Социально – педагогическое консультирование детей, воспитывающихся в условиях сиротских учреждений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 12:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель настоящей работы: рассмотреть социально-педагогическое консультирование детей в условиях сиротского учреждения. Для достижения поставленной цели выделяются следующие задачи:
1. Определить понятие «социально- педагогическое консультирование».
2. Проанализировать по данным литературы основные социально-педагогические проблемы детей сиротского учреждения.
3. По данным литературы определить основные подходы и направления социально - педагогического консультирования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….4
ГЛАВА 1. Современные социально-педагогические проблемы воспитания детей в сиротских учреждениях
§1. Характеристика образовательной системы сиротских учреждений……………………………………………………………..7
§2. Психолого-педагогическая характеристика детей-сирот (социальных сирот)…………………………………………………...10
ГЛАВА 2. Социально-педагогическое консультирование детей в сиротских учреждениях г.Оренбурга
§1.Мониторинг современных сиротских учреждений……………..16
§2.Изучение мнения современных школьников о детях – сиротах (социальных сирот)…………………………………………………..27
§3. Консультирование детей-сирот (социальных сирот)…………..29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………38

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая 2.doc

— 177.00 Кб (Скачать файл)


Министерство образования  и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Оренбургский  государственный педагогический университет»

 

Кафедра социальной педагогики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа на тему:

 

Социально –  педагогическое консультирование детей, воспитывающихся в условиях сиротских учреждений.

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

 студентка 301 СП  гр.

Еремина А.О.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оренбург

2013 г.

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….4

ГЛАВА 1.  Современные  социально-педагогические проблемы воспитания детей в сиротских учреждениях

§1. Характеристика образовательной  системы сиротских учреждений……………………………………………………………..7

§2. Психолого-педагогическая характеристика детей-сирот  (социальных сирот)…………………………………………………...10

ГЛАВА 2. Социально-педагогическое консультирование детей в сиротских учреждениях  г.Оренбурга

§1.Мониторинг современных  сиротских учреждений……………..16

§2.Изучение мнения современных  школьников о детях – сиротах (социальных сирот)…………………………………………………..27

§3. Консультирование детей-сирот (социальных сирот)…………..29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….36  

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………38

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В условиях нестабильности социально-политической обстановки, инфляции, безработицы и вынужденной миграции населения, снижения жизненного уровня семей, ослабления их инфраструктуры отмечается значительное увеличение размеров «социального» сиротства. В 2000 году количество детей в сиротских учреждениях выросло до 272,7 тысяч, за три года этот прирост составил почти 120 тысяч человек.

За последние 100 лет  Россия переживает третью волну сиротства: после 1-й мировой войны и революции, после Великой Отечественной войны и сейчас. И если в 1945 г. причины сиротства были понятны, то в наше время трудно признать и принять эти причины как естественные.

В исследовании Л.М. Шипицыной [2,с.6-8] выделены следующие причины сиротства:

- ведущей причиной  является алкоголизм и наркомания  родителей, а отсюда-жестокое  отношение к детям в семье,  пренебрежение их потребностями  и интересами. Более 100 тысяч детей  ежегодно отбирается из неблагополучных семей, из них 43,0 тысяч в 2000г отбирается через лишение родительских прав.

- увеличивается число  «круглых» сирот из-за преждевременной  смертности населения, чаще всего  из-за неестественных причин. Если 5-7 лет назад доля «круглых»  сирот составляло примерно 5% от общей численности детей-сирот, то сегодня этот показатель в некоторых регионах достигает 25-30%.

- увеличение количества  недееспособных родителей, в том  числе из-за психических заболеваний,  а также подростков. В России  ежегодно около 2,8 тысяч женщин рожают в возрасте 15 лет, 13 тысяч – в 16 лет, 36,7 тысяч – в 17 лет. Удельный вес детей, чьи матери не достигли совершеннолетия, составляет в среднем 3,8% от общего числа родившихся.

- увеличивается число  детей, рождающихся вне брака  (28% от общего числа родившихся). Ежегодно из-за разводов около 470 тысяч детей остается без одного из родителей. В 2000 г. вне брака родилось 354 тысячи детей и почти 22 тысячи внебрачных детей у матерей, не достигших совершеннолетия.

- отмечается рост социальной дезорганизации семей, материальных и жилищных трудностей родителей, безработицы родителей, не здоровых отношений между ними, слабости нравственных устоев.

