Социально-психологические факторы суицида среди молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 02:01, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить социально-психологические факторы суицида молодежи.
Задачи исследования:
Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
Определить факторы, ведущие к суицидальному поведению молодежи.
Выявить уровень склонности к суицидальному поведению среди молодежи.
Проанализировать результаты эксперимента и наметить пути снижения склонности к суицидальному поведению молодежи.

Содержание

Введение
3
Глава 1. Теоретические основы суицидального поведения молодежи

1.1 Самоубийства: определение, терминология
8
1.2 Теории суицидального поведения
13
1.3 Причины, условия и мотивы суицида молодежи
24
1.4 Факторы суицидального поведения молодежи
30
Глава 2. Практическое исследование суицидальных намерений молодежи

2.1 Организация и условия проведения практического исследования
46
2.2 Результаты эксперимента
49
2.3 Выводы и рекомендации
52
Заключение
65
Список использованной литературы
67
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

дип.-суицид Москва.doc

— 467.00 Кб (Скачать файл)

Главный недостаток этой концепции - недооценка роли личности во взаимоотношений индивидуума  со средой.

В нашей стране социологическая  и психологическая концепция  были представлены в работах А.Г. Амбрумовой, которая расценивает  суицидальное поведение как следствие  социально-психологической дезадаптации личности в условиях переживаемого ею микросоциального конфликта. Автор  выделяет объективные (конкретные причины) и субъективные (психологические переживания) стороны дезадаптации, которые взаимосвязаны, но не обязательно соответствуют друг другу. Конфликт имеет как внешний, экстраперсональный, так и внутренний интроперсональный критерии. А.Г. Амбрумова  вводит также понятие – “порог дезадаптации”. Конфликт превышающий порог дезадаптации, именуется кризисным.

Кризисное состояние  характеризуется интенсивными отрицательными эмоциями: чувством неопределенности, беспокойством, тревогой вплоть до дезорганизации, фиксацией на психотравмирующей ситуации, переживаниями собственной беспомощности, несостоятельности, одиночества, безнадежности, пессимистической оценкой собственной личности, актуальной ситуации и жизненной перспективы, выраженными затруднениями в планировании будущего.

Психологические кризисные  состояния имеют разнообразные  варианты развития, среди которых  чаще всего встречаются:

1. Пролонгированное, постепенное  нарастание эмоционального и нервно-психического напряжения, накопление и усиление отрицательно окрашенных эмоций в связи с объективной или субъективной невозможностью разрешения жизненных проблем.

2. Возникшее внезапно, вызванное неожиданным событием  психоэмоциональное напряжение с резким изменением модуса поведения в первые часы или сутки после психотравмы.

Процесс социально-психологической  адаптации протекает  по  всем четырем направлениям человеческой деятельности: познавательному, преобразовательному, ценностно-ориентационному и коммуникативному, в норме все эти направления адаптации образуют целостную динамическую систему, в которой каждое из них гармонично сочетается с остальными.

С динамической и энергетической сторон процесс адаптации характеризуется  пластичностью. При этом значительная часть адаптационных возможностей не используется, образуя резервный фонд, который мобилизуется для адаптации в экстремальных ситуациях. Однако в экстремальных условиях не  все личности  одинаково перестраивают свою приспособительную  тактику.  Одни,  наиболее устойчивые, за счет пластичности и резервов сохраняют прежний общий (нормальный)  уровень адаптации, другие снижают этот уровень, но без существенной деформации по всем четырем направлениям деятельности. В этих случаях дезадаптация, если и наступает, то носит временный характер и является  “лимитирующей” (непатологической).

Некоторые же личности, которые имеют  недостаточный резерв адаптационных  возможностей и меньшую их пластичность в силу самых различных причин (психических или соматических заболеваний, пограничных состояний, высокого уровня эмоциональности, серии жизненных неурядиц и т.п.), в экстремальных (конфликтных) ситуациях оказываются в состоянии социально-психологической дезадаптации, которая характеризуется качественной “трансформирующей” (патологической) ломкой процесса адаптации. 

Объективно социально-психологическая,  дезадаптация проявляется в поведении, субъективно - в широкой гамме  психоэмоциональных сдвигов.

Социально-психологическая дезадаптация  в  динамике проходит две фазы: предиспозиционную и суицидальную. Первая не служит единственной детерминантой суицидального поведения. Решающее значение для перехода этой фазы в суицидальную имеет конфликт,  который занимает центральное положение в структуре суицидального акта.  Принципиальными положениями концепции А.Г.Амбрумовой являются [2]:

1. Совокупность суицидентов представлена  тремя основными диагностическими  категориями:  лица с психическими  заболеваниями, с пограничными  нервно-психическими расстройствами  и практически здоровые.

