Социальные институты и их роль в поддержании стабильности общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 13:09, реферат

Краткое описание

Социальная практика показывает, что для человеческого общества жизненно необходимо закрепить типы социальных отношений, сделать их обязательными для членов определенного общества или определенной социальной группы. Это прежде всего относится к тем социальным отношениям, вступая в которые, члены социальной группы обеспечивают удовлетворение наиболее важных потребностей, необходимых для успешного функционирования группы как целостной социальной единицы. Так, потребность в воспроизводстве материальных благ заставляет людей закреплять и поддерживать производственные отношения; потребность социализировать подрастающее поколение и воспитывать молодежь на образцах культуры группы заставляет закреплять и поддерживать семейные отношения, отношения обучения молодых людей.

Содержание

1. Введение ………………………………………………………………………………....3
2. Понятие «социальный институт» ……………………………………………………...4
3. Виды и функции социальных институтов …………………………………………… 5
4. Функции и дисфункции социальных институтов ……………………………………6
5. Семья как важнейший социальный институт ………………………………………...9
6. Образование как социальный институт ……………………………………………...10
7. Институт религии ……………………………………………………………………...10
8. Заключение …………………………………………………………………………… 11
9. Список литературы …………………………………………………………………… 12

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат мой.doc

— 86.00 Кб (Скачать файл)

Санкт-Петербургский  институт управления и права

 

факультет психологии

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по дисциплине:

 

"Социология"

 

реферат

 

Тема:

"Социальные институты и их роль в поддержании стабильности общества"

 

 

 

 

 

Выполнила:

студентка 1 курса

(ускоренное обучение)

заочной формы обучения

Шумихина О.А.

 

 

Преподаватель:

Ватолина Ю.В.

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2012

Оглавление:

 

  1. Введение ………………………………………………………………………………....3
  2. Понятие «социальный институт» ……………………………………………………...4
  3. Виды и функции социальных институтов …………………………………………… 5
  4. Функции и дисфункции социальных институтов ……………………………………6
  5. Семья как важнейший социальный институт ………………………………………...9
  6. Образование как социальный институт ……………………………………………...10
  7. Институт религии ……………………………………………………………………...10
  8. Заключение …………………………………………………………………………… 11
  9. Список литературы …………………………………………………………………… 12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Введение

 

Социальная практика показывает, что  для человеческого общества жизненно необходимо закрепить типы социальных отношений, сделать их обязательными для членов определенного общества или определенной социальной группы. Это прежде всего относится к тем социальным отношениям, вступая в которые, члены социальной группы обеспечивают удовлетворение наиболее важных потребностей, необходимых для успешного функционирования группы как целостной социальной единицы. Так, потребность в воспроизводстве материальных благ заставляет людей закреплять и поддерживать производственные отношения; потребность социализировать подрастающее поколение и воспитывать молодежь на образцах культуры группы заставляет закреплять и поддерживать семейные отношения, отношения обучения молодых людей. Практика закрепления отношений, направленных на удовлетворение насущных потребностей, заключается в создании жестко закрепленной системы ролей и статусов, предписывающих индивидам правила поведения в социальных отношениях, а также в определении системы санкций для того, чтобы добиться неукоснительного выполнения этих правил поведения.

Системы ролей, статусов и санкций создаются в виде социальных институтов, которые являются наиболее сложными и важными для общества видами социальных связей.     

Именно социальные институты выводят  нас на понимание сущности человеческого  общества, его составных элементов, признаков и стадий эволюции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Понятие «социальный институт»

 

Термин "институт" имеет множество значений. В европейские языки он пришел из латинского: institutum — установление, устройство. Со временем он приобрел два значения — узкое техническое (название специализированных научных и учебных заведений) и широкое социальное: совокупность норм права по определенному кругу общественных отношений, например, институт брака, институт наследования. Социологи, позаимствовавшие это понятие у правоведов, наделили его новым содержанием. Понятие «институт» сохранило смысловую окраску, однако приобрело более широкое толкование в плане обозначения некоторого особого типа устойчивой регламентации социальных связей и различных организационных форм социального регулирования поведения субъектов. В социологии имеется множество определений социального института. 

Одним из первых дал развернутое представление  о социальных институтах американский социолог и экономист Торстейн Веблен. Хотя его книга "Теория праздного класса" появилась в 1899 г., многие ее положения не устарели до сих пор. Эволюция общества — это процесс естественного отбора социальных институтов. По своей природе они представляют привычные способы реагирования на стимулы, которые создаются внешними изменениями.

