Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 12:12, контрольная работа
Социология изучает общество, социальные отношения, и социальные общности, их деятельность. Философия также изучает личность и социальные общности как объекты и субъекты деятельности, но делает это на высоком уровне обобщения. Социология осмысливает общество, общественную жизнь не как предельную общую абстрактность, а как реальность. Социология, как определенный тип знаний об обществе выходит из недр социальной философии, перенимает философскую культуру. Одновременно социология стремится к преодолению ограниченности, которую обнаруживает философия при анализе социальных явлений. Социология ставит целью помочь людям разобраться в сложных проблемах жизни.
1 Введение.
2 Социальные институты.
2.1. Определение понятия социального института.
2.2. Типология социальных институтов.
2.3. Функции и дисфункции социальных институтов.
2.4. Институт как нормативная система.
2.5. Динамика социальных институтов.
Заключение.
Список литературы..
Содержание
1 Введение.
2 Социальные институты.
2.1. Определение понятия социального института.
2.2. Типология социальных институтов.
2.3. Функции и дисфункции социальных институтов.
2.4. Институт как нормативная система.
2.5. Динамика социальных институтов.
Заключение.
Список литературы..
1 Введение
Термин «социология» ввел в 30-е годы 19 века Огюст Конт, которого и считают отцом – основателем новой научной дисциплины. По его представлениям, социология должна была объединить все знания об обществе как едином организме и дать им подлинно научную основу.
Как наука, социология была введена в 1989 году в связи с повышением интереса к социальным процессам. Например, процесс становления гражданского общества связан с утверждением прав и свобод человека, его духовной и экономической независимости гражданина. Расширение пределов свобод и прав человека, существенное увеличение возможности выбора пробуждали интерес человека к знанию основ жизни социальной общности людей, социальных процессов и явлений с целью рационального, эффективного использования приобретенных прав и свобод.
Свободная конкуренция в экономике, политике, духовной сфере поставили в прямую зависимость результативность деятельности предпринимателей от умения и использования знаний о конкретных социальных механизмах, настроений и ожиданий людей. Отраслью знаний, помогающей глубже и конкретнее познать общество, основу социального взаимодействия людей с целью рационального использования свободы, самоорганизации человека становится социология.
Социология изучает общество, социальные
отношения, и социальные общности, их деятельность.
Философия также изучает личность и социальные
общности как объекты и субъекты деятельности,
но делает это на высоком уровне обобщения.
Социология осмысливает общество, общественную
жизнь не как предельную общую абстрактность,
а как реальность. Социология, как определенный
тип знаний об обществе выходит из недр
социальной философии, перенимает философскую
культуру. Одновременно социология стремится
к преодолению ограниченности, которую
обнаруживает философия при анализе социальных
явлений. Социология ставит целью помочь
людям разобраться в сложных проблемах
жизни. Люди, создающие общество, несомненно,
имеют возможность изменить его, преобразовать
на основе полученных знаний. В этом случае
им на помощь приходит социология.
2. Социальные институты
2.1. Определение понятия социального института.
Социология уделяет большое внимание изучению социальных институтов общества. В социологии имеется множество определений социального института. Одним из первых дал развернутое представление о социальных институтах американский социолог и экономист Торстейн Веблен (1857 – 1929). Хотя его книга «Теория праздного класса» появилась в 1899 году, многие ее положения не устарели до сих пор.
Понятию «социальный институт» в отечественной социологии отводится значительное место. Социальный институт определяется как единый компонент социальной структуры общества, интегрирующий и координирующий множество индивидуальных действий людей, упорядочивающий социальные отношения в отдельных сферах общественной жизни. Под институтом, кроме того, подразумевают относительно стабильную совокупность символов, верований, ценностей, норм, ролей и статусов, которая управляет конкретной сферой социальной жизни: это семья, религия, образование, экономика, управление.
