Социально психологические особенности молодежных субкультур

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2014 в 10:39, курсовая работа

Краткое описание

Возросшую роль молодежных субкультур в современном обществе можно объяснить, поняв какую роль, играет субкультура. Субкультура является своеобразным компенсаторным механизмом, который снижает давление массовой («глобальной») культуры на индивида.
Субкультуры, как специфические группы потребителей модных продуктов - явление не новое, ведь именно субкультурными различиями общества на протяжении веков было обусловлено появление разных стилей в одежде и их постепенная эволюция.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….…..3
ГлаваI. Молодежь и молодежные субкультуры……………………………………7
1.1 Молодёжь как социально-психологическая групп…………………….……..7
1.2 Молодёжная субкультура………………………………………….……..……11
1.3. Нравственные убеждения, идеалы, самосознание и чувство взрослости как основные новообразования молодёжи…………………………………...……….15
ГлаваII. Молодежные организации и молодежные проблемы…………………20
2.1. Типы и виды неформальных молодёжных группировок…………………..20
2.1.1 Функции молодёжных организаций…………………………………..27
2.1.2 Влияние неформальных организаций на личность подростка………28
2.1.3 Особенности психологии неформальности……………………………29
Глава Ш. Наркотики и подростковая субкультура………………………………31
3.1 Наркотики и подростковая субкультура……………………………………...31
3.2 Современные молодежные наркотические субкультуры……………………36
3.2.1 "Гопники"………………………………………………………………….37
3.2.2”Неформалы”………………………………………………………………38
3.2.3Другие субкультуры……..………………………………………..………39
Глава IV Пути решение проблемы………………………………………………...42
4.1. Социальная служба в решении молодёжных проблем…………………..….42
4.2 Структура и задачи социальной работы для молодёжи……………………...44
Заключение………………………………………………………………………….48
Библиографический список………………………………………………………..50

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya_rabota_na_temu (1).docx

— 74.18 Кб (Скачать файл)

В  настоящее  время  во  многих  регионах  России  открыты   центры социальной помощи семье и детям. Работа с подростками  в  них  идет  по обращаемости  (через  "телефон  доверия"  и   консультирование,   когда подростки анонимно обращаются за помощью к специалисту психологу, врачу-гинекологу,  сексопатологу  и  т.д.)  и  путем  привлечения  в   центры подростков из школ,  ПТУ,  техникумов.  При  центрах  работают  медико-педагогические школы, где на профессиональном уровне проводятся занятия с   группами   подростков   по   проблемам   сексуального    поведения, репродуктивного здоровья, вреде абортов  и  ранних  половых  контактов, профилактики венерических заболеваний и т.п.

Получили развитие и центры здоровья подростков, планирования семьи, консультации "Брак и семья", которые оказывают консультативную, лечебно-профилактичнскую  помощь   по   всем   вопросам   полового   воспитания подростков.

 

4.2 Структура и задачи  социальной работы для молодёжи

 

В Федеральном законе "Об основах социального обслуживания населения РФ" комплексная система  социального  обслуживания  населения,  включая молодежь,   предусматривает   предоставление   социально-экономических, медико-социальных, психологических, социально-бытовых, правовых и  иных социальных услуг гражданам, оказавшимся в  сложной  жизненной  ситуации (многодетные, неполные семьи, инвалиды, одинокие и пожилые люди,  дети-сироты,  безработные,  лица   без   определенного   места   жительства, выпускники детских домов и ряд других).

Социальная служба -  это  предприятие,  учреждение,  организация  и другие юридические лица различных  форм  собственности,  осуществляющие социальное    обслуживание,    а    также    граждане,     занимающиеся предпринимательской  деятельностью  по  социальному  обслуживанию   без образования юридического лица.

Система социальной защиты молодежи в субъектах РФ  имеет  следующую структуру учреждений социального обслуживания.

1. Обязательный минимум для каждого города, района, куда входят:

а) центр социального обслуживания (отделения: социальной помощи  на

дому, дневного, временного пребывания, срочной социальной помощи);

б) центр социальной помощи семье и детям;

в) социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних;

г) социальный приют для детей и подростков.

