Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 12:52, курсовая работа
Старение населения - глобальный многомерный процесс, охвативший в XXI веке все мировое сообщество. При этом, по оценкам демографов, население развитых стран будет продолжать стареть нарастающими темпами.
Цель курсовой работы - исследовать технологии социальной работы с пожилыми людьми.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- описать методы и формы технологии социальной работы с пожилыми людьми.
- проанализировать социальные проблемы пожилых людей;
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….
1 СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ……………………
1.1 Социальный статус человека в старости……………………………….
1.2 Качество жизни пожилых людей как социальная проблема………….
2 ФОРМЫ И МЕТОДЫ ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ПОЖИЛЫМИ ЛЮДЬМИ………………………………………………………
2.1 Нормативно-правовые основы социальной работы с пожилыми людьми……………………………………………………………………
2.2 Социальное обеспечение пожилых людей…………………………..
2.3 Пенсионное обеспечение пожилых людей…………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…
.В соответствии с п.
2 Положения «О порядке и
- одиноким гражданам пожилого возраста (одиноким супружеским парам) и инвалидам, получающим пенсию в размере ниже прожиточного минимума, установленного для данного региона;
- гражданам пожилого возраста
и инвалидам, имеющим родственников,
которые не могут в связи
с отдаленностью проживания, малообеспеченностью,
болезнью и другими
- гражданам пожилого возраста и инвалидам, проживающим в семьях, среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума, установленного для данного региона.
Согласно п.3 социальные услуги предоставляются на условиях частичной оплаты:
- гражданам пожилого возраста
и инвалидам, имеющим родственников,
которые не могут по
- гражданам пожилого возраста и инвалидам, проживающим в семьях, среднедушевой доход которых составляет от 100 до 150 процентов прожиточного минимума, установленного для данного региона.
- одиноким гражданам пожилого возраста (одиноким супружеским парам) и инвалидам, получающим пенсию в размере от 100 до 150 процентов прожиточного минимума, установленного для данного региона;
Согласно п. 4., социальные услуги предоставляются на условиях полной оплаты:
- гражданам пожилого возраста
и инвалидам, имеющим родственников,
которые не могут по
- гражданам пожилого возраста и инвалидам, проживающим в семьях, среднедушевой доход которых превышает на 150 процентов прожиточный минимум, установленный для данного региона.
- одиноким гражданам пожилого возраста (одиноким супружеским парам) и инвалидам, размер пенсии которых превышает на 150 процентов прожиточный минимум, установленный для данного региона;
Стоимость социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам учреждениями социального обслуживания, определяется исходя из тарифов на платные социальные услуги, установленных для данного региона.
Таким образом, до настоящего времени геронтологическая социальная политика была ориентирована в основном на удовлетворение жизненных потребностей, тогда как социогенным и самореализационным потребностям практически не уделялось внимания. В связи с этим, необходимо значительно расширить законодательную базу и спектр разрабатываемой социальной политики с учетом необходимости создания условий удовлетворения самореализационных потребностей пожилых людей.
2.2 СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ
В демографии количественный и качественный состав населения принято изображать в виде пирамиды, основание которой составляют новорожденные, дети; затем происходит постепенное сужение пирамиды с учетом смертности в каждом возрастном периоде; ее вершину составляют лица в возрасте от 90 лет и старше. До настоящего времени считалось, что для органов здравоохранения и социальных служб в исследованиях состояния здоровья населения эта группа старых людей не имеет большого значения. К концу XX века демографическая ситуация в корне изменилась: возрастная структура населения большинства стран мира, в том числе и России, напоминает уже не столько пирамиду, сколько колонну, характеризующуюся относительно малой численностью детей, лиц молодого и зрелого возраста и относительно высокой численностью лиц старших возрастных групп.
Рост численности пожилых людей часто ассоциируется с ростом численности людей, требующих ухода, поэтому поддержка сложившихся практик семейного ухода крайне важна, вследствие чего необходимо организовывать социально-медицинские и педагогические курсы для обучения лиц, ухаживающих за своими старыми родственниками. Однако нужно заметить, что далеко не каждый пожилой человек нуждается в помощи на протяжении длительного периода своей старости. Количество пожилых людей, обходящихся без посторонней помощи в повседневной жизни, во много раз превышает количество нуждающихся в такой помощи.
