Социально – педагогическое консультирование детей, воспитывающихся в условиях сиротских учреждений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 12:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель настоящей работы: рассмотреть социально-педагогическое консультирование детей в условиях сиротского учреждения. Для достижения поставленной цели выделяются следующие задачи:
1. Определить понятие «социально- педагогическое консультирование».
2. Проанализировать по данным литературы основные социально-педагогические проблемы детей сиротского учреждения.
3. По данным литературы определить основные подходы и направления социально - педагогического консультирования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….4
ГЛАВА 1. Современные социально-педагогические проблемы воспитания детей в сиротских учреждениях
§1. Характеристика образовательной системы сиротских учреждений……………………………………………………………..7
§2. Психолого-педагогическая характеристика детей-сирот (социальных сирот)…………………………………………………...10
ГЛАВА 2. Социально-педагогическое консультирование детей в сиротских учреждениях г.Оренбурга
§1.Мониторинг современных сиротских учреждений……………..16
§2.Изучение мнения современных школьников о детях – сиротах (социальных сирот)…………………………………………………..27
§3. Консультирование детей-сирот (социальных сирот)…………..29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………38

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая 2.doc

— 177.00 Кб (Скачать файл)

▪ Продолжить работу по установившимся формам общения в  рамках программы семейной реабилитации.

▪ Оказывать консультативную  социально-правовую поддержку выпускников.

Третий этап – заключительный, совпадает с окончанием выпускниками профессионального образования, получением возможности жить на своей площади, началом трудовой деятельности, для некоторых – этот этап может быть связан с рождением ребенка и созданием семьи.

 Цель: Поддержка выпускников в сложных обстоятельствах жизни.

 Задачи:

▪ Посещать дома выпускников.

▪ Оказывать консультативную  социально-правовую поддержку.

▪ Проводить работу с  будущими мамами и молодыми семьями.

Опыт работы показал, что выпускники у которых установились личные взаимоотношения со взрослыми  наставниками на первом и втором этапах более успешно входят в заключительный этап и начало самостоятельной жизни. На всем периоде жизни в детском доме, за ребенком проводятся педагогические наблюдения, анализируется динамика его личностного роста. Помимо указанных показателей, оценивается учебная деятельность, творческая активность, изучаются особенности поведения и развития.

Семейные формы  воспитания и

социализация детей-сирот

 

Основным ядром разработанной  системы воспитания является «коллективная  семья» детского дома.

    1. Коллективная семья.

Для создания атмосферы  семьи весь дом должен представлять собой « целостное жизненное  пространство».

Главный принцип взаимоотношений: « Мы равны в главном – желании  жить вместе». Мы взрослые приходим в  дом, где собраны дети. Мы приходим в их дом, потому что другого дома у них пока нет. Мы приходим в их жизнь и занимаем «временно свободное место» - место их родителей. Если мы понимаем и хотим этого, то мы всегда найдем отклик в душе ребенка, и он примет нас и поможет научиться любить и заботится о нем, как о «своем родном».

▪ Дополнительное развивающее обучение.

▪ Укрепление психофизического здоровья.

Главные принципы жизнеустройства.

▪ Качество жизненной среды должно быть педагогично.

Устранить или не допустить  отрицательное педагогическое воздействие.

▪ Для создания «домашнего уклада».

Жизнь детей в детском  доме не должна быть похожа на жизнь  школы, пионерского лагеря и любого другого детского учреждения.

▪ Административно- организационные принципы.

- оптимальное количество  человек (не превышая 40).

- автономность жилых  помещений.

- формирование целостного  коллектива. Требования к кадровому  составу.

«Коллективная семья», как  особый уклад жизни, стирает стереотип  казенных взаимоотношений между детьми и взрослыми и открывает путь реализации новых педагогических решений.

2. « Гостевая семья».

Практика приглашения  детей в дома сотрудников детского дома широко используется с первых дней работы детского дома. Как правило- это выходные, праздничные и каникулярные дни. Здесь возможны индивидуальные и мало-групповые выезды. В основном это зависит от домашних условий и возможностей сотрудников.

У детей расширяются  социальные контакты, они видят образцы  нормальных семейных отношений, между  мужем и женой, ближайшими родственниками. В домашних условиях у детей складываются новые стереотипы поведения отличные от коллективных форм общения со сверстниками. Попадая в семьи сотрудников, у детей исчезает завеса некой таинственной жизни, которой живут другие люди в своих домах. Они начинают понимать, что мы просто люди, живущие на скромный заработок, они высоко ценят, когда перед ними открывают дверь своего дома и искренне общаются с ними.

3. « Дом без границ».

Это разовая акция  приглашения всех детей детского дома в семьи сотрудников. Открыть замкнутый мир детского, сиротского дома и не менее замкнутый мир наших домов, быть более искренним и доступными в общении, уметь доверять друг другу, радоваться и делиться радостью – такой жизненный урок получили взрослые и дети, открыв двери своих домов.

4. «Заочная семья».

С помощью общественно-благотворительных связей с христианскими организациями в России и за рубежом удалось развит сотрудничество и организовать переписку детей с зарубежными семьями и сверстниками из Щвеции и Финляндии, поездки на семейный отдых, Рождественские праздники и летние каникулы. Умение доверять, бать внимательными, дружелюбными и щедрыми от чистого сердца – важные качества, которым учатся дети в семейных формах общения с «заочными семьями».

5. «Родная семья».

Родная семья (или биологическая  семья, когда существует только биологическая связь между родителями и детьми) в нашем случае – это сохранившиеся социальные связи или возможность возобновления родственных отношений ребенка с членами семьи. Главное научить детей правильно понимать причины семейных бед и научить их не повторять ошибок, заложить основу правильных взаимоотношений в будущем.

6. « Опекунский дом  с учебной фермой».

В 1994 году на базе безвозмездно арендованного сельского дома с приусадебным участком, в 70 км от Санкт-Петербурга была начата программа помощи выпускникам и обучение воспитанников детского дома работе на земле и овладению навыками ведения хозяйства в условиях сельского быта. У детей формируют новые знания и умения самостоятельной жизни в естественных условиях, расширяют кругозор, оздоравливают и укрепляют физические и волевые качества, приучают к трудолюбию и учат ценить «хлеб» и труд людей, выращивающих его.

7. «Твой дом».

Программа направлена на подготовку детей к самостоятельной жизни в условиях городской квартиры и овладению знаниями и умениями по домоводству, кулинарии, обучению взаимодействиям с различными социальными службами: поликлиникой, сберкассой, жилищно-коммунальными и ремонтно-аварийными конторами.

8. «Ты не один» (программа помощи выпускникам).

Помощь выпускникам  в связи с рождением ребенка  или имеющие серьезные проблемы со здоровьем. Главная цель сохранить  детей в семьях выпускников, поддержать молодую семью, прийти на помощь в  трудный период самостоятельной жизни и сказать: «Ты не один, мы по-прежнему рядом».

9. «Семья восприемников».

Важной частью семейного  воспитания является участие старших  и духовно умудренных наставников  в формировании у ребенка нравственных понятий и опыта достойной  жизни. Такие обязанности принимают на себя «крестные» или, по – церковному «восприемники».

Таким образом, через  «коллективную семью» и другие формы  семейного воспитания в совместной духовной, повседневной и творческой жизни восполняются и соединяются утраченные частицы детской радости с социальным и духовным чувством единения, путь не с родными по плоти, но с родными по духу.(15)

 

Государственное образовательное учреждение специальный коррекционный детский дом №1

 

Детский дом открыт в 1988 году для музыкально одаренных  детей. С 1990 года основную часть контингента составляют дети с задержкой психического развития (ЗПР). Детский дом является уникальной моделью детского дома интегрированного типа, где вместе с детьми, имеющими ЗПР, проживают практически здоровые, в том числе музыкально-одаренные дети –сироты.

Всего на попечительстве Детского дома находится 180 человек, дети в возрасте от 1,6 до 23 лет, которые разделены на 15 групп.

▪ традиционные группы по интернатному типу;

▪ семейные смешанные  группы, в которых роль родителей играет воспитатель;

▪ семейные группы по типу семейного подряда, где роли и  штатные должности воспитателей занимают члены одной семьи;

▪ группы со свободным  проживанием за приделами пансионата, когда дети-сироты проживают в обычной семье без усыновления, т.е. оставаясь под попечительством Детского дома.

Основной задачей Детского дома является комплексная реабилитация детей-сирот на основе 3-х главных  принципов:

▪ интеграции детей в  общество на правах полноценных членов;

▪ развития личности ребенка  с максимальным использованием его реабилитационного потенциала и компенсаторных психических возможностей;

▪ психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение  развития ребенка.

Для диагностики и  контроля за динамикой развития детей-сирот  введены дополнительные штаты психологов, дефектологов и врачей-психиатров. При детском доме создан медицинский центр, который обеспечивает комплексную диагностику, профилактику и лечебно-оздоровительные мероприятия для воспитанников. В работе Детского дома используются современные инновационные подходы к обучению и воспитанию детей-сирот.

С 1997 года начал работать центр психолого-педагогического  и медико-социального сопровождения развития ребенка в условиях детского дома. Основные задачи Центра это оказание целенаправленной психологической и психотерапевтической помощи и поддержки, обеспечение социальной компетенции, адаптации к определенной среде, медицинская и педагогическая реабилитация, оказание социально-правовой поддержки, направленной на обучение ребенка.

Основная же из них – научить детей жить в обществе. Вести самостоятельный образ жизни, осознать свою жизненную ситуацию.

В 1997 году для разработки системы постинтернатной адаптации  выпускников Детских домов создан постоянно действующий молодежный центр. Возникновение модели постинтернатной адаптации было обусловлено созданием дополнительных социально-педагогических условий, обеспечивающих поддержку выпускникам детского дома. Важнейшим условием Центра является взаимодействие с руководителями учебных учреждений, общественными организациями по делам молодежи, с другими службами по делам молодежи. Педагоги и специалисты помогают воспитанникам Молодежного центра в реализации жизненных планов, решают педагогические задачи по формированию готовности к трудовому самоопределению, навыков делового общения и адекватной самооценки.

Учебно-воспитательная работа с детьми-сиротами разнообразна по формам и методам в ее основе  - индивидуальный подход с учетом способностей и возможностей ребенка. При информационно-аналитическом компьютерном центре детского дома («Инфо-АКЦ») создан компьютерный кабинет оснащенном современным оборудованием (компьютерами, сканерами, принтерами), в котором воспитанники кроме обязательной программы «Компьютерная грамотность» имеют возможность выполнять работы по написанию рефератов, работать с мультимедиа, электронной почтой. Воспитанники, используя возможности компьютерного кабинета периодически выпускают газету «Наш дом», создают презентации, подготавливают Web-страницы для локальной и корпоративной сети.

Большое значение придается  формированию профессиональных навыков. Созданы мастерские: швейная, токарная, сапожная, а так же мастерские художественной росписи и лаковой миниатюры, где под руководством мастеров-воспитателей проходят профессиональное  обучение все дети, начиная с 7-летнего возраста.

Вся организация, учебная, воспитательная, коррекционно-развивающая  деятельность и профессионально-трудовое обучение в детском доме направлено на создание наиболее полной системы  социализации и интеграции детей-сирот.(5)

 

2.2 Изучение  мнения современных школьников  о детях-сиротах

(социальных  сирот)

Класс

Вопросы

Ответы

 

11а

  1. Причины возникновения детского сиротства?
  2. Укажите, с какими проблемами сталкиваются дети-сироты в современном обществе, при выходе из СУ?
  3. Могли бы вы указать характерные признаки детей, воспитывающихся в СУ?
  4. Хотели бы вы дружить с ребенком из СУ.
  5. Если бы вы могли помочь, то чем?

1.100% считают, что причина  сиротства: алкоголизм, безнравственное  поведение родителей, отказ от  детей.

30% смертность родителей,  множество войн, плохое отношение  государства к проблемам семьи.

2. По мнению современных  школьников существую ряд проблем  у детей из СУ: развития 30%, трудоустройства  89%, образования 75%, место жительство 95%, дезодоптация 50%, общение 70%, материальная сторона 95%, непонимание со стороны окружающих 80%.

3. Признаки: неадекватное  поведение 80%, внешностью 90%, умственным  развитием 40%, недоверчивостью 60%, озлобленностью 60%, самостоятельностью 50%, агрессивностью 80%, замкнутостью 90%, страхом 30%.

4. 90%-да, 60%-незнаю, 20%-нет.

5. материально 90%, общением 70%, 40% пониманием, 10% ни знают чем.




 

                               

Главная идея исследования показать отношения современных  школьников к проблеме детей-сирот  и детей лишенных родительских прав. В исследование участвовали две общеобразовательные школы: № 72, № 34. В результате проведенного исследования были получены следующие данные (см. таблицу). Эти данные свидетельствую и подтверждают информированности современных школьниках о детях воспитывающихся в (СУ). В ответах можно сделать вывод о существующей проблемы, волнующий не только взрослых специалистов в данной области, но и нынешнее поколение подростков.

Информация о работе Социально – педагогическое консультирование детей, воспитывающихся в условиях сиротских учреждений