Социальные институты: сущность, проблемы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 17:05, реферат

Краткое описание

Основной целью социологии является «анализ структуры социальных отношений в том виде, в каком они складываются в ходе социального взаимодействия». Непосредственным помощником в изучении социального общества можно отнести такие дисциплины как:
- история - изучение влияния времени на общество,
- экономика - изучение влияния экономических отношений, в которые вступают люди внутри социальной группы (производство, обмен, реализация, потребление товара)
- политология – изучение влияния политической власти на людей и социальные группы,
- психология – изучение поведения человека в группе, обществе,
- религия - изучения влияния религиозной культуру на общество (влияние церкви, сект) и т.д.

Содержание

1. Введение.
2. Понятие социального института.
3. Эволюция социальных институтов.
4. Классификация и функции социальных институтов.
4.1 Типология социальных институтов.
4.2 Институционализация.
4.3 Функции социального института.
4.4 Дисфункции социального института.
5. Основные социальные институты.
5.1 Институт государства.
5.2 Институт образования.
5.3 Институт семьи.
5.4 Институт церкви.
Заключение.
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 41.09 Кб (Скачать файл)

Основа политики – власть, связанная с применением силы, принуждения по отношению ко всем членам общества, организациям, движениям.

В основе подчинения власти лежат:

1) традиции и обычаи (традиционное господство, например, власть рабовладельца над рабом);

2) преданность человеку, наделенному некой высшей властью (харизматическая власть лидеров, например, Моисей, Будда);

3) сознательная убежденность в правильности формальных правил и необходимости их выполнения (данный тип подчинения характерен для большинства современных государств).

Форма государства и его  органов определяются, как правило, национальными традициями управления и его развитием в русле  общих принципов демократии. По форме  современные государства делятся  на монархию (традиционную и конституционную) и республику (парламентскую или  президентскую). Н. Смелзер, так же приводит такие типы государств, как демократические  и недемократические (тоталитарные, авторитарные).

В демократических обществах все политические институты автономны (власть делится на независимые ветви – исполнительную, законодательную, судебную). Демократические государства ассоциируются с представительной демократией, когда народ на определенный срок передает власть своим представителям на выборах. Для этих государств, в основном западных, характерны следующие черты: индивидуализм, конституционная форма правления, общее согласие управляемыми, лояльная оппозиция.

Все политические институты  влияют на формирование и развитие государственных и властных структур.

В авторитарных и тоталитарных обществах естественные функции  политических институтов деформированы, политические партии и общественные организации в той или иной степени подчиняются правящей элите. В тоталитарных государствах руководители стремятся удержать власть, держа народ под полным контролем, используя для этого контроль над экономикой, СМИ, семьей и т.д. В авторитарных государствах примерно те же меры проводятся в более мягких формах, в условиях существования частного сектора и других партий.

Социополитическая подсистема общества представляет собой спектр различных векторов власти, управления, политической деятельности. В целостной  системе общества они находятся  в состоянии постоянной борьбы, но без победы какой-то одной линии. Переход границы меры в борьбе ведет к девиантным формам власти в обществе, т.е. ведет к отклонению от принятых норм власти.

 

5.2 Институт образования

 

Система образования относится  к числу важнейших социальных институтов. Она обеспечивает социализацию индивидов, посредством которой  они развивают качества, необходимые  для непременных жизненных процессов  и преобразований. Институт образования  имеет длительную историю от первичных  форм передачи знания от родителей  к детям. Через возникновение  первых школ до современных институтов. Образование служит развитию личности, способствует ее самореализации. А  также образование имеет решающее значение для самого общества, обеспечивая  выполнение важнейших задач практического  и символического характера. Система  образования вносит существенный вклад  в развитие общества и способствует формированию чувства общности исторической судьбы, принадлежность к данному  единому обществу.

