Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 16:00, курсовая работа
Целью данной работы является формирование моделей культурно-досуговой деятельности и учреждений культуры современной социокультурной ситуации.
Исходя из цели, определены следующие задачи:
-рассмотреть сущность социально-культурного проектирования;
-дать характеристику досуговых центров;
-рассмотреть социально-культурную деятельность как объект проектирования.
Введение 3
Глава 1. Теоретические и методологические аспекты моделирования
учреждений культуры 4
1.1.Понятие социально-культурного проектирования 4
1.2.Характеристика досуговых центров 11
Глава 2. Социально-культурная деятельность как объект
проектирования 20
2.1. Понятие социально-культурной деятельности 20
2.2. Анализ категории социально-культурная деятельности 24
2.3. Социально - культурная сфера как объект проектирования 29
Заключение 37
Список литературы 38
Общую логику формирования проекта можно представить следующим образом:
Проблема-тизация |
Целеполагание |
Инструментализация | |||
ð |
ð |
ð |
ð |
ð |
|
Проблемы |
Цели |
Задачи |
Методы (мероприятия и содержание |
Форма организации исполните-лей и аудитории |
Ресурсы (средства) |
ï |
ï |
ï |
ï |
ï | |
Развертывающаяся система действий |
Таким образом, проблематизации, целеполагание и инструментализация (т.е. содержательное оснащение проектного решения) в совокупности и составляют общую структура и алгоритм проектной деятельности.
Нижний раздел таблицы, обозначенный как развертывающаяся система действий, отражает общую логику реализации проектного решения. Мы видим, что технология проектирования и практическая реализация проекта представляют собой как бы два встречных вектора мыследеятельности. Однако в процессе окончательного оформления проектного решения субъекту проектирования необходимо мысленно воспроизвести не только “прямой” алгоритм проектной деятельности, но и логику его реализации, т.е. “обратную” последовательность развертывающейся системы действий, которая позволит смоделировать конечный результат проекта, просчитать возможности и эффективность решения проблем с помощью планируемых методов и с учетом имеющихся (или предполагаемых) ресурсов [3.c.48].
Следует отметить, что не только конструктивная фаза разработки проекта (этап инструментализации), но и целеполагание носит созидательный, творческий характер. Цель проекта, понимаемая как образ желаемого, всегда выходит за рамки наличного состояния объектной области проектирования. Исходя их реальных проблем, противоречий и ресурсов (т.е. данного, существующего), она включает (исходит) также и потенциальные возможности осуществления тех или иных изменений.
1.2. Характеристика досуговых центров
Социально-культурные центры – это одно или многопрофильные организации свободного, предпринимательского инициативного характера. «Основные сущностные черты такого центра, заключаются в его широком социальном назначении, которое (прежде всего) состоит в удовлетворении культурных интересов различных категорий населения в сфере свободного времени и формировании культурной среды». [21.с.3].
Культурные центры создаются на основе
добровольного объединения государственных,
общественных, частных, кооперативных,
ведомственных учреждений культуры, спорта, народного
образования, сферы информации, рекламы,
обслуживания и т.д. и имеют статус юридического
лица. Их открытие осуществляется по территориально-
Экономическую основу деятельности центров составляет хозяйственный механизм, включающих использование бюджетных и внебюджетных ассигнований, дотаций и поступлений от долевого участия различных ведомств, предприятий учреждений, общественных организаций, доходов от оказания платных услуг, самоокупаемых коллективов, арендной платы и т.д.
Структура культурного центра основана на взаимодействии профессионального или полупрофессионального труда организаторов в лице штатных социальных работников, педагогов, режиссеров с одной стороны, а с другой – развивающей, творческой игровой, развлекательной, оздоровительной деятельности всех участников: детей, подростков, молодежи, взрослых.
Отдельно взятые социальные институты (клуб, библиотека, парк, музей, школа, кинотеатр и т.д.) перестают быть автономными источниками культуры для жителей региона, а становятся в рамках социально-культурного центра структурой обеспечивающей полноценное культурное обслуживание населения. В работе с молодежью досуговые центры открытого типа следуют принципам соревновательности, взаимного уважения, доверия и внимания участников друг к другу, индивидуального подхода и единства интересов личности и коллектива.
