Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 12:52, курсовая работа
Старение населения - глобальный многомерный процесс, охвативший в XXI веке все мировое сообщество. При этом, по оценкам демографов, население развитых стран будет продолжать стареть нарастающими темпами.
Цель курсовой работы - исследовать технологии социальной работы с пожилыми людьми.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- описать методы и формы технологии социальной работы с пожилыми людьми.
- проанализировать социальные проблемы пожилых людей;
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….
1 СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ……………………
1.1 Социальный статус человека в старости……………………………….
1.2 Качество жизни пожилых людей как социальная проблема………….
2 ФОРМЫ И МЕТОДЫ ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ПОЖИЛЫМИ ЛЮДЬМИ………………………………………………………
2.1 Нормативно-правовые основы социальной работы с пожилыми людьми……………………………………………………………………
2.2 Социальное обеспечение пожилых людей…………………………..
2.3 Пенсионное обеспечение пожилых людей…………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…
Жизнь пожилого человека во многом определяется не столько реальным состоянием здоровья, сколько его самооценкой здоровья. В последние годы специфика нездоровья пожилых людей, очень часто сопровождается весьма расплывчатыми или незначительными соматическими отклонениями, публично подаваемыми как болезнь, что связано с тем, что в российском социуме можно получить помощь только в связи с заболеванием или материальными проблемами. Таким образом, все или почти все жизненные затруднения формулируются пожилыми людьми как требующие лечения или дополнительных денежных выплат. Поэтому в современном российском обществе необходимо целенаправленное проведение мероприятий по повышению ответственности пожилого населения за свое здоровье.
В России пожилые люди сопротивляются попыткам законодательного повышения границ пенсионного возраста, соответствующих мировым стандартам, и в то же время страдают от практик социального исключения и дискриминации по возрасту. Поэтому необходимо формировать в общественном сознании представление о пожилом возрасте как об активном этапе жизни и ориентировать пожилых людей на всесторонний поиск полезных и значимых занятий, соответствующих их индивидуальным способностям. Это представляется весьма актуальным, так как на пенсию зачастую выходят люди, достигшие вершин своего профессионализма.
Отягощающим фактором для пожилых людей, помимо прекращения трудовой деятельности, утраты социального престижа, является потеря родных и близких, отделение от самостоятельных детей, имеющих свои семьи. В современных условиях накопленный опыт старшего поколения все чаще оказывается невостребованным как в профессиональной сфере, так и в семье. Представители молодых социально-возрастных групп способны материально обеспечить себя сами, а старшее поколение получает пенсию и различные виды социальной помощи. Таким образом, многочисленные социальные факторы способствует материальной независимости поколений, в связи с чем уменьшается необходимость во взаимопомощи, а ответственность за удовлетворение повседневных потребностей пожилых людей все чаще ложится на институт социального обслуживания.
Интенсивность родственных контактов, в том числе совместное проживание, значимо влияет на чувство удовлетворенности. Чем чаще пожилые люди общаются с родственниками, тем больше удовлетворенность жизнью, тем реже испытывают чувство одиночества. Среди полностью удовлетворенных жизнью испытывают часто чувство одиночества 7,7% пожилых людей, среди тех, кто неудовлетворен жизнью - 43%. Среди тех, кто никогда не испытывает чувство одиночества полностью удовлетворены своей жизнью 31% пожилых людей, не удовлетворены своей жизнью 5%. Среди тех, кто полностью удовлетворен своей жизнью 20% редко общаются с родственниками, 47,8% - часто. Среди тех, кто не удовлетворен своей жизнью - 39,8% редко общаются с родственниками, 12,8% - часто.
Состояние здоровья. Субъективная
оценка пожилыми людьми
Таким образом, для повышения качества жизни пожилых людей социальным службам следует больше внимания уделять индивидуальным проблемам, содействовать их социальной адаптации и интеграции в обществе. Выделенная факторная структура качества жизни и тенденция свертывания потребностной сферы в пожилом возрасте создает возможность акцентировать политику в отношении пожилых и деятельность социальных институтов на наиболее существенных моментах жизни и приоритетных потребностях пожилых людей. Ориентация политики на повышение качества жизни, обеспечивая удовлетворение приоритетных потребностей, будет создавать условия социальной активизации пожилых.
