Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 14:46, контрольная работа
В данной контрольной работе будет рассмотрено, в чем же заключается сущность конфликта, основные его характеристики. Второй вопрос работы посвящен описанию способов решения конфликтов, так как мало просто знать, что такое конфликт, намного важнее умение разрешать его. В третьем вопросе будет выполнено практическое задание, заключающееся в объяснении высказывания социолога Р. Дарендорфу.
Введение…………………………………………………………………………...3
1 Сущность и характеристики конфликтов………………………………….....4
2. Способы разрешения социальных конфликтов……………………………..14
3. Практическое задание……………………………………………………….. 20
4. Заключение…………………………………………………………………….21
5. Список используемой литературы……………………………………...……22
Федеральное
государственное
высшего профессионального образования
«Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»
(Финуниверситет)
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Социология»
на тему: «Социальные конфликты»
Содержание:
Введение…………………………………………………………
1 Сущность и характеристики конфликтов………………………………….....4
2. Способы разрешения социальных конфликтов……………………………..14
3. Практическое задание………………………………………………………..
20
4. Заключение……………………………………………………
5. Список используемой литературы……………………………………...……
Введение.
Воспоминания о конфликтах, как правило, вызывают неприятные ассоциации: угрозы, враждебность, непонимание, попытки, порой безнадежные, доказать свою правоту, обиды... В результате сложилось мнение, что конфликт - всегда явление негативное, нежелательное для каждого из нас, а в особенности для руководителей, менеджеров, так как им приходится сталкиваться с конфликтами чаще других. Конфликты рассматриваются как нечто такое, чего по возможности следует избегать.
Представители ранних школ управления, в том числе сторонники школы человеческих отношений, считали, что конфликт - это признак неэффективной деятельности организации и плохого управления. В наше время теоретики и практики управления все чаще склоняются к той точке зрения, что некоторые конфликты даже в самой эффективной организации при самых лучших взаимоотношениях не только возможны, но и желательны. Надо только управлять конфликтом. Роль конфликтов и их регулирования в современном обществе столь велика, что во второй половине XX в. выделилась специальная область знания – конфликтология. Большой вклад в ее развитие внесли социология, философия, политология и, конечно, психология.
В данной контрольной работе будет рассмотрено, в чем же заключается сущность конфликта, основные его характеристики. Второй вопрос работы посвящен описанию способов решения конфликтов, так как мало просто знать, что такое конфликт, намного важнее умение разрешать его. В третьем вопросе будет выполнено практическое задание, заключающееся в объяснении высказывания социолога Р. Дарендорфу.
1.Сущность и характеристики конфликтов.
Конфликт (лат. conflictus - столкновение) - столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. Конфликты могут быть скрытыми или явными, но в основе их всегда лежит отсутствие согласия. Поэтому определим конфликт как отсутствие согласия между двумя или более сторонами - лицами или группами.
Главную роль в возникновении конфликтов играют так называемые конфликтогены- слова, действия (или бездействия), способствующие возникновению и развитию конфликта, то есть - приводящие к конфликту непосредственно.
Однако сам по себе "одиночный" конфликтоген не способен, как правило, привести к конфликту. Должна возникнуть "цепочка конфликтогенов" – их, так называемая, эскалация. Эскалация конфликтогенов - на конфликтоген в наш адрес мы стараемся ответить более сильным конфликтогеном, часто максимально сильным среди всех возможных. Безусловно, требованиям высокой морали отвечает умение сдержаться, а еще лучше - простить обиду. Однако... число желающих "подставить другую щеку" не множится.
Выделяют три основных типа конфликтогенов: стремление к превосходству; проявления агрессивности; проявления эгоизма.
Как избежать конфликтогенов в процессе общения и взаимодействия с другими людьми?
Необходимо твердо помнить, что всякое наше неосторожное высказывание в силу эскалации конфликтогенов может привести к конфликту. Необходимо проявлять эмпатию к собеседнику (представьте, как отзовутся в его душе ваши слова, действия). Отсутствие согласия обусловлено наличием разнообразных мнений, взглядов, идей, интересов, точек зрения и т. д. Однако оно, как уже отмечалось, не всегда выражается в форме явного столкновения, конфликта. Это происходит только тогда, когда существующие противоречия, разногласия нарушают нормальное взаимодействие людей, препятствуют достижению поставленных целей. В этом случае люди просто бывают вынуждены каким-либо образом преодолеть разногласия и вступают в открытое конфликтное взаимодействие. В процессе конфликтного взаимодействия его участники получают возможность выражать различные мнения, выявлять больше альтернатив при принятии решения, и именно в этом заключается важный позитивный смысл конфликта. Сказанное, конечно, не означает, что конфликт всегда носит положительный характер.
