Социальные движения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 20:46, реферат

Краткое описание

Социальные движения, с одной стороны, могут нагнетать напряженность и конфликты в обществе, с другой - быть средством и инструментом их преодоления. Они всегда высокодинамичные, но не стойкие. Возникают в связи с определенными причинами и прекращают свое существование после их исчезновения. В них задействовано ограниченное количество людей. Отношение большинства людей к таким движений безразлично, иногда и неприязненное. Ведь в них заинтересованы, обычно, только их непосредственные участники.

Содержание

Введение 2
Глава I. Природа социальных движений и их жизненный цикл 3
Глава II. Теории социальных движений 9
2.1 Классические теории 9
2.3 Постклассические теории 11
Глава III. Типы социальных движений 15
3.1 Классификация социальных движений по С.С. Фролову. 15
3.2 Классификация социальных движений по Н.Смелзеру 18
3.3 Современные социальные движения 20
Заключение 25
Список использованной литературы: 26

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по социологии. 2.docx

— 52.37 Кб (Скачать файл)

План

 

Введение 2

Глава I.  Природа социальных движений и их жизненный цикл 3

Глава II. Теории социальных движений 9

2.1 Классические  теории 9

2.3 Постклассические  теории 11

Глава III. Типы социальных движений 15

3.1 Классификация  социальных движений по С.С.  Фролову. 15

3.2 Классификация  социальных движений по Н.Смелзеру 18

3.3 Современные  социальные движения 20

Заключение 25

Список использованной литературы: 26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Введение

Часто можно наблюдать, как  в обществе возникают процессы, связанные  с коллективными действиями людей, не входящих в организации и не объединенных в социальные группы. Эти коллективные действия, будут  ли они пассивными или экстремистскими, неосознанными или рациональными, представляют собой особую разновидность  социальных процессов, называемых социальными  движениями.

Социальные движения - совокупность коллективных действий большого количества людей, направленных на поддержку определенных социальных процессов и изменений или на противодействие им.

Вызывают социальные движения недовольство людей жизнью в целом или определенными его аспектами. Способствуют этому активизация структурных изменений в обществе, социальная дезорганизация, культурные течения. Распространяются они на волне осознания людьми полезности своего объединения для достижения целей, возможности выполнять новые социальные роли, повышать свой социальный статус.

Социальные движения, с  одной стороны, могут нагнетать  напряженность и конфликты в  обществе, с другой - быть средством  и инструментом их преодоления. Они  всегда высокодинамичные, но не стойкие. Возникают в связи с определенными  причинами и прекращают свое существование  после их исчезновения. В них задействовано  ограниченное количество людей. Отношение  большинства людей к таким  движений безразлично, иногда и неприязненное. Ведь в них заинтересованы, обычно, только их непосредственные участники.

Социальные движения не имеют  своей организации, официального членства с фиксированными правами и нормами  поведения, санкциями, закрепленными  статусными ролями. Если социальное движение достигает стадии формальной организации, где действуют установленные  правила и нормы поведения, он превращается в организацию.

Рассмотрим более детально основные социальные движения.

Глава I.  Природа социальных движений и их жизненный цикл

 

Выдающиеся социологи XIX в. рассматривали социальные движения как совокупность усилий, действий, направленных на поддержку социальных изменений. Другими словами, социальные движения должны способствовать нововведениям  в различных сферах социальной жизни. Современные социологи, однако, считают, что социальные движения представляют собой усилия, направленные не только на поддержку социальных изменений, но и против них. Например, Р. Тернер определяет социальное движение как "совокупность коллективных действий, направленных на поддержку социальных изменений  или поддержку сопротивления  социальным изменениям в обществе или  в социальной группе".

Это определение объединяет широкий круг социальных движений: религиозные, эмигрантские, молодежные, феминистские, политические, революционные  и др.

Следует помнить, что социальные движения - это не социальные институты. Социальные институты относительно устойчивые и стабильные общественные образования, в то время как социальные движения высокодинамичны и имеют  неопределенный жизненный цикл. Институты  поддерживают общественный порядок, и  потому каждый член общества считает  их необходимым и ценным аспектом культурной жизни. У большинства  людей в обществе существует убеждение, что именно институты поддерживают действующую систему статусов и  ролей и систему социальных отношений. Социальные движения не имеют устойчивого  институционального статуса, в них  задействовано ограниченное число  индивидов, и большинство членов общества не втянуто в них и  относится к ним равнодушно или  с неприязнью. Если же какое-либо движение получает более или менее общую  поддержку со стороны членов общества, его деятельность в виде социального  движения обычно заканчивается и  оно превращается в социальный институт, становится необходимым элементом общественной жизни.

