Социально-экономические, культурные и гносеологические предпосылки формирования в середине XIX в. социологии как науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 20:21, контрольная работа

Краткое описание

Социально-экономические предпосылки возникновения социологии.
Связаны с определенным уровнем развития капиталистического общества. Стало ясно, что феодальное общество находится в глубочайшем кризисе, что оно исторически изжило себя и препятствует дальнейшему общественному росту. . Рост городов, миграция и отток сельских жителей в центр. . Появление мирового рынка.

Содержание

Каковы социально-экономические, культурные и гносеологические предпосылки формирования в середине XIX в. социологии как науки? В чем отличия научного подхода к анализу социальных явлений от обыденного сознания и философского знания?. . …………………………………………..3
Каково место функции и роль эмпирической социологии (конкретно-социологических исследований) в системе социологии?...............................6
Раскройте содержание понятия «социальная адаптация»..………………….8
Тест………………………………………………………………………………13
Список литературы…………………………………………………………….14

Вложенные файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ ПО СОЦИОЛОГИИ.doc

— 71.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО  ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ФГАОУ ВПО «УРАЛЬСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ  ПЕРВОГО ПРЕЗИДЕНТЫ РОССИИ Б.Н. ЕЛЬЦИНА»

Филиал в  г. Краснотурьинске

факультет Фундаментального образования

Государственное и муниципальное управление

 

 

 

Оценка работы________________

Преподаватель________________

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО СОЦИОЛОГИИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Преподаватель        Сидоренко И.А.

Студент         Бондаренко Д.С.

Группа         УП – 220724к-КТ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Краснотурьинск

2013

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

  1. Каковы социально-экономические, культурные и гносеологические предпосылки формирования в середине XIX в. социологии как науки? В чем отличия научного подхода к анализу социальных явлений от обыденного сознания и философского знания?. . …………………………………………..3
  2. Каково место функции и роль эмпирической социологии (конкретно-социологических исследований) в системе социологии?...............................6
  3. Раскройте содержание понятия «социальная адаптация»..………………….8
  4. Тест………………………………………………………………………………13
  5. Список литературы…………………………………………………………….14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КАКОВЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ, КУЛЬТУРНЫЕ И ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ  ФОРМИРОВАНИЯ В СЕРЕДИНЕ XIX В. СОЦИОЛОГИИ КАК НАУКИ? В ЧЕМ ОТЛИЧИЯ НАУЧНОГО ПОДХОДА К АНАЛИЗУ СОЦИАЛЬНЫХ ЯВЛЕНИЙ ОТ ОБЫДЕННОГО СОЗНАНИЯ И ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ?

 

Социально-экономические  предпосылки возникновения социологии.

Связаны с определенным уровнем развития капиталистического общества. Стало ясно, что феодальное общество находится в глубочайшем кризисе, что оно исторически изжило себя и препятствует дальнейшему общественному росту. . Рост городов, миграция и отток сельских жителей в центр. . Появление мирового рынка. 

  С развитием  экономики тесно связано становление  науки Нового времени.

Ментальные (когнитивно-гносеологические и социокультурные) предпосылки возникновения социологии.

Метаморфозы новоевропейской  культурной традиции. Разрушение «теистической  картины мира» и формирование очертаний новой системы мыслительных ориентаций в XVI-XVII вв. (от теизма к деизму). «Великий переворот» в естествознании. «Десакрализация» и «сциентификация» мировоззренческих систем в эпоху Нового времени. Возникновение идеи «естественного закона» и перенесение ее на почву общественной мысли. Кризис традиционных «теологических» и «метафизических» систем социально-философской мысли.

Наука, философия, религия — новая расстановка  сил в новых условиях. Обоснование  методологических принципов эмпиризма (Ф. Бэкон). Разграничение познавательных задач науки и метафизики (И. Кант). Предметно-методологическое размежевание научной и философской ориентаций мыслительной деятельности субъекта познания.

Общая характеристика интеллектуальной обстановки, на фоне которой возникла новая наука. «Просветительская  традиция» в европейской общественной мысли: основные черты и отличительные особенности (прогрессизм, гносеологический оптимизм, апология науки и научности). Предшественники, «духовные наставники» и «учителя» О. Конта: Ш.Л. де Монтескьё, А.Р.Ж. Тюрго, М.Ж.А.Н. Кондорсе, К.А. де Сен-Симон.

