведены в следующей таблице.
ПОКАЗАТЕЛИ для оценки результативности реализации программных мероприятий
N п/п |
Наименование показателя |
Вес |
Параметры оценки |
|
1. |
Количество участников программы, получивших адресную социальную помощь |
0,2 |
не ниже 100% |
|
2. |
Количество ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, ветеранов труда, прошедших диспансеризацию (удельный вес) |
0,2 |
не ниже 100% |
|
3. |
Количество проведенных культурно-массовых мероприятий социальной направленности в год |
0,2 |
не ниже 90% |
|
4. |
Количество предприятий бытового обслуживания, привлеченных к оказанию услуг гражданам старшего поколения со скидкой |
0,2 |
не ниже 100% |
|
5. |
Количество установленных водозаборных колонок в частном секторе |
0,2 |
не ниже 80% |
|
Итого: |
1 |
|||
5. Механизм реализации Программы
и перечень планируемых
2.1. Общее управление Программой
и публичное освещение ее
2.2. Исполнителями Программы
- осуществляют планирование и реализацию мероприятий Программы по своим направлениям деятельности;
- представляют в управление
социальной работы с
а) ежеквартально до 5-го числа месяца, следующего за отчетным периодом (кроме отчета за четвертый квартал), отчеты (нарастающим итогом с начала года) о реализации Программы с указанием использованных средств бюджета;
б) ежегодно до 15 января отчеты о выполнении Программы в отчетном году с указанием использованных средств бюджета.
2.3. Для достижения ожидаемых результатов Программы управление социальной работы с населением осуществляет:
- координацию действий
- сбор, обобщение и анализ отчетных
материалов о реализации
- мониторинг измеряемых
- оценку результативности
- внесение изменений о
2.4. Ежегодно до 01 апреля руководитель Программы представляет в Координационный совет отчет о выполнении Программы за прошедший год.
По завершении реализации мероприятий Программы руководитель Программы представляет в Координационный совет итоговый отчет о выполнении целей и задач Программы.
2.5. Выполнение запланированных мероприятий на 2012 - 2016 годы позволит:
- улучшить качество жизни и
повысить степень социальной
защищенности граждан пожилого
возраста путем оказания
- создать условия для укрепления здоровья граждан пожилого возраста путем проведения диспансеризации ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, ветеранов труда;
- повысить уровень социальной
адаптации и упрочнение
- улучшить среду проживания граждан в частном секторе путем реализации комплекса мер, направленных на установку водозаборных колонок.
6. Сроки и этапы реализации Программы
Срок и этапы реализации Программы - 2012 - 2016 годы.
7. Объемы и источники
Финансирование Программы осуществляется за счет средств бюджета города и пожертвований. Объем затрат за 2012 - 2016 годы составит 282282,0 тыс. руб.
Планируемые средства в тыс. руб.
Всего |
В том числе: |
|||||
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
||
282282,0 |
58599,4 |
57335,9 |
56322,4 |
55508,9 |
54515,4 |
|
Планирование финансовых средств на реализацию Программы осуществляется согласно смете расходов и заявке на финансирование программных мероприятий за счет средств бюджета городского округа "Город Хабаровск" в соответствии с программными мероприятиями и порядком их реализации (приложения № 1, № 2 к Программе).
