Социальные проблемы общества и их решение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2014 в 19:12, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: проанализировать специфичность и сущность социальных проблем, и выявить наиболее эффективные технологии их решения.
Для достижения данной цели, были поставлены следующие задачи:
изучить и проанализировать понятие «социальная проблема»;
рассмотреть степень научной разработанности социальных проблем;
рассмотреть и проанализировать социальные проблемы современного общества;
изучить технологии решения социальных проблем общества и показать применение этих технологий на примере решения самой актуальной проблемы современного общества, выявить наиболее эффективные из них.

Вложенные файлы: 1 файл

технология соц работы социальные проблемы общества и их решения.doc

— 164.00 Кб (Скачать файл)

Объектом и социальной технологии, и технологии социальной работы являются социальные процессы, но это процессы различных уровней. Однако общий объект наследования определяет и обуславливает наличие органичных глубоких внутренних межпредметных взаимосвязей социальных технологий и технологий социальной работы.

Для понимания соотношения социальная технология и технологии социальной работы, даются следующие раскрывающие их специфику определения: социальные технологии – это система знаний об оптимальных способах преобразования и регулирования социальных отношений и процессов в жизнедеятельности людей, а также сама практика алгоритмического применения оптимальных способов преобразования и регулирования социальных отношений и процессов; в свою очередь технология социальной работы – это одна из отраслей социальных технологий, ориентированных на социальное обслуживание, помощь и поддержку граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации [6, с.8].

Среди ученых, занимающихся проблемами социальных технологий, порой замечается стремление расширить ее предметную область, включая в нее и вопросы социального проектирования и управления. Представляется, что такое расширительное толкование социальных технологий ведет к смешению ее с социальной инженерией и социальным управлением, а в итоге – к размыванию собственного предмета исследования со всеми негативными как для науки, так и для практики последствиями.

Социальные технологии обычно понимаются в двух аспектах. Во-первых, их можно трактовать как способы применения теоретических выводов той или иной науки в решении практических задач. Общественные науки имеют дело прежде всего с практическими задачами, связанными с функционированием и совершенствованием социальных объектов под которыми в данном случае следует понимать не только группы, слои людей, отдельных индивидов, но и социальные явления и процессы. Во-вторых, под социальными технологиями подразумевают также совокупность приемов, методов и воздействий, которые применяются для достижения поставленных целей в процессе социального развития, для решения тех или иных социальных проблем. Представляется плодотворной и позиция тех авторов, которые в социальных технологиях выделяют две формы:

1. программы, содержащие  процедуры и операции, как способы  и средства деятельности;

2. саму деятельность, построенную  в соответствии с такими программами, как работы В. С. Дудченко, В. Н. Макаревича, Н. С. Данакина.

Рассматривая социальные технологии, Н. С. Данакин конкретизирует их понимание как способы осуществления деятельности на основе ее рационального расчленения на процедуры и операции с их последующей координацией и синхронизацией и выбора оптимальных средств, методов их выполнения. Это общее определение его можно отнести ко всем видам человеческой деятельности, в том числе и к социальной работе как интегрированному, универсальному виду деятельности, направленной на удовлетворение социально гарантированных личностных интересов и потребностей людей и, прежде всего, социально уязвимых групп населения [12, с.211].

Социальные технологии применительно к социальной работе трактуется как совокупность приемов, методов и воздействий, применяемых социальными службами, отдельными учреждениями социального обслуживания и социальными работниками для достижения поставленных целей в процессе осуществления социальной работы, для решения разного рода социальных проблем, обеспечения эффективности, реализации задач социальной защиты населения [13, с.17].

Социальные технологии в области общественной жизни базируются на реальном опыте социальной работы, принципах и теоретико-методологических закономерностях открытых социальными науками: социологией, теорией социальной работы, социальной инженерии, теорией управления, правом, социальной педагогикой, валеологией и другими.

