Социальные институты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 18:15, контрольная работа

Краткое описание

Цели данной работы:
1)дать определение такому понятию как «социальный институт». Рассмотреть институционализацию общественной жизни (этапы и пути развития);
2) изучение видов и функций социальных институтов;
3) самостоятельный анализ социального явления в рамках практического задания;

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
Понятие «социальный институт». Институционализация общественной жизни……………………………………………......5
Виды и функции социальных институтов………………………....9
Практический вопрос.…………………………………………...…13
Заключение……………………………………………………………..…….14
Список литературы…...……….…………………………………...……….15

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа Социология.doc

— 95.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО   ОБРАЗОВАНИЯ   И  НАУКИ  РОССИЙСКОЙ   ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ  АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ   ВЫСШЕГО   ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО   ОБРАЗОВАНИЯ

 

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ


 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ   РАБОТА

 

по дисциплине: «Социология»

 

Вариант №16 «Социальные институты»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………….3

    1. Понятие «социальный институт». Институционализация                              общественной жизни……………………………………………......5
    2. Виды и функции социальных институтов………………………....9
    3. Практический вопрос.…………………………………………...…13

Заключение……………………………………………………………..…….14

Список литературы…...……….…………………………………...……….15


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Современное общество не может существовать без сложных социальных связей и взаимодействий.1 Социальная практика показывает, что для человеческого общества жизненно необходимо закрепить некоторые типы социальных отношений, сделать их обязательными для членов определенного общества или определенной социальной группы. Это, прежде всего, относится к тем социальным отношениям, вступая в которые, члены социальной группы обеспечивают удовлетворение наиболее важных потребностей, необходимых для успешного функционирования группы как целостной социальной единицы. Так, потребность в воспроизводстве материальных благ заставляет людей закреплять и поддерживать производственные отношения; потребность социализировать подрастающее поколение и воспитывать молодежь на образцах культуры группы заставляет закреплять и поддерживать семейные отношения, отношения обучения молодых людей.

Практика закрепления  отношений, направленных на удовлетворение насущных потребностей, заключается  в создании жестко закрепленной системы  ролей и статусов, предписывающих индивидам правила поведения в социальных отношениях, а также в определении системы санкций для того, чтобы добиться неукоснительного выполнения этих правил поведения.

Системы ролей, статусов и санкций создаются в виде социальных институтов, которые являются наиболее сложными и важными для общества видами социальных связей. Именно социальные институты поддерживают совместную кооперативную деятельность в организациях, определяют устойчивые образцы поведения, идеи и стимулы.

Понятие "институт" - одно из центральных в социологии, поэтому изучение институциональных связей служит одной из основных научных задач, стоящих перед социологами.

 

 

Цели данной работы:

1)дать определение  такому понятию как «социальный  институт». Рассмотреть институционализацию  общественной жизни (этапы и пути развития);

2) изучение видов и  функций социальных институтов;

3) самостоятельный анализ социального явления в рамках практического задания;

Информационной  основой работы послужили работы таких авторов, как:  Кравченко А.И., Лавриненко В.Н., Горделов А.А. и тд.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие «социальный институт». Институционализация                              общественной жизни.

Социальный  институт или общественный институт (от лат. institutum — установление, учреждение) — исторически сложившаяся устойчивая форма организации совместной деятельности людей: семья, производство, государство, образование, собственность, армия, церковь и тд.2

Различают 4 сферы жизнедеятельности  общества, в каждую из которых входят различные общественные институты и возникают различные общественные отношения.

Общественные отношения  — это многообразные связи  между группами, классами, нациями  в процессе социальной, экономической, политической и духовной деятельности. Эти связи должны быть устойчиво  повторяющимися, безличными (формальными), затрагивающими важные стороны жизни.3

Сферы жизнедеятельности  общества

  • Экономическая — отношения в процессе материального производства (производство, распределение, потребление материальных благ). Институты, относящиеся к экономической сфере: заводы, фабрики, банки, рынки, фирмы.
  • Социальная — отношения между различными социальными и возрастными группами; деятельность по обеспечения социальной гарантии. Институты, относящиеся к социальной сфере: коммунальные службы, образование, система здравоохранения, система социального обеспечения, предприятия связи, предприятия досуга.
  • Политическая — отношения между гражданским обществом и государством, между государством и политическими партиями. Институты, относящиеся к политической сфере: государство, парламент, правительство, судебная система, политические партии.
  • Духовная — отношения, возникающие в процессе создания духовных ценностей, их сохранения, распространения, потребления. Институты, относящиеся к духовной сфере: учреждения системы образования, науки, театры, музеи.

          Каждый институт выполняет определенные функции, удовлетворяющие социальные потребности. Появление институтов – результат дифференциации общества. Путь, ведущий к образованию новых институтов, можно представить в виде следующей схемы:


Рост (развитие общества)→разделение труда→дифференциация→новые институты

 

         О динамике социальных институтов  Дюркгейм писал: «Старые институты  никогда не исчезнут с утверждением  новых настолько, чтобы не оставить  никаких следов своего существования. Они сохраняются не только как пережитки, но потому, что сохраняется также нечто из потребностей, которым они отвечали.»

Ресурсы социальных институтов – это ресурсы общества, которые необходимы для функционирования этих социальных институтов. Например, ресурсы института религии:

    • потребность в разрешении духовных сомнений, вере
    • духовное учение
    • служители культа, священники
    • места служб, храмы, ритуально-обрядовые принадлежности.

Ресурсы института образования:

    • желание обучающихся получать знания и социализироваться
    • оборудование для изучения курса
    • преподаватели, обладающие соответствующим уровнем знаний
    • учебная литература и источники информации.

 

       Институционализация  – многообразные процессы, которые формируют организацию индивидов и групп, преобразуя их взаимодействия в социальную систему.4

       Институционализация – процесс закрепления различных типов социальной  деятельности в виде социальных институтов.5

Процесс институционализации  включает в себя ряд моментов.

Одним из необходимых условий появления социальных институтов служит соответствующая социальная потребность. Институты призваны организовывать совместную деятельность людей в целях удовлетворения тех или иных социальных потребностей. Так институт семьи удовлетворяет потребность в воспроизводстве человеческого рода и воспитании детей, реализует отношения между полами, поколениями и т. д. Возникновение определённых общественных потребностей, а также условия для их удовлетворения являются первыми необходимыми моментами институционализации.

Социальный институт образуется на основе социальных связей, взаимодействия и отношений конкретных лиц индивидов, социальных групп  и иных общностей.

Следовательно, социальный институт представляет собой самостоятельное общественное образование, которое имеет свою логику развития. С этой точки зрения социальные институты могут быть рассмотрены как организованные социальные системы, характеризующиеся устойчивостью структуры, интегрированностью их элементов и определенной изменчивостью их функций.

Прежде всего, речь идёт о системе ценностей, норм, идеалов, а также образцов деятельности и  поведения людей и других элементов  социокультурного процесса. Эта система гарантирует сходное поведение людей, согласовывает и направляет в русло их определенные стремления, устанавливает способы удовлетворения их потребностей, разрешает конфликты, возникающие в процессе повседневной жизни, обеспечивает состояние равновесия и стабильности в рамках той или иной социальной общности и общества в целом.

Само по себе наличие этих социокультурных элементов еще не обеспечивает функционирование социального института. Для того, чтобы он работал, необходимо, чтобы они стали достоянием внутреннего мира личности, были интернализованы ими в процессе социализации, воплотились в форму социальных ролей и статусов. Интернализация индивидами всех социокультурных элементов, формирования на их основе системы потребностей личности, ценностных ориентаций и ожиданий является вторым важнейшим элементом институционализации.