2. Дополнительная сеть в городах и районах, куда входят:

а) центр психолого-педагогической помощи;

б) центр экстренной психологической помощи по телефону;

в) дом милосердия;

г) реабилитационные центры для лиц с ограниченными возможностями (в

том числе для детей и подростков).

Изучение  реальных  потребностей  молодежи  в  социальных   услугах выступает ключевым элементом при формировании  системы  их  социального обслуживания. Согласно исследованиям молодежь нуждается, прежде  всего, в бирже труда, пунктах правовой защиты и юридического консультирования, работе телефона доверия  и  далее  -  в  сексологической  консультации, центре  помощи  молодой  семье,  общежитии-  приюте   для   подростков, оказавшихся в конфликтной  ситуации  дома.  При  этом  молодые  рабочие отдают   предпочтение   пунктам   правовой   защиты   и    юридического консультирования, молодежной бирже труда, центру помощи молодой  семье; учащиеся - телефону доверия, сексологической консультации, бирже труда.

Одной из главных проблем молодых рабочих является  трудоустройство, хорошо оплачиваемая и интересная работа. Переход к  рынку  предполагает коренное преобразование стимулов  и  мотивов  экономической  активности людей, формирование готовности и способности молодого поколения жить  и работать  в  новых  условиях.  Изучение  отношения  к  труду  различных категорий молодежи показало, что для большинства  молодых  людей  очень важно в жизни иметь интересную работу,  хорошие  отношения  в  трудовом коллективе, хорошие условия труда.

Понятно  и  выдвижение  учащейся  молодежью  в  число  приоритетных центров "Телефона доверия".  Это  вызывается  возросшей  конфликтностью нашего бытия, отсутствием зачастую понимания в семье, школе,  неумением найти настоящих друзей и  просто  общаться.  Лишь  10-17%  респондентов считают, что атмосфера в школах и училищах  нормальная,  благоприятная, почти каждый второй указывает на отсутствие понимания между  педагогами и учащимися,65% признали, что духовной близости ни с кем  из  педагогов не чувствуют. Более 50% не удовлетворены своим статусом в  семье:  одни жалуются на ощущение одиночества,  другие  -  на  чрезмерную  опеку  со стороны  взрослых,  третьих  не  устраивает  необходимость  подчиняться старшим.

При организации социальных служб для  молодежи  очень  важно  четко определить  их  задачи.  Так,  социально-реабилитационный   центр   для несовершеннолетних  включает  в  себя   четыре   отделения:   отделение диагностики, социальной реабилитации, дневного пребывания и стационар.

В Российской Федерации накоплен опыт практической социальной работы с  молодежью.  Так,  в  Ярославле  принята  областная   государственная социальная программа "Молодежь",  направленная  на  создание  правовых, экономических и организационных условий и гарантий  для  самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений,  движений и инициатив. (В 2006-2007 годах в Ярославле расходы на городскую социальную программу "Молодежь" увеличатся на 17,5 млн. рублей. Соответствующие поправки в текст программы одобрила комиссия по социальной политике муниципалитета Ярославля. Об сообщила председатель комитета по молодежной политике мэрии Наталия Рыбкина.

"Почти на 14 млн. рублей  планируется увеличить расходы  на содержание деятельности учреждений  социального обслуживания молодежи  и подростков. Это связано с  ростом затрат на оплату труда, коммунальные услуги, ремонт зданий  и оплату услуг пожарной сигнализации", - пояснила Наталья Рыбкина. Кроме  того, в 2007 году на органы местного  самоуправления возлагаются полномочия  по организации временной занятости  несовершеннолетних в возрасте  от 14 до 18 лет. На эти цели планируется  выделить более 3,5 млн. рублей.

"На зарплату подросткам, которые работают в течение  года в свободное от учебы  время, планируется выделить более 1,8 млн. рублей. На зарплату в период  летних каникул - более 1,7 млн. рублей. Средства выделяются из расчета - 100 временно работающих подростков 14-18 лет в месяц со средней  зарплатой 1100 рублей с января  по август и с зарплатой 1400 рублей с сентября по декабрь", - уточнила Рыбкина) .

