Социальные институты и их роль в обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 08:19, реферат

Краткое описание

Практика закрепления отношений, направленная на удовлетворение насущных потребностей, заключается в создании жестко закрепленной системы ролей и статусов, предписывающих индивидам правила поведения в социальных отношениях.
Системы ролей, статусов и санкций создаются в виде социальных институтов, которые являются наиболее важными для общества видами социальных связей. Именно социальные институты поддерживают совместную деятельность в организациях, определяют устойчивые образцы поведения, идеи и стимулы.

Содержание

Введение.
1. Концепции социальных институтов, их функции.
2. Институциализация – результат социальных отношений.
3. Институт семьи как один из важнейших социальных институтов общества.
Заключение.
Литература.

Вложенные файлы: 1 файл

Социальные институты и их роль в обществе.doc

— 121.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное Агентство по Образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Сибирский Государственный Аэрокосмический Университет

имени академика М.Ф. Решетнева

 

 

 

Кафедра: Финансы и кредит

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине: /Социология/

 

На тему: Социальные институты и их роль в обществе

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент

группы ФЗКУ – 73

Куприянова А.В.

Проверил:

 

 

 

 

 

 

 

Зеленогорск 2008

 

ПЛАН

Введение.

  1. Концепции социальных институтов, их функции.
  2. Институциализация – результат социальных отношений.
  3. Институт семьи как один из важнейших социальных институтов общества.

Заключение.

Литература.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Социальная практика показывает, что для человеческого общества жизненно необходимо закрепить некоторые типы социальных отношений, сделать их обязательными для членов определенного общества или определенной социальной группы. Это, прежде всего, относится к тем социальным отношениям, вступая в которые, члены социальной группы обеспечивают удовлетворение наиболее важных потребностей, необходимых для успешного функционирования группы как целостной социальной единицы. Так, потребность в воспроизводстве материальных благ заставляет людей закреплять и поддерживать производственные отношения; потребность социализировать подрастающее поколение и воспитывать молодежь на образцах культуры группы заставляет закреплять и поддерживать семейные отношения, отношения обучения молодых людей.

Практика закрепления отношений, направленная на удовлетворение насущных потребностей, заключается в создании жестко закрепленной системы ролей и статусов, предписывающих индивидам правила поведения в социальных отношениях.

Системы ролей, статусов и санкций создаются в виде социальных институтов, которые являются наиболее важными для общества видами социальных связей. Именно социальные институты поддерживают совместную деятельность в организациях, определяют устойчивые образцы поведения, идеи и стимулы.

Понятие «институт» – одно из центральных в социологии, поэтому изучение институциональных связей служит одной из основных научных задач, стоящих перед социологами.

1. Концепции социальных  институтов, их функции

В своей повседневной деятельности люди понимают под институтом разные социальные единицы. Это могут быть учебные или научные организации и учреждения. Среди социологов нет полного согласия в понимании этого термина. Некоторые ученые применяют его только к крупномасштабным организациям, таким как комитеты, используя для малых организаций термин «группа» или «ассоциация». Такое понимание позволяет различать понятия «институт», «группа» и «ассоциация» по признаку размера социального объекта.

На самом деле между понятиями «институт» и «группа» имеется существенное внутреннее различие. Если группа – это совокупность взаимодействующих индивидов, то институт является системой социальных связей и совокупностью социальных норм, существующих в определенной области человеческой деятельности, т. е. реализуемых на практике.

Если люди для реализации своих потребностей вступают в общественные отношения, то можно утверждать, что они заинтересованы, чтобы эти отношения были прочными и длительными, т. е. сохраняли целостность системы. Для обеспечения такой целостности, в которой заинтересована общность, люди, создают систему учреждений, закрепляющих нормативное регулирование отношений и контролирующих поведение своих членов.