Третьим важнейшим элементом институционализации является организационное оформление социального института. Внешне социальный институт представляет собой совокупность лиц, учреждений, снабженных определенными материальными средствами и выполняющими определенную социальную функцию. Так, институт высшего образования состоит из определенной совокупности лиц: преподавателей, обслуживающего персонала, чиновников, которые действуют в рамках таких учреждений, как вузы, министерство или Госкомитет по высшей школе и т. д., которые для своей деятельности располагают определенными материальными ценностями (зданиями, финансами и т. д.).

Таким образом, каждый социальный институт характеризуется наличием цели своей деятельности, конкретными  функциями, обеспечивающими достижение такой цели, набором социальных позиций и ролей, типичных для данного института.6

 

 

 

 

 

  1. Виды и функции социальных институтов.

          Каждый институт выполняет свою, характерную для него социальную функцию. Совокупность этих социальных функций складывается в общие социальные функции социальных институтов как определённых видов социальной системы. Эти функции очень многообразны. Социологи разных направлений стремились как-то классифицировать их, представить в виде определённой упорядоченной системы. Наиболее полную и интересную классификацию представила «институциональная школа». Представители институциональной школы в социологии (С. Липсет, Д. Ландберг и др.) выделили четыре основных функции социальных институтов:

  1. Воспроизводство членов общества. Главным институтом, выполняющим эту функцию, является семья, но к ней причастны и другие социальные институты, такие, как государство.
  2. Социализация — передача индивидам установленных в данном обществе образцов поведения и способов деятельности — институты семьи, образования, религии и др.
  3. Производство и распределение. Обеспечиваются зкономическо-социальными институтами управления и контроля — органы власти.
  4. Функции управления и контроля осуществляются через систему социальных норм и предписаний, реализующих соответствующие типы поведения: моральные и правовые нормы, обычаи, административные решения и т. д. Социальные институты управляют поведением индивида через систему поощрений и санкций.

Функциональные качества

По видам деятельности социальные институты можно разделить  на:

  • Экономическо-социальные институты — собственность, обмен, деньги, банки, хозяйственные объединения различном типа — обеспечивают всю совокупность производства и распределения общественного богатства соединяя, вместе с тем, экономическую жизнь с другими сферами социальной жизни.
  • Политические институты — государство, партии, профсоюзы и другого рода общественные организации, преследующие политические цели, направленные на установление и поддержание определенной формы политической власти. Их совокупность составляет политическую систему данного общества. Политические институты обеспечивают воспроизводство и устойчивое сохранение идеологических ценностей, стабилизируют доминирующие в обществе социально-классовые структуры.
  • Социокультурные и воспитательные институты ставят целью освоение и последующее воспроизводство культурных и социальных ценностей, включение индивидов в определенную субкультуру, а также социализацию индивидов через усвоение устойчивых социокультурных стандартов поведения и, наконец, защиту определенных ценностей и норм.
  • Нормативно-ориентирующие — механизмы морально-этической ориентации и регуляции поведения индивидов. Их цель — придать поведению и мотивации нравственную аргументацию, этическую основу. Эти институты утверждают в сообществе императивные общечеловеческие ценности, специальные кодексы и этику поведения.
  • Нормативно-санкционирующие — общественно-социальную регуляцию поведения на основе норм, правил и предписаний, закрепленных в юридических и административных актах. Обязательность норм обеспечивается принудительной силой государства и системой соответствующих санкций.
  • Церемониально-символические и ситуационно-конвенциональные институты. Эти институты основаны на более или менее длительном принятии конвенциональных (по договору) норм, их официальном и неофициальном закреплении. Эти нормы регулируют повседневные контакты, разнообразные акты группового и межгруппового поведения. Они определяют порядок и способ взаимного поведения, регламентируют методы передачи и обмена информацией, приветствия, обращения и т. д., регламент собраний, заседаний, деятельность объединений.7

Информация о работе Социальные институты