2. Все суициденты независимо  от диагностической  принадлежности  проявляют объективные (изменения  поведения) и субъективные (эмоциональные  сдвиги) признаки социально-психологической  дезадаптации.

3. В любом случае суицид является  результатом личностной переработки конфликтной ситуации.

Таким образом,  суицидальное поведение  обуславливается тремя основными  компонентами:  интегральной системой личностной структуры, социально-психологической  адаптацией, переживаемым конфликтом (а у психически больных еще и психопатологическими нарушениями). Самоубийство – проблема психологическая, а не психопатологическая.

Следует подчеркнуть,  что  давно  ушло в прошлое,  когда суицид напрямую отождествлялся с душевной болезнью. В настоящее время в  отечественной и зарубежной литературе общепризнанно, что только 25-30% суицидов совершается психически  больными,  а  остальное  количество приходится на психически здоровых и лиц с пограничными расстройствами.

У большинства психически больных  суициды встречаются при депрессиях, параноидных и галлюцинаторно-параноидных состояниях.  При психической патологии не существует прямой зависимости суицидального поведения от степени выраженности болезненных симптомов. Суицидальные действия совершаются при нарастании и спаде (после выписки из стационара) как психотической,  так и невротической депрессии. Происходит это обычно в начальный период  заболевания (когда идет ломка стереотипа) или в период ремиссии при относительной сохранности, когда человек “открыт” внешним психотравмирующим  влияниям и реагирует почти  как  здоровая личность.  Лишение жизни у психически больных чаще обусловлено психопатологией. При пограничных расстройствах суициды чаще всего встречаются у психопатов, хронических алкоголиков и у лиц с реактивными состояниями. Причем суицидальные действия легче совершаются теми больными,  у которых слабые формы защиты не приобрели жесткого, фиксированного характера. В этих случаях приоритет принадлежит особенностям личности.

Что касается практически  здоровых лиц (не  попадавших  в  поле зрения психиатров и не обнаруживающих грубых поведенческих расстройств), то они совершают суициды в  состоянии эмоционального напряжения при наличии акцентуации характера. На передний план здесь выступает конфликтная ситуация.

Дезадаптирующими условиями у  практически здоровых лиц, провоцирующими суицид, являются: снижение толерантности  к психоэмоциоональным нагрузкам; своеобразие интеллекта (максимализм, категоричность, незрелость суждений); неполноценность коммуникативных систем; неадекватная самооценка личностных  возможностей; слабость личностной психологической защиты; снижение или утрата понимания ценности жизни. Переход дезадаптации  в  суицидальное поведение зависит от двух характеристик:

1. Ограничение или сведение к нулю количества известных субъекту вариантов разрешения данного конфликта.

2. Знакомые варианты разрешения  ситуации субъективно оцениваются  как неэффективные или неприемлемые.

Личность со всеми ее индивидуальными  особенностями представляет собой стержневую основу для понимания  суицидального  поведения  как проявления социально-психологической дезадаптации.  Имеется последовательная связь между социальными и личностными факторами,  конфликтом, социально-психологической дезадаптацией,  крахом ценностных установок и суицидом.

Естественно, что  человек  в экстремальных условиях по-разному  ведет себя в каждой конкретной ситуации.  Это зависит,  с одной стороны, от характера и силы травмирующих  факторов, с другой - от личности, реагирующей на эти объективные трудности.

А.Г.Амбрумова, В.А. Тихоненко  выделили следующие основные типы акцентуированных суицидальных реакций у взрослых психически здоровых людей:  реакции  эгоцентрического переключения,  психалгии, реакции “отрицательного баланса” и негативных интроперсональных  отношений [2]. В подростковом возрасте наиболее часто встречалась реакция эгоцентрического переключения – быстро проявляющаяся кратковременная реакция в ответ на острые конфликты.  Очень часто она возникает по незначительному поводу,  не отражающему причины конфликта и суицидального поведения. Аффективные переживания конфликтной ситуации при этом типе реакции быстро генерализуются, охватывая все уровни психической деятельности. Мысль о самоубийстве возникает внезапно и доминирует над всеми остальными. Из сознания вытесняются и страх смерти, и болевые  ощущения.  Переход от зарождения суицидальной мысли до ее реализации исчисляется минутами,  “предсуицидальный” период  практически отсутствует.