 Астраханская областная  социальная служба помогает  молодым  людям разобраться в себе и  окружающих,  учит  самостоятельно  находить выход  из  стрессовой  ситуации,  снимать  ее   последствия,   обретать уверенность в своих  силах. В деятельности службы  предпочтение  отдается таким  видам помощи и услуг  молодежи,  как  консультативная  помощь  по правовым вопросам, семейно-брачным  отношениям,  медико-психологическая  помощь.

Основной задачей  московского  объединения  "Педагогический  поиск" являются  социальная  и  правовая  защита,  адаптация  и   реабилитация выпускников и воспитанников детских домой и школ-интернатов. Сотрудники и добровольцы объединения помогают  им  устроиться  в  жизни,  получить жилье, образование, подобрать работу. В Доме адаптации подростки учатся правилам социальной жизни, здесь корректируются жизненные ориентации  в трудовой  семье,  укрепляются  познания  в  нравственных,  моральных  и правовых нормах жизни. В  Доме  учатся  готовить,  ухаживать  за  своим жилищем и за собой. Здесь открыты  мастерские  прикладного  творчества, где подростки выполняют  различные  виды  работ  и  могут  зарабатывать деньги.

 

Заключение.

В современной ситуации феномены молодежной субкультуры привлекают внимание социологов, культурологов, психологов, педагогов. При этом причины интереса достаточно разнообразны. Молодежная субкультура может рассматриваться как богатый источник инноваций и открытий в искусстве, моде, формах досуга; как вариант примитивной массовой культуры, продукт медиа-индустрии; как форма творческой активности молодежи, не находящей принятия и поддержки со стороны официальной культуры; как источник опасности для социального и духовного здоровья молодых.

 Распространение наркотических  средств и рост наркоманий  являются одной из существенных составляющих в динамике криминогенной обстановки во многом связанной с ухудшением социально-экономической ситуации в стране. За последние несколько лет существенно изменилось отношение населения, в том числе молодежи, к наркотикам. Это изменение характеризуется, прежде всего, выраженной тенденцией к либерализации. Наркотики в процессе их употребления перестают восприниматься как явление исключительное, обретая оттенок обыденности и повседневности. Вместе с тем мода на определенные виды психоактивных веществ способствует расширению их номенклатуры, тем самым, увеличивая рынок сбыта. В известной мере формирование моды на определенный вид наркотика связано с внутренней динамикой подростковой субкультуры.

  Молодому  человеку  нужно  определить границы своих  реальных  возможностей,  узнать,  на  что  он  способен, утвердиться  в обществе. Подтверждением этому  может  служить  следующая  цитата  Эриксона: «Молодой  человек  должен,  как  акробат   на  трапеции,  одним  мощным движением опустить  перекладину детства, перепрыгнуть  и  ухватиться  за следующую  перекладину  зрелости.  Он  должен  сделать   это  за  очень короткий  промежуток   времени, полагаясь на надежность  тех,  кого  он должен   отпустить,  и   тех,   кто   его   примет   на  противоположной стороне» .

Избрав для курсовой работы столь сложную проблему, мы стремился показать, что наступила пора повернуться к молодежным субкультурам. Они сегодня реальная и достаточно мощная сила,  которая может способствовать, и препятствовать развитию общества или государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список .

 

 

 

1. Жуховицкий Л. Что же делать с этой молодежью?// Юность, 1988, №9.

2. Запесоцкий А.С., Файн А.П. “Это непонятная молодёжь…: проблемы неформальных молодёжных объединений” – М: Профиздат, 1990г.

3. Краковский А.П. “О подростках”- М., 1970г  

4. Громов А.В., Кузин О.С. “Неформалы. Кто есть кто?» - М.,1990г

5. Кравченко А.И. Введение в социологию: учебное пособие для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 1997..

6. Кон И.С. “Молодежь” БСЭ. 3-е изд.

