Социальные институты: сущность, проблемы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 17:05, реферат

Краткое описание

Основной целью социологии является «анализ структуры социальных отношений в том виде, в каком они складываются в ходе социального взаимодействия». Непосредственным помощником в изучении социального общества можно отнести такие дисциплины как:
- история - изучение влияния времени на общество,
- экономика - изучение влияния экономических отношений, в которые вступают люди внутри социальной группы (производство, обмен, реализация, потребление товара)
- политология – изучение влияния политической власти на людей и социальные группы,
- психология – изучение поведения человека в группе, обществе,
- религия - изучения влияния религиозной культуру на общество (влияние церкви, сект) и т.д.

Содержание

1. Введение.
2. Понятие социального института.
3. Эволюция социальных институтов.
4. Классификация и функции социальных институтов.
4.1 Типология социальных институтов.
4.2 Институционализация.
4.3 Функции социального института.
4.4 Дисфункции социального института.
5. Основные социальные институты.
5.1 Институт государства.
5.2 Институт образования.
5.3 Институт семьи.
5.4 Институт церкви.
Заключение.
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 41.09 Кб (Скачать файл)

РЕФЕРАТ

на тему

Социальные институты: сущность, проблемы развития.

 

г. Москва

2009г.

Содержание

 

1. Введение.

2. Понятие социального  института.

3. Эволюция социальных  институтов.

4. Классификация и функции  социальных институтов.

4.1 Типология социальных  институтов.

4.2 Институционализация.

4.3 Функции социального  института.

4.4 Дисфункции социального  института.

5. Основные социальные  институты.

5.1 Институт государства.

5.2 Институт образования.

5.3 Институт семьи.

5.4 Институт церкви.

Заключение.

Список литературы.

1. Введение

 

Социология - это наука  о закономерностях становления  и развития социальных систем, общностей, групп, личностей. Социология, как наука  появилась в 1989 году. Термин «социология» состоит из слов двух разных языков: латинского и греческого. В переводе с латинского «socium» – это общество, а с греческого «logos» – это  изучение. По представлениям О. Конта  социология должна была объединить все  понятия и знания об обществе в единый организм и дать ему научную основу. Т.е. объектом изучения социологии является специфика развития общества.

Основной целью социологии является «анализ структуры социальных отношений в том виде, в каком  они складываются в ходе социального  взаимодействия». Непосредственным помощником в изучении социального общества можно отнести такие дисциплины как:

- история - изучение влияния  времени на общество,

- экономика - изучение  влияния экономических отношений,  в которые вступают люди внутри  социальной группы (производство, обмен,  реализация, потребление товара)

- политология – изучение  влияния политической власти  на людей и социальные группы,

- психология – изучение  поведения человека в группе, обществе,

- религия - изучения влияния  религиозной культуру на общество (влияние церкви, сект) и т.д.

Кроме изучения общества как  единого организма, социология изучает  социальные отношения в этом обществе, а также социальные общности и  их деятельность. Т.е. изучает человеческое общество, в котором существуют определенные типы социальных отношений. Это отношения, которые обеспечивают общество наиболее важными потребностями, необходимые  для функционирования социальной группы как социальной единицы. Например, к  ним можно отнести:

- потребность в материальных  благах, что заставляет людей  закреплять и поддерживать производственные  отношения;

- потребность социализировать  подрастающее поколение и воспитывать  молодежь на образцах культуры  группы, что заставляет закреплять  и поддерживать семейные отношения  и отношения обучения молодых  людей.

- и т.д.

На основе таких отношений  появляются различные виды социальных связей в обществе (экономические, политические, культурные, религиозные и т.д.). Т.е. внутри социального общества устанавливаются  связи от семьи до системы религии  и государства. Такие связи еще  называют социальными институтами. Именно социальные институты поддерживают совместную кооперативную деятельность в организациях, определяют устойчивые образцы поведения, идеи и стимулы. Поэтому изучение социального института  и институциональных связей является одной из основных задач социологии.

2. Понятие социального  института

 

Главным объектом исследований в социологии является социальные институты. Само понятие «институт» в переводе с латинского - это установление, организация, учреждение. Это особая форма организации совместной деятельности общества людей, а так же определенные взаимоотношения между людьми.

Отсюда социальный институт представляет собой:

- ролевую систему, в  которую включаются также нормы  и статусы;

- совокупность обычаев,  традиций и правил поведения;

- формальную и неформальную  организацию;

- совокупность норм и  учреждений, регулирующих определенную  сферу общественных отношений;

- обособленный комплекс  социальных действий.