Если конфликты способствуют принятию обоснованных решений и развитию взаимоотношений, то их называют функциональными (конструктивными). Конфликты, препятствующие эффективному взаимодействию и принятию решений, называют дисфункциональными (деструктивными). Так что нужно не раз и навсегда уничтожить все условия для возникновения конфликтов, а научиться правильно ими управлять. Для этого надо уметь анализировать конфликты, понимать их причины и возможные последствия.
В соответствии с классификацией Л. Коузера [393] конфликты могут быть реалистическими (предметными) или нереалистическими (беспредметными).
Реалистические конфликты
вызваны неудовлетворением опре
Нереалистические конфликты имеют своей целью открытое выражение накопившихся отрицательных эмоций, обид, враждебности, то есть острое конфликтное взаимодействие становится здесь не средством достижения конкретного результата, а самоцелью.
Начавшись как реалистический, конфликт может превратиться в нереалистический, например, если предмет конфликта чрезвычайно значим для участников, а они не могут найти приемлемое решение, справиться с ситуацией. Это повышает эмоциональную напряженность и требует освобождения от накопившихся отрицательных эмоций.
Нереалистические конфликты всегда дисфункциональны. Их гораздо сложнее урегулировать, направить по конструктивному руслу. Надежный способ профилактики подобных конфликтов в организации – создание благоприятной психологической атмосферы, повышение психологической культуры руководителей и подчиненных, овладение приемами саморегуляции эмоциональных состояний в общении.
Существуют 2 основных типа конфликтов – внутриличностный и межличностный. Необходимо четко различать, что конфликт у человека может быть, если не с самим собой, то с окружающими - и здесь, как говорится, третьего не дано.
Внутриличностный конфликт
- состояние неудовлетворенности
человека какими-либо обстоятельствами
его жизни, связанное с наличием
у него противоречащих друг другу
интересов, стремлений, потребностей,
порождающих аффекты и стрессы. Здесь
участниками конфликта являются не люди,
а различные психологические факторы
внутреннего мира личности, часто кажущиеся
или являющиеся несовместимыми: потребности,
мотивы, ценности, чувства и т. п. "Две
души живут в моей груди..." - писал Гете.
И этот конфликт может быть функциональным
или дисфункциональным в зависимости
от того, как и какое решение примет человек
и примет ли его вообще. Буриданов осел,
например, так и не смог выбрать одну из
двух совершенно одинаковых охапок сена,
чем обрек себя на голодную смерть. Порой
в жизни, не решаясь сделать выбор, не умея
решать внутриличностные конфликты, мы
уподобляемся Буриданову ослу.
Межличностный
конфликт – трудноразрешимое противоречие,
возникающее между людьми и вызванное
несовместимостью их взглядов, интересов,
целей, потребностей. В организациях данный
тип конфликта проявляется по-разному.
Многие руководители считают, что единственной
его причиной является несходство характеров.
Действительно, встречаются люди, которым
из-за различий в характерах, взглядах,
манере поведения очень непросто ладить
друг с другом. Однако более глубокий анализ
показывает, что в основе таких конфликтов,
как правило, лежат объективные причины.
Чаще всего - это борьба за ограниченные
ресурсы: материальные средства, производственные
площади, время использования оборудования,
рабочую силу и т. д. Каждый считает, что
в ресурсах нуждается именно он, а не другой.
Конфликты возникают между руководителем
и подчиненным, например, когда подчиненный
убежден, что руководитель предъявляет
к нему непомерные требования, а руководитель
считает, что подчиненный не желает работать
в полную силу. Для того чтобы понять сущность
конфликта, а затем и эффективно разрешить
его, необходимо в первую очередь установить
причины конфликта. Сложность здесь заключается
в том, что истинные причины нередко маскируются,
ибо могут охарактеризовать инициатора
конфликта не с лучшей стороны. Кроме того,
затянувшийся конфликт (не являющийся
к тому же конструктивным) втягивает в
свою орбиту все новых и новых участников,
расширяя и список противоречивых интересов,
что объективно затрудняет нахождение
основных причин.
Опыт разрешения конфликтов показывает,
что большую помощь в этом оказывает владение
формулами конфликта. Еще Будда сказал:
"Истинная победа та, когда никто не
чувствует себя побежденным" [360, с. 28].