ГЛАВА 2. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ПОЖИЛЫМИ ЛЮДЬМИ
2.1 Нормативно-правовые основы социальной работы с пожилыми людьми (ООН, РФ, РБ)
Нормативно-правовая база, закрепляющая права, статус и положение пожилых россиян, выглядит достаточно ёмко. Условно в систему социальных прав пожилых людей можно включить два вида норм:
- нормы, закрепляющие права всех граждан независимо от возраста, в том числе особо значимые для пожилых людей;
- нормы, непосредственно касающиеся прав пожилых людей и их особых групп.
В целом, российское законодательство, регулирующее обеспечение прав граждан не содержит дискриминационных норм, затрагивающих права пожилых людей. В то же время отсутствие преференционных норм и механизмов, учитывающих особый статус пожилых людей, не обеспечивает необходимый уровень поддержки этих категорий населения в сферах социальной и трудовой активности [ Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого, возраста и инвалидов». № 42, ст. 3198. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 №122-ФЗ) ].
Источником процессов институционализации социального обслуживания стало появление общественной потребности в особом виде социальной деятельности по оказанию помощи, которая возникла в соответствующих социально-исторических условиях. Данный вид деятельности привел к развитию необходимых организационных структур и связанных с ними социальных норм и регуляторов поведения, т.е. принятию ряда законов и подзаконных актов, закрепивших данные нормы.
Институционализация социального обслуживания сформировала новую подсистему общества, состоящую из определенных социально-возрастных и cоциально-профессиональных групп (cубъектов и объектов cоциального обслуживания как вида профессиональной деятельности), организаций и учреждений, выполняющих функции cоциального обcлуживания и удовлетворяющих конкретные общественные потребности. Как отмечают cоциологи, в оcнове развития социального обслуживания в cовременной России лежит cоциальное неравенство, воcпроизводящее соответcтвующую ему cистему cоциальной cтратификации. Данная сиcтема детерминирует cистему cоциального обcлуживания, обуcловливает ее оcновные принципы, функции и направления. В качеcтве объекта cоциального обcлуживания пожилых людей выступают: женщины cтарше 55 лет и мужчины cтарше 60 лет, нуждающиеся в постоянной или временной поcторонней помощи в cвязи c частичной или полной утратой возможности cамоcтоятельно удовлетворять cвои оcновные жизненные потребноcти вcледствие ограничения cпособности к cамообслуживанию. Очевидно, что доступ к cоциальному обслуживанию может предоставляться и в более позднее время, например, c 70 лет. Это cоответcтвует как современным практикам развитых cтран, так и степени утраты способности к самостоятельному обслуживанию.
В 1991 году, девять лет спустя после одобрения Плана, Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций приняла Принципы Организации Объединенных Наций в отношении пожилых людей (резолюция 46/91). Эти 18 принципов объединены в пять групп, касающихся положения пожилых людей [Принципы ООН в отношении пожилых. Приняты резолюцией 46/91 Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1991 года ]:
Участие: пожилые люди должны быть активно вовлечены в жизнь общества, участвовать в принятии политических решений, делиться своим опытом и знаниями с молодым поколением; пожилые люди могут выполнять работу, в том числе на добровольной основе, в интересах того сообщества (общины), членами которого они являются; пожилые люди вправе создавать движения и ассоциации лиц пожилого возраста.
Независимость: обеспечение доступа пожилых людей к продовольствию, воде, жилью, одежде и медицинскому обслуживанию посредством обеспечения их дохода, поддержки со стороны семьи, общины и самопомощи; наличие возможности у пожилых людей работать или заниматься другими видами деятельности, приносящей доход, участвовать в определении сроков и форм прекращения трудовой деятельности; участвовать в программах образования и профессиональной подготовки; жить в безопасных условиях; жить дома до тех пор, пока это возможно.
Уход: обеспечение пожилых людей уходом и защитой со стороны семьи и сообщества, членами которого они являются; доступ к медицинскому обслуживанию, позволяющему поддержать или восстановить оптимальный уровень физического, психического и эмоционального благополучия; доступ к социальным и правовым услугам; возможность пользоваться услугами попечительских учреждений, обеспечивающих защиту и реабилитацию в гуманных и безопасных условиях; возможность пользоваться правами человека и основными свободами, включая полное уважение достоинства, убеждений, нужд и личной жизни, право принимать решение в отношении ухода за ними и качества их жизни, находясь в любом учреждении обеспечивающем кров, лечение или уход.