Преобладающее большинство старых людей нуждается в самом широком спектре услуг и помощи, оказываемой им посторонними людьми, будь то члены семьи, соседи, медицинские, социальные или благотворительные организации. Применительно к России в основной своей массе семьи неспособны, взять на себя все заботы о старых и беспомощных родственниках. Вся тяжесть по уходу за старыми людьми ляжет в первую очередь на плечи государственных социальных служб, а также на органы здравоохранения.
До начала 80-х годов ХХ века основной формой социального обслуживания пожилых людей была стационарная форма в виде домов-интернатов, в конце 80-х годов начала формироваться система нестационарного обслуживания пожилых граждан на дому. В настоящее время институт социального обслуживания населения в России является одним из наиболее динамичных и трансформирующихся.
Тем не менее, в современной России нет реабилитационной службы для стареющих людей как целостной системы, которая была бы направлена на восстановление здоровья, формирования представлений и практических навыков активного, здорового образа жизни.
Системы здравоохранения и социального обслуживания должны стимулировать активное старение за счет повышения доступности и специализации услуг. Здравоохранение и социальное обеспечение должны быть экономически эффективными, и они должны обеспечивать равный доступ всем, особенно пожилым, находящимся в трудной жизненной ситуации, и в первую очередь тем, кто проживает в сельских районах. Важно чтобы системы здравоохранения и социального обслуживания в обеспечении поддерживающих сервисов ориентировались не только на типологические потребности пожилых людей, но и на особые потребности, связанные с особенностями жизненной ситуации пожилых людей. Важное значение имеет развитие встроенных в системы механизмов, которые бы гарантировали особое отношение к очень больным и умирающим старикам.
Для повышения качества социального обслуживания населения, среди которого значительную часть составляют люди пожилого возраста, необходимо расширение компетенции местных органов власти и муниципальных служб, которые могли бы наиболее полно учитывать специфические потребности граждан по месту их жительства.
Таким образом, довольно пассивный тип отношения к собственным проблемам и проблемам общества характерен для многих пожилых людей. В то же время они предъявляют к государственным социальным учреждениям, а также своим близким достаточно высокие требования. Государство должно создать условия, замедляющие процесс «социального исключения» пожилых людей из основных сфер общественной жизни по достижении ими пенсионного возраста и организовать социальную среду, интегрирующую их в социум. Очевидно, что в настоящее время необходимо переходить от медикализированной оценки старости и старения к социологической, предлагающей более позитивный взгляд на этот период.
2.3 Технология социальной реабилитации пожилых людей
Беседа с клиентом. Первая беседа обычно имеет цель выяснить право клиента получать социальные услуги. Очень многое при этом зависит от качества беседы. Беседа с клиентом наиболее точно может быть определена как коммуникация (общение) или взаимодействие. Это искусство и наука. Начинающим работникам, сталкивающимся с этой формой деятельности, необходимо обладать знанием и пониманием явных и тайных причин того или иного поведения человека, т.е. мотивов поведения. Знание этого способствует эффективности работы и терпимости к людям. Только внимательное выслушивание и наблюдение за тем, как люди ищут помощи, сможет превратить объективные факты и субъективные чувства в часть межличностного общения, включающего открытые и закрытые послания, их расшифровку и реакцию на различные уровни общения.
К основным навыкам, необходимым для введения беседы, относятся такие 10 принципов. Вначале информировать клиента о продолжительности беседы; начинать беседу после того как клиент понял ситуацию; стараться быть доброжелательным, чтобы создать свободную непринужденную атмосферу; постараться увидеть ситуацию глазами клиента; осознать опасность вынесения суждений, а не принятия человека таким как он есть; развивать навыки социального общения, например, улыбнуться, чтобы помочь общению, вначале избегать вопросов, на которые можно ответить «да» или «нет»; не говорить, не домысливать за клиента; не слишком торопиться, не суетиться и научиться справляться с паузами и молчанием клиента (обычно это время, когда клиент напряженно думает).
