Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 16:37, контрольная работа
Если в обществе не происходит изменений, то оно погибает, начинает загнивать. Общество - живая динамичная система, подвергающаяся воздействиям как внутренних, так и внешних сил. Структурные элементы общества (социальные группы, социальные институты, общности) вступают в различные сложные взаимодействия. Это постоянное взаимодействие естественно приводит к изменениям в обществе, которые могут происходить как на микро-уровне, то есть, обусловлены влиянием роли отдельной личности, так и на макро-уровне.
Социальное изменение, как отмечают социологи А.А. Радугин и К.А. Радугин, это переход социальных систем, общностей, институтов и организаций из одного состояния в другое. Понятие «социальное изменение» носит общий характер и может конкретизироваться понятием «развитие», которое в узком смысле означает необратимое изменение объектов, предполагает переход от простого к сложному, от низшего к высшему. Это такое движение общества, которое связано не с любыми изменениями, а с глубинными, изменяющими структуру общества, ведущими к появлению новых общественных отношений, институтов, норм и ценностей. Однако в обыденной речи, как правило, понятие «развитие» употребляется как синоним понятия «изменение». И в этом случае можно сказать, что понятие «развитие» используется не в узком, а в широком смысле.
Социальные изменения и социальное развитие.
Причины и факты социальных изменений.
Социальная эволюция и революция.
Прогресс и регресс.
Заключение.
Список литературы.
Марксизм-ленинизм допускал
гражданскую войну ради установления
диктатуры пролетариата. На современном
этапе очевидна неправомерность
данного подхода. Условия для
перехода к новым производственным
отношениям согласно диалектике должны
созреть в недрах старого общества,
а революция должна действительно
играть в каждом таком случае перехода
к новому лишь роль «повивальной бабки»,
т.е. только способствовать рождению новых
обществ, новых производственных отношений.
Всякие попытки силового решения
социально-экономических
Социальный
прогресс - это последовательное восхождение
к более сложным формам общественной жизни,
которое осуществляется в результате
разрешения противоречий, развертывающихся
на предыдущих этапах и фазах общественного
развития. Механизм общественного прогресса
состоит в возникновении новых потребностей
в различных сферах общественной жизни
и изыскании возможностей их удовлетворения.
Эти новые потребности возникают как результат
производственной деятельности человека,
они связаны с поиском и изобретением
новых средств труда, общения, организации
общественной жизни, с расширением и углублением
масштабов научного знания, усложнением
структуры творческой и потребительской
деятельности человека.
В категории "регресс"
находит свое отражение изменения
в общественной жизни, идущие в противоположном
прогрессу направлении, то есть идущие
по нисходящей.
Действительно, в
процессе развития любого явления будь
то в природе или обществе что-то
нарождается, а что-то отмирает. Так,
в живом организме идет разрушение
клеток и возникновение новых (ассимиляция
и диссимиляция) в результате организм
живет. Ассимиляция и диссимиляция
- источник жизни организма. В обществе
таким источником является борьба прогресса
и регресса, нового со старым.
Развитие – процесс
движения от низшего (простого) к высшему
(сложному), главной характерной чертой
которого является исчезновение старого
и возникновение нового
Прогресс и регресс
(лат. progressus – движение вперед; regressus –
возвращение) – противоположные формы
развития общества в целом или отдельных
его сторон, означающее соответственно
либо поступательное развитие общества
по восходящей линии, его расцвета, либо
возврат к старым, изжившим себя формам,
застой и деградацию. Критерием общественного
прогресса служит, прежде всего, степень
развития производительных сил, экономического
строя, а также определяемых им надстроечных
институтов, развития и распространения
науки и культуры, развития личности, степень
возрастания общественной свободы. В отдельные
периоды истории в отдельных странах весьма
существенное значение для характеристики
развития общества с точки зрения его
прогресса или регресса могут приобретать
в силу своей относительности самостоятельности
такие общественные явления, как формы
политической жизни, культура, образование
и т.д., хотя они вторичны, производны и
определяются экономическим строем общества.
Примером общественного регресса, обусловленного
политическими факторами, может служить
история стран, где господствовали (или
господствуют) фашистские диктаторские
режимы (фашизм) Крайне противоречиво
развитие антагонистических общественно-экономических
формаций. Хотя эти формации и служат в
определенные периоды истории ступенью
прогресса общества, им всегда присущи
черты регресса, которые становятся преобладающим
в период упадка данного общества. Однако
тогда регресс не может быть всеобщим,
поскольку основной тенденцией развития
всего человеческого общества является
не регресса, а прогресс, выражающийся
в данном случае как в возникновении элементов
и предпосылок нового общества, так и в
развитии отдельных сторон общественной
жизни. Так, например, если развитие буржуазного
общества в эпоху империализма характеризуется
в целом явлением регресс, тем не менее,
при капитализме наблюдается прогресс
множества отраслей науки и техники, а
также ряда других общественных явлений.
Однако для оценки жизненности данного
общества, его способности к прогрессу
или регрессу важно определение общей
тенденции его развития, помогающее заинтересованным
в прогрессе общества классам и социальным
группам глубже познать и использовать
закономерности общественного развития.
В философии и социологии понятие “прогресс”
и “регресс” находят различные толкования.
Мыслители периода прогрессивного развития
капитализма (Вико, Гердер, Гегель и др.)