Социальные движения не следует  смешивать и с организациями, В большинстве случаев организация  является формальным социальным образованием с ярко выраженным официальным членством  и фиксированными правилами, инструкциями и жестко закрепленными статусами  и ролями. Социальное движение может  включать в себя организации, но основой  его деятельности служат усилия людей, поддерживающих идеи и ценности этого  социального движения и сочувствующих  им. Наблюдения за ходом развития многих социальных движений показывают, что  значительная их часть практически  полностью лишен признаков организованности. Кроме того, организации обычно основаны на традиционных нормативных образцах, поддерживают устойчивое и предсказуемое  поведение индивидов, тогда как  социальные движения неразрывно связаны  с теми или иными изменениями  в форм поведения, и неустойчивость культурных образцов можно считать  обязательным атрибутом их существования. В ходе своего развития многие движения достигают стадии формальной организации, постепенно обрастая формальными правилами  поведения, устоявшимися нормами, системой упорядоченных статусов и ролей. В этом случае движение прекращает свое существование, превращаясь в  организацию, распадаясь на несколько  организаций.

Социальные движения иногда действуют как группы давления (например, движение в поддержку депутатской  группы, президента, правительства), имея своей целью воздействовать на институты  управления в обществе. Однако анализ политической борьбы показывает, большая  часть групп давления - это не политическое движение. Они стремятся  выполнять общепринятые нормы и  достичь ценностей необходимых  обществу с точки зрения наибольшей полезности, но с самого начала они  сознательно направлены на поддержание  изменений в этих нормах и ценностях  или на сопротивление им. Случайно, и только так, социальные движения могут выполнять функции групп давления.

Социологи, политологи и  ученые в других областях обществе наук проявляют большой интерес  к изучению социальных движений, в частности предпосылок их возникновения.

 Существует несколько  следующих наиболее распространенных  способов их изучения:

1) локальное изучение, когда  основное внимание уделяется  внутреннему содержанию движения  без учета факторов внешней среды;

2) историческое, или лонгитюдное,  изучение, которое охватывает проблемы  зарождения и развития социального  движения, предполагает рассмотрение  его внутреннего содержания и  в ходе которого результаты  опросов общественного мнения  комбинируются с изучением документов, газет, архивов и других источников  с фиксированной информацией;

3) сравнительное изучение  членства в движении, при котором  анализируется поведение как  простых, рядовых членов движений, так и их лидеров, либо статистически,  в соответствии с их возрастом,  полом, политическим и экономическим  статусом, профессией, образованием  и другими характеристиками, для  понимания того, что связывает  воедино членов движений и по какой причине, либо с помощью интервью и биографического метода для определения их общих чувств и мотивов поведения;

4) изучение движений с  помощью контент-анализа их отчетов,  речей и пропагандистских заявлений лидеров.

По традиции социальные мыслители  полагали, что все движения проходят через определенные этапы. По их мнению, движение зарождается в период социальных волнений, сохраняется на стадии всеобщего  возбуждения, переходит к этапу  формальной организации и заканчивается  институционализацией. Эта точка зрения впервые была высказана Максом Вебером. Он считал, что как только движение утверждается, оно утрачивает рвение и боевой дух. Как правило, движение теряет первоначальный размах, превращается в повседневную рутину. Однако более позднее исследование наводит на мысль, что не все социальные движения институционализируются. Отчасти это зависит от того, как к нему относятся сами участники. В свою очередь, на их отношение влияет, насколько цели движения соответствуют их собственным ценностям, а также мера одобрения или осуждения этого движения более широким кругом людей.

Остановимся более подробно на стадиях  развития социальных движений.

  • Стадия беспокойства связана с возникновением у населения неуверенности в завтрашнем дне, чувства социальной несправедливости, с ломкой системы ценностей и привычных норм поведения. Так, в России после событий августа 1991 г. и официального введения рыночных механизмов миллионы людей оказались в непривычной обстановке: без работы, без средств к существованию, без возможности в рамках традиционной идеологии оценить ситуацию, когда подверглись эрозии устоявшиеся нормы морали, права, стали изменяться ценности. Это привело к возникновению сильного социального беспокойства у значительной части населения и создаю предпосылки для формирования различных социальных движений.
  • Инициирующее событие закрывает начальную стадию «карьеры» движения, т.е. фазу беспокойства. Далее следует фаза мобилизации. Первая волна рекрутирования включает тех, кто наиболее подвержен влиянию условий, против которых направлено движение, кто лучше всех воспринимает его центральную идею, наиболее точно понимает и оценивает (интеллектуально, эмоционально, морально и политически) его причины. Такие люди присоединяются к движению по убеждению, считая, что оно и есть тот инструмент, который необходим для осуществления общественных преобразований. По мере того как движение растет и набирает силу, к нему подключаются те, кто просто ищет смысла в жизни. Нельзя сбрасывать со счетов и кучки циничных критиканов, которые присоединяются к движению в надежде на материальные выгоды в случае его победы. На этой, второй, волне люди вступают в движение скорее из сочувствия, а не по убеждению. Не удивительно, что различные мотивы включения в деятельность движения служат причиной появления и разных видов связей, удерживающих людей в его структуре. Среди них есть и активисты, и последователи, и просто попутчики, и даже «свободные наездники», отдаленно симпатизирующие ему, надеющиеся, что победа принесет выгоды и им.