Если клиент обладает физическими недостатками, умственными, слуховыми, речевыми расстройствами, то могут понадобиться альтернативные методы общения. Но даже и опытные работники порой предвосхищают события или додумывают за клиента, что он хотел бы сказать или выразить нереально. Лучше дать клиенту возможность говорить максимально свободно, поскольку, если человеку дать возможность самому рассказать свою историю, то удивительно как скоро он сам приходит к решению своей проблемы. Стереотипное отношение к клиенту создает препятствия.
Умелое использование вопросов - это нечто мало изученное в практике социальной работы. Оно очень важно, т.к. это не только сбор информации, но и один из путей начала процесса изменения. Репортерский тип вопросов порой может достичь успеха, если перед корреспондентом намеренно выдвигают аргументы оппонента с тем, чтобы привести к изменению.
Хороший социальный работник обладает следующими шестью качествами: симпатия или понимание - попытка видеть мир глазами другого человека; уважение, реагирование на проблему клиента таким образом, чтобы передать уверенность в том, что он сам может справиться с ней; конкретность, четкость, чтобы тот, кто консультируют максимально четко понимал проблему; знание самого себя и оказание другим помощи в познании себя; искренность, умение вести себя естественно во взаимоотношениях с клиентом; сиюминутность, иметь дело именно с тем, что происходит в настоящий момент встречи.
Оценочный анализ. Важной чертой работы с отдельными клиентами, в частности с пожилыми людьми, является оценочный анализ. Оценочный анализ - это продолжительный процесс, целью которого является понимание людей во взаимосвязи с окружающей их средой: это основа планирования того, что необходимо сделать, чтобы сохранить, улучшить или изменить состояние человека или окружающей его обстановки. Навык проведения оценочного анализа, получения результатов зависит от административного таланта социального работника в совокупности с навыками человеческих взаимоотношений. Для такой работы нужен человек, который может организовать, систематизировать и проанализировать полученную информацию, при этом он должен тонко чувствовать обстановку и быть способным понять уникальность каждой конкретной ситуации. Основные данные, такие как факты, очень важны, но не менее важны мысли, чувства и интуиция социального работника.
Оценочный анализ - это процесс отбора, организации, разделения на категории и синтезации данных. Он возможен в результате систематического и тщательного рассмотрения потребностей клиента, а не просто оказания возможных услуг. Используемыми методами могут быть: вопросы, самооценка, ролевая игра, проверочные тесты, зарисовки, дневники и т.д.
Исходя из этого можно рекомендовать: развивать в себе самоконтроль при рассмотрении полученных данных; быть способным противостоять обладающим более высоким статусом или властью и выступать против их мнения, если это необходимо; рассматривать все оценки как рабочие гипотезы, которые должны наполняться содержанием по мере поступления информации и знаний.
Междисциплинарные оценочные анализы. Главной целью обслуживания людей является создание ориентированных на конкретного человека мобильных структур, при этом социальный работник организует предоставление услуг независимыми, добровольными и государственными организациями, он также ответственен за сотрудничество с медицинскими учреждениями и агентствами разного рода. В связи с этим, менеджер (тот, кто руководит работой с конкретным клиентом) организует и координирует проведение междисциплинарного оценочного анализа. В случае оценки здоровья пожилых людей, это может происходить на дому, в дневном центре или больнице.
Ведение записей. Главной целью ведения записей является улучшение качества услуг. Одной из трудностей для начинающих социальных работников является определить, на какой необходимой информации им надо сосредоточиться. Неопытность ведет к длинным отчетам, в которых много лишнего и не хватает качественной информации.
Как минимум в записях должны содержаться: суть проблемы или ситуации; доступные и необходимые источники и ресурсы; кратко-, средне-, и долгосрочные цели; план действия и точка зрения клиента.
Таким образом, социальные работники должны уметь предусматривать новые потребности тех, кто будет нуждаться в их помощи в меняющихся социально-экономических условиях, и обязаны проявлять гибкость в поисках путей оптимальной реализации таких потребностей. Насущно необходима исследовательская работа для определения природы и масштабов потребностей, обеспечения эффективности программ и их экономичности без ущерба для качества, стимулирования новых видов услуг.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Целью курсовой работы являлось изучить технологии социальной работы с пожилыми людьми. В ходе работы было изучено много литературы и исходя из этого анализ результатов позволяет сделать следующие выводы:
- из исследования видно,
что наиболее острой проблемой
является ограничение