Достоинство: возможность вести достойный и безопасный образ жизни, не подвергаться эксплуатации и физическому или психологическому насилию; право на справедливое обращение независимо от возраста, пола, расовой или этнической принадлежности, инвалидности или иного статуса, их экономического вклада.
Реализация внутреннего потенциала: возможность для всесторонней реализации своего потенциала; доступ к возможностям общества в области образования, культуры, духовной жизни и отдыха.
Данные принципы достаточно четко определили общую направленность политики в отношении пожилых как активизацию и поддержку активности пожилых в общественной жизни.
Одним из базовых нормативно-правовых актов, в котором закреплены вопросы охраны здоровья и защиты прав граждан в облаcти здравоохранения, являются Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан. Данный законодательный акт регулирует отношения граждан, органов государственной власти и органов местного cамоуправления, хозяйствующих субъектов, субъектов государственной, муниципальной и частной cистем здравоохранения в области охраны здоровья граждан.
В соответствии со ст. 17 Основ, государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств [Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан № 5487-I от 22 июля 1993 г.]. Государство гарантирует гражданам защиту от любых форм дискриминации, обусловленной наличием у них каких-либо заболеваний. Лица, виновные в нарушении этого положения, несут установленную законом ответственность.
Согласно ст. 20, граждане имеют право на бесплатную медицинскую помощь в государственной и муниципальной cистемах здравоохранения в соответcтвии с законодательcтвом Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи предоставляется гражданам в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи. Граждане имеют право на дополнительные медицинские и иные услуги на основе программ добровольного медицинского страхования, а также за счет средств предприятий, учреждений и организаций, своих личных средств и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации. Согласно той же статье, пенсионеры имеют право на бесплатный медицинский контроль.
Согласно ст. 37 Основ, первичная медико-санитарная помощь является основным, доступным и бесплатным для каждого гражданина видом медицинской помощи и включает: лечение наиболее распространенных болезней, а также травм, отравлений и других неотложных состояний; медицинскую профилактику важнейших заболеваний; санитарно-гигиеническое просвещение населения; проведение других мероприятий, связанных с оказанием медико-санитарной помощи гражданам по месту жительства. Скорая медицинская помощь оказывается гражданам при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства (при отравлениях, несчастных случаях, травмах, других состояниях и заболеваниях). Специализированная, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь оказывается гражданам при заболеваниях, требующих специальных методов диагностики, лечения и использования сложных, уникальных или ресурсоемких медицинских технологий. Стандарты и порядок оказания медицинской помощи устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Лекарственное обеспечение населения представляет сегодня наиболее важный момент совершенствования системы здравоохранения. Для пожилых граждан вопрос лекарственного обеспечения представляется наиболее существенным в силу возрастающей потребности в длительном применении лекарственных средств и ограниченности финансовых возможностей. Правовую основу отношений в сфере лекарственного обеспечения составляют федеральное, региональное законодательство и общее законодательство в сфере здравоохранения.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в РФ» социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по оказанию социальной поддержки, социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в сложной жизненной ситуации. Сложная жизненная ситуация определена в ст. 3 Закона как ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, малообеспеченность, болезнь, безнадзорность, конфликты и жестокое обращение в семье, сиротство, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, безработица, отсутствие определенного места жительства, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно.
В соответствии со ст. 7 государство гарантирует гражданам право на социальное обслуживание в государственной системе социальных служб в порядке и на условиях, которые устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 15 социальное обслуживание осуществляется социальными службами бесплатно и за плату. Порядок предоставления бесплатного социального обслуживания определяется органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Платные социальные услуги в государственной системе социальных служб оказываются в порядке, установленном органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Условия и порядок оплаты социальных услуг в социальных службах иных форм собственности устанавливаются ими самостоятельно.
В соответствии со ст. 9 одиноким гражданам и гражданам, частично утратившим способность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, предоставляется помощь на дому в виде социально-бытовых, социально-медицинских услуг и иной помощи [Положение «О порядке и условиях оплаты социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому, в полустационарных и стационарных условиях государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания» (утв. постановлением Правительства РФ от 15 апреля 1996 г. № 473)].