Кон И.С. “Социология молодежи” В кн.: “Краткий словарь по социологии”-  М., 1988г.

7. Колесов Д. В. Эволюция психики и природа наркотизма М.: "Модэк", 2006

8. Мудрик А. В.Социальная педагогика. М.: “Академия”, 2005.

9. Омельченко Е.Л. Молодежные культуры и субкультуры М.: Ин-т социологии РАН, 2000.

10. Макеева А.Г. Педагогическая профилактика наркомании в школе М.: Б-ка журн."Директор шк.":Вып.5, 1999

11. “Социология молодежи” под ред. В. Т. Лисовского Изд-во СПбГУ, 1996.

12. “Молодежный экстремизм” под ред. А. А. Козлова. Изд-во СПбГУ, 1996г.

13. Молодцова Т.Д. “Психолого-педагогические проблемы предупреждения и преодоления дезадоптации подростков” Ростов – на – Дону,  1997г.

14. Ольшанский Д.В. “Неформалы: групповой портрет в интерьере”- М: Педагогика, 1990г.

 

15. Щепанская Т. “Система. Тексты и традиции субкультуры” –М: ОГИ, 2004

16. Ярославские новости в интернете “ Расходы на молодежную политику в Ярославле увеличат на 17 млн. рубле” 20 Ноя 2006  http://yarnovosti.ru/view/pressa/24949/

17. Сорокин В.М.   Институт специальной педагогики и психологии СпБ http://www.rusmedserv.com/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение.

Тест опубликованный на сайте: http://narcozona.ru/cgi-bin/survey/result.pl?id=2

 

Сколько Вам лет?

 

1. 15 - 22 ( 3233 голосов )  71.02%

2. 23 - 30 ( 738 голосов )  16.21%

3. 31 - 40 ( 418 голосов )  9.18%

4. Столько не живут ( 163 голосов )  3.58%

 

Сталкивались ли Вы с наркотиками?

 

1. Нет, никогда ( 992 голосов )  9.96%

2. Да, пробовал "легкие" ( 2793 голосов )  28.05%

3. Да, употребляю "легкие" постоянно ( 2986 голосов )  29.99%

4. Да, я наркоман ( 1921 голосов )  19.29%

5. Да, мой родственник-наркоман ( 345 голосов )  3.46%

6. Да, ребенок моих знакомых-наркоман ( 91 голосов )  0.91%

7. Да, вижу наркоманов в подъезде (дворе) ( 830 голосов )  8.34%

 

 

Наркомания излечима?

 

1. Да, конечно ( 1130 голосов )  76.92%

2. Думаю что нет ( 189 голосов )  12.87%

3. Затрудняюсь ответить ( 106 голосов )  7.22%

 

Наркоман - это тот, кто употребляет:

 

1. Изредка ( 573 голосов )  22.58%

2. Регулярно "легкие" наркотики ( 317 голосов )  12.49%

3. Регулярно "тяжелые" наркотики ( 986 голосов )  38.85%

4. Каждый день инъекционные наркотики ( 662 голосов )  26.08%

 

Проблема распространения наркомании в России:

 

1. недооценивается ( 1265 голосов )  69.97%

2. переоценивается ( 120 голосов )  6.64%

3. оценивается адекватно ( 123 голосов )  6.80%

4. это не проблема ( 300 голосов )  16.59%

 

 

Какие наркотические вещества Вы пробывали?

 

1. Героин ( 1070 голосов )  7.14%

2. Экстази ( 2266 голосов )  15.12%

3. LSD ( 814 голосов )  5.43%

4. Кокаин ( 474 голосов )  3.16%

5. Кетамин ( 170 голосов )  1.13%

6. Псилоцибин (грибы) ( 628 голосов )  4.19%

7. Конопля ( 4963 голосов )  33.11%

8. Амфетамины ( 2100 голосов )  14.01%

9. Мескалин ( 125 голосов )  0.83%

10. Не пробовал ( 2379 голосов )  15.87%

 


Информация о работе Социально психологические особенности молодежных субкультур