Если суммировать всё множество подходов разных учёных к пониманию социальный институт, то их можно разделить на следующие. Социальный институт представляет собой:
· ролевую систему, в которую включены также нормы и статусы;
· совокупность обычаев, традиций и правил поведения;
· формальную и неформальную организацию;
· совокупность норм и учреждений, регулирующих определенную
сферу общественных отношений;
· обособленный комплекс социальных действий.
Понимая социальные институты как совокупность норм и механизмов, регулирующих определенную сферу общественных отношений (семья, производство, государство, образование, религия), социологи углубили представление о них как о базовых элементах, на которых покоится общество.
Институты одновременно выступают и инструментами социального контроля, т.к. благодаря своему нормативному характеру заставляют людей подчиняться принятым нормам и соблюдать соответствующую дисциплину. Поэтому институт понимается как совокупность норм и образцов поведения. Поскольку зарубежные, а вслед за ними и отечественные социологи придерживаются различных определений социального института, то они по-разному понимают его внутреннее строение, т.е. функционально взаимосвязанную систему опорных элементов. Несмотря на многообразие точек зрения, все они по существу верны , поскольку представляют разное видение одного и того же. По мнению С.С. Фролова, правильнее говорить не об элементах, входящих в структуру института, а об институциональных признаках, т.е. общих для всех институтов чертах и свойствах. Таковых пять:
1. установки и образцы поведения (привязанность, лояльность,
ответственность и уважение в семье, послушание, лояльность и субординация в
государстве);
2.
символические культурные
герб, крест, иконы и др.);
3.
унитарные культурные черты (
для государства, магазины и фабрики для производства, учебные классы и
библиотеки для образования, храмы для религии);
4. устный и письменный кодексы (запреты, правовые гарантии,
законы, правила);
5.
идеология (романтическая
государстве, свобода торговли в экономике, академические свободы в
образовании,
православие или католицизм в
религии).
2.2. Типология социальных институтов
Все социальные институты обычно подразделяют на главные и неглавные. Вторые скрываются внутри первых, представляя собой более мелкие образования. Помимо деления институтов на главные и неглавные, их классифицируют и по иным критериям. К примеру, институты различаются временем своего взаимодействия и продолжительностью существования (постоянно действующие и кратковременные институты), жесткостью применяемых санкций за нарушение правил, условиями существования, наличием или отсутствием формальных правил и процедур.
Р. Миллс насчитывал в современном обществе пять институциональных подходов, подразумевая главные институты:
1. экономический – институт, организующий хозяйственную деятельность;
2. политический - институт власти;
3. семейный – институт, регулирующий половые отношения, рождение и
социализацию детей;
4. военный – институт, организующий законное наследие;
5. религиозный – институт, организующий коллективное почитание богов.
Большинство социологов согласны с Миллсом в том, что главных институтов в человеческом обществе всего пять. Их предназначение - удовлетворять важнейшие жизненные потребности коллектива или общества в целом.
Пять основных потребностей и институтов:
1. потребность в воспроизводстве рода (институт семьи и брака);
2. потребность
в безопасности и социальном
порядке (политические
государство);
3. потребность
в средствах существования (
производство);
4. потребность в получении знаний, в социализации подрастающего поколения,
подготовка кадров (институты образования в широком смысле, т.е. включая науку
и культуру);
5. потребность
решения духовных проблем,
Институты возникли в глубокой древности. Социологи определяют производству не менее 2 млн. лет, если отправной точкой считать первое орудие труда, созданное человеком, Семье антропологи отводят второе место и полагают, что нижняя граница проходит по отметке 500 тыс. лет. С тех пор семья постоянно эволюционировала, принимая множество форм и разновидностей: полигамия, полиандрия, моногамия, сожительство, нуклеарная, расширенная, неполная семья и т.д. Государство существует примерно столько же, сколько и образование, а именно 5-6 тыс. лет. Религия в своих первобытных формах (фетишизм, тотемизм, анимизм) появилось примерно 30-40 тыс. лет назад, хотя некоторые археологи, учитывая возраст древнейших настенных рисунков (15 тыс. лет) и миниатюрных скульптур, отображающих зарождение культа Матери-Земли (25 тыс. лет), считают её возраст несколько меньшим. Как уже говорилось, внутри главных институтов находятся неглавные, которые называются также социальными практиками или обычаями
2.3. Функции и дисфункции социальных институтов
Функцию социального института можно
определить как совокупность решаемых
им задач, достигаемых целей, оказываемых
услуг. Первой и важнейшей функцией социальных
институтов является удовлетворение важнейших
жизненных потребностей общества, т.е.