Понятию «социальный институт»  в отечественной социологии отводится  значительное место. Социальный институт определяется как единый компонент  социальной структуры общества, интегрирующий  и координирующий множество индивидуальных действий людей, упорядочивающий социальные отношения в отдельных сферах общественной жизни. Под институтом, кроме того, подразумевают относительно стабильную совокупность символов, верований, ценностей, норм, ролей и статусов, которая управляет конкретной сферой социальной жизни: это семья, религия, образование, экономика, управление. Поскольку зарубежные, а вслед за ними и отечественные социологи придерживаются различных определений социального института, то они по-разному понимают его внутреннее строение, т.е. функционально взаимосвязанную систему опорных элементов. Несмотря на многообразие точек зрения, все они по существу верны, поскольку представляют разное видение одного и того же.

     Если суммировать  всё множество подходов разных  учёных к пониманию социальный институт, то он представляет собой: ролевую систему, в которую включены также нормы и статусы, совокупность обычаев, традиций и правил поведения, формальную и неформальную организацию, совокупность норм и учреждений, регулирующих определенную сферу общественных отношений, обособленный комплекс социальных действий.

 

  1. Виды и функции социальных институтов

 

Предназначение   социальных   институтов   состоит   в   том,    чтобы удовлетворять  важнейшие жизненные потребности  коллектива или общества как  единого  целого. Каждый наделен ими в избытке, к тому же у каждого индивидуальная комбинация потребностей. Но фундаментальных, важных для всех, не так уже и много. Известно пять таких основных потребностей, им  соответствуют  пять  основных социальных институтов:

      - потребность в воспроизводстве рода (институт семьи и брака);

      - потребность   в  безопасности   и   социальном   порядке   (институт государства и др.политики);

      - потребность   в  добывании  и  производстве  средств   существования

(экономические институты);

      -потребность  в передаче знаний, социализации  подрастающего поколения, подготовке кадров (институт образования);

      - потребности  в  решении  духовных  проблем,  смысла  жизни  (институт религии).

Таковы фундаментальные институты. Внутри них скрываются более мелкие образования. Их тоже называют институтами, но только неглавными, неосновными. Что они собой представляют? Дело в том, что у каждого главного института свои системы наработанных практик, методов, приемов, процедур. Так, экономические институты не могут обойтись без таких механизмов и практик, как конвертация валюты, защита частной собственности, профессиональный подбор, расстановка и оценка труда работников, маркетинг, рынок.

Социологи говорят об институтах целибата (безбрачия) в католичестве, крещения и исповеди в православии, инквизиции, монашества, епископата и т.д., относящихся к основному институту религии. Среди неглавных политических институтов мы обнаруживаем институты судебной экспертизы, судопроизводства, адвокатуры, присяжных, судебного контроля за арестами, судебной власти, президентства, королевской власти.

Внутри института семьи  и брака, а сюда же входит и система  родства, ученые находят институты  отцовства и материнства, родовой  мести, побратимства, наследования социального статуса родителей, имянаречения.

Сделаем вывод: внутри главных  институтов скрываются (наподобие матрешек) неглавные, или неосновные институты — это частные социальные практики либо обычаи.

Основные институты есть в каждом обществе — от самого примитивного до современного. Иначе это не общество. Мы уже говорили о том, что их предназначение — удовлетворение фундаментальных потребностей. Если происходит сбой в их функционировании — беда для всего общества.

 

  1. Функции и дисфункции социальных институтов

 

Функция (от лат.- исполнение, осуществление) – назначение или роль, которую выполняет определенный социальный институт или процесс по отношению к целому (например, функция государства, семьи и т.д. в обществе.)

        Функция  социального института – это та польза, которую он  приносит обществу,  т.е.  это  совокупность  решаемых   задач,   достигаемых   целей, оказываемых услуг. Если рассматривать деятельность любого социального института, можно считать, что его основной функцией является удовлетворение социальных потребностей. Действительно,  если  мы хотим понять, в чем суть функции того или иного института, мы  должны  прямо связать ее с удовлетворением потребностей. Одним  из  первых  указал  на  эту связь Э.Дюргейм: «Спрашивать, какова функция разделения  труда,  это  значит исследовать, какой потребностью она соответствует». Ни одно общество не сможет существовать, если не будет постоянно  пополнятся новыми поколениями людей,  добывать  средства  пропитания,  жить  в  мире  и порядке,  добывать  новые  знания  и  передавать  их  следующим  поколениям, заниматься решением духовных вопросов. Ради этого институт и существует, выполняя в отношении своих участников функции, обеспечивающие совместную деятельность людей. Это прежде всего:                                     

           Функция закрепления и воспроизводства  общественных отношений. Каждый  институт обладает системой правил  и норм поведения, закрепляющих  поведение своих членов и делающих  его предсказуемым. 