Институт образования  представляет собой многоуровневую структуру (дошкольное, школьное среднее, среднее специальное, высшее образование, различные виды подготовки и переподготовки кадров). Питирим Сорокин отмечал, что образование (особенно высшее) является своеобразным каналом, с помощью  которого люди повышают свой социальный статус. В то же время образование  осуществляет социальный контроль поведения  и мировоззрения детей, подростков.

Главная функция системы  образования — накопление и передача теоретических знаний, практических навыков и опыта, социальных ценностей  новым поколениям. Но система образования  имеет и др. функции. Система образования  включает в себя следующие учреждения:

1) органы управления образованием и подведомственные им учреждения и организации;

2) сеть образовательных учреждений (школы, колледжи, гимназии, лицеи, университеты, академии и т. д.), включая институты повышения квалификации и переподготовки преподавателей;

3) творческие союзы, профессиональные ассоциации, научные и методические советы и иные объединения;

4) учреждения инфраструктуры образования и науки, проектные, производственные, клинические, медико-профилактические, фармакологические, культурно-просветительские предприятия, типографии и т. д.;

5) учебники и учебно-методические пособия для преподавателей и учащихся;

6) периодические издания, включая журналы и ежегодники, отражающие самые последние достижения научной мысли.

Чем больше развивается общество и получает более значительным объем  знаний, тем более усложняется  процесс образования. Для этого необходимо: провести специальную подготовку профессиональных учителей, носящую дифференцированный характер; улучшить систему образования, которая стала многоуровневой и разветвленной (начальное образование, полное и неполное среднее, высшее и разветвленная система дополнительного образования и повышения квалификации); способствовать появлению специализирующих школ, т.е. школ определенного направления и уклона в образовании (лицеи, гимназии, ПТУ, техникумы, колледжи).

Институт образования  включает в себя:

- определенную сферу деятельности  группы лиц, уполномоченных для  выполнения тех или иных управленческих  и других функций на основе  установленных прав и обязанностей,

- организационные нормы  и принципы отношений между  официальными лицами (ректор, проректор,  директор, завуч, преподаватель,  студент, школьник и т.д.),

- материальные средства (общественные  здания, оборудование и т.д.).

Например, структура высшей школы включает в себя работников Министерства образования, преподавательский  состав, администрацию, общественные организации  вузов, студентов и органы студенческого  самоуправления, располагает необходимыми материальными средствами (финансовое обеспечение, учебные здания, научно-лабораторные здания, библиотеки, оборудование и  т.д.).

Основная цель высшей школы  — удовлетворение общественной потребности  в подготовке специалистов высшей категории. Совокупность норм, регламентирующих взаимодействие людей по поводу обучения, свидетельствует о том, что образование  является социальным институтом.

Для современного общества проблемой  является качество обучения. Институт образования нуждается в изменении  самой концепции образования, ином выборе предметов, должна произойти  переориентация на потребности современного рынка труда. В настоящее время  идет медленное переосмысление основных целей образования, смена идеалов  от «человека образованного» к «человеку  культуры».

В сфере образования реформы  стартовали задолго до 1992г. Начало им положил в декабре 1989г. Всесоюзный съезд работников народного образования, где были определены основные принципы реформирования образования. Это демократизация, много вариантность образования, открытость инновациям, регионализация образовательных  систем, учет национальных особенностей в многонациональной стране, разнообразие и дифференциация образования, гуманизация  его содержания, непрерывность обучения, развивающий его характер и т.д.

Эти принципы были направлены на изменения задач и методов  обучения, но практически не касались организационно-экономического механизма средней и высшей школы. Для их реализации необходимо было расширить права, экономические возможности и хозяйственную самостоятельность образовательных учреждений и соответственно сузить права и возможности всех уровней управленческой надстройки над ними.

Нормативной базой преобразований в данной сфере на начальном этапе  стали Указ Президента РФ "О первоочередных мерах по развитию образования в  РСФСР" от 11 июля 1991 г. № 1 и закон "Об образовании" от 10 июля 1992г. (затем  его новая редакция от 13 января 1996г.).

