Социальные функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 16:00, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является формирование моделей культурно-досуговой деятельности и учреждений культуры современной социокультурной ситуации.
Исходя из цели, определены следующие задачи:
-рассмотреть сущность социально-культурного проектирования;
-дать характеристику досуговых центров;
-рассмотреть социально-культурную деятельность как объект проектирования.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические и методологические аспекты моделирования
учреждений культуры 4
1.1.Понятие социально-культурного проектирования 4
1.2.Характеристика досуговых центров 11
Глава 2. Социально-культурная деятельность как объект
проектирования 20
2.1. Понятие социально-культурной деятельности 20
2.2. Анализ категории социально-культурная деятельности 24
2.3. Социально - культурная сфера как объект проектирования 29
Заключение 37
Список литературы 38

Вложенные файлы: 1 файл

Досуг-проект.doc

— 208.50 Кб (Скачать файл)

Все перечисленные характеристики центра досуга находятся в тесной взаимосвязи, обеспечивают и дополняют друг друга.

Обзор концепций центра досуга убедительно свидетельствует о том, что они не могут быть уложены в «прокрустово ложе» единого, типового проекта. Центр досуга, реально возникнув, будет постоянно развиваться и обновлять свою модель и технологию, чтобы полнее соответствовать своему назначению.

При создании современных культурно – досуговых центров важно учитывать, чтобы такой центр представлял из себя полный комплекс услуг, необходимый для организации и обеспечения массового активного отдыха, развлечения, восстановления физических и духовных сил, способствующих формированию культуры досуга человека. При этом главными принципами, лежащими в основе концепции формирования центров досуга как учреждений культуры нового типа, являются требования целостности, полноты, доступности и непрерывности пространства и процесса досуговой деятельности, подтвержденных исследованиями и экспериментами [14.c.28].

В основе концепции лежит модель  рекреационной и досуговой деятельности, ставящая главной целью воспроизводство человека: творческих способностей, социальной активности и физических сил, необходимых в его основной жизнедеятельности.

Содержание деятельности центров досуга включает как необходимые составляющие следующие виды занятий:

  • культурно-зрелищные программы с активным включением посетителей в театрализованное действие;
  • подвижные игры и развлечения, допускающие равновозможное участие подготовленных и неподготовленных, нетренированных людей всех возрастов;
  • оздоровительные мероприятия по регуляции физической и психической нагрузки, балансирующие общее состояние человека, его самочувствие;
  • логические игры, деловые игры, имитирующие конфликтные и проблемные ситуации, знакомые и интересные всем посетителям;
  • аттракционы, развивающие ловкость, координированность движений, внимание, реакцию;
  • досуговые церемонии и ритуалы застолья, общения, танца, воссоздающие культурные нормы различных народов мира.

Наряду с основными функциональными элементами в деятельности центра присутствуют обеспечивающие подразделения:

  • информационно-распределительное, ориентирующее посетителя в выборе его индивидуальной программы отдыха в центре досуга;
  • экспериментально-постановочное, занимающееся разработкой новых досуговых программ и определяющее политику его долговременных мероприятий;
  • творческие мастерские, объединяющие специалистов, работающих над отдельными проблемами обеспечения и организации досуговой деятельности;
  • производственно-техническое, выполняющее функцию обеспечения нормальной работы оборудования и оснащения центра.
  • каждому направлению работы центра досуга соответствует специально оборудованный сектор, включающий ряд помещений оснащенных самой современной аппаратурой. Разнообразие программ и полнота содержания досуговой деятельности обеспечиваются единой системой преобразования среды, включающей музыкально-шумовое оформление, световую партитуру, трансформацию внутреннего пространства и т.д. [3.c.11].

Важной отличительной особенностью центра досуга как учреждения культуры нового типа является не только комплексность предлагаемых услуг, но и их качество, соответствующее высшим показателям мировых стандартов и обеспечиваемое современной техникой и технологией. Опережая по всем основным показателям деятельности другие учреждения общественного обслуживания, занимающиеся обеспечением и организацией досуга, центры досуга будут не только сохранять лидирующее положение по экономическим показателям, но и служить экспериментальной базой развития всей сферы досуга. Уникальность предлагаемых программ досуговой деятельности сделает центры не только самоокупаемыми, но и прибыльными предприятиями в сфере досуга. Для обеспечения высшего уровня привлекательности центра досуга потребуется оснастить его полным набором как современнейших технических средств, с которыми население столкнется лишь здесь.

Подводя итог в рассмотрении основных характеристик культурных центров, нужно отметить следующее: что их деятельность только тогда привлечет к себе молодых  людей и вызовет у них стремление присутствовать на досуговых программах, когда они разнообразны и привлекательны.