Регулятивная функция. Социальный институт обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки шаблонов поведения.

Интегративная функция. Включает в  себя процессы сплочения и взаимозависимости  членов социальных групп, происходящие под воздействием норм, правил, санкций и систем ролей. 

Транслирующая функция. Общество не могло бы развиваться, обладай  оно возможностью передавать социальный опыт. Каждый институт для своего нормального  функционирования нуждается в приходе  новых людей. Это может происходить как путем расширения социальных границ института, так и путем смены поколений. Потому, институты предусматривают механизм, позволяющий индивидам социализироваться к его ценностям, нормам и ролям.

Коммуникативная функция. Информация, произведенная в институте, должна распространяться как внутри института с целью управления и контроля за соблюдением норм, так и во взаимодействиях между институтами.

Наряду  с  универсальными  существуют  специфические  функции.  Это такие  функции, которые присущи одним институтам  и не  свойственны другим, например,  установление  порядка в обществе  (государство,   открытие   и передача новых знаний, наука и образование и др). Общество устроено так,  что ряд институтов  выполняют несколько функций одновременно и в то же  время на  выполнение  одной функции могут специализироваться  сразу   несколько   институтов.   К   примеру,   функцию воспитания или социализации детей выполняют такие институты,  как семья, церковь, школа, государство. В то  же  время институт  семьи  выполняет  не только  функцию  воспитания  и  социализации,  но  и  такие   функции,   как воспроизводство людей, удовлетворение в интимной близости и т.д. На заре своего возникновения  государство выполняет  узкий  круг задач, прежде всего связанных с налаживанием  и поддержанием  внутренней  и внешней безопасности. Однако  по  мере  усложнения  общества  усложнялось и государство.  Сегодня оно   не   только   защищает   границы,   борется   с преступностью,  но  также регулирует   экономику,   занимается   социальным обеспечением  и  помощью  малоимущим,   собирает   налоги   и   поддерживает здравоохранение, науку, школу и т.д. Церковь  создавалась  ради  решения   важных   мировоззренческих вопросов и установления высших нравственных нормативов.  Но со временем   она   стала   заниматься   также   образованием,    экономической деятельностью (монастырское  хозяйство),  сохранением  и  передачей  знаний, исследовательской   работой   (религиозные   школы,   гимназии    и    др.), попечительством. Если институт помимо пользы  приносит  обществу  вред,  то  такое действие называют  дисфункцией.   Об  институте  говорят,  что  он  обладает дисфункцией, когда некоторые из последствий  его  деятельности  препятствуют осуществлению другой социальной деятельности  или  другого  института.  Или, как определяет дисфункцию  один  из  социологических  словарей,  это  «любая социальная   деятельность,   вносящая   негативный   вклад   в   поддержание эффективной деятельности социальной системы».

К примеру, экономические  институты  по  мере  своего  развития  предъявляют более высокие требования  к  тем  социальным  функциям,  которые должны выполнять институт образования. Именно потребности экономики приводят в индустриальных обществах к  развитию массовой грамотности,  а затем  -  к необходимости подготовки  все  большего количества квалифицированных специалистов. Но если институт  образования  не справляется со своей задачей, если образование поставлено из рук вон  плохо, или готовит не тех специалистов, которых требует экономика, то  ни  развитых индивидов, ни первоклассных профессионалов  общества  не  получит.  Школы и вузы  выпустят  в жизнь,  дилетантов,   полузнаек,   а   значит, институты экономики окажутся  не  в состоянии  удовлетворить  потребности общества. Так функции превращаются в дисфункции, плюс – в минус. Поэтому деятельность  социального  института  считается функциональной, если она способствует сохранению стабильности и интересам общества. Она может расцениваться как дисфункциональная, если работает не на его сохранение, а на разрушение. Нарастание дисфункций в деятельности социальных институтов может вести к социальной дезорганизации общества.

Информация о работе Социальные институты и их роль в поддержании стабильности общества