Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 18:15, контрольная работа
Цели данной работы:
1)дать определение такому понятию как «социальный институт». Рассмотреть институционализацию общественной жизни (этапы и пути развития);
2) изучение видов и функций социальных институтов;
3) самостоятельный анализ социального явления в рамках практического задания;
Введение……………………………………………………………………….3
Понятие «социальный институт». Институционализация общественной жизни……………………………………………......5
Виды и функции социальных институтов………………………....9
Практический вопрос.…………………………………………...…13
Заключение……………………………………………………………..…….14
Список литературы…...……….…………………………………...……….15
Дисфункция социального института
Нарушение нормативного взаимодействия с социальной, средой, в качестве которой выступает общество или сообщество, называется дисфункцией социального института. Как отмечалось ранее, основой формирования и функционирования конкретного социального института является удовлетворение той или иной социальной потребности. В условиях интенсивного протекания общественных процессов, ускорения темпов социальных перемен может возникнуть ситуация, когда изменившиеся общественные потребности не находят адекватного отражения в структуре и функциях соответствующих социальных институтов. В результате в их деятельности может возникнуть дисфункция. С содержательной точки зрения, дисфункция выражается в неясности целей деятельности института, неопределенности функций, в падении его социального престижа и авторитета, вырождении его отдельных функций в «символическую», ритуальную деятельность, то есть деятельность, не направленную на достижение рациональной цели.
Одним из явных выражений дисфункции социального института является персонализация его деятельности. Социальный институт, как известно, функционирует по своим, объективно действующим механизмам, где каждый человек, на основе норм и образцов поведения, в соответствии со своим статусом, играет определенные роли. Персонализация социального института означает, что он перестает действовать в соответствии с объективными потребностями и объективно установленными целями, меняя свои функции в зависимости от интересов отдельных лиц, их персональных качеств и свойств.
Неудовлетворенная общественная потребность может вызвать к жизни стихийное появление нормативно неурегулированных видов деятельности, стремящихся восполнить дисфункцию института, однако за счет нарушения существующих норм и правил. В своих крайних формах активность подобного рода может выражаться в противоправной деятельности. Так, дисфункция некоторых экономических институтов является причиной существования так называемой «теневой экономики», выливается в спекуляцию, взяточничество, кражи и т. п. Исправление дисфункции может быть достигнуто изменением самого социального института или же созданием нового социального института, удовлетворяющего данную общественную потребность.
Простая форма существования социальных институтов
Исследователи выделяют
две формы существования
Целью социальных институтов является спад межличностной конкуренции путем создания нормативных регуляций, уменьшающих социальное напряжение, тем самым повышается потенциал культурного творчества, и таким образом социальные институты способствуют реализации высших человеческих целей.8
Почему некоторые социальные институты продолжают существовать, даже если они не выполняют возложенные на них функции (например, комитет по делам национальностей, который не оказывает влияния на решение национальных проблем; спортивный комитет, который не занимается организацией спортивной жизни)?Аргументируйте ответ.
Я считаю, что данный вопрос объясняется динамикой социальных институтов. Под динамикой социальных институтов понимают три взаимосвязанных процесса:
Социальные институты постоянно совершенствуются, преобразуются, конкурируют между собой, одни исчезают, другие появляются. Функции, которые выполняют социальные институты, также меняются с течением времени, так как меняются потребности общества. В связи с этим между институтами происходит сотрудничество, результатом которого является переход функций от одного института к другому. Таким образом, получается, что институт будет по-прежнему существовать, но выполнять какие-то другие, возможно, менее заметные функции. Однако очень часто социологи сталкиваются с непонятным, на первый взгляд, явлением, когда институт продолжает существовать, даже если он не только не выполняет своих функций, но и препятствует их выполнению. У такого института, очевидно, существуют скрытые функции, с помощью которых он удовлетворяет потребности определенных социальных групп. Подобное явление особенно часто можно наблюдать среди политических институтов, у которых латентные функции развиты в наибольшей степени.
Заключение
Таким образом, обобщая все вышесказанное, можно сказать, что социальный институт предстает перед нами огромной и разносторонней социальной системой, существующей исторически длительное время, удовлетворяющей фундаментальные потребности общества, обладающей решительной силой и моральным авторитетом, охватывающей большую совокупность явлений, выраженных с помощью статусов и ролей, социальных норм и санкций, социальных организаций (предприятий, университетов, фирм, агентств и т. д.), которые, в свою очередь, имеют персонал, аппарат управления, особые процедуры приема, закрепления и увольнения, многочисленные механизмы социального контроля и т.п. Социальный институт – это важнейшее устройство общества, созданное для удовлетворения его важнейших потребностей и регулируемое сводом социальных норм.
Развитие социальных институтов осуществляется путем возникновения новых социальных институтов и благодаря совершенствованию сложившихся институтов. Это означает, что система социальных институтов, существующих в обществе, постоянно находятся в изменении и самообновлении (саморазвитии).
Список литературы
Основная литература:
Дополнительные источники:
1 Социология: Учебник для вузов/под ред.В.Н.Лавриненко.3-е изд.-М.,2004.-202
2 Социология: Учебник/А.А.Горелов. – М.: изд-во Эксмо,2006. – 307
3
http://ru.wikipedia.org/wiki/
4 Социология: Учебник/А.А.Горелов. – М.: изд-во Эксмо,2006. – 308
5 Социология: Учебник/Добреньков В.И., Кравченко А.И. - М.:ИНФРА-М, 2005. - 566
6 Социология: Учебник/Добреньков В.И., Кравченко А.И. - М.:ИНФРА-М, 2005. – 515-532
7 Социология: Учебник/А.А.Горелов. – М.: изд-во Эксмо,2006. – 310
8 Социология: Учебник/А.А.Горелов. – М.: изд-во Эксмо,2006. – 310