Социальные изменения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 16:37, контрольная работа

Краткое описание

Если в обществе не происходит изменений, то оно погибает, начинает загнивать. Общество - живая динамичная система, подвергающаяся воздействиям как внутренних, так и внешних сил. Структурные элементы общества (социальные группы, социальные институты, общности) вступают в различные сложные взаимодействия. Это постоянное взаимодействие естественно приводит к изменениям в обществе, которые могут происходить как на микро-уровне, то есть, обусловлены влиянием роли отдельной личности, так и на макро-уровне.
Социальное изменение, как отмечают социологи А.А. Радугин и К.А. Радугин, это переход социальных систем, общностей, институтов и организаций из одного состояния в другое. Понятие «социальное изменение» носит общий характер и может конкретизироваться понятием «развитие», которое в узком смысле означает необратимое изменение объектов, предполагает переход от простого к сложному, от низшего к высшему. Это такое движение общества, которое связано не с любыми изменениями, а с глубинными, изменяющими структуру общества, ведущими к появлению новых общественных отношений, институтов, норм и ценностей. Однако в обыденной речи, как правило, понятие «развитие» употребляется как синоним понятия «изменение». И в этом случае можно сказать, что понятие «развитие» используется не в узком, а в широком смысле.

Содержание

Социальные изменения и социальное развитие.
Причины и факты социальных изменений.
Социальная эволюция и революция.
Прогресс и регресс.
Заключение.
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

чистовик.docx

— 42.10 Кб (Скачать файл)

Другой тип социальных изменений, рассматриваемых в социологии также широко, как эволюционные - революционные социальные изменения.

    Революция – это резкие и глубокие изменения во всей общественной жизни, в результате которых общество переходит из одного качественного состояния в другое.

 

Социальные революции  ломают общество «через колено», в корне  переворачивая всю его жизнь. Обычно они сопровождаются: 

-   грубым насилием 

-   гибелью людей 

-   массовыми  бедствиями населения 

-   беззаконием 

-   беспорядками  в обществе 

Поэтому большинство  социологов видят в них аномалию, нежелательное отклонение от естественного  хода истории. 

      Революции  могут концентрироваться в отдельных  сферах, но при этом они изменяют  и другие стороны жизни людей. 

     Революционные  преобразования, далее, могут быть  кратковременными, могут касаться  одного или нескольких обществ,  или быть глобальными («компьютерная  революция»). Когда же они в  корне меняют все общественное  устройство в целом, имеет место  социальная революция, т.е.  когда  назревает потребность в проведении  не одной, двух или трех реформ, а гораздо большего их числа  с таким расчетом, чтобы принципиально  изменить характер общества, какая-либо  партия или объединение людей,  например, военная верхушка, проводят социальную революцию. Революция – это совокупность большого числа или комплекса реформ, проводимых одновременно с целью изменить основы социального строя. Октябрьская революция в 1917 году проводилась именно с такой целью. В результате были уничтожены частная собственность, наемный труд, городская и сельская буржуазия, ликвидирована свобода слова и политические права граждан, изменилась система распределения социальных благ, другими словами, были заменены основы существующего строя.

    Но прежде  чем перейти к комплексным  социальным преобразованиям, партия  большевиков провела политический  переворот - штурм Зимнего дворца и свержение Временного правительства. Только после этого, создав новые структуры власти, большевики с первых же дней издали основные законоположения, касающиеся экономической и социальной сферы. 

    Глобальные  революции затрагивают все сферы  общества и множество стран,  поэтому требуют долгого времени.  Однако всегда они приводят  к качественному изменению общества. 

 

Революция - высшая и наиболее острая форма борьбы прогрессивных классов против отживших и тормозящих социальное развитие общественных отношений и их носителей - реакционных классов и социальных групп. Поскольку существование классов и борьба между ними носят объективный и закономерный характер, постольку объективными и закономерными являются и революции.  

Революция означает коренной переворот в развитии общества. В ее водоворот втягиваются все  существующие в данном обществе классы и социальные группы, сотни тысяч  и миллионы людей, отстаивающих свои интересы. Вот почему в сфере теории так много различных взглядов по вопросам революции, так остро  и непримиримо идет борьба между  теми, кто обосновывает право на революцию, и теми, кто это право  отрицает.  

Рассмотрим противоположность  марксистского и немарксистского  подхода к понятию социальной революции.  

По Марксу социальные революции являются выражением сущности естественно-исторического процесса развития общества. Они имеют всеобщий закономерный характер и представляют собой важнейшие принципиальные изменения, свершающиеся в истории человечества. Открытый марксизмом закон социальной революции указывает на объективную необходимость в смене одной общественно-экономической формации другой, более прогрессивной.  

Немарксистские и  антимарксистские концепции в целом  отрицают закономерность социальных революций. Так, Г. Спенсер сравнивал социальные революции с голодом, бедствиями, повальными болезнями, проявлениями неповиновения, и «агитацией, разросшейся до революционных  собраний», открытыми восстаниями, которые он называл «общественными изменениями ненормального характера». К.Поппер отождествлял революцию с  насилием. Социальная революция, по его  словам, разрушает традиционную структуру  общества и его институтов… Но…если люди разрушают традицию, то вместе с ней исчезает и цивилизация… Они возвращаются к животному состоянию.  

Рассмотрим марксистскую теорию более подробно.  

Социальная революция - это коренное качественное изменение  общественного строя, переход от одной общественно-экономической  формации к другой, более высокой. 

В сфере экономики  революция ликвидирует старые производственные отношения, старую форму собственности  на орудия и средства производства и создает новые производственные отношения, новую систему хозяйства, обладающую гораздо более высокими стимулами и темпами развития, чем прежняя.  

В социальной сфере  на смену одному классу, «заведовавшему»  старым укладом хозяйства, приходит новый класс, который растет и  развивается, в то время как свергнутый класс теряет силы и постепенно сходит с исторической арены. Одна форма  эксплуатации заменяется другой, более  замаскированной и утонченной, или  же вообще эксплуатация людей отменяется, как это имеет место при  социалистической революции.  

Ф. Энгельс писал: «...революция есть высший акт политики...». Главным вопросом всякой революции  является вопрос о власти. «Переход государственной власти из рук одного в руки другого класса есть первый, главный, основной признак революции, как в строго-научном, так и в практически-политическом значении этого понятия». Речь идет именно о классе, а не об узкой группе заговорщиков. В противном случае можно говорить лишь о верхушечном перевороте, а не о действительной революции. Если революционному классу не удается закрепить свою победу, и он теряет политическую власть, которую вновь захватывает эксплуататорский класс, то тогда имеет место контрреволюция, реставрация старых порядков.  

Объективная основа и, следовательно, закономерность революции  коренятся в самом материальном производстве, в тех противоречиях  и конфликтах, которые вырастают  в недрах самого общества. Это, прежде всего конфликт между развивающимися производительными силами и устаревшими производственными отношениями, сдерживающими развитие производства. Маркс подчеркивал, что на определенном этапе эти отношения из форм развития производства превращаются в его оковы, тогда наступает эпоха социальной революции. Данное противоречие выступает главной причиной революции, оно проявляется в антагонизме интересов основных классов общества, в их борьбе за обладание политической властью.  

Возникший конфликт между производительными силами и производственными отношениями  может быть разрешен только путем  революции.  

Революции различаются  по своему характеру и движущим силам. Характер революции определяется тем, какие цели и задачи она ставит, какие отношения ликвидирует  и для развития каких создает  простор, насколько широкое в  ней принимают участие массы. Движущие силы революции — это  те классы и социальные группы, которые  осуществляют революцию, борются за ликвидацию власти реакционных классов. Если в революционной борьбе принимают  участие широкие массы трудящихся, то такие революции квалифицируются  как народные, демократические.  

В зависимости от характера и движущих сил различаются  следующие типы революций: 

  1. Буржуазная  революция - это революция, имеющая целью ликвидировать феодальные отношения, лишить феодалов политической власти и установить власть буржуазии. Буржуазные революции не носили подлинно массового характера, ибо коренные цели буржуазии в основном были чужды трудящимся, поскольку она одну форму эксплуатации заменяла другой.
 