 

2.2 Решение социальных проблем с помощью технологий социальной работы

 

Классификация технологий в социальной работе может быть очень богатой. Это обусловлено тем, что социальная работа представляет собой относительно самостоятельную систему, упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, образующих некоторое целостное единство. При анализе технологий в социальной работе следует помнить, что социальная работа – это прежде всего разновидность социальной системы, имеющей дело с людьми и возникающими между ними отношениями.

При рассмотрении технологии социальной работы, можно встретить и скептическое отношение к возможности и необходимости ее технологизации. Эти сомнения исходят прежде всего от тех, кто полагает, что социальная работа носит исключительно творческий характер, и ее результаты зависят от индивидуального мастерства, искусства, интуиции и личного обаяния социальных работников. Конечно, не всякие действия специалиста даже в достаточно сложной социальной сфере поддаются технологизации. Сторонники такой позиции недооценивают роль теоретических знаний, теоретической подготовки специалистов социальной работы, забывая о том, что социальная работа – это синтез теории и практики, науки и искусства работы с людьми. Главное содержание технологий социальной работы создать такие условия, чтобы человек сам решал свои проблемы.

Технологию социальной работы можно рассматривать в двух аспектах. Во-первых, в широком плане – как систему теоретических знаний и практику, которая представляет собой организацию, алгоритм и всю совокупность средств, способов и приемов воздействия на различные объекты социальной работы. Такой подход к технологическим проблемам характерен прежде всего для управленческих органов и организаторов реализации социальной политики. Во-вторых, как совокупность частных технологий, специфика которых обусловлена конкретным субъектом и объектом социальной работы. Этот подход к проблемам технологии социальной работы присущ прежде всего непосредственным организаторам социальной работы с клиентами социальных учреждений, с различными категориями населения по месту жительства или работы.

Выработка технологии решения социальных проблем – процесс сложный, требующий как научных обоснований, так и практической апробации  теоретических выводов и рекомендаций. Можно выделить три основных этапа разработки технологии социальной работы: теоретический, методический и процедурный. Их совокупность представляет собой систему.

Теоретический этап связан с формулированием целевой установки, определением предмета технологизации, выделением структурных элементов и выявлением причинно-следственных связей и отношений, в которые включен объект социальной политики или клиент социальной работы.

Методический этап характеризуется решением задач выбора источников, путей и способов получения информации о состоянии объекта социальной политики или клиента социальной работы, определения приемов и средств обработки и анализа этой информации и принципов трансформации выводов конкретные рекомендации для преобразующей деятельности.

Процедурный этап предполагает решение задач, связанных с организацией практической деятельности по апробации и устранению недостатков рекомендаций, и с составлением алгоритма действий.

Содержание технологии социальной работы заключается в обосновании проекта, программы деятельности, определенного алгоритма и логической последовательности действий в процессе решения поставленных задач, стандарта или норматива предписанных процедурных действий, объективных критериев оценки организации, хода и результатов деятельности. Технологию социальной работы характеризуют:

динамичность, состоящая в постоянной смене содержания и форм работы специалиста с клиентом и в эвристическом характере деятельности;

непрерывность, обусловленная необходимостью постоянно поддерживать непосредственную или опосредованную связь с клиентом и оказывать на него влияние;

цикличность, проявляющаяся в стереотипном, устойчивом повторении этапов, стадий и процедур при работе с клиентами;

дискретность технологического процесса, которая заключается в неравномерности воздействия на клиента с момента определения цели до исполнения решения [6, с.10-11].

Таким образом, технология социальной работы отражает ее прикладной, практический аспект. Глубокое проникновение и усвоение сущности, содержания и специфики технологических процессов – основа профессионализма кадров социальной сферы деятельности и специалистов социальных служб.

 

2.3 Технологии социальной  работы в сфере занятости населения

2.3.1 Государственная политика  в области занятости населения

 

В условиях формирования рыночных отношений государственная политика в области занятости должна быть нацелена на оптимизацию рынка труда, содействие мобильности рабочей силы, создание новых рабочих мест, подготовку и переподготовку кадров.

В целом государственная политика занятости представлена двумя основными направлениями:

1. содействие в трудоустройстве  незанятого населения и оказание  помощи в профессиональной подготовке  и переподготовке;

2. стимулирование образования  гибкого рынка труда.