того, без чего общество не может существовать
как таковое. Оно не может существовать,
если не будет постоянно пополняться новыми
поколениями людей, приобретать средства
проживания, жить в мире и порядке, добывать
новые знания и передавать их следующим
поколениям, заниматься решением духовных
вопросов. Не менее важной является функция
социализации людей, осуществляемая практически
всеми социальными институтами (усвоение
культурных норм и освоение социальных
ролей). Её можно назвать универсальной.
Наряду с универсальными существуют и
специфические функции, т.е. такие функции,
которые присущи одним и не присущи другим
институтам, например, воспроизводство
новых поколений (институт семьи), добывание
средств существования (производство),
наведение и поддержание порядка в обществе
(государство), открытие и передача новых
знаний (наука и образование), отправление
ритуалов (религия). Если институт вместо
пользы приносит обществу вред, то такое
действие называют дисфункцией. К примеру,
функция института образования – готовить
всесторонне развитых специалистов. Но
если он не справляется со своей задачей,
если образование поставлено из рук вон
плохо, то необходимых специалистов общество
не получит. Школы и вузы выпускают в жизнь
дилетантов. Функция превращается, таким
образом, в дисфункцию.
2.4. Институт как нормативная система
Вся совокупность социальных институтов образует некую целостность, которую
называют институциональной структурой общества. Нормативная система является не хаотичной суммой разрозненных элементов, а подвижной целостностью, все части которой связаны друг с другом и выполняют определенные функции позволяющие менять элементы в зависимости от изменившейся ситуации, перестраивать содержание оставшихся и вносить другие изменения, позволяющие сохранять устойчивость на протяжении столетий и тысячелетий. Усвоение культурных обычаев начинается с двухлетнего возраста и может продолжаться всю жизнь.
Нравы – это строго соблюдаемые и не нарушаемые обычаи. Нравы воспринимаются окружающими очень серьезно. Они сопровождаются оценкой правильности и неправильности. Поведение, нарушающее нравы, именуются аморальным, безнравственным и осуждается обществом.
Условности – этот термин употребляется в двух значениях. Будучи разновидностью нравов и обычаев, условности тоже возникли в далеком прошлом. Они не регулировались никакими административными постановлениями и не и не касались важных сфер человеческого поведения, в отличие от обычаев и нравов. Их сфера – область вежливого обхождения. Условности касаются манеры выражения, форм одежды, обстановки, украшений.
Этикет – кодекс вежливого поведения. который часто путают с манерами. Манеры выражают отношение или установку по отношению к другим людям. Можно хорошо знать книжный этикет и в тоже время иметь дурные манеры. Существуют хорошие и дурные манеры, но дурного этикета – нет.
Традиции – можно уподобить тенденциозно
изложенной истории. Писаные традиции
передают истинную историю в легендарном
виде. Таковы легенды, предания, сказания
и прочие. Когда говорят о каких-то национальных
традициях, например, о традиции гостеприимства
или о традиции демократичного общества,
то подразумевают целый ряд исторических
явлений, представляющихся типичными
и осознаваемых как общественная ценность.
2.5. Динамика социальных институтов
Под динамикой социальных институтов понимают три взаимосвязанных процесса:
а) жизненный цикл института от момента появления до его исчезновения;
б) функционирование зрелого института, т.е. выполнение явных и латентных
функций,
появление и продолжение