Социально - педагогическая деятельность по формированию здорового образа жизни у школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 19:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - выявить условия работы социального педагога по формированию здорового образа жизни среди школьников.

Содержание

Введение
Глава 1. Анализ научно-педагогической литературы о роли влияния образа жизни на здоровье школьников……………………………………..
1.1 Понятие «здоровый образ жизни»……………………………….
1.2 Здоровый образ жизни как социально-педагогическое явление…
1.3 Условия, необходимые для формирования здорового образа жизни детей…………………………………………………………………………..
Глава 2. Деятельность социального педагога по формированию здорового образа жизни……………………………………………………….
2.1. Исследование о состоянии здоровья среди старшеклассников…
2.2. Совершенствование опытно-экспериментальной работы….
Заключение…………………………………………………….
Список литературы……………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.docx

— 110.33 Кб (Скачать файл)

Информационная часть  представлена в виде научно-популярной живой беседы с аудиторией. Во время  творческих мастерских участникам предлагаются диалоги; дискуссии; ролевые, ситуационные и деловые игры, которые формируют  навык отказа, противостояния манипуляции  и групповому давлению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Здоровье подрастающего  человека - это проблема не только социальная, но и нравственная. Ребенок сам  должен уметь быть не только здоровым, но и воспитывать в будущем  здоровых детей.

Приобщение школьников к  проблеме сохранения своего здоровья это прежде всего процесс социализации - воспитания. Это сознание высокого уровня душевного комфорта, который закладывается с детства на всю жизнь. Для формирования душевного комфорта необходимы знания о законах развития своего организма, его взаимодействии с социальными факторами.

Изучение проблем детского здоровья в наше время приобретает  особую актуальность. Исходя из этого, становится ясно, что проблемы детского здоровья нуждаются в новых подходах, большую помощь в этом вопросе  может оказать валеологическая служба.

Школа же сегодня должна и может стать важнейшим звеном социализации подрастающего поколения. Через школу проходит все население, и на данном этапе социализации личности формируется как индивидуальное здоровье, так и здоровье всего  общества.

Теория и практика валеологического воспитания нашла свое отражение в изучении работ В.В. Колбанова, Л.Г. Татарниковой, И.И. Брехмана и наших исследователей Л.П. Ильиной, П.Г. Петровой и других.

Ряд философов (Дж. Локк, А. Смит, К. Гельвеций, М.В. Ломоносов, К. Маркс  и другие), психологов (Л.С. Выготский, В.М. Бехтерев и другие), ученых-медиков (Н.М. Амосов, В.П. Казначеев, Ю.П. Лисицын, М.М. Буянов, И.И. Брехман, Б.Н. Чумаков и другие), педагогов (Л.Г. Татарникова, В.В. Колбанов, В.К. Зайцев, С.В. Попов и другие) пытались решить проблему здоровья, формирование здорового образа жизни у детей. Они разработали и оставили многочисленные труды о сохранении здоровья, продления жизненного потенциала и долголетия.

Интересно высказывание выдающегося  английского философа Джона Локка  заключенное в трактате «Мысли о  воспитании»: «Здоровый дух в  здоровом теле - вот краткое, но полное описание счастливого состояния  в этом мире. Кто обладает и тем  и другим, тому остается желать немногого, а кто лишен хотя бы одного, тому в малой степени может компенсировать чтобы то ни было иное. Счастье или несчастье человека в основном является делом его собственных рук. Тот, у кого тело нездоровое и слабое, никогда не будет в состоянии продвигаться вперед по этому пути» (2,с.54) Мы согласны с его мнением.

Нами проведено исследование состояния здоровья старшеклассников с использованием специальной скрининг-программы, разработанной НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи Госкомнаэпиднадзора Российской Федерации. Вся скрининг-программа состоит из тестов и дифференцирована для обследования детей и подростков разного возраста.

По итогам анкетных данных у учащихся на первом месте отклонения со стороны нервной системы. Далее  на втором месте у учащихся отмечаются отклонения со стороны пищеварительной  системы, на третьем месте отклонения со стороны сердечнососудистой системы. На четвертом месте у учащихся отклонения со стороны дыхательной  системы, на пятом месте отклонения со стороны мочевыделительной системы. На шестом месте аллергические реакции  на пищу, запахи. Аллергия проявляется  при:

неблагоприятной экологической  обстановке;

наследственной предрасположенности (бронхиальная астма, экземы, аллергические  дерматиты);

отсутствии грудного вскармливания в раннем возрасте;

активном и пассивном  курении;

употреблении в пищу консервированных продуктов, импортных продуктов в большом количестве (цитрусовые, шоколадные конфеты, морепродукты, колбасные изделия);

широком рапространении и использовании в большом количестве химических аэрозолей (лаки, краски, дезодоранты).