Таким образом, социальные институты способствуют закреплению и воспроизводству тех или иных особо важных для общества социальных отношений:

В социологии имеются различные концепции социальных институтов. А. Миллер классифицирует понятие «социальный институт» по следующим основаниям:

  1. Социальный институт представляет собой группу лиц, выполняющих определенные, важные для общего дела социальные функции.
  2. Термин «институт» используется для обозначения конкретных организационных форм комплексов функций, выполняемых некоторыми членами группы от имени всей группы.
  3. Термин «институт» служит обозначением учреждений и средств деятельности, позволяющих индивидам выполнять общественные функции, имеющие целью удовлетворение потребностей или регулирование поведения членов общности (группы).
  4. Иногда термином «институт» именуют социальные роли, особенно важные для группы или общности (институт материнства).

Исходя из этого, социальному институту можно дать следующее определение. Социальный институт – это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, отвечающие основным потребностям общества.

При этом под общественными ценностями необходимо понимать идеи и цели, которых придерживается подавляющее большинство. А общественные процедуры – это образцы поведения в процессах. Например, институт семьи включает в себя совокупность общественных ценностей (любовь, отношение к детям, семейная жизнь); общественные процедуры (забота о воспитании детей, семейные правила и обязанности); переплетение ролей и статусов (статусы и роли мужа, жены, ребенка, подростка, тещи, братьев и т. д.), с помощью которых осуществляется семейная жизнь.

Любой социальный институт возникает и функционирует, выполняя ту или иную социальную потребность. Если такая потребность становится незначительной или совсем исчезает, то существование института оказывается бессмысленным, тормозящим общественную жизнь. Такой институт в силу инерции социальных связей некоторое время еще может функционировать как дань традиции, но в большинстве случаев его жизнь довольно быстро прекращается. Например, с распадом СССР и переходом к демократическим ценностям потребность в существовании комсомольской организации исчезла, поэтому комсомол прекратил свое существование как социальный институт и стал частью российской истории.

В то же время в обществе могут возникать новые социальные институты, отвечающие его потребностям. Например, в 90-х гг. XX в. появление в России такого социального института, как институт частной собственности.

Вместе с тем есть важные, наиболее необходимые институты, вызванные к жизни непреходящими потребностями. Социологи считают, что таких институтов в развитых обществах всего пять: институты семейные, политические, экономические, образовательные и религиозные. Кроме того, поскольку ценности и процедуры научной жизни стали очень важными и высоко стандартизированными, к важнейшим можно было бы причислить и институт науки.

Несмотря на то, что институты и социальные группы – различные научные понятия, они неотделимы друг от друга. Институт, будучи совокупностью взаимосвязей и систем поведения, определяется, в конечном счете, потребностями людей. Именно люди сами организуют себя в группы и ассоциации. Таким образом, в каждый институт входит много групп и ассоциаций, определяющих институциональное поведение. Например, институт образования реализуется через коллективы школ и других учебных заведений, т. е. через определенные социальные группы. Церковь считается институтом, а прихожане отдельной церкви – ассоциацией. Значит, институты и социальные группы, а также ассоциации взаимосвязаны, поэтому бессмысленно их изучать раздельно.

Интеграция индивидов в целостное социальное объединение – группу, общность или общество – предполагает не только заинтересованность людей в создании такого рода связей, но и наличие возможностей общения, т. е. языка, символов. Это способствует заключению союзов на базе общих интересов для реализации различных социальных потребностей людей. Таким же образом создаются институты брака и семьи, общественные объединения, политические партии, институты правопорядка.

Так как распад некоторых социальных институтов может угрожать самой жизни индивидов, то люди заинтересованы в стабильности заключенных ими союзов и эффективном функционировании институтов. Таким образом, социальные институты через распределение функциональных обязанностей между людьми, группами, общностями обеспечивают стабильность данной социальной системы, ее воспроизводство.