  1. Демократическая революция - это революция, осуществляемая в рамках современной эпохи, в ходе которой осуществляется переход от феодально-буржуазных отношений к отношениям смешанного типа, когда наряду с государственной собственностью имеет место и ограничиваемая законом частная собственность. Политическая власть переходит в руки демократических слоев общества: мелкой буржуазии, интеллигенции, представителей рабочего класса и крестьянства. Здесь еще нет диктатуры пролетариата, но такая революция может перерасти в социалистическую революцию.
 
  1. Социалистическая  революция - высший тип революции, в ходе которой осуществляется переход от капитализма к социализму. Она ликвидирует частную собственность и систему эксплуатации человека человеком, передает политическую власть в руки рабочего класса, утверждает диктатуру пролетариата. Она соответствует коренным интересам всех трудящихся классов и слоев, в силу чего в ней участвуют все классы и социальные группы, которые угнетал и эксплуатировал класс капиталистов. Она вызывает созидательную энергию трудящихся и направляет ее на строительство нового, социалистического общества, создает условия для свободного развития каждого человека, для творческого труда и созидания на благо всего народа.
 

Подчеркнем, что еще  у Маркса сложились две концепции  революции: социальная и политическая. Процесс подхода к пониманию  сущности социальной революции был  сложным и в марксизме. Вначале  его основоположники противопоставляли  понятия «политическая революция» и «социальная революция», понимая  под первой буржуазные революции, а  под второй – пролетарские. Только спустя некоторое время Маркс приходит к выводу: «Каждая революция разрушает старое общество, и постольку она социальна. Каждая революция низвергает старую власть, и постольку она имеет политический характер». В этой связи приемлемой является точка зрения М. А.Селезнева, утверждающего, что, поскольку социально-экономический и политический аспекты в революции взаимосвязаны, то «перевороты, которые совершаются прогрессивным классом в социально- экономической и политической области путем сознательных и насильственных действий и которые неразрывно связаны друг с другом в пространстве и времени, точнее было бы называть социально- политическими революциями».  

В то время как  политическая революция имеет целью  поставить на службу новому классу механизм государственной власти, т.е. сделать его политически господствующим, то экономическая революция должна обеспечить господство производственных отношений, соответствующих характеру  производительных сил и интересам  прогрессивного класса. Революционные  экономические преобразования заканчиваются  только с победой нового способа  производства.  

Важным моментом революции является вопрос о ее движущих силах, т.е. о действии тех классов  и социальных групп, которые заинтересованы в победе революции и активно  за нее борются. История знает  революцию "сверху", т.е. коренные изменения общественных отношений, которые осуществлялись по инициативе сил, способных осознать необходимость  назревших перемен и встать на сторону прогресса. Такими были, например, крестьянская и другие буржуазные реформы в России во второй половине XIX - начале XX вв.  

Происходящие в  настоящее время реформы в  России носят характер революции, так  как речь идет о замене не оправдавших  себя производственных отношений другими  соответствующими прогрессу производства и обществу. Реформы идут медленно. В обществе слишком затягивается осознание необходимости таких  реформ, многие социальные группы не в  состоянии вписаться в рыночную экономику и предпочитают существование  в рамках затратной экономики. Жесткое  централизованное управление, экономически не оправданные гарантии, уравниловка  создали государственно-зависимый  тип работника, лишенного инициативы и предприимчивости, стремления к  индивидуальному успеху, предпочитающего  равенство в нищете социальной дифференциации, создаваемой в результате конкуренции  экономически свободных производителей, реализующих свои способности в  производственной деятельности.  

Революцию следует  рассматривать как диалектическое отрицание старого. Отказ от старых производственных отношений должен сопровождаться сохранением всего  положительного, что накоплено народом  за десятилетия предшествующего  развития.  

В социальной революции  важнейший вопрос - вопрос о насилии  и цене революции. Оказалось, что  революции не только позволяют перейти  от одних производственных отношений, но и обладают огромной разрушительной силой. Они устраняют налаженные общественные связи, приводят к массовым жертвам, потому что речь идет о насильственном свержении строя. Наконец, революции  рождают множество неожиданных  последствий, которые никто не может  предвидеть. Ни одна революция не сумела решить тех задач, которые она  ставила перед собой.  

Информация о работе Социальные изменения