Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2014 в 12:47, курсовая работа
Тема: «Социальные проблемы молодежи» особенно актуальна, так как молодежь – это будущее каждой страны. На данный момент молодежь составляет 30% населения планеты, и именно она займет со временем ведущие позиции как в экономике и политике, так и в социальной, духовной сферах общества.
ВВЕДЕНИЕ
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ МОЛОДЕЖИ
1.1. Положение молодежи в обществе
1.2. Понятия (виды) социальные проблемы молодежи
1.3 Подходы к изучению социальных проблем молодежи и способы работы по их решению
II. СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ МОЛОДЕЖИ
2.1 Социальные проблемы молодежи как объект социологического исследования
2.2 Метод анкетирования как метод для изучения социальной проблемы
III. ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ ИСЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ
3.1 Основные выводы проблемы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ МОЛОДЕЖИ
1.1. Положение молодежи в обществе
1.2. Понятия (виды) социальные проблемы молодежи
1.3 Подходы к изучению социальных проблем молодежи и способы работы по их решению
II. СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ МОЛОДЕЖИ
2.1 Социальные проблемы молодежи как объект социологического исследования
2.2 Метод анкетирования как метод для изучения социальной проблемы
III. ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ ИСЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ
3.1 Основные выводы проблемы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Тема: «Социальные проблемы молодежи» особенно актуальна, так как молодежь – это будущее каждой страны. На данный момент молодежь составляет 30% населения планеты, и именно она займет со временем ведущие позиции как в экономике и политике, так и в социальной, духовной сферах общества.
До недавнего времени наша молодежь была фактически предоставлена самой себе, ее можно было назвать «брошенной» (заметим, что в советское время ситуация наблюдалась иная и разработка политики воспитания подрастающего поколения была одним из важнейших государственных приоритетов). Однако сейчас положение дел изменяется к лучшему: уделяется все больше внимания указанной проблеме, причем она поднимается на высокий уровень.
Проблема взаимодействия с молодежью одна из ключевых для любого государства, стремящегося работать на собственную перспективу, ставящего перед собой долговременные стратегические планы. Мобильность, инициативность, способность генерировать и воспринимать инновации делают молодежь нашим бесценным ресурсом.
Несмотря на наметившиеся процессы социально-экономической стабилизации в России, положение молодежи остается неустойчивым. Социальное неблагополучие отражается на состоянии здоровья этой социальной группы населения, у молодых людей наблюдается рост заболеваний, сопутствующих крайней бедности. В современной России молодые люди находятся в несопоставимых стартовых условиях, во-первых, в условиях жесткой конкуренции по отношению друг к другу, во-вторых, и, в-третьих экономические, социальные, имущественные, политические интересы разных групп молодежи зачастую не просто противоречат, а прямо враждебны друг другу. В таких условиях у них не просто нет общих проблем, но они часто являются не только проблемой, но и угрозой друг для друга как индивидуально, так и на уровне социальных групп. В сегодняшней молодежной среде существуют объективные противоречия между разными группами молодежи антагонистические, причем одни группы молодежи могут рассчитывать при утверждении (защите) своей позиции на помощь «старших» и даже прямо властных структур, а другие не могут и, более того, подвергаются дискриминации и даже репрессиям со стороны властных структур.
Всякая социальная система отбирает и воспитывает некоторое количество молодежи, призванной поддерживать и укреплять существование именно этой социальной системы. Другая сторона проблемы среди бедных, угнетенных, ущемленных в правах, отверженных. При классификации проблем молодежи я исхожу из того, что молодежь рассматривается, прежде всего, с позиций того, какое место она занимает в развитии общественной жизни, как она функционирует в качестве определенной социальной группы.
Велик
процент молодых людей, не имеющих
работу, половина работающей молодежи
трудится не по той
Не уменьшается число детей - "социальных сирот", инвалидов, безнадзорных. В особо сложных условиях находятся молодые люди из числа беженцев и вынужденных переселенцев.
Отсюда у молодежи проявляются тревога, отчаяние, возмущение, вандализм, что говорит о наличии социальной напряженности среди молодых людей, ведущей, в свою очередь, к дальнейшему отчуждению от общества. Неудачи в социальной адаптации молодежи и детей к новым социально-экономическим условиям проявляются в молодежной преступности, наркомании, алкоголизме, бездомности, проституции, масштабы которых приобрели беспрецедентный характер.
