Социальные институты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 10:24, курсовая работа

Краткое описание

Термин "социальный институт" употребляется в самых разнообразных значениях. Говорят об институте семьи, институте образования, здравоохранения, институте государства и т. д. Первое, чаще всего употребляемое значение термина "социальный институт", связано с характеристикой всякого рода упорядочения, формализмами и стандартизации общественных связей и отношений. А сам процесс упорядочения, формализации и стандартизации называется институционализацией.1

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 126.00 Кб (Скачать файл)

    Явные функции социальных институтов  носят преднамеренный характер  и осознаются людьми. Обычно они формально заявлены, записаны в уставах или декларированы, закреплены в системе статусов и ролей (например, принятие специальных законов или сводов правил: об образовании, здравоохранении, социальном обеспечении и т.д.), поэтому более подконтрольны обществу.

    Основной, общей функцией любого  социального института является  удовлетворение социальных потребностей, ради которых он был создан  и существует. Для осуществления  этой функции каждому институту  приходится выполнять ряд функций,  обеспечивающих совместную деятельность людей, стремящихся к удовлетворению потребностей. Это следующие функции; функция закрепления и воспроизводства общественных отношений; регулятивная функция; интегративная функция; транслирующая функция; коммуникативная функция.

    1. Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений — это система правил и норм поведения, закрепляющих, стандартизирующих поведение каждого члена института и делающих это поведение предсказуемым.

    2. Регулятивная функция — это  выработанный социальным институтом шаблон поведения, норм и контроля, регулирующий взаимоотношения между членами общества (т.е. социальный институт как элемент социального контроля).

    3. Интегративная функция — это  процессы сплочения, взаимозависимости  и взаимоответственности членов социальных групп, происходящие под воздействием институционализированных норм, правил, санкций и систем ролей.

    4. Транслирующая функция — это  передача социального опыта приходящим  в социальный институт новым  людям как за счет расширения социальных границ института, так и смены поколений, для этого в каждом институте предусмотрен механизм, позволяющий индивидам социализироваться к его ценностям, нормам и ролям.

    5. Коммуникативная функция —  это распространение произведенной  в институте информации как внутри института с целью управления и контроля за соблюдением норм, так и передача ее при взаимодействии с другими институтами.

    Если институт не может справиться  с выполнением своих явных  функций, то его непременно  ждут дезорганизация и изменения.

    Латентные (скрытые) функции, в  отличие от явных, не запланированы  заранее, носят непреднамеренный  характер и их последствия  осознаются не сразу и не  всегда (если даже осознаются  и признаются, то считаются побочным  продуктом), а порой и вовсе остаются неосознанными до конца.

    Очень часто на практике некоторые  институты продолжают существовать, хотя они не только не выполняют  своих функций, но и порой  даже препятствуют им. Это является  доказательством того, что у данного  института существуют скрытые функции, которые удовлетворяют потребности определенных социальных групп. Чаще всего подобное явление можно наблюдать среди политических институтов, у которых латентные функции развиты в очень большой степени.

    Хотя латентные функции очень трудно распознать, именно они представляют особый интерес для социолога. Р.Мертон подчеркивал, что, если социолог ограничивает себя изучением только явных функций, изучая проблему, достигнет та или иная организация или учреждение, созданные для определенных целей, свои цели, то он «превращается в искусного регистратора уже известных систем поведения. Его оценки и анализ ограничены вопросом, поставленным перед ним не теоретиком, человеком дела, например, получим ли мы такие-то и такие-то результаты от введения новой системы оплаты. Но вооруженный понятием скрытой функции социолог направляет свое исследование именно в ту область, которая является наиболее обещающей для теоретического развития социологии. Он рассматривает известный (или планируемый) вид социальной практики, чтобы установить его скрытые, неосознаваемые функции (конечно, так же, как и явные функции). Он рассматривает, скажем, отдаленные последствия новой зарплаты для профсоюза, в котором состоят рабочие, или же последствия некоторой пропагандистской кампании не только для реализации поставленной перед ней цели увеличения патриотического пыла, но и для ее влияния на свободу выражения мнений людьми в том случае, когда они расходятся с официальной политикой, и т.д. Короче, мы полагаем, что специфический интеллектуальный вклад социолога состоит прежде всего в изучении непреднамеренных последствий (к которым относятся скрытые функции) социальной практики, так же как и в изучении ожидаемых последствий (среди которых находятся явные функции). Есть основание полагать, что именно в том пункте, где исследовательское внимание социологов смещается с плоскости явных в плоскость скрытых функций, социологи вносят свой специфический и главный вклад в исследование общества».