Социологические воззрения К.А. де Сен-Симона. Законы механики (закон тяготения) как отражение  универсального принципа мироустройства. Концепция социального физицизма: достоинства и недостатки. Историческая эволюция общества как процесс закономерной смены (чередования) двух типов эпох — органической и критической. Социальный прогресс как порождение и воплощение прогресса человеческого разума. Научное мышление как высшее духовное достижение человеческой цивилизации. Роль научных знаний в современном обществе и обществе будущего («обществе индустриалов»). Понятие промышленного класса. Утопическое видение общества и инструментальное понимание социологии. Сен-Симон и его социально-реформаторские «прожекты».

Отличия научного подхода к анализу социальных явлений от обыденного сознания и философского знания.

Среди обозримых  в настоящее время перспектив развития социальной философии программа, ориентирующая на изучение повседневности, способна заинтересовать немногих. Философия  издавна относилась к повседневному как изначально враждебному разуму. Платон и Аристотель принципиально отделяли обыденные мнения от истинного знания, которое они характеризовали не только как соответствие всякому бытию, но и как прежде всего соответствие подлинному бытию. Философия сознания, искавшая критерии “подлинности” в сфере субъективности, также негативно оценивала обыденное сознание, как основанное на заблуждениях и предрассудках. Между тем трансцендентально-философские и рационально-теорети­ческие принципы, претендующие на постижение “подлинного бытия”, могут быть установлены лишь благодаря и на основе специфического жизненного мира, который, по признанию Э. Гуссерля, является фундаментом теоретического познания

 Различия  между наукой и миром жизни  могут быть проведены по  разным основаниям и прежде всего по предмету или методу. Однако в этих случаях повседневность учитывается как нечто случайное, чаще всего нарушающее рациональный порядок, будь то социальные или методологические нормы.

Базис обыденных  различий и оценок, структура допредикативных актов видения, восприятия, наблюдения, переживания, желания и т. п. обладают двойственным значением. С одной стороны, они подвергаются научной и философской критике с целью их рационализации. С другой стороны, они объявляются не подлежащими научному анализу ценностными основаниями любого исследования. В самом деле, право опирается на способность различать “свое” и “чужое”, истина — на “прав­ду” и “ложь”, мораль — на “свободу” и “принуждение” и т. п. Нет ли самопротиворечивости в попытке обоснования теории некоторыми фундаментальными жизненно-практическими актами и одновременно в стремлении контролировать их значимость средствами научно-теоре­тического познания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КАКОВО МЕСТО  ФУНКЦИИ И РОЛЬ ЭМПИРИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИИ (КОНКРЕТНО-СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ) В СИСТЕМЕ СОЦИОЛОГИИ?

Ведущим методологическим элементом социологии, в котором  находит свое концентрированное  выражение вся система знаний данной науки, является социологическое  исследование, в нем можно различить  две основные части - теоретичную (концептуальную) и методическую (инструментальную) Кое-где в источниках с эмпирической социологии встречается программа социологического исследования, которая состоит из трех частей - теоретико-методологические логической, методической (процедурной) и организационно-технологической .

Методологическая  функция диалектики и философии  истории, как утверждает В.П. Савельев заключается в определении фундаментальных  подходов к стратегии использования  теоретической части этого метода. Эффекты этой части социологического исследования как метода познания социальной реальности определяется качеством владение культурой диалектического мышления и общей теоретической подготовки.

Вторая составная  часть программы социологического исследования - методическая (инструментальная), тесно связана с другими элементами конкретных социологических исследований, которые всегда направлены на изучение  реальной ситуации, на конкретный анализ социальных процессов, их зависимостей и взаимосвязей.

Чрезвычайно важное значение в социологическом исследовании имеют также такие его компоненты, как отбор характеристик объекта и предмета исследования и соответствующих показателей, средств их измерения (построений  шкал для фиксации количественных и качественных характеристик), которые позволяют достаточно определенно отображать и оценивать состояние социального явления и возможности его преобразования или трансформации в конкретной плоскостях ни координация.

