Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 08:19, реферат
Практика закрепления отношений, направленная на удовлетворение насущных потребностей, заключается в создании жестко закрепленной системы ролей и статусов, предписывающих индивидам правила поведения в социальных отношениях.
Системы ролей, статусов и санкций создаются в виде социальных институтов, которые являются наиболее важными для общества видами социальных связей. Именно социальные институты поддерживают совместную деятельность в организациях, определяют устойчивые образцы поведения, идеи и стимулы.
Введение.
1. Концепции социальных институтов, их функции.
2. Институциализация – результат социальных отношений.
3. Институт семьи как один из важнейших социальных институтов общества.
Заключение.
Литература.
Социальные отношения могут быть кратковременными и длительными, в этом случае они основываются на повторяемости поведения, соответствующего смыслу отношения.
Если партнеры социальных отношений вкладывают в поведение различный смысл, то такие отношения являются объективно односторонними для каждого из членов союза. Такая проблемная ситуация может иметь серьезные последствия и для партнеров, и для существующих социальных отношений. Например, вы считаете какого-либо человека своим другом и соответственно планируете свое поведение, тогда как ваш партнер считает вас просто знакомым или ненужным человеком для реализации своей цели.
Социальные отношения могут изменяться в связи с изменением ценности партнеров, их установок или распадаться из-за невыполнения одной из сторон принятых норм взаимодействий. Отсюда возникает сложность изучения социальных отношений внутри социальных групп, общностей, между обществами. Однако, изучая социальные отношения, нельзя ориентироваться только на то поведение, которое предусматривалось при заключении союза. Люди – не технические системы, поэтому их поведение относительно стабильно. Относительная стабильность их поведения связана с возрастными изменениями, изменением ценностных ориентации и даже с конкретной социальной ситуацией, в которой они оказались. Это означает, что в процессе любых социальных отношений могут возникать новые типы поведения.
Люди, вступая в социальные отношения, пытаются реализовать свои потребности сообща и ищут для этого различные способы. Они находят некоторые приемлемые образцы, шаблоны поведения, которые постепенно через повторение и оценку превращают в стандартизированные обычаи и привычки. Спустя некоторое время эти образцы поведения поддерживаются общественным мнением, принимаются и узакониваются.
Институционализация — это замена спонтанного и экспериментального поведения на предсказуемое поведение, которое ожидается, моделируется, регулируется.
Процесс институционализации, т. е. образования социального института, состоит из нескольких этапов:
Поэтому финалом процесса институционализации можно считать создание в соответствии с нормами и правилами четкой статусно-ролевой структуры, социально одобренной большинством участников этого социального процесса. Именно поэтому любознательность, желание узнать истину превращается в упорядоченные научные исследования.
В то же время далеко не все социальные роли внутри института могут быть институциональными. Например, «маленький мальчик» – это роль в семье, но она не институционализирована, а сын – это институционализированная роль. Поэтому институционализированная роль – наиболее постоянна, отступление от которой наиболее сурово наказывается. Очевидно, что роли сына и дочери в семье с их обязанностями по отношению к родителям и друг к другу должны в целом выполняться неукоснительно, отклонения сурово осуждаются.
Институциональные роли удивительно постоянны. Например, руководитель сопоставляет, как ловко и умело предупреждает его потребности секретарь на службе в отличие от жены дома. Недовольный муж разводится с женой и женится на своем секретаре, но тут же обнаруживает, что секретарь в роли жены начинает действовать так же, как его прежняя жена.
Конфликты, возникающие внутри институтов, конечно, могут приводить к столкновению личностей, но в подавляющем большинстве случаев происходит столкновение социальных ролей. Производитель и заказчик сталкиваются потому, что производитель должен наладить сбыт продукции целиком, в то время как заказчику необходимо проверить годность продукции и отбраковать ее. Это столкновение институциональных ролей.
Для выполнения своих функций социальный институт должен учитывать способности различных функционеров, формировать стандарты поведения, соблюдать верность основным принципам.
Можно выделить общие для всех институтов признаки. Некоторые институты могут не обладать полным набором признаков. Это будет означать, что институт либо еще полностью не развился, либо находится в упадке.