    Р. Мертон считает, что «открытия  в области скрытых функций представляют собой больший прирост социологического знания, чем открытия в области явных функций». Очень часто изучение латентных функций приводит к парадоксальным выводам. Например, Т. Веблен, изучая латентные функции приобретения, накопления и потребления, в своей книге «Теория праздного класса» приходит к следующему парадоксу, люди покупают дорогие товары не потому, что дорогие товары превосходят по качеству другие, более дешевые товары, а именно потому, что они дороги и символизируют «финансовую силу», «высокий социальный статус», т.е. производство предметов потребления выполняет и латентную, скрытую функцию — удовлетворяет потребность людей в повышении собственного престижа. Он пишет: «Похвальным является потребление дорогостоящих товаров, а также товаров, которые содержат в себе ощутимый элемент стоимости сверх стоимости затрат, делающих товары пригодными для эффективного использования по очевидному физическому назначению. Признаки излишней дороговизны в товарах связываются, следовательно, с достоинством — они являются признаками того, что товары могут очень эффектно использоваться в косвенных, завистнических целях, которым должно служить потребление». Таким образом, демонстративное потребление «высших», а не «низших» товаров является подтверждением высокого социального статуса человека.

    Проведенный Т. Вебленом анализ потребления в настоящее время имеет повсеместное распространение в общественном сознании, а выявленные им латентные функции общеизвестны и признаны всеми. Вряд ли найдется человек, который не согласится с истинностью многих высказываний ученого. Например, разве не верно, что часто, «отождествляя в некоторой степени достоинство товара с ценой, мы начинаем остерегаться дешевых цен. Обычно со стороны потребителя проявляется закономерное старание купить требующиеся товары по как можно более благоприятной цене, но традиционное требование очевидной дорогостоимости как ручательства и составного компонента полезности товаров приводит потребителя к отказу как от низкосортных товаров, так и от тех товаров, которые не несут изрядной доли демонстративного расточительства».

    Изучение латентных функций социальных  институтов позволяет не только  создать достоверную картину  социальной жизни, но и дает  возможность осуществлять контроль за развитием социальных связей и социальных объектов, а также управлять протекающими в них процессами.

    Социальные институты, как отмечает  Я. Щепаньский, в общественной  жизни выполняют следующие функции  или задачи: 

- создают  возможность индивидам удовлетворить различные свои потребности; 

- регулируют  действие индивидов в рамках  социальных отношений, то есть  обеспечивают выполнение желаемых  действий и осуществляют наказание  за совершение нежелательных  действий; 

- определяют  и поддерживают общественный строй своей системой социальных регуляторов и осуществляют воспроизводство безличных общественных функций (то есть такие функции, которые выполняются всегда одним и тем же способом, независимо от личных черт и интересов человечества); 

- производят  интеграцию стремлений, действий и отношений индивидов и обеспечивают внутреннюю сплоченность общности.

    При рассмотрении функций, выполняемых  социальными институтами, не следует  забывать, что один институт может  (чаще всего так и бывает) выполнять  одновременно несколько функций; различные институты могут выполнять общие функции; у института на разных ступенях развития общества могут отпадать одни и возникать новые функции, или значение одной и той же функции может со временем или возрастать, или уменьшаться; один и тот же институт в разных общественно-экономических формациях может выполнять разные функции.

    Остановимся подробнее на функциях, выполняемых социальными институтами.  Для более наглядного примера  возьмем семью. Наиболее полная  классификация основных функций современной семьи разработана М. С. Мацковским, он выделяет — репродуктивную, воспитательную, хозяйственно-бытовую, экономическую, сферу первичного социального контроля, сферу духовного общения, социально-статусную, досуговую, эмоциональную и сексуальную функции.

    Функции семьи имеют общезначимые  последствия. Они характеризуют  роль семьи как социального  института среди других институтов  общества. Функции общества закрепляются  за специализированными по их  выполнению институтами, В связи  с этим каждый институт имеет как уникальные, присущие только для него функции, так и такие, которые сопровождают действие основных. Функции семьи нельзя делить на главные и второстепенные, так как все они главные. Можно просто выделить такие, благодаря которым семья отличается от других институтов. Это будут специфические и неспецифические функции.

