Социальные институты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 12:12, контрольная работа

Краткое описание

Социология изучает общество, социальные отношения, и социальные общности, их деятельность. Философия также изучает личность и социальные общности как объекты и субъекты деятельности, но делает это на высоком уровне обобщения. Социология осмысливает общество, общественную жизнь не как предельную общую абстрактность, а как реальность. Социология, как определенный тип знаний об обществе выходит из недр социальной философии, перенимает философскую культуру. Одновременно социология стремится к преодолению ограниченности, которую обнаруживает философия при анализе социальных явлений. Социология ставит целью помочь людям разобраться в сложных проблемах жизни.

Содержание

1 Введение.
2 Социальные институты.
2.1. Определение понятия социального института.
2.2. Типология социальных институтов.
2.3. Функции и дисфункции социальных институтов.
2.4. Институт как нормативная система.
2.5. Динамика социальных институтов.
Заключение.
Список литературы..

Вложенные файлы: 1 файл

Саня Социология.doc

— 67.00 Кб (Скачать файл)

в)     эволюция института – изменение  вида, формы и содержания в историческом

времени, возникновение новых и отмирание  старых функций.

В жизненном  цикле института как социальной организации выделяют несколько

стадий, которые качественно отличаются друг от друга.

1.     – зарождение организации.

2.     период эффективности, когда институт  достигает полной зрелости.

3.     период формализации (правила перестают  быть средством, регулирующим

деятельность, и становятся самоцелью).

4.     период дезорганизации, когда институт  прежнюю гибкость и

жизнеспособность. После этого институт  ликвидируется  или реорганизуется в

новый.

        Помимо жизненного цикла института и его исторической эволюции, в понятие «динамика институтов» необходимо включать взаимодействие институтов, принимающие самые разные формы, в том числе две основные - сотрудничество и конкуренцию. Если институт производства успешно справляется со своей функцией, экономика процветает, доходы населения растут, то из государственного бюджета больше, чем прежде, поступает средств на развитие других институтов: образования, науки, культуры, социальной помощи и др.

        Поскольку образование, культура и наука остаются самыми престижными и одновременно самыми бедными институтами общества, то представители других институтов борются между собой за право диктовать им свою волю. Политики, фонды, благотворительные организации, партии выступают в роли спонсоров, промышленные корпорации подбирают себе кадры чуть ли не со школьной скамьи, проводя рекламные кампании и организуя профессиональную ориентацию школьников и студентов. В итоге институт образования становится ареной состязаний между другими институтами общества.

        Институциональная конкуренция может существовать в рамках одной и той же сферы общества, между родственными институтами. Например, в культуре подчас идет непримиримая борьба. Институт телевидения отбирает аудиторию как минимум у трех институтов культуры – кино, театра и чтения. Телевидение, киностудия и театр представляют собой разновидность социальной организации, а чтение – социальной практики. У первых есть свои органы управления, статьи финансирования, кафедры и вузы, газеты и журналы, а чтение – это коллективная привычка образованных людей получать информацию, сопереживая событиям и анализируя информацию. Хотя они все разные, между ними могут существовать отношения не только взаимодополнения, но и взаимной конкуренции.

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      

Заключение 

        Социальный институт предстает перед нами гигантской социальной системой, существующий исторически длительное время, удовлетворяющий фундаментальные потребности общества, обладающей решительной силой и моральным авторитетом, охватывающей большую совокупность явлений, выраженных с помощью статусов и ролей, социальных норм и санкций, социальных организаций (предприятий, университетов, фирм, агенств и т.д.) которые, в свою очередь, имеют персонал, аппарат управления, особые процедуры приема, закрепления и увольнения, многочисленные механизмы социального контроля и т.п. Социальный институт – это приспособительное устройство общества, созданное для удовлетворения его важнейших потребностей и регулируемое сводом социальных норм.

        Развитие социальных институтов осуществляется путем возникновения новых социальных институтов и благодаря совершенствованию сложившихся институтов. Это означает, что система социальных институтов, существующих в обществе, постоянно находятся в изменении и самообновлении.

    

        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы 

1.     Социология. Учебное пособие. Под  ред. Г.В. Осипова, Л.Н. Москвичева  и

др. – М., 1996.

2.     Социология. Учебное пособие. Под  ред. проф. В.И. Добронькова. –  М., 1999.

3.     Добронькова В.И., Кравченко А.И. Социологические институты и процессы.

- М., 2000.


Информация о работе Социальные институты