Социальные институты и их роль в поддержании стабильности общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 13:09, реферат

Краткое описание

Социальная практика показывает, что для человеческого общества жизненно необходимо закрепить типы социальных отношений, сделать их обязательными для членов определенного общества или определенной социальной группы. Это прежде всего относится к тем социальным отношениям, вступая в которые, члены социальной группы обеспечивают удовлетворение наиболее важных потребностей, необходимых для успешного функционирования группы как целостной социальной единицы. Так, потребность в воспроизводстве материальных благ заставляет людей закреплять и поддерживать производственные отношения; потребность социализировать подрастающее поколение и воспитывать молодежь на образцах культуры группы заставляет закреплять и поддерживать семейные отношения, отношения обучения молодых людей.

Содержание

1. Введение ………………………………………………………………………………....3
2. Понятие «социальный институт» ……………………………………………………...4
3. Виды и функции социальных институтов …………………………………………… 5
4. Функции и дисфункции социальных институтов ……………………………………6
5. Семья как важнейший социальный институт ………………………………………...9
6. Образование как социальный институт ……………………………………………...10
7. Институт религии ……………………………………………………………………...10
8. Заключение …………………………………………………………………………… 11
9. Список литературы …………………………………………………………………… 12

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат мой.doc

— 86.00 Кб (Скачать файл)

Функции и дисфункции социальных институтов бывают  явными,  если  они отчетливо выражены, всеми сознаются  и  вполне  очевидны,  либо  латентными, если они скрыты и остаются неосознанными для участников социальной системы. Явные  функции  институтов   являются   ожидаемыми   и   необходимыми. Они формируются и декларируются в кодексах и закреплены  в  системе  статусов  и ролей. Латентные  функции  выступают  непреднамеренным   результатом   деятельности институтов или лиц, представляющих их. Демократическое государство, установившееся в России  в  начале  90-х  годов при  помощи  новых  институтов  власти  –   парламента,    правительства   и президента,  казалось  бы,  стремилось  улучшить  жизнь  народа,  создать  в обществе цивилизованные отношения и внушить  гражданам  уважение  к  закону. Таковы были явные, заявленные во все услышанные цели и задачи. Реально же  в стране выросла преступность, а уровень жизни упал. Таким оказались  побочные результаты усилий институтов власти. Явные функции свидетельствуют о том, чего  хотели  добиться  люди  в  рамках того или иного института, а латентное – о том, что из этого получилось. К явным функциям школы как института образования относятся приобретение грамотности и аттестата зрелости, подготовка к  вузу,  обучение профессиональным  ролям,  усвоение  базисных  ценностей   общества.   Но   у института школы есть также и  скрытые  функции:  приобретение  определенного социального статуса, который позволит  взобраться  выпускнику  на  ступеньку выше  неграмотного  сверстника,  завязывание  прочных   дружеских   школьных связей, поддержка выпускников в момент их вступления на рынок труда. Не говоря уже о целом ряде  таких латентных функций, как формирование взаимодействия классной  комнаты,  скрытого  учебного  плана и ученических субкультур. Явными, т.е. достаточно очевидными, функциями института высшего  образования можно считать подготовку молодежи к освоению различных специальных  ролей  и усвоение  господствующих  в  обществе  ценностных   стандартов,   морали   и идеологии, а неявными – закрепление социального неравенства  между  имеющими высшее образование и не имеющими такового.

 

  1. Семья как важнейший социальный институт

 

Классическим примером простого социального  института является институт семьи. А.Г.Харчев определяет семью как  основанное на браке и кровном  родстве объединение людей, связанное общностью быта и взаимной ответственностью. Первоначальную основу семейных отношений составляет брак. Брак - это исторически меняющаяся социальная форма отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родственные права и обязанности. Современный социолог Э. Гидденс дал боле широкое определение: семья—это ячейка общества, состоящая из людей, которые поддерживают друг друга социально, экономически или психологически либо идентифицируют друг друга как поддерживающую ячейку. Но семья, как правило, представляет более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она может объединять не только супругов, но и их детей, а также других родственников. Поэтому семью следует рассматривать не просто как брачную группу, но как социальный институт, то есть систему связей, взаимодействий и отношений индивидов, выполняющих функции воспроизводства человеческого рода и регулирующих все связи, взаимодействия и отношения на основе определенных ценностей и норм, подверженных обширному социальному контролю через систему позитивных и негативных санкций. Семьи различаются по составу, по типу наследования, месту проживания и по принципу распределения власти. Социальные взаимоотношения между мужчинами и женщинами в рамках семьи могут быть организованы по принципу супружеских или родственных связей.

 

 

 

 

  1. Образование как социальный институт

 

Обучение является фундаментальным процессом в нашей жизни. Оно позволяет индивиду адаптироваться к окружающей действительности, используя опыт предшествующих поколений. Социологи понимают под обучением относительно постоянное изменение в человеческом поведении или способностях, являющееся следствием опыта. Общество может брать на себя задачу передавать определенные взгляды, знания и навыки своим членам путем формального обучения — того, что социологи называют образованием.

 Образование — один из аспектов многостороннего процесса социализации, с помощью которого индивид приобретает модели поведения, необходимые ему для эффективного участия в жизни общества. Оно представляет собой процесс, в котором одни индивиды имеют статус учителя, а другие — ученика, исполняя соответствующие этим статусам роли. Образование представляет собой социальную подсистему, имеющую свою структуру Модель социальной структуры образования можно представить как состоящую из трех основных компонентов:

  - учащихся;

  - преподавателей;

  - организаторов и руководителей  образования.