Отсюда сделаем вывод, что «Социальный институт» —  это устойчивые, организованные, общепризнанные формы взаимоотношений людей, устанавливаемые  для выполнения одной из функций  общества.

Устойчивые — значит существующие достаточно длительно в более или менее постоянной, стандартной форме.

Организованные — значит, существующие в виде определенной организации, устойчивой группы, оформленные, имеющие  границы.

Общепризнанные — значит принятые в согласии с большинством. Каждому институту соответствует свой набор правил поведения и ролей для выполнения соответствующей социальной функции.

В социальном обществе насчитывают  сотни институтов, но более всего  выделяют политический институт, экономический  институт, социально - культурный институт, институт религии, институт образования, а так же институт семьи. Примеры институтов: семья, образование, армия, милиция, здравоохранение, банки, право и т. д.

Приспосабливаясь к среде, общество создает свои социальные институты, на которые влияют непосредственно  историческое время, географическое местоположение, этнические и культурные отношения, религиозная и политическая власть и т.д. Поэтому институты разных обществ отличаются друг от друга  и отражают культурный облик характерный  для этого общества

Например, рассматривая институт брака у разных народов, он содержит своеобразные обряды и церемонии, опирается  на принятые в каждом обществе нормы  и правила поведения. В одних  странах институт брака допускает  многоженство, а в других странах  категорически запрещено. Так же со временем меняются и сами понятия  брака, как например: раньше было неприемлем брак без соответствующей его  регистрации, а в современном  обществе существует понятие гражданского брака, т.е. брака без регистрации.

Социальные институты  помогают решать жизненно важные проблемы большому количеству людей. А так  же институты одновременно выступают  и инструментами социального  контроля, т. к. благодаря своему нормативному характеру заставляют людей подчиняться  принятым нормам и соблюдать соответствующую  дисциплину. Поэтому институт понимается как совокупность норм и образцов поведения.

3. Эволюция социальных  институтов

 

Возникновение институтов произошло  в глубокой древности. Социальные институты, существующие в настоящее время, появились не сразу. Человечество училось  выживать и приспосабливаться к  жизни с помощью выработки  обычаев, традиций, устанавливающих  определенные нормы и правила поведения в обществе. Так, первый институт экономики – производство – по мнению социологов, возник около 2 млн. лет назад. Но тогда это были лишь отношения, возникшие в обществе в связи с появлением первого орудия труда, созданное человеком.

Институту семьи антропологи  отводят второе место и полагают, что нижняя граница проходит по отметке 500 тыс. лет. С тех пор семья  постоянно эволюционировала, принимая множество форм и разновидностей. Например:

- полигамия - многоженство

- полиандрия – редкая  форма полигамии - многомужие.

- моногамия - существование брачной пары - мужа и жены.

- экзогамия - запрет на  браки между мужчинами и женщинами  одной и той же общественной  группы, рода (между родственниками).

- эндогамия - брак между  мужчинами и женщинами одной  и той же общественной группы, рода (эндогамные группы – племя,  существовали в эпоху первобытнообщинного  строя).

- сожительство – незарегистрированный  брак. Часто называют такой брак  «гражданским». Это брак, где отношения  между партнерами не оформлены  в установленном законом порядке.

- нуклеарная семья - супружеская  пара с детьми, не состоящими  в браке.

- сложная семья (расширенная)  – совместное проживание нескольких  поколений родственников. Т.е.  различные родственники одного  или каждого из супругов (прапрародители, прародители, родители и т.д.). А также может включать в  себя несколько брачных пар,  члены которых связанны родственными  узами и ведением совместного  хозяйства.

- а так же существуют  эгалитарные, авторитарные, полные  и неполные семьи и другие.

Государство существует примерно столько же, сколько и образование, а именно 5-6 тыс. лет.

Религия в своих первобытных  формах (фетишизм, тотемизм, анимизм) появилось  примерно 30-40 тыс. лет назад, но некоторые  археологи, учитывая возраст древнейших настенных рисунков (15 тыс. лет) и  миниатюрных скульптур, отображающих зарождение культа Матери-Земли (25 тыс. лет), считают её возраст несколько  меньшим.

Как уже говорилось, внутри главных институтов находятся неглавные, которые называются также социальными  практиками или обычаями. У каждого  главного института существуют свои системы наработанных практик, методов, процедур. Например, экономические  институты не могут обойтись без  таких механизмов, как конвертация  валюты, защита частной собственности, профессиональный подбор, расстановка  и оценка труда работников, маркетинг, рынок и т.д. Также внутри института  семьи и брака, находятся и  институты материнства и отцовства, родовой мести, побратимства, наследования социального статуса родителей  и т.д. Скажем, обычай назначать свидание является элементом социальной практики ухаживания. В отличие от основного  института не основной институт выполняет  специализированную задачу, обслуживая конкретный обычай или удовлетворяя нефундаментальную потребность.

4. Классификация  и функции социальных институтов

 

4.1 Типология социальных  институтов

 

Все социальные институты  обычно подразделяют на главные и неглавные. Вторые скрываются внутри первых, представляя собой более мелкие образования. Помимо деления на главные и неглавные различаются институты по времени своего взаимодействия и продолжительностью существования (постоянно действующие и кратковременные), жесткостью применяемых санкций за нарушение правил, условиями существования, наличием или отсутствием формальных правил и процедур.

Различают пять фундаментальных  потребностей и пять основных социальных институтов:

1) потребности в воспроизводстве рода (институт семьи);

2) потребности в безопасности и порядке (государство);

3) потребности в добывании средств существования (производство);

4) потребности в передаче знаний, социализации подрастающего поколения (институты образования);

5) потребности в решении духовных проблем (институт религии).

Отсюда следует, что социальные институты классифицируются по следующим  сферам жизнедеятельности общества:

1) экономическая сфера - отношения в процессе материального производства (производство, распределение, потребление материальных благ, собственность, деньги, регулирование денежного обращения, организация и разделение труда). Институты, относящиеся к экономической сфере: заводы, фабрики, банки, рынки, фирмы. Т.е эти институты организуют хозяйственную деятельность; служат производству и распределению ценностей и услуг; складываются на материальном базисе общества.

2) политические - отношения между гражданским обществом и государством, между государством и политическими партиями. Институты, относящиеся к политической сфере: государство, парламент, правительство, судебная система, политические партии, армия, полиция. Т.е. эти институты регулируют использование ценностей и услуг и связаны с властью; основывающиеся главным образом на манипулировании элементами силы для установления, исполнения и поддержания этой власти.

3) институты родства (брак и семья) связаны с регулированием деторождения, отношений между супругами и детьми, социализацией молодежи. Т.е. семейный – институт регулирует половые отношения, рождение и социализацию детей.

4) Военный – институт, организующий законное наследие  и осуществляет защиту членов  общества от физической опасности.

5) институты образования и культуры Их задача состоит в укреплении, создании и развитии культуры общества, в передаче ее следующим поколениям. К ним относятся школы, институты, художественные учреждения, творческие союзы.

6)Социальная — отношения между различными социальными и возрастными группами; деятельность по обеспечению социальной гарантии. Институты, относящиеся к социальной сфере: коммунальные службы, образование, система здравоохранения, система социального обеспечения, предприятия связи, предприятия досуга.

7) религиозные институты организуют отношение человека к трансцендентным силам, т. е. к силам сверхчувствительным, действующим вне эмпирического контроля человека, и отношения к священным предметам и силам и возникающие в процессе создания духовных ценностей, коллективное почитание богов.

 

4.2 Институционализация

 

Первое, чаще всего употребляемое  значение термина «социальный институт»  связано с характеристикой всякого  рода упорядочения, формализации и  стандартизации общественных связей и  отношений. А сам процесс упорядочения, формализации и стандартизации называется институционализацией.

Институционализация — превращение  какого-либо явления или движения в организованное учреждение, упорядоченный  процесс с определённой структурой отношений, иерархией власти, дисциплиной, правилами поведения.

Классический институционализм зародился в начале ХХ века в США. Его основоположником считается Торстейн Веблен. Последователи институционализма стремились расширить рамки экономического анализа, привлекая подходы и методы смежных наук. Представителями институционализма были Торстейн Веблен, Джон Коммонс, Кларенс Эйрс, Митчелл, Уэлси Клэр, Джон Кеннет и другие. Они считали, что поведение экономического человека формируется главным образом в рамках и под воздействием социальных групп и коллективов. В работах институционалистов не встретишь увлечения сложными формулами, графиками. Их аргументы обычно основаны на опыте, логике, статистике. В центре внимания не анализ цен, спроса и предложения, а проблемы более широкого плана. Их волнуют не чисто экономические проблемы, но экономические проблемы во взаимосвязи с социальными, политическими, этическими и правовыми проблемами. Сосредоточив внимание на решении отдельных, как правило, значимых и актуальных задач, институционалисты не выработали общей методологии, не создали единой научной школы. В этом проявилась слабость институционального направления, его неготовность разработать и взять на вооружение общую, логически стройную теорию.

Информация о работе Социальные институты: сущность, проблемы развития