Таким образом, цель исследования - выявить основные направления работы социального педагога по формированию здорового образа жизни среди  подростков достигнута, задачи решены, гипотеза нашла свое подтверждение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Здоровье подрастающего  человека - это проблема не только социальная, но и нравственная. Ребенок сам  должен уметь быть не только здоровым, но и воспитывать в будущем  здоровых детей.

Приобщение школьников к  проблеме сохранения своего здоровья это прежде всего процесс социализации - воспитания. Это сознание высокого уровня душевного комфорта, который закладывается с детства на всю жизнь. Для формирования душевного комфорта необходимы знания о законах развития своего организма, его взаимодействии с социальными факторами.

Изучение проблем детского здоровья в наше время приобретает  особую актуальность. Исходя из этого, становится ясно, что проблемы детского здоровья нуждаются в новых подходах, большую помощь в этом вопросе  может оказать валеологическая служба.

Школа же сегодня должна и может стать важнейшим звеном социализации подрастающего поколения. Через школу проходит все население, и на данном этапе социализации личности формируется как индивидуальное здоровье, так и здоровье всего  общества.

Теория и практика валеологического воспитания нашла свое отражение в изучении работ В.В. Колбанова, Л.Г. Татарниковой, И.И. Брехмана и наших исследователей Л.П. Ильиной, П.Г. Петровой и других.

Ряд философов (Дж. Локк, А. Смит, К. Гельвеций, М.В. Ломоносов, К. Маркс  и другие), психологов (Л.С. Выготский, В.М. Бехтерев и другие), ученых-медиков (Н.М. Амосов, В.П. Казначеев, Ю.П. Лисицын, М.М. Буянов, И.И. Брехман, Б.Н. Чумаков и другие), педагогов (Л.Г. Татарникова, В.В. Колбанов, В.К. Зайцев, С.В. Попов и другие) пытались решить проблему здоровья, формирование здорового образа жизни у детей. Они разработали и оставили многочисленные труды о сохранении здоровья, продления жизненного потенциала и долголетия.

Интересно высказывание выдающегося  английского философа Джона Локка  заключенное в трактате «Мысли о  воспитании»: «Здоровый дух в  здоровом теле - вот краткое, но полное описание счастливого состояния  в этом мире. Кто обладает и тем  и другим, тому остается желать немногого, а кто лишен хотя бы одного, тому в малой степени может компенсировать чтобы то ни было иное. Счастье или несчастье человека в основном является делом его собственных рук. Тот, у кого тело нездоровое и слабое, никогда не будет в состоянии продвигаться вперед по этому пути» (2,с.54) Мы согласны с его мнением.

Нами проведено исследование состояния здоровья старшеклассников с использованием специальной скрининг-программы, разработанной НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи Госкомнаэпиднадзора Российской Федерации. Вся скрининг-программа состоит из тестов и дифференцирована для обследования детей и подростков разного возраста.

По итогам анкетных данных у учащихся на первом месте отклонения со стороны нервной системы. Далее  на втором месте у учащихся отмечаются отклонения со стороны пищеварительной  системы, на третьем месте отклонения со стороны сердечнососудистой системы. На четвертом месте у учащихся отклонения со стороны дыхательной  системы, на пятом месте отклонения со стороны мочевыделительной системы. На шестом месте аллергические реакции  на пищу, запахи. Аллергия проявляется  при:

неблагоприятной экологической  обстановке;

наследственной предрасположенности (бронхиальная астма, экземы, аллергические  дерматиты);

отсутствии грудного вскармливания в раннем возрасте;

активном и пассивном  курении;

употреблении в пищу консервированных продуктов, импортных продуктов в большом количестве (цитрусовые, шоколадные конфеты, морепродукты, колбасные изделия);

широком рапространении и использовании в большом количестве химических аэрозолей (лаки, краски, дезодоранты).

Таким образом, цель исследования - выявить основные направления работы социального педагога по формированию здорового образа жизни среди  подростков достигнута, задачи решены, гипотеза нашла свое подтверждение.

 

 

 

Список литературы

1. Антропова М.В. Гигиена  детей и подростков. 6-е изд., перераб., и доп.- М.: Медицина, 2000.- 176с.

2. Атлас для начальной  школы. Организм человека и  охрана здоровья.- СПб.: Издательский Дом Нева, М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000.- 32с.

3. Белецкая В.И., Громова  З.П., Егорова Т.И., Школьная гигиена:  Учебное пособие для студентов  биологических специальностей педагогических  институтов.- М.: Просвещение, 2000.- 160с.

4. Выготский Л.С. Собрание  сочинений в 6-ти томах. Т. 5.- М.: Педагогика, 2001.-382с. 

5. Зайцев Н.К., Колбанов В.В. Стратегия понимания здорового образа жизни у учителей//Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. Выпуск 3.- Владивосток: Дальнаука, 2004.- с. 148-153.