 

  1. Институт религии

 

Религия является необходимым составным элементом общественной жизни, в том числе и духовной культуры общества. Религию можно охарактеризовать как сложное многоуровневое социальное образование, смысл существования которого определяются потребностью общества в священном. Как отмечает Эмиль Дюркгейм, в основе религии лежат верования и действия, связанные с явлениями духовными, священными, а не мирскими. Священное — это те аспекты социальной реальности, которые отделены от сферы обыденного и являются запретными. Мирское (профанное) — это те аспекты социальной реальности, которые носят обычный и повседневный характер.

Один и тот же объект или тип  поведения может быть профанным  или священным: все зависит от оценки людей. Поскольку священное  воспринимается с благоговением и трепетом, к нему можно приблизиться только через ритуал — социальное действие, предписанное правилами поведения в присутствии священного. В своем религиозном поведении люди формируют социальный мир значений и правил, которыми руководствуются в мыслях, чувствах и поступках точно так же, как и в других сферах жизни.

С точки зрения истории и социологии, религиозное сообщество связано  с миром сложными, неоднозначными отношениями. С одной стороны, религиозные  институты обычно функционируют в обществе как гармонизирующий, стабилизирующий фактор, способствующий сохранению сложившегося социального статус-кво и тем самым укрепляющий положение властных структур. Но с другой стороны, религия может выступать и дестабилизирующим фактором, поскольку в ней всегда присутствует высокий нравственный стандарт, сообщающий ей критический потенциал. На протяжении многих веков религия выступает составной частью системы отношений любого общества, являясь необходимым элементом общественной жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Заключение

 

На основе изученного материала  можно сделать следующие выводы. Социальные институты появляются в обществе как крупные непланируемые продукты социальной жизни. Это происходит тогда, когда люди в социальных группах пытаются реализовать свои потребности сообща и ищут для этого различные способы. В ходе общественной практики они находят некоторые приемлемые образцы, шаблоны поведения, которые постепенно через повторение и оценку превращают в стандартизированные обычаи и привычки. Спустя некоторое время эти шаблоны и образцы поведения поддерживаются общественным мнением, принимаются и узакониваются. На этой основе разрабатывается система санкций. Так, обычай назначать свидание, будучи элементом института ухаживания, развивался как средство выбора партнера. Банки - элемент института бизнеса развивались как потребность в накоплении, перемещении, займах и откладывании денег и в результате превратились в самостоятельный институт. Время от времени члены общества или социальной группы могут собирать, систематизировать и давать легальное подтверждение этим практическим навыкам и образцам, в результате чего институты изменяются и развиваются.

Исходя из этого, институционализация  представляет собой процесс определения  и закрепления социальных норм, правил, статусов и ролей, приведение их в систему, которая способна действовать в направлении удовлетворения некоторой общественной потребности. Институционализация - это замена спонтанного и экспериментального поведения на предсказуемое поведение, которое ожидается, моделируется, регулируется. Так, прединституциональная фаза общественного движения характерна спонтанными протестами и выступлениями, беспорядочным поведением. Появляются на короткий срок, а затем смещаются лидеры движения, их появление зависит в основном от энергичных призывов.

Каждый день возможна новая авантюра, каждое собрание характеризуется непредсказуемой  последовательностью эмоциональных  событий, в условиях которых человек  не может представить себе, что  он будет делать дальше.

При появлении институциональных моментов в общественном движении начинается формирование определенных правил и норм поведения, разделяемых большинством его последователей. Назначается место сбора или митинга, определяется четкий регламент выступлений; каждому участнику даются инструкции, как нужно себя вести в той или иной ситуации. Эти нормы и правила постепенно принимаются и становятся само собой разумеющимися. Одновременно начинает складываться система социальных статусов и ролей. Появляются устойчивые лидеры, которые оформляются официально, согласно принятому порядку (например, выбираются или назначаются). Кроме того, каждый участник движения обладает определенным статусом и выполняет соответствующую роль: он может быть членом организационного актива, находиться в составе групп поддержки лидера, быть агитатором или идеологом и т.д. Возбуждение постепенно ослабляется под воздействием определенных норм, и поведение каждого участника становится стандартизованным и предсказуемым. Появляются предпосылки для организованных совместных действий. В итоге общественное движение в большей или меньшей степени институционализируется.

Итак, институт - это своеобразная форма человеческой деятельности, основанной на четко разработанной идеологии, системе правил и норм, а также  развитом социальном контроле за их исполнением. Институциональная деятельность осуществляется людьми, организованными в группы или ассоциации, где проведено разделение на статусы и роли в соответствии с потребностями данной социальной группы или общества в целом. Институты, таким образом, поддерживают социальные структуры и порядок в обществе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

 

  1. Кравченко А.И. Социология: Учебник для студентов вузов. – М. «Академический Проект», 1999
  2. Волков Ю.Г. Социология. - М. «Гардарики», 2003
  3. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. - М. «Центр», 2001
  4. Добреньков В.И., Социология: Учебник для вузов. – М.: изд-во «Инфра-М», 2007
  5. Казарицева Н.В., Филатова О.Г., Хренов А.Е. Социология. Учебник для            вузов / под общей редакцией профессора Г.С. Батыгина.— М., 2000
  6. Энциклопедический социологический словарь / Под общ. Ред. Г.В. Осипова - М., 1995
  7. Харчев А.Г., Мацковский М. С. Современная семья и ее проблемы - М., 1999
  8. Воучел Э.Ф. Семья и родство //Американская социология. М., 1972
  9. Лейман И.И. Наука как социальный институт. Л., 1998



Информация о работе Социальные институты и их роль в поддержании стабильности общества