Во-первых, это проблемы социально-
В целом социальное положение молодежи в России отражает общее состояние общества, которое находится в переходном периоде.
Особенности социализации молодежи раскрываются в работах С.И.Иваненкова, А.И. Ковалевой, А.Ж. Кусжановой, Е.Л. Омельченко и др. Непосредственно с этим направлением связаны исследования, посвященные динамике социальных проблем молодого поколения России. Спектр таких исследований и работ достаточно обширен и проводился различными коллективами авторов по многим направлениям (М.К. Горшков, Е.А. Гришина, Ю.А. Зубок, Н.И. ЛовцоваМ.П. Мчедлов, В.В. Петухов, В.И. Чупров, В.Н.Ярская).
Объект и предмет исследования - социальные проблемы современной молодежи.
Цель курсовой работы - изучение социальных проблем в молодежной среде.
Задачи исследования: 1.Дать общее понятие социальные проблемы среди молодежи. 2.Изучить причины социальных проблем. 3.Рассмотреть факторы которые влияют на проблемы молодежи. 4.Провести социологический опрос среди молодёжи. 5.Проанализировать ответы опроса.
Гипотеза
заключается в предположении, что для
оптимальной динамики проблем молодежи
более эффективной является работа с молодежью,
ориентированная не на «проблемы молодежи»,
а на оптимизацию процессов социализации.
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ
МОЛОДЕЖИ
Прежде, чем определять социальные проблемы молодежи и прогнозировать их, целесообразно задаться вопросом: что выделяет молодежь как особую социальную группу.
Достаточно широко применяется подход, связывающий определение молодежного возраста с понятием трудоспособности. С этой точки зрения, детство – период, когда люди не занимаются производительным трудом; молодость – пора выбора профессии, обучения; зрелость – время реализации своих способностей, активной работы.[1]
Биологические, технологические факторы ограничивают возможности присваивать возрастным этапам то или иное значение. Но, в конечном счете, определяет его, все-таки, общество. Следовательно, надо говорить о социальности возраста, то есть решающей роли в его определении именно социокультурных факторов (что, разумеется, не означает полной «неважности» факторов биологических). Молодежь, с этой точки зрения, те, кого общество считает молодежью.
Таким образом, мы приходим к следующему вопросу: зачем обществу нужно рассматривать какую-то возрастную группу в качестве молодежи? Прежде всего, заметим, что такого рода подходы сложились достаточно давно.
Все известные нам традиционные общества дифференцированы, по крайней мере, на четыре возрастные группы: дети, молодежь, зрелые люди, старики. Это связано с разделением труда. Неразумно ожидать от пятилетнего ребенка, что он отправится в джунгли на охоту, или успешно будет вести биржевые операции.
Традиционное общество при определении социального возраста руководствовалось, главным образом, двумя критериальными основаниями: уровнем физических возможностей и богатством жизненного опыта, которыми положено было обладать индивиду к определенному возрасту. Процедура инициаций, помимо прочего, содержала и проверку действительного соответствия стандарту.
"Молодежь" - это социально-демографическая группа, выделяемая на основе обусловленных возрастом особенностей социального положения молодых людей, их места и функций в социальной структуре общества, их специфических интересов и ценностей.
Прежде чем говорить о социальном положении и защите молодежи, следует определить возрастные рамки этой группы населения. Современные ученые считают, что возрастные границы периода молодости условны, их можно определить интервалом от 13-14 лет до 29-30 лет. Однако молодость — не столько этап жизненного цикла, сколько определенный социальный статус человека, связанный с основными видами деятельности: учащийся, военнослужащий, работающий и т. д.
К началу XXI в. в молодежной среде произошли настолько заметные демографические изменения, что они, как никакой другой показатель, четко характеризуют положение российской молодежи в обществе. Общая ее численность к настоящему времени составляет более 32 млн человек, или 22% населения страны.
Естественное изменение численности населения обусловлено главным образом постоянным снижением числа родившихся. Особую тревогу вызывает чрезмерно высокая смертность среди молодых людей. В первую очередь это относится к молодым мужчинам: к 30 годам смертность среди них более чем в 2 раза превосходит смертность среди женщин. В ряду причин на первое место выдвигаются такие, как несчастный случай, гибель в результате транспортных происшествий и др.
Немало проблем связано со здоровьем молодых: резко снизилось его качество; возросло число заболеваний, прежде не свойственных молодым людям; наблюдается рост венерических заболеваний и числа ВИЧ-инфицированных.