Характеристики конфликтов.
Всем конфликтам присущи
четыре основных параметра: причины
конфликта, острота конфликта, длительность
конфликта и последствия
Причины конфликта. Определение характера конфликта и последующий анализ его причин имеет важное значение в изучении конфликтных взаимодействий, так как причина является тем пунктом, вокруг которого разворачивается конфликтная ситуация. Ранняя диагностика конфликта в первую очередь направлена на отыскание его реальной причины, что позволяет осуществлять социальный контроль за поведением социальных групп на предконфликтной стадии.
Анализ причин социального конфликта целесообразно начинать с их типологии.
Можно выделить следующие типы причин.
1.Наличие противоположных ориентаций. У каждого индивида и социальной группы имеется определенный набор ценностных ориентации относительно наиболее значимых сторон социальной жизни. Все они различаются и обычно противоположны. В момент стремления к удовлетворению потребностей, при наличии блокируемых целей, достичь которых пытаются несколько индивидов или групп, противоположные ценностные ориентации приходят в соприкосновение и могут стать причиной возникновения конфликта. Например, мы часто сталкиваемся с разным отношением к собственности у нескольких групп населения (одни группы считают, что собственность должна быть коллективной, другие предпочитают частную собственность, третьи стремятся к кооперативной). При наличии определенных условий (о которых мы скажем несколько позже) сторонники разных форм собственности могут вступить в конфликт между собой.
2. Идеологические причины. Конфликты, возникающие на почве идеологических разногласий, являются частным случаем конфликта противоположности ориентации. Разница между ними состоит в том, что идеологическая причина конфликта заключается в разном отношении к системе идей, которые оправдывают и узаконивают отношения субординации, доминирования и основополагающие мировоззрения у различных групп общества. В данном случае элементы веры, религиозные, социально-политические устремления становятся катализатором противоречий.
3.Причины конфликта, заключающиеся в различных формах экономического и социального неравенства. Этот тип причин связан со значительным различием в распределении ценностей (доходов, знаний, информации, элементов культуры и т.п.) между индивидами или группами. Неравенство в распределении ценностей существует повсеместно, но конфликт возникает только при такой величине неравенства, которая расценивается одной из социальных групп как весьма значительная, и только если такое значительное неравенство приводит к блокаде важных социальных потребностей у одной из социальных групп. Возникающая в этом случае социальная напряженность может послужить причиной социального конфликта. Она обусловлена появлением дополнительных потребностей у людей, например потребности обладать одинаковым количеством ценностей.
4. Причины конфликтов, лежащие в
отношениях между элементами
социальной структуры,
Очевидно, что помимо существования причины конфликта вокруг нее должны сложиться определенные условия, служащие питательной средой для конфликта. Поэтому нельзя рассматривать и оценивать причину конфликта без учета условий, в разной мере влияющих на состояние отношений индивидов и групп, которые попали в сферу действия этих условий.
Острота конфликта. Когда говорят об остром социальном конфликте, то прежде всего подразумевают конфликт с высокой интенсивностью социальных столкновений, в результате которых в короткий промежуток времени расходуется большое количество психологических и материальных ресурсов. Для острого конфликта характерны в основном открытые столкновения, которые происходят настолько часто, что сливаются в единое целое.
Острота конфликта в наибольшей степени зависит от социально-психологических характеристик противоборствующих сторон, а также от ситуации, требующей немедленных действий. Другими словами, острота конфликта, обусловлена главным образом внутренними психологическими причинами (например, нетерпение, ярость, ненависть), и в то же время каждая из сторон стремится пополнять свои ресурсы извне. Например, в трамвае два эмоционально настроенных пассажира вступают в острый конфликт. Если посторонние поддерживают одного из них, то конфликт может приобрести еще более острый характер. Таким образом, впитывая энергию извне, конфликтная ситуация заставляет участников действовать немедленно, вкладывая в столкновение всю свою энергию. В результате острота конфликта возрастает. Очевидно, что острый конфликт бывает гораздо более кратковременным, чем конфликт с менее сильными столкновениями и с большими перерывами между ними. Однако острый конфликт безусловно более разрушителен, он наносит значительный урон ресурсам противников, их престижу, статусу и психологическому равновесию. Особенно острыми бывают конфликты в системах с первичными связями. Это понятно: ведь в таком случае противники постоянно видят друг друга. Острыми являются также конфликты, которые подогреваются прежними непримиримыми противоречиями, серьезными обидами или основаны на мести, кровавых инцидентах.