Указанные причины социального  сиротства фиксируют лишь последствия, конечную точку в сложном пути деградации семейной системы и человеческой личности, а как следствие этого процесса - невозможность растить своих детей, снижение родительской ответственности и даже злостное уклонение от обязанностей по воспитанию ребенка.  

«Когда кричит душа? Наверное, тогда, когда нарастающая в ней боль вырывается сильным потоком. Боль о том, как не считают тебя человеком, унижают твое достоинство, мешают жить, задевают тебя, чтобы ты знал свое место, о том, как многим просто наплевать на тебя, на твои чувства и, вообще, на твое существование, о том, как прижимают тебя к стене и не дают свободно дышать… Может это волнует не всех, ведь у каждого в душе свое, своя радость, печаль, понимание жизни ».

(Из сочинения воспитанницы  детского дома, [10, с.4]).           

Все вышесказанное подчеркивает актуальность и большую социальную значимость обращения к данной теме.

Цель настоящей работы: рассмотреть социально-педагогическое консультирование детей в условиях сиротского учреждения.

Для достижения поставленной цели выделяются следующие задачи:

  1. Определить понятие «социально- педагогическое консультирование».
  2. Проанализировать по данным литературы основные социально-педагогические проблемы детей сиротского учреждения.
  3. По данным литературы определить основные подходы и направления социально - педагогического консультирования.

Объект исследования: содержание социально-педагогического консультирования детей в условиях сиротского учреждения.

Предмет: социально-педагогические проблемы детей в условиях СУ, возможности их решений в процессе социально-педагогического консультирования.

Гипотеза: социально – педагогическое консультирование в условиях сиротского учреждения имеет свою специфику, особые задачи и является важной составной частью работы социального педагога.

Методы исследования: анализ литературы, опрос воспитанников и социальных педагогов сиротских учреждений, анкетирование современных школьников.

 

 

 

ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННЫЕ СОЦИАЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В СИРОТСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

 

1.1. Характеристика образовательной системы сиротских учреждений

По данным Детского фонда, в России насчитывается 650 тыс. детей- сирот (по данным веб-сайта www.sos-dd.ru/). Существующие в нашей стране формы их устройства можно разделить на четыре категории: семейные (опека (попечительство), усыновление); государственные (дома ребенка, детские дома, школы-интернаты различного типа); государственно-общественные, сочетающие элементы семейного воспитания с сохранением части опекунских обязанностей у государства (приемные семьи (семейные детские дома), патронажные семьи, детские общины, приюты, социальные гостиницы); негосударственные (частные, церковные детские дома, приюты и др.) [ 24,с.10].                                                                                                                                                                

Рассмотрим разные варианты обучения детей-сирот:

  1. Дети, лишенные родительского попечения, живут и обучаются школе-интернате. В этом случае встречаются две разновидности:
    • Школа-интернат, в которой группы скомплектованы по возрастному и половому признаку, из мальчиков и девочек одного возраста. При таком комплектовании класса ограничен круг общения детей,  что, несомненно, приводит к значительному недоразвитию коммуникативных навыков детей-сирот.
    • Школа-интернат, которой группы скомплектованы по принципу «замещающей семьи» - разные по полу и возрасту. Принцип формирования класса тот же, но в одном классе обучаются дети из несколько «замещающих семей» - групп.

И первый, и второй вариант  комплектования класса и обучение детей-сирот в условиях школы-интерната не благоприятствует их социально-эмоциональному развитию, так как «среда обитания ограничена», следовательно, особенно с детьми, воспитывающимися в семьях.

Предполагаются несколько  путей решения этой проблемы:

    • Активное включение детей-сирот в работу учреждений дополнительного образования за пределами школы интерната. Это обогащает их эмоциональный и коммуникативный опыт, дает возможность определить позицию своего «Я» в разных микросоциумах. При этом очень хорошо, если ребенок посещает не один кружок (студию, школу искусств), а 2-3, в которых взаимодействует с разными группами детей.
    • Очень часто школа-интернат становится культурообразующим  детским центром для детей микрорайона, небольшого села, поселка. Школу-интернат посещают и дети из семей. Такая ситуация более благоприятна для детей-сирот, не только в плане коммуникативных отношений, но и в плане их эмоционального развития. У них формируется чувство «хозяина», а не «гостя»; чувство собственного достоинства и желание показать себя и свою школу-интернат с самой лучшей стороны.
    • Посещение детей в воскресенье, праздничные дни, каникулы попечительских и опекунских семей; своих родственников. Этот путь социализации ребенка и решения проблем его социально – эмоционального развития важен, прежде всего, тем, что ребенок оказывается в реальных, а не смодулированных условиях семьи, приобретает опыт навыка семейных отношений, социально-бытовых умений.