Это то общее, что позволяет рассматривать культурный центр как особый социальный институт. Однако в каждом конкретном случае (как учреждение данного типа) он может проявляться в своей специфической форме, определяемой диапозоны предлагаемых культурных занятий. Нужно отметить следующее, что в зависимости от контингента людей, их сложившихся вкусов, традиций, предпочтений в сфере досуга культурного центра, могут быть преимущественно рекреативно развлекательного характера, спортивно-оздоровительного, ориентироваться на активные формы культурной деятельности населения (например, выступать как база деятельности различных любительских объединений) или сочетать в себе в равной степени все обозначенные виды. Такие центры создаются и функционируют в разнотипных микрорайонах больших городов, а также средних и малых.
Принципиальным отличием современных культурных центров от функционирующих ранее домов и дворцов культуры (в связи с перспективными тенденциями в сфере досуга) является преимущественный акцент в их деятельности на групповые и индивидуальные формы работы с различными социально-демократическими группами населения, особенно с подростками, молодежью, людьми пенсионного возраста. Да и в самой идее социально-культурных центров открытого типа приоритеты безоговорочно отданы демократизму, самодеятельности и инициативе населения и общественному самоуправлению. В таких центрах должны максимально использовать большие и потенциальные возможности таких социальных институтов, как семья, трудовой или учебный коллектив, различные общественные организации и т.д.
Отсюда следует, что сущность культурного центра «видится, прежде всего, как сконцентрированная в пространственном отношении культурно-досуговая деятельность социальной общности, связанной единством территории проживания».[22.с.98.]. А так же следует учесть, что пространственные границы нужно понимать не только как стены одного здания. Такой центр может представляет собой и совокупность зданий, предназначенных для осуществления различных видов культурных занятий, находящихся в пределах ограниченной территории. И тогда культурный центр окажется более привлекательным для людей, если будет включать в себя совокупность традиционно сложившихся мест отдыха, наиболее часто используемые населением для встреч, общения, массовых гуляний и т.д. (например, какой-либо парк, улица города, набережная протекающей в городе реки и т.д.).
Действительно, культурные центры являются местом определенной концентрации социально-культурной деятельности людей в сфере досуга, местом, где каждый человек приобретает навыки самоутверждения в творчестве самореализации, опыт досугового поведения, т.е. сферой наибольшего благоприятствования для развития личности. В арсенале культурного центра – неисчерпаемые возможности создания ситуации успеха для каждого человека, что благотворно сказывается на укреплении его достоинства, высокий уровень культурно-технической оснащенности, использования современных досуговых технологий, форм и методов, эстетически насыщенное пространство и высокий художественный уровень досугового процесса. Здесь культурный досуг для человека превращается в образ жизни в заполнении свободного времени разнообразными, содержательно насыщенными видами деятельности.
В рамках социально-культурных центров создаются все условия для снятия определенного психологического напряжения раскрываются интеллектуальные, психолого-педагогические, образовательно-развивающиеся качества личности, раскрепощаются инициатива и самодеятельность.
Из этого следует рассмотреть следующую классификацию социально-культурных центров, участвующих в реализации социального заказа:
1. По основному профилю
2. По социальной ориентации:
Очень ощутима многовариантность в содержании и направленности социальных заказов, обусловленная региональными, экономическими и социально-демографическими особенностями. Это привело к возникновению многочисленных разновидностей современного культурного центра открытого типа. К наиболее характерным из них относятся:
-инвариантные модели современн
-семейные, разновозрастные клубы-
Исходя из этого, становится ясно, что каждый культурный центр – это своеобразная арена социально-культурной (образовательной, развивающей, творческой, развлекательной оздоровительной) деятельности как различных групп, так и отдельных индивидов. Возможности такой деятельности существуют в любом виде культурно-досугового центра: любительском объединении, семейном клубе, дискотеке, игротеке и т.д.
Разнообразие реально существующих в жизни и в проектах социально-культурных центров и комплексов обусловлено многими причинами. Их разновидность является естественной реакцией общества на возникающие разрывы и неосвоенные «белые пятна» в социально-культурной сфере [7.c.45].
Большая часть государственно-общественных, ведомственных и межведомственных, коммерческих и некоммерческих досуговых центров обладают целым рядом общих исходных функциональных особенностей. Они выявляются еще в процессе проектирования центров и занятости досуга.
Дадим перечисление наиболее важных характеристик центров досуга: