Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2014 в 10:39, курсовая работа
Возросшую роль молодежных субкультур в современном обществе можно объяснить, поняв какую роль, играет субкультура. Субкультура является своеобразным компенсаторным механизмом, который снижает давление массовой («глобальной») культуры на индивида.
Субкультуры, как специфические группы потребителей модных продуктов - явление не новое, ведь именно субкультурными различиями общества на протяжении веков было обусловлено появление разных стилей в одежде и их постепенная эволюция.
Введение………………………………………………………………………….…..3
ГлаваI. Молодежь и молодежные субкультуры……………………………………7
1.1 Молодёжь как социально-психологическая групп…………………….……..7
1.2 Молодёжная субкультура………………………………………….……..……11
1.3. Нравственные убеждения, идеалы, самосознание и чувство взрослости как основные новообразования молодёжи…………………………………...……….15
ГлаваII. Молодежные организации и молодежные проблемы…………………20
2.1. Типы и виды неформальных молодёжных группировок…………………..20
2.1.1 Функции молодёжных организаций…………………………………..27
2.1.2 Влияние неформальных организаций на личность подростка………28
2.1.3 Особенности психологии неформальности……………………………29
Глава Ш. Наркотики и подростковая субкультура………………………………31
3.1 Наркотики и подростковая субкультура……………………………………...31
3.2 Современные молодежные наркотические субкультуры……………………36
3.2.1 "Гопники"………………………………………………………………….37
3.2.2”Неформалы”………………………………………………………………38
3.2.3Другие субкультуры……..………………………………………..………39
Глава IV Пути решение проблемы………………………………………………...42
4.1. Социальная служба в решении молодёжных проблем…………………..….42
4.2 Структура и задачи социальной работы для молодёжи……………………...44
Заключение………………………………………………………………………….48
Библиографический список………………………………………………………..50
В смысловом пространстве подростков понятия "наркотики" и "свободное время" оказываются весьма близко, объединяемые таким свойством как спонтанность. В свою очередь спонтанность по смысловому содержанию для подростка очень близка такому понятию как экстремальность, что в процессе профилактической работы может быть эффективно использовано путем замены одного на другое.
Подростковая субкультура не является чем-то изолированным по отношению к культуре вообще и обществу в частности. Изменения происходящие в обществе активно ассимилируются и трансформируются подростковой субкультурой. В контексте обсуждаемой проблемы можно указать на понятие кризиса подросткового возраста. В отечественной педагогике и психологии это понятие стало активно обсуждаться в середине 60х годов. Через короткое время литература и кинематограф стали интенсивно эксплуатировать образ трудного подростка. Постепенно список характеристик типичных для кризисного возраста, увеличивался от скромных указаний на эмоциональную лабильность и временного снижения интереса к учебной деятельности до сексуальных эксцессов, агрессивности, побегов из дома и т.д. При этом внутренняя сторона, сама субъективная жизнь человека в подростковом возрасте оставалась вне сферы внимания. Наиболее глубокие работы в этой области И.С.Кона, выполненные в начале 70х годов, остались попросту невостребованными. Но главное состоит в том, что подростковый кризис, как один из многочисленных вариантов развития, стал рассматриваться как явление типичное и всеобщее. Беспроблемный подросток стал выглядеть как странное исключение.
Подростковая субкультура очень быстро ассимилировала образ трудного подростка и начала его активно расширять и обогащать. Теперь уже педагогика и психология шли сзади и только фиксировали "новообразования". В данном случае мы столкнулись с интересным социальным феноменом "выученной кризисности".
Миф о трудном подростке, который мы сами создали, воплотился и начал существовать независимо от учебников психологии. В культурах, в содержании которых нет представлений о трудных подростках, отсутствуют и сами трудные подростки, за резкими исключениями.
В современной подростковой субкультуре представления о кризисе возрасте являются весьма распространенными и устойчивыми, правда, не лишенными своеобразия. Быть беспроблемным значит рисковать остаться в одиночестве. Наркотики по своей сути есть новый атрибут подростковой проблемности оправдывающий их и укореняющий их в молодежной культуре.
Поэтому одним из стратегических направлений профилактики наркоманий и формирования представлений о здоровом образе жизни является, на наш взгляд, изменение представлений о подростковом возрасте, основанных не на поведенческих описаниях, а на глубоком анализе психологии их субъективности и отказ от идеи тотальной кризисности подросткового возраста.
3.2 Современные молодежные наркотические субкультуры.
Субкультуры оказывают значительное влияние на основную массу молодежи, но сами практически закрыты для внешних влияний. Чтобы влиять на них, необходим либо быть частью субкультуры, либо устанавливать контакт с отдельными ее представителями и действовать через них.
Российские субкультуры конца 90-х возникли по нескольким причинам:
• традиции советских нонконформистских субкультур 70-80х гг.;
• Приход в Россию моды на аналогичные субкультуры Западной Европы и Северной Америки;
• Экономический кризис в стране, изменение системы социальных отношений .
