Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2014 в 19:12, курсовая работа
Цель курсовой работы: проанализировать специфичность и сущность социальных проблем, и выявить наиболее эффективные технологии их решения.
Для достижения данной цели, были поставлены следующие задачи:
изучить и проанализировать понятие «социальная проблема»;
рассмотреть степень научной разработанности социальных проблем;
рассмотреть и проанализировать социальные проблемы современного общества;
изучить технологии решения социальных проблем общества и показать применение этих технологий на примере решения самой актуальной проблемы современного общества, выявить наиболее эффективные из них.
Профотбор проводится в целях выявления лиц, способных успешно работать по той или иной специальности. С помощью тестирования на психофизиологических приборах или компьютере, а также с использованием бланковых психологических методик определяются возможности, личностные качества, способности безработного и соотносятся с требованиями, предъявляемыми профессией к человеку. Анализ результатов по определенным критериям позволяет сделать вывод о том, может ли человек успешно работать по данной профессии.
Профотбор проводится обычно по заявкам работодателей на договорной основе и является дополнительной услугой, оказываемой центрами занятости населения. В качестве основной услуги проводится профотбор лиц, направляемых на обучение по различным специальностям. Такой отбор преследует цель сократить отсев в процессе обучения. Для осуществления достоверной диагностики возможностей человека, параметров его внимания, памяти, мышления, моторно-двигательной реакции, его стрессоустойчивости, способности длительно выполнять монотонную работу имеются специальные приборы.
Существует определенный перечень проблем, с которыми клиент центра занятости может быть направлен к психологу:
неприятие статуса безработного;
потребность в поддержке, сочувствии;
неадекватная самооценка, неуверенность в собственных силах;
запрос на снятие напряжения и саморегуляцию;
конфликтное поведение во время приема;
профессиональное самоопределение;
расхождение запрашиваемой профессии со специальностью по диплому;
выбор профиля переобучения;
вопросы профессионального становления, карьеры.
В некоторых центрах занятости проводятся так называемые ярмарки учебных мест для молодежи и учащихся выпускных классов школ.
На ярмарках бывают представлены информация о ситуации на рынке труда, об учебных заведениях, условиях приема, сведения о факультетах и специальностях, об оплате обучении размере стипендии, о подготовительных курсах, данные о краткосрочных курсах профессионального обучения и переподготовки. Посетители ярмарки получают консультации по переобучению, находят ответы на интересующие их вопросы у юристов, экономистов, других специалистов.
Профориентация, являясь приоритетным направлением государственной политики содействия занятости населения, позволяет снизить общий уровень социальной напряженности, повысить степень социальной адаптации населения к современным условиям жизни и уровень социально-профессиональной активности граждан.
Заключение
Специфика современного общества заключается в его динамичности, изменчивости и высоким уровнем дифференциации. Социальная структура, как и другие стороны жизни общества, подвержена изменениям. Изменения, охватившие все сферы общественной жизни в нашей стране, пожалуй, наиболее зримо проявляются в социальной сфере. Их характер очень сложен и противоречив. Эти изменения и порождают социальные проблемы в обществе, но они же в свою очередь, являются «пусковым рычагом» развития общества.
Изучение и научное разработка социальных проблем общества и поиск технологий их решения началась сравнительно не давно, в XX веке, ей и сейчас активно занимаются многие наши современники. Также постоянно ведется разработка новых более эффективных технологий для решения социальных проблем современного общества. Также можно сказать, что социальная политика и социальная работа, являются одними из широкомасштабных отраслей социальных технологий решений социальных проблем общества, включающих в себя совокупность методов, приемов, способов, программ, мероприятий, технологий по решению социальных проблем.
Однако, следует заметить, что российское современное общество очень богато и разнообразно социальными проблемами разного характера, что может говорить также о нестабильности современного общества.
Социальная технология, как правило, является ответом на некоторую назревшую социальную потребность, поэтому создание новых социальных технологий выступает как объективный и закономерный процесс.