    Специфические функции раскрывают сущность семьи, ее особенности как социального явления. Неспецифические функции — это функции, которые она выполняет только в каких-то определенных исторических условиях. Эволюция общества, изменения требований, предъявляемых к семье как социальному институту, изменяют как само содержание семьи, так и ее социальные функции. При всех изменениях общества неизменно остаются следующие специфические функции семьи — репродуктивная функция и функция социализации детей.

    Благодаря семье поддерживается  биологическая непрерывность общества. Происходит разрастание семьи  «изнутри» путем удовлетворения  сексуальных потребностей и родительских  стремлений. Социальная необходимость в семье как социальной форме организации рождения и социализации детей «всегда» остается, так как человечество всегда должно воспроизводиться. Специфично то, что реализация этих общественно- значимых функций осуществляется благодаря личной заинтересованности, потребности людей в семейном образе жизни и потребности в детях, при этом исключается всякое внешнее принуждение и давление. Формы социальной организации воспроизводства населения, основанные не на личных мотивах, а принуждении, уже не могут считаться семьей в привычном социокультурном смысле и соответствовать какому-то известному из истории типу семьи.

    Неспецифические функции семьи  отражают исторический характер  связи между семьей и обществом.  Их сравнение позволяет установить, какие изменения происходили  в семье на разных исторических  этапах. В настоящее время происходит  их модификация, они либо расширяются, либо сужаются, полностью осуществляются или частично, а порой полностью исчезают. Так, с начала XX века разные социальные институты стали совмещать и даже выполнять функции, которые раньше принадлежали только семье: школы и детсады — функции образования и воспитания; милиция и армия — функции защиты и охраны; сфера обслуживания — функции питания, одежды, досуга и т.д.

    Несмотря на то, что каждый  институт имеет четко специализированную  цель и выполняет характерные  для него функции, очень часто социальные институты выступают совместно, составляя как бы особую систему, для выполнения некоторых наиболее важных функций всего общества. Например, каждое общество испытывает потребность воспитывать и обучать детей, эту функцию выполняют сразу несколько социальных институтов — семья, школа, система образования, культурно-воспитательные учреждения и т.д.; в каждом обществе защита Отечества от внешних врагов является прямой и главной функцией армии, но в ее реализации принимают участие также государство в целом, органы разведки, внешней политики, экономические институты, различные политико-идеологические и культурно-просветительские учреждения.

    Совокупность таких социальных  функций образует общие социальные  функции социальных институтов, которые определяют вид данной социальной системы. Функции, выполняемые социальными институтами, очень многообразны. Рассмотрим одну наиболее полную и интересную классификацию социальных функций, данную представителями институциональной школы в социологии (С. Липсет, Д. Ландберг и др.).  

    Дисфункции социальных институтов. Важнейшей характеристикой деятельности  социальных институтов выступает  их постоянное взаимодействие  с социальной средой, в качестве  которой выступает общество. Нарушение  данного процесса порождает дисфункцию социальных институтов. Как уже отмечалось ранее, главной функцией социального института является удовлетворение той или иной общественной потребности. Но с течением времени протекающие в обществе процессы изменяют потребности как отдельных индивидов, так и целых социальных общностей, что в свою очередь меняет характер отношений социальных институтов с социальной средой. Некоторые потребности становятся менее значительными, а некоторые вообще исчезают, в результате этого институты, осуществлявшие данные потребности, перестают отвечать требованиям времени и их дальнейшее существование становится бессмысленным, а порой даже тормозящим общественную жизнь. В силу инерции социальных связей такие институты могут продолжать функционировать еще некоторый период времени как дань традиции, но чаще всего они довольно быстро прекращают свою деятельность.

    В период интенсивных социальных  перемен в обществе часто возникают  ситуации, когда изменившиеся общественные  потребности не могут найти  адекватного отражения в структуре и функциях уже существующих социальных институтов. Такое несоответствие может привести к дисфункции. Дисфункция может найти свое выражение как во внешней, формальной («материальной») структуре (например, недостаток материальных средств, недостаток подготовленных кадров и т.д.), так и во внутренней, содержательной деятельности (например, неясность целей деятельности института, неопределенность функций, падение социального престижа и авторитета института и т.д.).

Информация о работе Социальные институты