Мы можем предположить, что характеристики нижеперечисленных субкультур Москвы могут быть с достаточной степенью достоверности применены к характеристикам других городов России.
3.2.1 "Гопники".
Наиболее многочисленные субкультуры – "пацаны" и "неформалы".
"Гопники", или "пацаны" (самоназвание) – дворовая субкультура.
Основной объединяющий фактор и характеристика, выделяющая эту субкультуру из основной массы подростков и молодежи – ориентация на систему ценностей взрослой криминальной субкультуры, культ силы, землячества, взаимовыручки и взаимозависимости. "Кузница кадров" для уголовного мира. В остальном –внешний вид, музыкальные вкусы, стиль жизни и т.д., – почти не отличаются от обычных ребят. Чуть больше накачаны, чуть короче стрижены, чуть более агрессивны на своей территории, чуть более дисциплинированы внутри своей компании (или банды).
Образ жизни – тусуются в своих микрорайонах, ходят в местные кафе и дискотеки. Иногда нападают на "неформалов" и просто на неместных молодых людей. Участвуют в мелком бизнесе, как легальном, так и нелегальном.
Отношение к наркотикам, стиль потребления –
Наркотики играют очень важную роль в общении. Как правило, представителям этой субкультуры свойственна интеллектуальная неразвитость и агрессивность, что мешает общению, даже в своем кругу. Поэтому цель опьянения – помощь в общении и физическое расслабление, снятие напряжения. Иногда цель распития алкоголя – демонстрация своей "нормальности", принадлежности к "народным традициям". Основные наркотики – алкоголь (в первую очередь крепкие напитки), табак, конопля, порошковый героин. Но в некоторых группах действует традиция полного отрицания инъекционных и вообще нелегальных наркотиков, но в целом она уходит в прошлое. В отдельных случаях в группах действует принудительный контроль за потреблением наркотиков с целью повышения боеспособности группы.
3.2.2”Неформалы”.
"Неформалы" – расплывчатый
термин, обозначающий весьма
Образ жизни – обычно тусуются (т.е. проводят время без определенной цели, в поверхностном общении) на нейтральных территориях (не принадлежащих территориальным бандам). Например, в подземных переходах, в парках, в квартирах, в "культовых местах" (Арбат, Нескучный Сад). Вместе ходят на концерты. Вместе слушают "свою" музыку, обмениваются записями, плакатами. Самые активные пытаются вместе играть рок-музыку. Изредка устраивают совместную "творческую" активность – изучение и повторение каких-либо ритуалов, театрализованные игры для внутреннего пользования, коллективная литературная деятельность и т.д. Вместе боятся "гопников".
Отношение к наркотикам: наркотики употребляются часто и в больших количествах, играют важную, часто ключевую роль в общении. Основные наркотики – алкоголь, табак, конопля. Другие наркотики редки. Цель употребления – преодоление подростковых комплексов в общении; демонстрация асоциального поведения как формы протеста; демонстрация своей необычности; объединение группы вокруг ритуала.
3.2.3Другие субкультуры
Другие субкультуры – хиппи, панки (поклонники муз.стиля панк-рок, отрицающие потребительскую систему ценностей), трэшеры (поклонники муз.стилей трэш-хэви-метал и дэз-хеви-метал), растаманы (поклонники муз.стиля рэггей и квази-религии "растафаризм"), толкиенисты (поклонники литературного стиля "фэнтези" и средневекового холодного оружия), сатанисты (чаще всего играющие, но иногда исповедующие религию поклонения Сатане) – отличаются по "идеологии" и внешнему виду, но по образу жизни (что для нас важнее) они достаточно похожи друг на друга и повторяют традиции более младших "неформалов".
Отношение к наркотикам . По этой характеристике можно условно выделить две группы субкультур.
В одну из них входят хиппи, растаманы, толкиенисты: в этих субкультурах наркотическое опьянение обычно имеет целью достижение расслабленности, вялости, спокойствия, равнодушия. Наиболее ходовые наркотики – табак, конопля, алкоголь (чаще пиво и вино), галлюциногены.
В другую входят панки, трэшеры, сатанисты и др. Здесь целью опьянения обычно ставится достижение взвинченного, агрессивного, расторможенного состояния. Наиболее ходовые наркотики – алкоголь (чаще пиво и водка), табак, конопля.
Кроме вышеперечисленных, существуют некоторые другие, отличные по образу поведения, субкультуры:
Рейверы – основной объединяющий фактор – пристрастие к современной компьютеризированной музыке и к проведению времени в ночных дискотеках и клубах, отрицание "серой" действительности. Отношение к наркотикам. Главная функция наркотиков – придание энергии для всенощных танцев, достижение транса, демонстрация своей причастности к современной моде. Основные наркотики – нелегальные синтетические, сравнительно дорогие вещества: амфетамин, экстази, LSD, "марки" (LSD+амфетамин); а также алкоголь (в основном пиво и слабоалкогольные коктейли), конопля.
Скинхеды – основной объединяющий фактор – пристрастие к насилию; обычно декларируют свою приверженность идеям фашизма и расизма. В целом повторяют пассивный и бесцельный образ жизни других субкультур, но очень большое значение уделяют агрессивным актам (нападениям, угрозам) по отношению ко всем иначе выглядящим и иначе себя ведущим. К счастью, немногочисленны, но представляют потенциальную опасность для атмосферы в молодежной среде. Отношение к наркотикам. Цель опьянения – достижение агрессивного состояния, преодоление моральных психологических барьеров. Однако особенностью является тот факт, что время от времени в этой среде возникает тенденция к полной трезвости и спортивному образу жизни (с целью увеличения физической силы и боеспособности).
Кроме перечисленных, в Москве существуют достаточно активные субкультуры футбольных фанов (болельщиков команды Динамо, Спартак, ЦСКА) и субкультура рэперов (хип-хоперов) (поклонников муз.стиля рэп, танц.стиля хип-хоп и современной негритянской культуры американских городов). Однако особенности наркотического поведения этих субкультур не изучен до конца, но до подленно известно что употребление ПАВ имеет место. Многие представители всех вышеперечисленных субкультур, экспериментируя с наркотиками, встречаются с инъекционными препаратами опиатной группы. Если эти препараты занимают важное место в жизни этого человека и возникает наркотическая зависимость, то достаточно быстро этот человек выпадает из своей "исходной" субкультуры и переходит в многочисленную киевскую субкультуру инъекционных наркоманов, где различия между разными ее представителями постепенно нивелируются и возникают новые, схожие для всех потребителей наркотиков, черты.
Глава 4. Пути решение проблемы.
4.1. Социальная служба в решении молодёжных проблем
Решение возникающих в молодежной сфере социальных проблем не может быть реализовано без организации социальной работы, разворачивания деятельности социальных служб для несовершеннолетних и молодежи. Социальная работа среди молодежи рассматривается как обеспечение наиболее благоприятных социально-экономических условий развития каждого молодого человека, способствующая социальному становлению личности, обретение ею всех видов свобод и полноценного участия индивидов в жизни общества.
При организации деятельности социальных служб для несовершеннолетних и молодежи осуществляется целый комплекс мер. Решается задача по созданию и развитию комплекса специализированных служб и учреждений по указанию подросткам и молодежи разнообразных медико-социальных, психолого-педагогических, реабилитационных и социально-правовых услуг.
Так, открыты Центра социального здоровья семьи и детей в Москве, Костроме, Петрозаводске, Томске и др., развиваются службы психологической, медико-социальной помощи семье и подросткам, открываются "телефоны доверия", консультационные центры. Такие центры действуют более чем в 30-ти регионах России. Для детей и подростков, испытывающих жестокое обращение в семье и насилие, создаются социальные
приюты.
С начала 1992 года на базе семи приемников-распределителей для несовершеннолетних созданы центры социальной реабилитации детей и подростков, организуются приюты для детей, оказавшихся вне внимания семьи, и интернаты. Ведется работа по созданию при приемниках- распределителях служб, направленных на ресоциализацию подростков с девиантным поведением.
Кроме этого в ряде регионов созданы Центры (комплексы) социальной реабилитации и адаптации подростков, функции которых значительно расширены. В составе Центров помимо приютов, учебной части, отделения временной изоляции несовершеннолетних созданы реабилитационные службы (малые производственные подразделения, детская гостиница, полиграфическая и швейная мастерские, теплица и т.д.), психолого- оздоровительный центр.
Обеспечение полноценного физиологического и интеллектуального развития личности, подготовка молодого поколения к самостоятельной и трудовой жизни объективно ставят задачу создания целой системы социальных служб, призванных заниматься этими проблемами, в том числе психологической службы. В настоящий период она представлена психологами в детских садах и школах; семейной психологической службой, организационно оформленной в виде городских или районных психологических консультаций; социальной службой, центральной фигурой которой является социальный работник.
Базисными видами деятельности специалистов, указанных служб, являются психолого-профилактическая, психолого-диагностическая и коррекционная работа, а также консультационная деятельность.
Необходимость такого вида социальных услуг все больше осознается населением и государством.
В системе психологического консультирования различают:
• возрастно-психологические консультирования (контроль засостоянием психологического развития ребёнка);
• семейное психологическое консультирование (оказание помощи населению по широкому кругу семейных проблем);
• психолого-педагогическое консультирование преподавателей и воспитателей;
• - консультационная работа социального работника, в функции которого входит, прежде всего, задача представления интересов и прав клиента в широком социальном окружении.
Информация о работе Социально психологические особенности молодежных субкультур