Не существует такого социального института, который действовал бы в изоляции от других социальных институтов. Религия, правительство, образование, производство, семья – все эти институты находятся во множественном взаимодействии. Анализ многочисленных взаимосвязей институтов может объяснить, почему институты редко бывают способны полностью контролировать поведение их членов. Например, школы могут применять стандартные учебные планы для всех учащихся, но реакция на них учащихся зависит от многих факторов, лежащих вне контроля преподавателя.
Многие институциональные роли начинают конфликтовать из-за принадлежности личности к нескольким институтам. Например, конфликт, существующий между ориентациями на карьеру и на семью. Облик институтов постоянно адаптируется к изменениям в обществе. Изменения в одном институте, как правило, приводят к изменениям в других. После изменения семейных обычаев, традиций и правил поведения создается новая система социального обеспечения таких изменений с участием многих институтов. Нет институтов, которые бы трансформировались без изменения в другие институты или существовали бы отдельно от них.
3. Институт семьи как один из важнейших социальных институтов общества
Особое внимание среди социальных институтов уделяется институту семьи. Достаточно трудно определить категории брака и семьи, так как на их понимании и трактовке сказываются традиции обыденного сознания, не всегда совпадающие с научными. Кроме того, и брак и семья изучаются не только социологией, но и рядом других наук, отсюда появляется множество подходов к их определению.
В работах Маркса и Энгельса под семьей понимается общественный механизм воспроизводства человека, отношения между мужем и женой, родителями и детьми, узаконенные обществом. В российской социологии семья – это отношение, через которое и благодаря которому осуществляется воспроизводство человека, общественный механизм этого воспроизводства.
В большинстве примитивных обществ семья – это единственный реально функционирующий институт. Например, среди современных племен Центральной Африки, многих народов Севера мы не увидим даже намека на другие формы социальных институтов. Там нет правителей разного уровня, формальных законов, нет специализированных профессий. Все вопросы распределения власти, продуктов и других ценных ресурсов решаются в рамках отдельных семей или в крайнем случае на советах нескольких семей. Семья здесь является единственным и достаточным институтом распределения экономических продуктов для примитивных охотников и земледельцев. При переходе к более сложным культурам все большее значение начинают приобретать другие институты.
Как и все институты общества, семья представляет собой систему принятых норм и процедур для осуществления определенных важных для общества функций. Здесь она понимается как группа связанных отношениями брака или родства людей, которая обеспечивает воспитание детей и удовлетворяет другие общественно значимые потребности.
По форме организации семья может быть супружеской или родственной. Супружеская семья – это пара людей, связанных брачными отношениями. Родственная семья основывается не только на супружеских отношениях двух людей, но и на кровном родстве. Эта семья представляет собой клан родственников вместе с их супругами и детьми. Значение этих двух форм семей для общества неодинаково. В большинстве родственных семей женатый мужчина или замужняя женщина остаются привязанными к родительской семье и наполовину входят в семью жены или мужа. Человек в основном связан обязательствами и ответственностью с той семьей, в которой он родился. Например, женщина может не зависеть от своего мужа, но полностью быть в зависимости от своих братьев и сестер в деле защиты и воспитания детей.
В таких семьях ответственность и забота распределяются среди достаточно большого числа членов семьи. Такая семья хорошо защищает ребенка от любых жизненных невзгод, например развод родителей или смерть одного из них.
Однако родственная семья не всегда возможна, например в связи с удаленностью супружеской семьи от своих родителей. Современное общество характерно ослаблением многих родственных связей и преобладанием супружеской семьи.
Почти во всех обществах начальная стадия возникновения супружеской пары связана с помехами, различными испытаниями. Брак можно определить как социально одобренные образцы поведения, с помощью которых двое или более людей составляют семью. В нашем обществе рассматривают начальную стадию создания супружеской пары как романтическое приключение, увлечение, симпатии, через которые люди приходят к любви. В то же время в современной Японии девушка считает странным выходить замуж за человека, не выбранного ее родителями. Однако ни те ни другие молодые люди не чувствуют себя нуждающимися в жалости.