СМЕТА РАСХОДОВ на реализацию долгосрочной целевой программы "Социальная поддержка старшего поколения "Забота" на 2012 - 2016 годы"
Наименование структурного подразделения администрации города |
Сумма расходов, тыс. руб. |
|||
бюджет города |
пожертвования |
всего |
||
Управление социальной работы с населением |
130087,0 |
1000,0 |
131087,0 |
|
Управление культуры |
7110,0 |
0,0 |
7110,0 |
|
Управление дорог и внешнего благоустройства |
82500,0 |
0,0 |
82500,0 |
|
Управление жилищно-коммунального хозяйства и эксплуатации жилищного фонда |
1750,0 |
0,0 |
1750,0 |
|
Управление энергообеспечения, топлива, инженерных коммуникаций |
50000,0 |
0,0 |
50000,0 |
|
Комитет по управлению Северным округом |
2665,0 |
0,0 |
2665,0 |
|
Комитет по управлению Южным округом |
2825,0 |
0,0 |
2825,0 |
|
Комитет по управлению Железнодорожным округом |
3615,0 |
0,0 |
3615,0 |
|
Комитет по управлению Центральным округом |
730,0 |
0,0 |
730,0 |
|
Всего: |
281282,0 |
1000,0 |
282282,0 |
|
ЗАЯВКА на финансирование из бюджета города Хабаровска долгосрочной целевой программы "Социальная поддержка старшего поколения "Забота" на 2012 - 2016 годы" Администрация города Хабаровска
N п/п |
Мероприятия Программы |
Объем ассигнований из городского бюджета (тыс. руб.) |
||||||
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
всего |
|||
1. |
Меры по улучшению положения граждан старшего поколения, повышению степени их социальной защищенности |
27160,4 |
26246,9 |
25333,4 |
24419,9 |
23526,4 |
126687,0 |
|
2. |
Обеспечение укрепления здоровья |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
|
3. |
Реабилитационные, социокультурные мероприятия |
2909,0 |
2909,0 |
2909,0 |
2909,0 |
2909,0 |
14545,0 |
|
4. |
Бытовое и торговое обслуживание |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
|
5. |
Организация водоснабжения, благоустройства |
27700,0 |
27700,0 |
27700,0 |
27700,0 |
27700,0 |
138500,0 |
|
6. |
Кадровое обеспечение деятельности по работе с гражданами старшего поколения |
0,0 |
100,0 |
0,0 |
100,0 |
0,0 |
200,0 |
|
7. |
Информационное сопровождение Программы |
630,0 |
180,0 |
180,0 |
180,0 |
180,0 |
1350,0 |
|
Итого: |
58399,4 |
57135,9 |
56122,4 |
55308,9 |
54315,4 |
281282,0 |
||
8. Оценка эффективности Программы
Оценка эффективности реализации Программы производится в соответствии с постановлением мэра города от 08.12.2008 N 3797 "Об утверждении порядка проведения оценки эффективности реализации долгосрочных целевых программ в городе Хабаровске".
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сегодня социально-культурная деятельность может рассматриваться как самостоятельная подсистема общей системы социализации, социального воспитания и образования людей. Она является важнейшей функцией государственных и негосударственных структур, сферой приложения усилий многочисленных общественных движений и инициатив, средством использования свободного времени различными группами населения.[1,с.191]
Жизнь человека не является полноценной, если не реализуется его право на отдых, на предпочтительные формы проведения свободного времени. Досуг и отдых играет особо важную роль в жизни людей пожилого и старческого возраста, особенно когда их участие в трудовой деятельности затруднено. Поэтому необходимо придавать особое значение досугу после ухода на пенсию или в связи с болезнью, когда пожилой человек с помощью досуга сможет адаптироваться к новым условиям к жизни вне сферы трудовой деятельности.
Таким образом, изучив проблему - клубная работа - как ведущая технология работы с пожилыми людьми, мы ставили задачи:
1. Изучить социальные проблемы пожилых людей;
2. Рассмотреть теоретические основы социально-культурной деятельности с людьми пожилого возраста.
3. Изучить специфику организации культурно-досуговой деятельности с людьми пожилого возраста.
Я пришлиа к выводу:
1. Проблема интегрирования пожилых людей в социокультурную жизнь общества предусматривает разработку и реализацию специальных государственных программ в сфере культурной и оздоровительной политики.
2. В процессе исследования удалось сформулировать ряд основополагающих функций к организации досуговой деятельности пожилых людей в условиях клубной работы:
- творческой;
- коммуникативной;
- рекреативной.
3. Необходима целая сеть социальной поддержки пожилых, в которой, по мнению многих ученых, едва ли не первое место должна занять сеть клубов общения, центров досуга, клубов по интересам, академий народного творчества, самодеятельных театров и ансамблей, кружков и любительских объединений, семейных мастерских прикладного творчества. Значение таких клубов огромно.
Просматривая федеральные, региональные интернет-сайты, были изучены федеральные, региональные и локальные целевые программы. 13 июня 1996 года за №883 Указом Президента РФ была принята федеральная целевая программа "Старшее поколение" на 1997-2000 годы, в разработке которой, приняли участие 19 федеральных министерств. В 2001 году она была продлена до 2004 года. Приняты основные международные документы, связанные с социальной политикой в отношении пожилых людей, был сформирован проект Концепции государственной социальной политики в отношении граждан старшего поколения на период до 2010 года. Разработан ряд ведомственных документов Министерства труда и социального развития по различным вопросам ее реализации, создана система органов социальной защиты населения и т.д. [9,с.28-35]
Информация о работе Социально-культурной деятельности с людьми пожилого возраста