Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 02:01, дипломная работа
Цель исследования: выявить социально-психологические факторы суицида молодежи.
Задачи исследования:
Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
Определить факторы, ведущие к суицидальному поведению молодежи.
Выявить уровень склонности к суицидальному поведению среди молодежи.
Проанализировать результаты эксперимента и наметить пути снижения склонности к суицидальному поведению молодежи.
Введение
3
Глава 1. Теоретические основы суицидального поведения молодежи
1.1 Самоубийства: определение, терминология
8
1.2 Теории суицидального поведения
13
1.3 Причины, условия и мотивы суицида молодежи
24
1.4 Факторы суицидального поведения молодежи
30
Глава 2. Практическое исследование суицидальных намерений молодежи
2.1 Организация и условия проведения практического исследования
46
2.2 Результаты эксперимента
49
2.3 Выводы и рекомендации
52
Заключение
65
Список использованной литературы
67
Приложения
n – объем выборки (количество испытуемых в группе).
Разность средних значений
считается статистически
подставим их в формулу и находим t-расчетное: t=
Числа степеней свободы: n = =20+20-2=38
При t>tкр, 11,07>2,01 - то можно говорить о том, что различия в основной и контрольной группах по склонности к суицидальным реакциям достоверно различаются между собой.
Теперь изучим, как представлены исследуемые группы по уровню суицидальных склонностей (рис. 2).
Рис.2 Распределение уровней склонности к суицидальным реакциям среди молодежи (в %).
Итак, рис.2 позволяет нам наглядно увидеть, что во всех исследуемых группах нет молодежи с низким уровнем склонности к суициду. С уровнем ниже среднего склонности к суициду больше всего среди студентов КГИФК. большинство студентов в ИУ, НГПИ и КГИФК имеют средний уровень склонности к суициду. В контрольной группе большинство молодежи имеют склонности к суициду на уровне выше среднего. Лица с высоким уровнем склонности к суициду присутствуют в нашем исследовании только в контрольной группе.
Исследование молодежи по опроснику изучения уровня депрессии выявило следующее (рис.3).
Рис.3 Средние арифметические значения уровня депрессии среди молодежи основной и контрольной групп (в %)
Итак, рис.3 наглядно представляет, что в контрольной группе среднее значение по уровню депрессивности молодежи выше, чем в основной группе. Ниже всего депрессивность выражена среди студентов института управления; в НГПИ и КГИФК этот показатель в целом одинаковый.
Поскольку обнаруживаются различия в уровне депрессии между основной и контрольной группой, то произведем проверку достоверности этих различий по t-критерию Стьюдента Данные, полученные на уровне первичной математической обработки групповых данных следующие:
подставим их в формулу и находим t-расчетное: t=
Числа степеней свободы: n = =20+20-2=38
При t>tкр, 4,0>2,01 - то можно говорить о том, что различия в основной и контрольной группах по уровню депрессивности достоверно различаются между собой.
изучим, как представлены исследуемые группы по распределению уровней депрессии (рис. 4).
Рис.4 Распределение уровня депрессии среди молодежи основной и контрольной групп (в %)
Итак, проведение исследования по методике
изучения депрессии среди молодежи
показало (рис.4), что в основной группе
преобладают студенты, не имеющие
ярко выраженной картины депрессии.
В контрольной группе половина студентов
имеют средний уровень депресси
2.3 Выводы и рекомендации
по снижению суицидального
Таким образом, проведенное исследование позволило получить следующие выводы.
Рекомендации в помочь людям, склонным к суициду
I. Подбирайте ключи
к разгадке суицида.
Ищите признаки возможной
опасности: суицидальные угрозы, предшествующие
попытки самоубийства, депрессии, значительные
изменения поведения или
2. Примите суицидента как личность. Допустите возможность, что человек действительно является суицидальной личностью. Не считайте, что он не способен и не сможет решиться на самоубийство. Иногда соблазнительно отрицать возможность того, что кто-либо может удержать человека от суицида. Именно поэтому тысячи людей — всех возрастов, рас и социальных групп — совершают самоубийства. Не позволяйте другим вводить вас в заблуждение относительно несерьезности конкретной суицидальной ситуации. Если вы полагаете, что кому-либо угрожает опасность самоубийства, действуйте в соответствии со своими собственными убеждениями. Опасность, что вы растеряетесь, преувеличив потенциальную угрозу, — ничто по сравнению с тем, что кто-то может погибнуть из-за вашего невмешательства.
3. Установите заботливые взаимоотношения. Не существует всеохватывающих ответов на такую серьезную проблему, какой является самоубийство. Но вы можете сделать гигантский шаг вперед, если станете на позицию уверенного принятия отчаявшегося человека. В дальнейшем очень многое зависит от качества ваших взаимоотношений. Их следует выражать не только словами, но и невербальной эмпатией; в этих обстоятельствах уместнее не морализирование, а поддержка.
Вместо того, чтобы страдать от самоосуждения и других переживаний, тревожная личность должна постараться понять свои чувства. Для человека, который чувствует, что он бесполезен и нелюбим, забота и участие отзывчивого человека являются мощными ободряющими средствами. Именно таким образом вы лучше всего проникнете в изолированную душу отчаявшегося человека.
4. Будьте внимательным слушателем. Суициденты особенно страдают от сильного чувства отчуждения. В силу этого они бывают не настроены принять ваши советы. Гораздо больше они нуждаются в обсуждении своей боли, фрустрации и того, о чем говорят: «У меня нет ничего такого, ради чего стоило бы жить». Если человек страдает от депрессии, то ему нужно больше говорить самому, чем беседовать с ним.