Рассматривая брак, целесообразно выделить такие понятия, как «экзогамия» и «эндогамия». Экзогамия – это ограничение в выборе партнера в браке, когда член группы должен выбирать партнера вне этой группы. Обычно такое ограничение применяется для избежания кровосмесительных связей.
Эндогамия – это ограничение в выборе партнера в браке, когда член группы обязан выбирать партнера только внутри своей группы. В современных обществах широко распространена этническая эндогамия, когда нежелательными являются смешанные браки.
Если говорить о видах форм супружества, то моногамия характерна для россиян, англичан, французов. Моногамия – это брак одного мужчины с одной женщиной. Истории известна такая форма брака, как полигамия, т. е. формы брака, при которых существует более одного партнера в супружестве. Возможны три формы полигамии. Первая – групповой брак, при котором несколько мужчин и несколько женщин находятся одновременно между собой в брачных отношениях. Вторая – полиандрия, когда одна женщина имеет несколько мужей. Третья – полигиния, т. е. многоженство.
Каковы же функции семьи? Можно выделить семь основных функций:
Успешное выполнение семьей ее функций во многом зависит от того, насколько добросовестно каждый член семьи выполняет свою социальную роль и насколько его поведение соответствует ожиданиям членов семьи по отношению друг к другу. Когда мы представляем семью, то, как правило, имеем в виду мужа и жену, которые должны иметь разные, частично совместимые и частично дополняющие обязанности и права. Однако в реальности дело обстоит сложнее. Можно утверждать, что и в обществе, и в семье женщина до сих пор подвергается дискриминации. Часто этому способствуют сами женщины, предъявляющие требования к дочерям, чтобы они помогали по дому, тогда как сыновья ведут праздный образ жизни.
В табл. 1 отражены наиболее важные аспекты ролевой дифференциации1.
Таблица 1
Аспекты ролевой дифференциации семьи
1. Распределение работ по дому |
а) по принципу пола, б) нейтральное |
2. Принятие решений по семейным вопросам |
а) автократическое, б) демократическое |
3. Распределение власти |
а) иерархическое, б) сбалансированное ролевое |
4. Координация ролей |
а) специализированная (однозначно выполняемые роли), б) совместное (кооперативное) выполнение хозяйственно-бытовой роли |
В данной таблице крайний «идеальный тип» традиционной семьи можно охарактеризовать следующим образом: 1а – 2а – За – 4а, т. е. сильная связь по признаку пола в домашней работе, авторитарное принятие решений, строгое иерархическое распределение власти, специализированное выполнение ролей. Крайний «идеальный тип» современной демократической семьи выглядит следующим образом: 1б – 2б – 3б – 4б, т. е. нейтральное распределение работ по дому, совместное принятие решений, сбалансированное распределение власти, кооперативное взаимодействие между членами семьи.
В 1995 г. был проведен анализ общественного мнения канадцев и россиян. Исследователей интересовал вопрос семьи и распределения в ней обязанностей.
Разделение домашнего труда между женщинами и мужчинами в России и Канаде выглядит следующим образом (табл. 2)2.
Таблица 2
Распределение домашней работы между мужчинами и женщинами, %
Страна |
Россия |
Канада | ||||||||||
Вид домашней работы |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Стирка белья |
46,4 |
17,9 |
3,9 |
0,3 |
0,2 |
0,90 |
20,1 |
15,2 |
29,9 |
12,1 |
– |
0,3 |
Небольшой ремонт |
0,3 |
0,2 |
0,6 |
31,0 |
32,4 |
5,2 |
0,4 |
0,3 |
27,1 |
21,2 |
20 |
15,3 |
Забота о больных |
10,7 |
15,3 |
38 |
0,8 |
0,2 |
1,6 |
11,8 |
15,8 |
43,5 |
10,1 |
0,5 |
25,1 |
Покупка продуктов |
18 |
23,5 |
21,4 |
3,2 |
0,2 |
2,0 |
14,3 |
18,1 |
35,1 |
4,2 |
5,1 |
4,0 |
Приготовление обеда |
23,1 |
28,9 |
13,9 |
1,3 |
0,4 |
1,4 |
19,3 |
20,1 |
30,3 |
8,3 |
4,3 |
3,2 |
Информация о работе Социальные институты и их роль в обществе