В процессе осуществления социальных технологий может изменяться объект воздействия, что, в свою очередь, предопределяет необходимость постоянного поиска новых технологий. Социальное воздействие на один и тот же объект в различных условиях в зависимости от его состояния и поставленной цели объективно требует разработки и применения новых технологий.
Усложнение общественных отношений предопределяет не только разнообразие социальных технологий, но и диалектическое единство стереотипных повторяющихся и творческих действий. Это соотношение зависит от видов социальных технологий. Если стереотипность процедур предпочтительна в производственных технологиях, то в социальных технологиях она применима в основном лишь на организационном уровне, тогда как в частных технологиях, в конкретных условиях, она невозможна и даже вредна.
Любая социальная технология используется адресно и сопровождается теми или иными нюансами. Она не может быть спроектирована или внедрена без учета особенностей как объектов, так и субъектов социальной деятельности. Для решения даже одной и той же социальной проблемы не только возможно, но и необходимо разрабатывать и внедрять «набор» социальных технологий. То есть нет универсальных социальных технологий, поэтому невозможно выделить наиболее эффективные технологии, так как современное общество имеет множество самых разнообразных социальных проблем и каждая проблема имеет свои специфические стороны, к каждой проблеме нужен определенный подход и подбор ряда определенных технологий для ее решения. Что касается социальных проблем глобального характера, то на их решения требуется очень много времени, наиболее тщательной и широкомасштабной разработки комплекса социальных технологий, что зачастую требует больших вложений. Их разрешение требует участие сразу нескольких, а то и всех государств.
Прежде всего, нужно воздействовать на факторы, ведущие (и приведшие) к стагнации общественной жизни, кризисному состоянию общества.
В первую очередь необходимо принять меры по преодолению системного кризиса, развитию реальной экономики, изменению социальной политики в интересах большинства населения. Осуществляя текущую социальную политику, важно не упускать из виду магистральное направление социальных изменений. Трудности прорыва в постиндустриальную эпоху связаны со столкновением интересов разных социальных групп, тяготеющих к каждому, из разных цивилизационных типов общества, отношений.
Переход на новый уровень развития станет возможным, если укрепятся и займут лидирующее положение в обществе группы, связанные непосредственно с материальным и духовным производством и ориентированные на максимально передовые достижения.
В свете неотложности и важности решения социальных проблем особого внимания заслуживает создание единого экономического пространства. В целях международного разделения труда, более рациональное размещение производственных сил по территории страны, воссоздание аграрно-промышленного комплекса, развитие производственной и социальной инфраструктуры, наращивание финансового бюджета страны, в том числе за счет монополии государства на добычу и реализацию природных ресурсов, монополии на алкогольные напитки, за счет рациональной налоговой политики, более продуманной политики в отношении внутренних и внешних займов, увеличение субсидий в сельское хозяйство, в обрабатывающую и другие отрасли отечественной промышленности.
Следует также иметь ввиду обуздание стихии рынка, грамотное сочетание рыночных отношений и планирование экономики и других сфер общественной жизни. Для нормализации положения в экономике должно быть использовано регулирование со стороны государства. Конкуренция на рынке будет подталкивать производителей к повышению эффективности производства, обновлению и улучшению ассортимента выпускаемой продукции. Экономика должна быть переориентирована на социальные цели, то есть на производство товаров и услуг для народа. Заботясь о социальной защите нетрудоспособных, следует создать режим наибольшего благоприятствования для тех, кто способен работать. Для них условием к улучшению материального положения станет эффективный труд. Тот, кто хочет лучше жить, должен стремиться произвести больше товаров и услуг и таким путем заработать средства для повышения своего благосостояния, а это сделает богаче все общество, не только с материальной точки зрения, но и возродит принцип социальной справедливости. Что касается мирового экономического кризиса, то это проблема глобального характера, где требуются тщательно спланированные комплексы технологий, программ, действий, мероприятий согласованных сразу несколькими странами мира, в том числе и России. Преобразования и некоторые изменения, для преодоления кризиса, следует провести не только в экономической сфере, но и в социальной. Отсюда вытекает проблема безработицы, экономически активного населения, для ее решения в нашей стране активно работают социальные службы, службы занятости ведется государственная политика в области занятости населения, социально-психологическая работа. Но этого оказывается недостаточно, по данным ситуация в стране остается сложной, что говорит о необходимости введения инновационных социальных технологий, технологий социальной работы в сфере занятости и активной социальной политике по защите безработных и способствование их трудоустройству, а также реализация программ по развитию малого и среднего бизнеса в России.