признавали прогресс и пытались его рационально
обосновать. Для периода упадка капитализма,
начавшегося со второй половины 19 в., характерны
в основном два подхода к истории: позитивистский,
основы которого заложены Контом, и историко-культурный
(основоположник – рус. Ученый-славянофил
Н.Я. Данилевский; сторонники Дж. Тойнби,
П.А. Сорокин и др.). Согласно концепции
позитивистов, история должна быть эмпирическим
описанием научно установленных фактов,
без проникновения в сущность истории
в целом и без попыток понять явление прогресса
и регресса. Культурно-историческая концепция
считает важнейшим способом изучения
прогресса и регресса в истории исследование
отдельных культур или цивилизации. Человеческую
историю она рассматривает как смену самостоятельных
“типов” культур или цивилизаций, с собственными
периодами прогресса и регресса. Лишь
в современную эпоху, согласно Тойнби
и Сорокину, благодаря расширению межкультурных
связей (интеркультурные коммуникации)
усилилось взаимовлияние различных культур.
Поэтому прогресс мыслим теперь как дальнейшая
интеграция различных цивилизаций в направлении
единой общечеловеческой культуры. Однако
эта интеграция, с точки зрения Тойнби,
должна осуществляться на основе капиталистической
культуры Запада. Некоторые буржуазные
психологические теории пытаются объяснять
явления истории субъективными факторами,
например особенностями тех или иных “исторических”
личностей. Научное объяснение прогресса
и регресса дано марксизмом-ленинизмом.
Прогресс как поступательное развитие
без рецидивов регресса возможен только
в неантагонистическом, коммунистическом
обществе.
Три характерных черты
Во-первых, это идеализм,
т. е. попытка отыскать причины поступательного
развития истории в духовном начале —
в бесконечной способности совершенствования
человеческого интеллекта (те же Тюрго
и Кондорсе) или в спонтанном саморазвитии
абсолютного духа (Гегель). Соответственно
этому критерий прогресса тоже усматривали
в явлениях духовного порядка, в уровне
развития той или иной формы общественного
сознания: науки, нравственности, права,
религии. Между прочим, прогресс был подмечен,
прежде всего, в сфере научного познания
(Ф. Бэкон, Р. Декарт), а затем уже соответствующая
идея была распространена на социальные
отношения в целом.
Во-вторых, существенным
недостатком многих ранних концепций
социального прогресса являлось недиалектическое
рассмотрение общественной жизни. В таких
случаях общественный прогресс понимается
как плавное эволюционное развитие, без
революционных скачков, без попятных движений,
как непрерывное восхождение по прямой
линии (О. Конт, Г. Спенсер).
В-третьих, восходящее
развитие по форме ограничивалось достижением
какого-нибудь одного облюбованного общественного
строя. Весьма отчетливо этот отказ от
идеи неограниченного прогресса сказался
в утверждениях Гегеля. Вершиной и завершением
мирового прогресса им провозглашался
христианско-германский мир, утверждающий
свободу и равенство в их традиционном
истолковании.
По какому пути идет
общество: по пути прогресса или
регресса? От того, каким будет ответ
на этот вопрос, зависит представление
людей о будущем: несет ли оно
лучшую жизнь или не сулит ничего
хорошего?
Древние философы Платон
и Аристотель рассматривали историю как
циклический круговорот, повторяющий
одни и те же стадии.
С достижениями науки,
ремесел, искусств, оживлением общественной
жизни в эпоху Возрождения
связано развитие идеи исторического
прогресса. Одним из первых теорию общественного
прогресса выдвинул французский
философ Анн Робер Тюрго (1727—1781).
Его современник французский философ-просветитель
Жак Антуан Кондорсе (1743—1794) писал, что
история представляет картину беспрерывных
изменений, картину прогресса человеческого
разума. Наблюдение этой исторической
картины показывает в видоизменениях
человеческого рода, в беспрерывном его
обновлении, в бесконечности веков путь,
по которому он следовал, шаги, которые
он сделал, стремясь к истине или счастью.
Наблюдения над тем, чем человек был, и
над тем, чем он стал в настоящее время,
помогут нам, писал Кондорсе, найти средства
обеспечить и ускорить новые успехи, на
которые его природа позволяет ему надеяться.
Итак, Кондорсе видит
исторический процесс как путь социального
прогресса, в центре которого — восходящее
развитие человеческого разума. Гегель
считал прогресс не только принципом
разума, но и принципом мировых
событий. Эту веру в прогресс воспринял
и К- Маркс, считавший, что человечество
идет ко все большему овладению природой,
развитию производства и самого человека.
XIX и XX вв. ознаменовались
бурными событиями, которые
Мы обращаемся к
прошлому, стремясь отыскать корни
настоящего, и к настоящему —
в стремлении понять, что может
принести нам будущее. Фактически многие
наши повседневные действия совершаются
нами в ожидании будущего.
Сложность общества
чрезвычайно затрудняет точное прогнозирование
отдаленного будущего, и даже не
слишком далекое от нас будущее
с трудом поддается предсказаниям.
Несмотря на это одно представляется
очевидным: мы не можем всю жизнь
провести в мире, в котором мы
были рождены, невозможно также умереть
в том же самом мире, в котором мы достигли
своего зрелого возраста. Футурологи выделяют
два изменения, которые представляются
основными в современной социальной жизни.
Во-первых, высокоразвитые страны преобразуются
из индустриальных в информационные. Во-вторых,
современные общества переходят с уровня
национальной экономики на глобальный
экономический уровень. Футурологи использовали
множество метафор для определения этих
изменений: постиндустриальное общество
(Дэниэла Белл), третья волна (Элвина Тоффлер),
мегатренды (Джон Нэсбитт). Все эти метафоры
объединяет одна мысль о том, что в промышленно
развитых странах совершается переход
от производства товаров к производству
услуг и что они трансформируются из общества,
основанного на координации людей и машин,
к обществу, организованному вокруг знаний.
Как утверждают эксперты, эти перемены
способны предоставить людям мириады
возможностей.