2) Дети-сироты проживают  в детском доме, посещаю школу, соответствующую уровню их образования, в микрорайоне.

В настоящее время  наблюдается две формы комплектования классов в школах, которые посещают дети, воспитывающиеся в детском  доме:

    • В школе создаются «сиротские классы», укомплектованные только детьми из детского дома. Искусственное выделение их в отдельные классы часто приводит к агрессивности этих детей, вызванной отношением к ним не только «семейных детей», но и педагогов.
    • Более благоприятной для ребенка-сироты оказывается ситуация обучения в классе совместно со сверстниками, воспитывающимися в семье. При этом ребенок-сирота может занимать разное положение в коллективе сверстников в классе и в детском доме. Каждая из этих ситуаций приводит к различным эмоциональным проявлениям: от состояния агрессии, лживого, приспособленческого поведения до хороших дружеских отношений с «семейными» детьми.(14,с.8, 9, 10)

 Все сиротские учреждения (СУ) выполняют задачи не только физического «взращивания» ребенка, но и воспитательную, образовательную и иные, способствующие подготовке воспитанников к самостоятельной жизни в обществе. Тем не менее, (СУ) не в состоянии полноценно выполнить функции благополучной семьи, и феномен социального сиротства исследователями рассматривается как стрессовая и трагическая ситуация, оставляющая глубокий след в  судьбе ребенка. 

Специфика организации  жизни детей в условиях сиротского учреждения и необходимость компенсировать разнообразные функции семейного  воспитания, требуют привлечения  достаточно большого круга специалистов. Это, прежде всего, воспитатели, учителя, психологи, врачи, социальные педагоги и др. Данная работа посвящена лишь одному из многих аспектов жизни и воспитания детей в условиях (СУ), а именно - к социально-педагогическим проблемам воспитанников. Большой круг задач затрагивает социально-педагогические аспекты  жизни ребенка в условиях (СУ) и его подготовки к интеграции в социум, и одним из методов работы социального педагога является социально-педагогическое консультирование.

 

1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей-сирот

В исследованиях отечественных  и западных психологов дается сравнительная  характеристика детей, оставшихся без  родительского попечения. Общее  физическое, психическое развитие детей, воспитывающихся без попечения  родителей, отличается от развития сверстников, растущих в семьях.  У них отмечаются замедленный темп психического развития, ряд негативных особенностей: низкий уровень интеллектуального развития, бедные эмоциональная сфера и воображение, позднее формирование навыков саморегуляции и правильного поведения.

   Поведение этих  детей характеризуется раздражительностью, вспышками гнева, агрессии, преувеличенным  реагированием на события и  взаимоотношения, обидчивостью, провоцированием  конфликтов со сверстниками, неумением  общаться с ними.

Рассмотрим психолого-педагогические характеристики разного возраста у детей-сирот.  

Дошкольный  возраст

 

Дети дошкольного возраста в (СУ) отличаются пониженной познавательной активностью, отставанием в развитии речи, задержкой психического развития, отсутствием  навыков общения, конфликтами во взаимоотношениями со сверстниками. Замена семьи жизнью в учреждении оказывает наибольшее негативное влияние на ребенка в первые семь лет жизни. Отсутствие единственного близкого и значимого для ребенка взрослого, вообще дефицит общения со взрослыми не способствуют развитию у ребенка чувства привязанности. В дальнейшей жизни это затрудняет выработку способностей разделять свои переживания с другими людьми, что чрезвычайно важно для последующего развития сопереживания.

В исследованиях Н.Н.Авдеевой показано, что дети из (СУ) значительно позже начинают узнавать себя в зеркале, они пугаются своего отражения и начинают плакать. Можно предположить, что развитие чувства самоиндентичности у детей-сирот наступает намного позднее, чем у детей которые растут в семье.(1, с.5-13)

Информация о работе Социально – педагогическое консультирование детей, воспитывающихся в условиях сиротских учреждений