Продуктивное  применения методической (или инструментальной) части социологического исследования требует адаптации методологических принципов путем наполнения их абстрактно-универсальных форм специализированных  содержанием. Эту функцию выполняют специальные социологические теории («теории среднего уровня» - Т. Мертон), которые составляют непосредственно теоретически методологическую и методическую (процедурно-инструментальную) основу эмпирического изучения общественных процессов. Специфика этих теорий находит свое выражение, во-первых, в том, что они ориентируют предприятие на определение специфики проявления в-социологических законов. Исторические развития в определенных, четко ограниченных в пространстве и времени социальных явлениях, а во-вторых, в том, что сами эти теории, отражая развитие тех или иных сторон социума, питают и стимулируют философию, историю, политологию, культурологию и т.п.

Вместе с  тем специальные социологические  теории (\"теории среднего уровня\") выступают системой знаний о социальном в его особом и многообразном  существовании, воплощенному в исторических образованиях Ведущим й функцией специальных социологических теорий является перевод общих методологических требований гносеологии на язык конкретно-социологического исследования с целью получения достоверных характеристик объекта познания .

Специальные социологические теории определяют исходные теоретические предпосылки построения исследовательской процедуры, а также выполняют прогностическую функцию, т.е. позволяют решать задачи по формулированию  научных гипотез.

 

 

 

 

 

РАСКРОЙТЕ СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ»

 

СОЦИАЛЬНАЯ  АДАПТАЦИЯ (лат. adaptare - приспособлять) - процесс приспособления, освоения, как правило активного, личностью  или группой новых для нее  социальных условий или социальной среды. В современной социологии С.А. в большинстве случаев понимается как такой социальный процесс, в котором и адаптант (личность, социальная группа), и социальная среда являются адаптивно-адаптирующими системами, то есть активно взаимодействуют, оказывают активное воздействие друг на друга в процессе С.А.

Непосредственным  толчком к началу процесса С.А. чаще всего становится осознание личностью  или социальной группой того факта, что усвоенные в предыдущей социальной деятельности стереотипы поведения  перестают обеспечивать достижение успеха и актуальной становится перестройка поведения в соответствии с требованиями новых социальных условий или новой для адаптанта социальной среды.

В общем виде чаще всего выделяется четыре стадии адаптации личности в новой для  нее социальной среде:

1) начальная  стадия, когда индивид или группа осознают, как они должны вести себя в новой для них социальной среде, но еще не готовы признать и принять систему ценностей новой среды и стремятся придерживаться прежней системы ценностей;

2) стадия терпимости, когда индивид, группа и новая среда проявляют взаимную терпимость к системам ценностей и образцам поведения друг друга;

3) аккомодация,  т.е. признание и принятие индивидом  основных элементов системы ценностей  новой среды при одновременном  признании некоторых ценностей  индивида, группы новой социальной средой;

4) ассимиляция,  т.е. полное совпадение систем  ценностей индивида, группы и  среды.

Интенсивность адаптационных процессов в обществе существенным образом зависит от того, какую стадию в своем развитии оно переживает. Во времена серьезных социальных изменений, а тем более социальных катаклизмов адаптационные процессы приобретают особую интенсивность и захватывают практически все слои общества. На примере постсоветского общества хорошо видно, что проблему адаптации к новым социальным условиям, определения и утверждения новой своей позиции в обществе приходится решать практически каждому человеку, и не всегда этот процесс протекает одинаково успешно.

Помимо этого  следует отметить, что, по мере ускорения  общественного развития, ускоряется и интенсивность адаптационных процессов в обществе в целом. Это приводит к тому, что процессы С.А. даже в эволюционно развивающемся обществе становятся практически непрерывными и умение адаптироваться к изменениям приобретает жизненно важное значение не только для молодых, но и для старших поколений. Готовность к переменам становится одним из главных условий жизненного успеха человека.

В результате в  современном обществе значительно  повышается роль целенаправленной деятельности государства и общественных организаций, роль образования и прикладной науки в осуществлении процессов С.А.

Особое внимание общество через систему институтов и целевых программ уделяет содействию процессам С.А. тех своих членов, чьи возможности адаптироваться к изменениям самостоятельно ограниченны. Так, во многих странах разрабатываются и реализуются программы по С.А. инвалидов, уволенных в запас военнослужащих - в случае массовых сокращений армии, мигрантов, выходящих на свободу заключенных и т.д. Не меньшее значение в современном переходном обществе придается программам содействия С.А. молодежи.

Информация о работе Социально-экономические, культурные и гносеологические предпосылки формирования в середине XIX в. социологии как науки