Главной причиной ухудшения здоровья молодежи продолжает оставаться кризисное состояние общества и его последствия - некачественное питание, сокращение числа оздоровительных учреждений и др. Возможно, ситуация изменится после реализации молодежных программ, принятых Правительством РФ.
В сфере образования молодежи состояние дел также неоднозначно. Бесспорным достижением является стремление молодежи к знаниям, учебе в вузах и техникумах. В то же время существует проблема трудоустройства выпускников, получивших профессиональное образование. В результате многие их них вынуждены работать не по специальности. Среди официально зарегистрированных безработных доля молодежи на протяжении последних 5 лет составляет 30% и выше.
Безусловно, молодежь как социальная группа имеет свои особенности. Зачастую они связаны с трудностями адаптации к современным социально-экономическим условиям: с профессиональным и социальным самоопределением, трудоустройством, жилищными проблемами и т. д.
Об остроте социального положения молодого поколения в российском обществе говорят и явления социальной патологии в молодежной среде. Несмотря на принимаемые профилактические меры, продолжают расти преступность несовершеннолетних, наркомания, токсикомания, алкоголизм. Причины моральной деградации кроются как в социальном неблагополучии, так и в неумении организовывать свой досуг, отсутствии возможности найти подходящую работу, в пьянстве, жестокости родителей, низких доходах, потере социальных и нравственных ориентиров и т. д.
Невольно встает вопрос о системе социальной защиты, направленной на обеспечение правовых и экономических гарантий для каждого молодого человека. Необходимы целевая поддержка молодым людям, семьям, организациям и общественным институтам, работающим с молодежью, постоянная помощь тем, кто не в состоянии без нее обходиться, живет за чертой бедности.
Характер социальной проблемы является важнейшим фактором, от которого зависят определение содержания, инструментария, форм и методов социальной работы с клиентом.
Социальная проблема — это сложная познавательная задача, решение которой приводит к существенным теоретическим или практическим результатам . Для ее решения необходима соответствующая информация об объекте социального воздействия, об условиях, обстоятельствах и других факторах, влияющих на его жизнедеятельность, состояние и поведение.
Социальные проблемы могут носить глобальный характер,затрагивая интересы значительной части человечества. Так, демографические, экологические, техногенные, продовольственные, энергетические и другие проблемы в настоящее время приобретают глобальный характер, и их разрешение требует участия большинства государств нашей планеты. Социальные проблемы могут касаться интересов отдельных или нескольких социальных систем. Например, социальные кризисы, распространяющиеся на отдельные страны, национально- этнические общности, ассоциации, блоки или группировки. Проблемы могут распространяться на те или иные сферы жизнедеятельности группы людей или личностей. Это могут быть проблемы, охватывающие социально-экономическую, социально- политическую, духовную или собственно социальную сферы жизнедеятельности людей.
Молодежь – социально-демографическая
группа с характерными для нее возрастными,
социально-психологическими свойствами
и социальными ценностями, которые обуславливаются
уровнем социально-экономического, культурного
развития, особенностями социализации
в российском обществе. Т.е. среди факторов
социологического определения «молодежь»
исследователями выделяются: возрастные
границы и социально-психологические
особенности; специфика социального статуса,
ролевых функций, социокультурного поведения;
процесс социализации как единство социальной
адаптации молодежи и индивидуализации.
Отдельным общественным группам свойственны
особые черты сознания, поведения, стиля
жизни. Они создают собственную культурную
нишу- субкультуру, которая может быть
достаточно замкнута и автономна по отношению
к господствующей культуре либо противостоять
ее фундаментальным ценностям - контркультура.
Молодежная субкультура рождается и существует
в связи с определенными потребностями
молодых людей социализироваться и при
этом активно заявить о себе. Принято считать,
что молодым «свойственен дух противоречия,
что для них нет пророков в своем отечестве»,
другими словами, они по сути своей во
многом слывут нигилистами, оппозиционерами
по отношению к традиционно-консервативным
ценностям и процессам. Им тесно в рамках
тех жизненным норм и правил, которые исповедовали
их отцы и деды. Часто молодежи свойственна
категоричность суждений, максимализм,
неприятие советов, их тяготит подчинение
существующим моделям общественного развития,
они негативно относятся ко всему нормативно-
Информация о работе Социальные проблемы современной молодежи