Есть необходимость кардинальных изменений в обществе, во всех его сферах жизнедеятельности, что только и сможет изменить образ жизни всего населения, в том числе оказавшегося в особенно трудном положении.
Нужны такие социально-экономические преобразования, которые бы обеспечивали всем гражданам условия самореализации, эффективную систему социальной помощи аутсайдерам, социально слабым слоям населения, образ жизни которых не соответствует в полной мере достигнутому уровню развития человеческой цивилизации.
Как показывает прежний опыт необходимо срочное введение общественно-государственной цензуры, защищающей всех людей, особенно подрастающее поколение, от пропаганды насилия, жестокости, порнографии, нецензурных выражений в средствах массовой информации и театральных учреждениях.
Социальная работа, представленная социальными службами в центре и на местах, соответствующими социальными, образовательными учреждениями, организациями и объединениями отечественного и международного уровня.
В мире и в нашей стране уже накопленный опыт решения ими социальных проблем в особенности социально слабых слоев населения. Необходимо более широкое толкования социальной работы, объектом которой являются не только указанные слои, но и все население, а также различные сферы жизнедеятельности людей. Именно своевременная и полная реализация общих и частных технологий социальной работы применительно к этим объектам в значительной мере может способствовать формированию образа жизни людей, соответствующего требованиям, выработанным человечеством за тысячелетия своего существования и развития.
Библиографический список
Федеральный закон «О занятости населения в Российской Федерации». №1032-1 от 19.04.1991.
Басов Н. Ф. Социальная работа. – М.: Дашков и К, 2008. – 364с.
Бреева Е. Б. Программа социальной работы с безработными и их семьями. - М.: Логос, 1994. – 286с.
Галамузова В. А. Организация и проведение занятий в группе психологической поддержки безработных. - М.: РУЦ, 1994. – 310с.
Герций Ю. В. Занятость населения на этапе рыночных реформ. - М.: СТИМ ГУС, 1999. – 380с.
Зайнышева И. Г. Технология социальной работы. – М.: Владос, 2002. – 240с.
Кудрявцева Л. А. Некоторые аспекты социальной помощи безработным. – М.: Институт молодежи, 1992. – 247с.
Курбатов В. Н. Социальная работа. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – 480с.
Маслова Т. Ф. Технологии социальной работы. – Ставрополь: СКГТУ, 2000. – 136с.
Павленок П. Д. Введение в профессию «социальная работы». – М.: Инфра-М, 1998. - 368с.
Павленок П. Д. Основы социальной работы. – М.: Инфра-М, 1997. – 368с.
Павленок П. Д. Теория, история и методика социальной работы. – М.: Дашков и К, 2009. – 568с.
Павленок П. Д. Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности. – М.: Дашков и К, 2008. – 608с.
Патрушев В. И. Введение в теорию социальных технологий. – М.: Логос, 1998. – 420с.
Филоненко В. И. Социальная работа: словарь-справочник. – М.: Контур, 1998. – 480с.
Холостова Е. И. Лекции по технологии социальной работы. – М.: Инфра-М, 1998. – 275с.
Информация о работе Социальные проблемы общества и их решение