Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 20:21, контрольная работа
Социально-экономические предпосылки возникновения социологии.
Связаны с определенным уровнем развития капиталистического общества. Стало ясно, что феодальное общество находится в глубочайшем кризисе, что оно исторически изжило себя и препятствует дальнейшему общественному росту. . Рост городов, миграция и отток сельских жителей в центр. . Появление мирового рынка.
Каковы социально-экономические, культурные и гносеологические предпосылки формирования в середине XIX в. социологии как науки? В чем отличия научного подхода к анализу социальных явлений от обыденного сознания и философского знания?. . …………………………………………..3
Каково место функции и роль эмпирической социологии (конкретно-социологических исследований) в системе социологии?...............................6
Раскройте содержание понятия «социальная адаптация»..………………….8
Тест………………………………………………………………………………13
Список литературы…………………………………………………………….14
Следует различать
адаптацию как процесс и
В качестве непосредственной социальной среды могут выступать различные социальные группы, такие как семья, производственный коллектив, соседи по дому и т.д. Роль С.А. состоит в том, что она позволяет включить личность в процессы, протекающие в непосредственной социальной среде, и в то же время является одним из средств изменения личности и среды.
Вся сложность
процесса С.А. может быть хорошо проиллюстрирована
на примере адаптации новых
В процессе адаптации организация и личность вступают во взаимодействие как сложные системы. Так, например, на успешность адаптационного процесса существенное влияние оказывают такие характеристики предприятия, как его материально-техническая оснащенность, тип и уровень организации труда, характер внутриколлективных отношений и корпоративная культура, система и уровень оплаты труда. Предприятие через эти свои характеристики предъявляет потенциальному работнику свои требования и одновременно свои преимущества по сравнению с другими участниками рынка труда.
Со стороны индивида на успешность производственной адаптации влияние оказывают как психофизиологические особенности, так и социально-демографические характеристики личности. Безусловно, наиболее важны для успешной производственной адаптации профессиональная подготовка индивида, умение работать в группе.
С.А. на предприятии
представляет собой единство нескольких
адаптационных процессов. В литературе
чаще всего выделяют следующие из
них: профессиональную адаптацию, социально-психологическую
адаптацию и адаптацию к
Социально-психологическая адаптация - процесс вхождения новичка в новый для него производственный коллектив, формирования личностных связей и отношений с другими людьми. В процессе социально-психологической адаптации происходит активное сравнение и взаимоприспособление ценностных ориентаций, нравственных идеалов и представлений коллектива и нового работника. Социально-психологическая адаптация выражается в формировании положительных неформальных отношений с коллегами по работе и руководителями, в достижении ценностного единства работника и коллектива. Основным объективным показателем социально-психологической адаптированности является отсутствие конфликтов с руководством и членами коллектива. Субъективным показателем социально-психологической адаптированности выступает удовлетворенность отношениями с руководителями и коллегами по работе.
Важным аспектом С.А. является принятие индивидом определенной социальной роли. Можно говорить о двух формах С.А.: активной, когда индивид стремится воздействовать на среду с тем, чтобы вызвать реакцию изменения (в том числе тех норм, ценностей, форм взаимодействия и деятельности, которые он должен освоить), и пассивной, конформной, когда он не стремится к такому воздействию и изменению. Эффективность С.А. в значительной степени зависит от того, насколько адекватно индивид воспринимает себя и свои социальные связи. Искаженное или недостаточно развитое представление о себе ведет к нарушениям С.А., крайним выражением которых служит аутизм.
Показателями успешной С.А. являются высокий социальный статус индивида в данной среде, а также его психологическая удовлетворенность этой средой в целом и ее наиболее важными для него элементами (например, удовлетворенность работой и ее условиями, ее содержанием, вознаграждением, организацией). Показателями низкой С.А. являются стремление индивида к перемещению в другую социальную среду (текучесть кадров, миграция, разводы), аномия и отклоняющееся поведение. Успешность С.А. зависит от характеристик как самого индивида, так и среды. Чем сложнее новая среда (например, шире спектр социальных связей, сложнее совместная деятельность, выше уровень социальной неоднородности), чем интенсивнее в ней происходят изменения, тем более трудным для индивида оказывается процесс С.А. В большой степени значимыми для С.А. являются социально-демографические характеристики индивида - образование и возраст.
СОЦИАЛЬНОЕ ЭТО-
А. Процесс производства материальных ценностей.
Б. Борьба политических партий.
В. Процесс производства духовных ценностей.
Г. Результат взаимодействия людей.
ОТВЕТ: Г
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конт О. Система позитивной политики // Западноевропейская социология XIX века: Тексты. М., 1996. С. 191-196.
2. Социология: Учебное пособие / Ахметова С.А., Беляев В.А., Большаков А.Г.; Под ред. Ерофеева С.А., Низамовой Л.Р.; Казан. гос. ун-т. Каф. социологии, Центр социологии культуры. - Казань, 2005. - 2-е изд. перераб. и доп. - 338 с.
3. Ерасов Б. С. Социальная
культурология / Изд-е третье, доп.
и перераб. М.: Аспект Пресс, 2000.
Электронная библиотека Славы Янко URL: http://yanko.lib.ru/books/
4. Квасова И.И. Социология культуры. Учебное пособие. М.: изд-во РУДН, 2005.
5. Социология. Учебник
для студентов вузов/ В.Н.
6. Социология: Краткий
тематический словарь/Ю.А.