После того как закон "Об образовании" разрешил создание негосударственных  образовательных учреждений, установил  порядок их лицензирования и государственной  аккредитации, они стали достаточно активно развиваться. Важно подчеркнуть, что в отличие от промышленности, строительства или торговли негосударственный  сектор в образовании возник не путем  приватизации государственных школ и вузов, а благодаря созданию новых - дополнивших, а не заместивших  государственные.

Гармоничная и сбалансированная система образования, обеспечивающая удовлетворение современных потребностей общества, является важнейшим условием сохранения и развития общества. Наука  наряду с образованием может рассматриваться  как общественный макроинститут.

Наука, как и система  образования, является центральным  социальным институтом во всех современных  обществах и представляет собой  самую сложную область интеллектуальной деятельности человека. Во все большей  и большей степени само существование  общества зависит от передового научного знания. От развития науки зависят  не только материальные условия существования  общества, но и представления его  членов о мире.

5.3 Институт семьи

 

Социология семьи как  специальная отрасль социологического знания берет свое начало в исследованиях  Рилза и Ле Пи. Они первые независимо друг от друга предприняли попытку  изучить влияние различных социальных факторов на институт семьи. С тех  пор институт семьи постоянно  находится в центре внимания у  социологов.

Семья и брак относятся  к явлениям, интерес к которым  всегда был устойчив и массовым.

Семья — самый древний, самый первый соц. институт и возник еще в условиях формирования общества. На первых этапах развития общества отношения  между женщиной и мужчиной, старшими и младшими поколениями регулировались племенными и родовыми традициями и  обычаями, которые базировались на религиозных и нравственных представлениях. С возникновением государства регулирование  семейных отношений приобрело правовой характер. Юридическое оформление брака  налагало определенные обязанности  не только на супругов, но и на государство, санкционировавшего их союз. Отныне социальный контроль осуществлялся не только со стороны общественного мнения, но и государства.

Как и все другие институты, семья представляет собой систему  принятых норм и процедур для осуществления  определенных функций общества. Например, семья обеспечивает воспитание и  развитие детей, а также удовлетворение других общественно значимых потребностей.

Когда мы говорим о семье, то представляем мужа, жену и детей. Такая форма организации семьи  называется нуклеарной. Помимо этой формы  существуют и другие формы семьи, например:

- полигамная - многоженство

- полиандрия – редкая  форма полигамии - многомужие.

- моногамная семья - существование  брачной пары - мужа и жены.

- экзогамия - запрет на  браки между мужчинами и женщинами  одной и той же общественной  группы, рода (между родственниками).

- эндогамна форма - брак  между мужчинами и женщинами  одной и той же общественной  группы, рода (эндогамные группы  – племя, существовали в эпоху  первобытнообщинного строя).

- сожительство – незарегистрированный  брак. Часто называют такой брак  «гражданским». Это брак, где отношения  между партнерами не оформлены  в установленном законом порядке.

- сложная семья (расширенная) – совместное проживание нескольких поколений родственников. Т.е. различные родственники одного или каждого из супругов (прапрародители, прародители, родители и т.д.). А также может включать в себя несколько брачных пар, члены которых связанны родственными узами и ведением совместного хозяйства.

- а так же существуют  эгалитарные, авторитарные, традиционные, полные и неполные семьи и  другие формы.

Семья, как социальный институт выполняет определенные общественные функции — репродуктивная, сексуального регулирования, социализация детей, содержание детей, эмоционального удовлетворения, статусная функция, защитная. А общество наделяет семью средствами, позволяющие  выполнять эти функции. На основе института брака позже институт развода.

Структуру семьи составляет совокупность отношений между ее членами, которая включает: структуру  родства, структуру власти и лидерства, структуру ролей, структуру коммуникаций.

С точки зрения функционирования семьи как системы в социологии рассматриваются проблемы:

- несоответствие функционирования  семьи общественным потребностям (низкая рождаемость, высокое  число разводов, низкий воспитательный  потенциал и т.д.);

-


Информация о работе Социальные институты: сущность, проблемы развития