У вас может появиться фрустрация, обида или гнев, если человек не ответит немедленно на ваши мысли и потребности. Понимание, что у того, о ком вы заботитесь, существует суицидальная настроенность, обычно вызывает у помощника боязнь отвержения, нежеланности, бессилия или ненужности. Несмотря на это, помните, что этому человеку трудно сосредоточиться на чем-то, кроме своей безысходности. Он хочет избавиться от боли, но не может найти исцеляющего выхода. Если кто-то признается вам, что думает о самоубийстве, не осуждайте его за эти высказывания. Постарайтесь по возможности остаться спокойным и понимающим. Вы можете сказать: «Я очень ценю вашу откровенность, ведь для того, чтобы поделиться своими чувствами, сейчас от вас требуется много мужества». Вы можете оказать неоценимую помощь, выслушав слова, выражающие чувства этого человека, будь то печаль, вина, страх или гнев. Иногда, если вы просто молча посидите с ним, это явится доказательством вашего заинтересованного и заботливого отношения.
Как психологи, так и неспециалисты должны развивать в себе искусство «слушать третьим ухом». Под этим подразумевается проникновение в то, что «высказывается» невербально: поведением, аппетитом, настроением и мимикой, движениями, нарушениями сна, готовностью к импульсивным поступкам в острой кризисной ситуации. Несмотря на то, что основные предвестники самоубийства часто завуалированы, тем не менее, они могут быть распознаны восприимчивым слушателем.
5. Не спорьте . Сталкиваясь
с суицидальной угрозой,
Можно встретить часто и другое знакомое замечание: «Ты понимаешь, какие несчастья и позор ты навлечешь на свою семью?» Но, возможно, за ним скрывается именно та мысль, которую желает осуществить суицидент. Ни в коем случае не проявляйте агрессию, если вы присутствуете при разговоре о самоубийстве, и постарайтесь не выражать потрясения тем, что услышали. Вступая в дискуссию с подавленным человеком, вы можете не только проиграть спор, но и потерять его самого.
6. Задавайте вопросы.
Если вы задаете такие косвенны
Лучший способ вмешаться в кризис, это заботливо задать прямой вопрос: «Ты думаешь о самоубийстве?» Он не приведет к подобной мысли, если у человека ее не было; наоборот, когда он думает о самоубийстве и, наконец, находит кого-то, кому небезразличны его переживания, и кто согласен обсудить эту запретную тему, то он часто чувствует облегчение, и ему дается возможность понять свои чувства и достичь катарсиса.
Следует спокойно и доходчиво спросить о тревожащей ситуации, например: «С каких пор вы считаете свою жизнь столь безнадежной? Kaк вы думаете, почему у вас появились эти чувства? Есть ли у вас конкретные соображения о том, каким образом покончить с собой? Если вы раньше размышляли о самоубийстве, что вас останавливало?» Чтобы помочь суициденту разобраться в своих мыслях, можно иногда перефразировать, повторить наиболее существенные его ответы: «Иными словами, вы говорите...» Ваше согласие выслушать и обсудить то, чем хотят поделиться с вами, будет большим облегчением для отчаявшегося человека, который испытывает боязнь, что вы его осудите, и готов к тому, чтобы уйти.
7. Не предлагайте неоправданных
утешений. Одним из важных механизмов
психологической защиты
Причина, по которой суицидент
посвящает в свои мысли, состоит
в желании вызвать
Суицидальные люди с презрением относятся к замечаниям типа: «Ничего, ничего, у всех есть такие же проблемы, как у тебя», — и другим аналогичным клише, поскольку они резко контрастируют с их мучениями. Эти выводы лишь минимизируют, уничижают их чувства и заставляют ощущать себя еще более ненужными и бесполезными.
8. Предложите конструктивные
подходы. Вместо того, чтобы говорить
суициденту: «Подумай, какую боль
принесет твоя смерть близким»,
- попросите поразмыслить об
Одна из наиболее важных задач профилактики суицидов состоит в том, чтобы помочь определить источник психического дискомфорта. Это может быть трудным, поскольку «питательной средой» суицида является секретность. Наиболее подходящими вопросами для стимуляции дискуссии могут быть: «Что с вами случилось за последнее время? Когда вы почувствовали себя хуже? Что произошло в вашей жизни с тех пор, как возникли эти перемены? К кому из окружающих они имели отношение?» Потенциального самоубийцу следует подтолкнуть к тому, чтобы он идентифицировал проблему и, как можно точнее определил, что ее усугубляет.
Отчаявшегося человека необходимо уверить, что он может говорить о чувствах без стеснения, даже о таких отрицательных эмоциях, как ненависть, горечь или желание отомстить. Если человек все же не решается проявить свои сокровенные чувства, то, возможно, вам удастся навести на ответ, заметив: «Мне кажется, вы очень расстроены», — или: «По моему мнению, вы сейчас заплачете». Имеет смысл также сказать: «Вы все-таки взволнованы. Может, если вы поделитесь своими проблемами со мной, я постараюсь понять вас».
Актуальная психотравмирующая ситуация может возникнуть из-за распада взаимоотношений с супругом или детьми. Человек может страдать от неразрешившегося горя или какой-либо соматической болезни. Поэтому следует принимать во внимание все его чувства и беды.
Если кризисная ситуация и эмоции выражены, то далее следует выяснение, как человек разрешал сходные ситуации в прошлом. Это называется «оценкой средств, имеющихся для решения проблемы». Она включает выслушивание описания предыдущего опыта в аналогичной ситуации. Для инициирования можно задать вопрос: «Не было ли у вас раньше сходных переживаний?» Существует уникальная возможность совместно раскрыть способы, которыми человек справлялся с кризисом в прошлом. Они могут быть полезны для разрешения и настоящего конфликта.
Информация о работе Социально-психологические факторы суицида среди молодежи