Законами и другими нормативными актами Российской Федерации предусматривается обеспечение равных возможностей в реализации права на труд и свободного его выбора всем гражданам России независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений, отношения к религии.

Государство, в соответствии с законами, должно помогать осуществлять трудовую и предпринимательскую инициативы граждан, содействовать развитию их способностей к производительному и творческому труду, способствовать соблюдению добровольности труда, свободному волеизъявлению в выборе вида занятости, обеспечивать социальную защиту в сфере занятости.

Особое внимание государство призвано уделять тем группам и слоям населения, которые по тем или иным причинам полностью или частично не соответствуют требованиям рынка: молодежи; женщинам, воспитывающим детей дошкольного возраста, детей-инвалидов; одиноким и многодетным родителям, имеющих несовершеннолетних детей; инвалидам; лицам предпенсионного возраста; беженцам, вынужденным переселенцам; лицам, освобожденным из исправительных учреждений, а также длительное время не имеющим работы.

Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» и другими нормативными актами для таких групп населения предусматривается создание дополнительных рабочих мест, особый режим труда (неполная рабочая неделя, укороченный рабочий день, надомная работа).

Государственная программа обеспечения занятости населения предусматривает децентрализацию промышленности, перевод ее в сельские районы и малые города, создание малых предприятий, расширение сферы обслуживания и другие меры.

«Занятость, - согласно указанному закону, - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правила им заработок (трудовой доход)» [1]. Приведенное толкование занятости имеет позитивное значение не только для решения проблем рынка труда вообще, но и для адресной разработки социальной политики, определения приоритета социальных программ, источников их финансирования и формирования как на федеральном, так и на местном уровнях.

Важным направлением деятельности государства по уменьшению тяжести безработицы является, то есть должно быть, стабилизация экономической ситуации в стране, борьба с инфляцией. Значение данных шагов огромно, так как в условиях экономического положения в России пособие по безработице установлено в размере 70% от минимальной оплаты труда, а она из-за инфляции значительно ниже уровня бедности. Но в связи с мировым экономическим кризисом, который за относительно небольшой период времени усугубил, и без того сложную ситуацию с безработицей в нашей стране. В связи с этим Правительство повысило пособие по безработице на 2009 год: минимальная величина пособия по безработице в России в 2009 году составит 850 рублей, а максимальная – 3400 рублей. Такие размеры пособия утверждены постановлением от 10 ноября 2008 года № 842, подписанным премьер-министром России Владимиром Путиным. Минимальная величина пособия по безработице в России в 2008 году составляла 781 рублей, а максимальная – 3124 [30].

Активная политика занятости – совокупность правовых, организационных и экономических мер, проводимых государством с целью снижения уровня безработицы. Такая политика включает в себя: мероприятия, связанные с предотвращением (предупреждением, профилактикой) увольнений работников для сохранения рабочих мест; обучение, переподготовку и повышение квалификации лиц, ищущих работу; активный поиск и подбор рабочих мест; субсидирование создания новых рабочих мест (как на существующих предприятиях, так и путем развития самозанятости); организацию новых рабочих мест через систему общественных работ.

Активная политика занятости осуществляется по нескольким направлениям (правовое, организационное, экономическое), каждое из которых в итоге должно влиять тем или иным способом на состояние безработицы путем ее предупреждения.

К наиболее эффективным технологиям для стимулирования занятости относят развитие предпринимательства, особенно в малых городах и сельской местности, привлечение граждан к оплачиваемым общественным работам.

Под общественными работами понимается трудовая деятельность, имеющая социально полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, не имеющих работы.

В системе мер социальной защиты населения от безработицы важное место занимает право граждан на бесплатную профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку по направлению органов службы занятости. Данный вид деятельности службы занятости является одним из главных элементов активной политики занятости, так как способствует преодолению основной причины безработицы – несоответствие качественных характеристик вакантных рабочих мест и безработных.

Информация о работе Социальные проблемы общества и их решение