Однако простого привлечения в  собственные ряды новых «рекрутов» недостаточно, необходимо мобилизовать людей на коллективные действия. Изучение социальных движений доказывает, что  здесь огромное значение имеют харизматические  лидеры: Иисус Христос, Будда, Магомет, Мартин Лютер Кинг, Лех Валенса, Вацлав Гавел и многие другие. Они сплачивают своих сторонников, заражают их своим  энтузиазмом и вдохновляют на героические поступки. Руководя действиями людей, лидеры укрепляют и собственное  положение. Таким образом, делается первый шаг к возникновению внутренней дифференциации и иерархической  структуры движения.

  • Стадия формализации и бюрократизации. Этой фазы достигают далеко не все движения. Формализация и бюрократизация повышают эффективность деятельности движения, популярность лидеров. Идеология движения становится определенной и понятной. Формализация превращает возбужденные массы в дисциплинированных участников движения, четче кристаллизуют его цель. На этой стадии формируются традиции поддержки и защиты интересов его членов, символика и кодексы.
  • Краткий комментарий к последней стадии «карьеры» движения – его завершению. Есть два варианта. Один – оптимистический; движение побеждает, и таким образом устраняются причины, породившие его, деятельность его свертывается, и оно распадается. Другой – пессимистический: движение подавляется, терпит поражение или исчерпывает потенциал своего энтузиазма и постепенно приходит в упадок, не добившись победы. Но ситуация может быть двоякой. Иногда полный успех движения приводит к досрочному достижению цели и к его быстрому распаду, провоцируя ответный удар противодействующих сил. Завоевания движения могут быть утрачены, если больше нет сил для их поддержания. Это то, что некоторые лидеры называют «кризисом победы». В других случаях неудача помогает обнаружить слабые стороны, выявить тех, кто действительно поддерживает движение, уничтожить его противников, перегруппировать силы, поймать врагов «на мушку» и, пересмотрев тактику движения, оживить его в новых формах. Такую ситуацию можно назвать «победой поражения». Именно это случилось с подавлением движения «Солидарности» в Польше в конце 80-х, что привело к его окончательной победе в 1989 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Теории социальных движений

2.1 Классические  теории

 

Теории социальных движений, известные современной социологии, можно сгруппировать в две  большие категории.

Классические  теории, возникшие в период с 1920 по 1970 г., характеризуются общей направленностью на поиск социально-психологических детерминант участия индивидов в социальных движениях. Это объясняется тем, что все классические теории возникли как реакция на концепции XIXв., содержавшие макросоциологические объяснения социальных движений как  порождённых рационализацией или изменениями в способе производства.

Классические микросоциологические теории такого типа основаны на поведенческом  подходе и ориентированы на объяснении феноменов коллективного поведения, таких, как массовая паника, стихийные  действия толпы, сектантские движения и т.д. Они рассматривают социальные движения как форму коллективного  поведения, а последнее – как  особый тип поведения, отличный от «нормального». Коллективное поведение характеризуется  спонтанностью, неорганизованностью  и невозможностью реализации по институционализированным каналам. Одни авторы рассматривают  коллективное поведение как результат  экстремальных эмоциональных состояний, вызывающих у людей снижение способности  мыслить критически и рост «внушаемости», а другие - как реакции адаптации  на неопределённые ситуации.

Ещё одна группа классических теорий стремится связать участие  в социальных движениях с широкомасштабными  структурными  изменениями, происходящими  в современных обществах. Теории массового общества исследуют,  как влияют быстрая модернизация и сопровождающие её изменения в социальной организации и нормах на образование аномной городской среды, в которой индивид испытывает раздражение, фрустрацию и социальную дезориентацию. В таких условиях индивид подвержен участию в социальных движениях, рассматриваемых как иррациональный экстремистский ответ на изменения социальной среды.

Теории «относительной депривации» показывают негативное влияние на индивидов стремительных социальных изменений. Множество факторов, таких, как нарастающие социально-экономические изменения, урбанизация, политическая модернизация, влияние средств массовой информации, рассматриваются как объяснения изменений, происходящих в социальных ожиданиях индивидов. Растущие ожидания могут приводить индивидов к убеждению, что они депривированы, т.е. обделены социальными благами, по сравнению с другими группами населения. Это в свою очередь рождает чувство гнева и фрустрацию, которые могут найти выход в социальных движениях. В конечном счёте эти теории рассматривают участие в движениях как эмоциональную и зачастую иррациональную реакцию на некоторые типы социальных явлений. В результате они концентрируют всё свое внимание на фазе возникновения коллективного поведения и не позволяют выяснить организационную базу движений и их потенциальные связи с более широкими политическими движениями.

Информация о работе Социальные движения