Позже А.Г. Амбрумова описала 6 типов  непатологических ситуационных реакций,  проявляющихся  у взрослых психически здоровых людей в суицидальным поведением:

  1. Реакция эмоционального дисбаланса - преимущественно дистимитические нарушения с актуализацией значимости отрицательных эмоциональных раздражителей.
  2. Пессимистическая ситуационная реакция - изменение мироощущения, все выглядит в мрачных тонах, создавшаяся ситуация кажется безысходной, будущее бесперспективным. Иногда такое состояние связано с развитием эндогенной депрессии, иногда коррелирует с реальной жизненной ситуацией.
  3. Реакция отрицательного баланса - рациональное “подведение жизненных итогов”, оценка перспектив и подведение баланса, предполагающие высокий уровень критичности и общий отрицательный баланс при сложении всех жизненных “плюсов” и “минусов”. Часто связано с низкой самооценкой, чувством вины, тенденциями к самообвинению и самоуничижению.
  4. Реакция демобилизации - отказ от контактов,  привычной деятельности, сопровождающийся чувством одиночества безнадежности, отвергнутости. Связаны с предыдущей астенизацией, астено-невротическим синдромом, состоянием переутомления.
  5. Реакция оппозиции - экстрапунитивная позиция личности,  повышенная  агрессивность,  часто переходящая в аутоагрессию.  Суицидальный риск относительно не высок,  суицидальные  действия  чаще  носят демонстративно-шантажный характер.  Наблюдается, как правило, у психопатических личностей и личностей с психопатическими чертами возбудимого круга.
  6. Реакция дезорганизации - содержит в своей основе тревожный компонент и сопровождается выраженными  соматовегетативными нарушениями. Чаще бывает у конституционально - тревожных, мнительных личностей.

При проведении эпидемиологических исследований суицидального поведения  в различных регионах страны В.А.Тихоненко  предложил следующую классификацию  суицидальных реакций:

  1. протест, месть;
  2. призыв (к состраданию);
  3. самонаказание;
  4. избегание ( наказания, болезни, страдания, смерти и др.);
  5. отказ (капитуляция);
  6. самопожертвование;
  7. демонстративно-шантажное суицидальное поведение.

1.3 Причины, условия и мотивы суицида молодежи

 

Причина суицидального  поведения молодежи - понятие глубокое и сложное. Оно уходит своими корнями в социально-психологический анализ проблемы.А.Г. Амбрумова считает основной причиной суицидальных действий молодежи социально-психологическую дезадаптацию личности в условиях микросоциального конфликта [3]. А.А. Султанов,  изучая причины социально-психологической дезадаптации у практически здоровых лиц молодежного возраста,  совершивших попытки суицидов  выделил три основные группы факторов, которые он считал наиболее частыми причинами суицидов [51]:

- дезадаптация, связанная с нарушением социализации, когда место в социальной структуре не соответствует уровню  притязаний человека;

  • конфликты в  семье;
  • алкоголизация и наркотизация.

А.Е. Личко к числу наиболее частых причин суицидов молодежи относил [33]:

  • потерю любимого человека;
  • состояние физического и психического переутомления;
  • уязвленное чувство собственного достоинства;
  • разрушение психологических защитных механизмов личности в результате употребления алкоголя,  гипногенных психотропных средств и наркотиков;
  • отождествление себя с человеком,  совершившим самоубийство;
  • различные формы страха, гнева и печали по разным поводам.

Говоря о самоубийстве молодежи как об осознанном лишении себя жизни, мы должны рассматривать не только внешние (социальные) причины суицидов, но и их внутренние, личностные мотивы, которые проявляются в виде конфликтов.

Личность со всеми  ее индивидуальными особенностями  представляет собой стержневую основу для понимания  суицидального  поведения  как одного их возможных следствий социально-психологической дезадаптации. При этом мы исходим из представлений о личности молодежи как продукте социального развития, в основе которой лежит совокупность общественных отношений человека, реализуемых его деятельностью. Ядром личности молодого человека является относительно устойчивая система ценностей и мотивов, придающая смысл и побуждающих  ко всякой  деятельности [23]. Потенциальная готовность личности молодого человека совершить самоубийство (суицидальный риск) оценивается как соотношение суицидальных и антисуицидальных факторов личности. С этих позиций многообразие, сила и устойчивость социальных связей личности является тем фактором, который определяет вероятность совершения самоубийства. Э. Дюркгейм писал по этому поводу: “Самоубийство является результатом того, что общество не сохранило достаточной цельности во всех своих частях, чтобы удержать всех членов под своей властью. А потому единственное средство помочь злу – сделать социальные группы снова достаточно сплоченными, чтобы они крепче держали индивида и чтобы индивид крепче держался за них” [20]. 

Информация о работе Социально-психологические факторы суицида среди молодежи