Социальные институты выполняют следующие важные функции в обществе:

  1. Интегративная функция, предполагающая процессы сплочения, взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп. Интеграция людей в институте сопровождается упорядочением системы взаимодействий, увеличением объема и чистоты контактов, что приводит к повышению устойчивости и целостности элементов социальной структуры.
  2. Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Каждый институт обладает системой правил и норм поведения, закрепляющих, стандартизирующих поведение своих членов и делающих это поведение предсказуемым. Соответствующий социальный контроль обеспечивает порядок и рамки, в которых должна протекать деятельность каждого члена института. Таким образом, институт обеспечивает устойчивость социальной структуры общества,
  3. Регулятивная функция состоит в том, что функционирование социальных институтов обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки шаблонов поведения. Каким бы видом деятельности ни занимался индивид, он всегда сталкивается с институтом, регламентирующим его поведение в этой области. Таким образом, с помощью институтов человек проявляет в социальной жизни предсказуемое и стандартизированное поведение. Он выполняет ролевые

требования и знает, чего ждать от окружающих его людей. Очевидно, что такое регулирование необходимо для совместной деятельности.

  1. Транслирующая функция. Общество не могло бы развиваться, если бы не было возможности передавать социальный опыт. Каждый институт для своего нормального функционирования нуждается в приходе новых людей. Это может происходить путем расширения границ института или благодаря смене поколений.
  2. Коммуникативная функция. Информация распространяется как внутри института с целью управления и контроля за соблюдением норм, так и между институтами.

Перечисленные пять функций являются явными, они ожидаемы и необходимы. Если институт не справляется с выполнением своих явных функций, его непременно ждут дезорганизация, различные изменения.

С развитием общества умножается, дифференцируется система социальных институтов. Институты семьи, образования, охраны здоровья, материального и духовного производства, досуга и отдыха обеспечивают потребности общества, его воспроизводство. Институты постоянно развиваются. Например, институт семьи прошел ряд этапов: групповой брак, полигамия, моногамия. В этом институте менялись роли мужа и жены, методы воспитания детей. Огромные изменения произошли также в экономическом и политическом институтах. Современный политический институт представлен системой демократии, включающей свободные выборы, права и свободы человека, защиту прав меньшинства и т. д.

Если социальные институты работают нормально, то они приносят огромную пользу обществу. Однако социальный институт может принести обществу и большой вред. В этом случае действия институтов называются дисфункцией. Так бывает, когда институты не справляются со своими задачами, не выполняют в полном объеме соответствующих функций. Например, нынешние российские правоохранительные органы не в состоянии должным образом защитить жизнь, достоинство и частную собственность россиян. Не в полной мере отвечает современным требованиям институт образования. Школы и вузы нередко выдают дипломы невеждам и дилетантам.

Кроме этих явных функций, у социального института имеются также скрытые функции, которые называются латентными. Они отличаются от дисфункций тем, что не наносят вреда и указывают на возможность получения от института гораздо большей пользы, чем об этом известно из официальных источников. Так, институт образования дает шанс не только получить знания и диплом, но также повысить свой социальный статус, завести друзей.

Динамика социальных институтов выражается также в трех взаимосвязанных процессах: в жизненном цикле института, т. е. от момента появления до исчезновения; в функционировании зрелого института; в эволюции института.

2. Институционализация – результат социальных отношений

Институциональное, или ролевое, поведение человека реализуется в системе социальных отношений. Польский социолог Ф. Знанецкий представляет общественные отношения как определенную устойчивую систему, охватывающую двух партнеров (будь то индивиды, группы, общности, общество), и связующее звено (интерес, ценность), которые становятся «платформой» объединения. Эта связь может основываться на обязанностях родителей обеспечить образование ребенку, приучение его

к выполнению определенного рода обязанностей по отношению к старшим. Иначе говоря, социальные отношения – это система нормированных взаимодействий между двумя и более партнерами на основе определенного интереса. Например, институты принуждения (суд, тюрьма) создаются в обществе для поддержания общественного порядка, наказания тех, кто не желает подчиняться нравственным и правовым нормам, посягает на общественные ценности.

Информация о работе Социальные институты и их роль в обществе