6. Запорожченко В.Г. К  понятию здоровый образ жизни//Международная  научная конференция Здоровый  образ жизни(Ленинград, 12-14 декабря 1990г.): Тезисы доклада. Часть 1.- Новгород, 1990.- 26 с.

7. Запорожченко В.Г. Образ  жизни и вредные привычки.- М.: Медицина, 2001.- 32с.

8. Змановский Ю.Ф. К здоровью без лекарств.- М.: Советский спорт, 1990.- 64с.

9. Каневская Л.Я. Питание  школьника.- М.: Медицина, 2002.- 64с.

10. Климова В.И. Человек  и его здоровье.- М.: Знание, 1999.- 192с.

11. Колбанов В.В. Валеология: Основные понятия, термины и определения.- СПб.: ДЕАМ, 2003.- 232с.

12. Колесов В.Д. Предупреждение  вредных привычек у школьников.- М.: Педагогика, 2006.- 176с.

13. Коршунова Н. 5 слагаемых  здорового образа жизни.//Здоровье.- 2000 2.- с. 5 - 8.

14. Куинджи Н.Н. Валеология: Пути формирования здоровья школьников: Методическое пособие.- М.: Аспект Пресс, 2000.- 139с.

15. Лаптев А.П., Горбунов  В.В. Коварные разрушители здоровья.- М.: Советский спорт, 2000.- 45с.

16. Лебедева Н.Т. Формирование  здорового стиля жизни школьника.- Минск: Народная асвета, 1996.-144с.

17. Лямираль С., Ринго К. Растите детей здоровыми. От 0 до 15 лет. Все, что должна знать мать, чтобы ее ребенок рос крепким и здоровым: Пер. с французского/ Предисловие Л. Казанцевой.- М.: Физкультура и спорт, 1994.- 142с.

18. Панкратьева Н.В. и  др. Здоровье - социальная ценность: Вопросы и ответы.- М.: Мысль. 1999.- 236с.

19. Педагогика здоровья.- М.: Педагогика, 1990.- 288с. 

20. Педагогика: Учебное пособие  для студентов педагогических  институтов/ Под. ред. Ю.К. Бабанского.- М.: Просвещение, 2001.- 608с. Международная педагогическая академия, 2004.- 360с.

21. Ротенберг Р. Расти здоровым: Детская энциклопедия здоровья/Пер. с английского.- М.: Физкультура и спорт. 2001.-592с.

22. Рубинштейн С.Я. О  воспитании привычек у детей.  Учебное пособие для студентов.- М.: Институт практической психологии, 2004.- 41с.

23. Агеева С.В. Здоровье сберегающие технологии в современной школе//Справочник классного руководителя.-2007.-№10.-С.48-51

24. Василькова Ю.В. Социальная педагогика. Курс лекций: Учебное пособие/ Ю.В.Василькова, Т.А.Василькова.- М.:Академия, 1999.-440с. (Высшее образование).

25. Вашлаева Л.П. Здоровьесбережение учащихся – приоритет образования//профессиональное образование.-2007.-№7.-С.16-17

26. Ведение здорового образа жизни в дошкольном и школьном возрасте: Лонгитюдное национальное Исследование: Протокол Исследования для Обзора 2001/2002. - HBSC Международный Центр. - Шотландия, 2001.- 362с.

27. Виленский М.Я. Социально-психологические детерминанты формирования здорового образа жизни //. 1994, № 9, С. 9-11.

28. Виноградов П.А., Основы физической культуры и здорового образа жизни. / Виноградов П.А., Душанин А.П., Жолдак В.И. -М, 1996, 203с.

29. Виноградов П.А., Физическая культура и здоровый образ жизни. -Москва, 1990, С.19 - 20.

30. Гончаров В.Д. Наука о здоровом образе жизни: на путях становления // Теория и практика физ. культуры. -1998,- № 4, С 43-44.

31. Горанская С.В., Выбираю жизнь: Учебно-методическое пособие/ Горанская С.В., Баранова О.С.. – Петрозаводск, 2000.- 68с.

32. Евсеев С.П. Физическая культура в системе высшего профессионального образования: реалии и перспективы.- СПб., 1999.- 144 с.

33. Еременко Н.И. Профилактика вредных привычек.- Волгоград: Панорама; Москва: Глобус, 2007.-.110 с.

34. Жолдак В.И. Социология физической культуры и спорта. Кн. I. -М., 1992.-198с.

35. Зарецкая С.К. Теоретико-методологические основы здоровьесберегающего подхода к учебному процессу//Методист.-2008.-№3.-С.57-59

З6. Ильин Е.П. Психология воспитания: Учеб. пос. - М.: Просвещение, 1987.-287с.

Информация о работе Социально - педагогическая деятельность по формированию здорового образа жизни у школьников