Каждый современный культурно-досуговый центр должен стать для молодежи любимым местом отдыха и общения и местом резонного проведения своего досуга. В современных культурных центрах основой содержания работы является самодеятельное культурно-творческое начало. На региональном уровне, в рамках города, микрорайона предпринимаются попытки найти достаточно эффективные пути, которые смогут в той или иной степени приостановить процесс относительного спада культурно-творческой активности населения. В региональных программах социально-культурного развития предусматривается совершенствования отдыха людей, развлечений, концертно-зрелищной и физкультурно-оздоровительной работы, решение социальных проблем (борьба с наркоманией, пьянством и т.д.).

Но все эти острые проблемы сегодняшнего времени не могут быть решены по отдельности. Их решение невозможно без наличия целостной культурной среды. Полноценная культурная, а в частности, культурно-досуговая среда необходима человеку в его повседневной деятельности. Ведь культурно-досуговая среда как часть общей среды существования и более всего соприкасается с душевным и с духовным началом человека. В культурно-досуговой среде происходит соприкосновение человека с великими ценностями мировой культуры, достижениями цивилизации. В этом процессе человек пытается понять свое отношение к миру культурных ценностей к миру других людей, и при этом сохраняет свою индивидуальность. Эта среда притягивает большинство людей, ибо будучи местом общения, досуга, рекреации, повышения уровня культуры, она несет в себе неуловимый дух времени.

 

 

Глава 2. Социально-культурная ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ проектирования

2.1. Понятие социально-культурной  деятельности

 

В культурологической и социально-педагогической литературе все многообразие индивидуальной и социальной активности в сфере культуры характеризуется категорией "социально-культурная деятельность", которая обозначает как различные феномены социальной и культурной жизни, так и специальные технологии. В этой связи необходимо более четко представить себе ту реальность, которая должна стать предметом практической деятельности (и прежде всего — проектирования) для широкого спектра профессий социально-культурной и социально-педагогической направленности.

Для начала попробуем развести содержание исходных понятий "социум" и "культура", рассмотреть их как относительно автономные друг от друга реальности, закрепив за ними тот смысл, который является для них традиционным и отражает результативные и процессуальные стороны этих явлений.

Социум как явление, предмет анализа и объект проектирования можно представить в виде базисных социальных субъектов (социальных групп, организаций, институтов), которые являются универсальными, типичными и устойчивыми общественными образованиями, а также процессов "социальной механики", т.е. социальных взаимодействий, отношений. Исходными характеристиками при анализе социологической проблематики являются статус и социальная роль [15.c.318].

Культура как результат представляет собой совокупность традиций, норм, ценностей, смыслов, идей, знаковых систем, характерных для социальной общности (в широком смысле этого слова — включая этнос, нацию, общество) и выполняющих функции социальной ориентации, обеспечивающих принадлежность, консолидацию человеческих сообществ, индивидуальное самоопределение личности. В процессуальном плане культура есть деятельность (личностей, социальных групп, институтов, общества) в различных сферах бытия и сознания, представляющая собой специфически человеческий способ преобразования природных задатков и возможностей, она есть единство опредмечивания (производства) и распредмечивания (потребления) — создания традиций, норм, ценностей, идей и их освоения, хранения, трансляции, превращения их во внутренние качества личности.

 “Социальное" и "культурное" растворены друг в друге, ибо в любом социальном явлении всегда присутствует человек как носитель социальных ролей и культурных ценностей. Именно человек является первичным "атомом" социальных структур, отношений и культурных процессов.

Представляя собой единство, труднопреодолимое даже на уровне теоретического анализа, категории "социум" и "культура" в то же время обозначают в рамках одной системы два полюса с оппозиционными функциями и смыслами:

Социум — это отчуждение в рамках социальной роли от собственной природы и природы своего "национального мира". Культура — это врастание в национальный мир, образуемый языком, преданиями, национальной психологией [5.c.89].

Сущность социума — делать человека общественным, обеспечив его набором необходимых ролей и технологиями их исполнения. Сущность культуры — способствовать формированию духовно целостной личности, преодолению социально-ролевой ограниченности человека.

Социальная деятельность — это целеориентированная активность, содержание которой задано ролью. Культурная деятельность — это активность смысло— и ценностно-ориентированная.

Учитывая условность обозначенных выше оппозиций, их преимущественно теоретико-познавательный характер, попробуем, с одной стороны, найти то общее, что связывает эти понятия-явления, с другой — в их сочетании обнаружить несамодостаточность каждой из них, которая и объяснит функционально-смысловую взаимосвязь этих категорий.

Точкой отсчета в данном случае будет культура, а еще точнее — ее процессуальный уровень. Именно взгляд на культуру как на процесс создания, хранения, освоения, трансляции ценностей, норм, образов жизни, а также материализованных результатов культурной деятельности, во-первых, делает необходимым использование категории "деятельность"; во-вторых, актуализирует и проясняет категорию "социального", ибо культура как процесс "живет" в деятельности различных социальных субъектов. В отрыве от них культура "застывает" в различных предметных формах, которые лишь фиксируют ценности, традиции, обряды, предания предшествующих исторических эпох, не делая их фактом сегодняшних культурных процессов.

Итак, взаимосвязь социального и культурного, опосредуемая деятельностью различных субъектов, рождает особую реальность, фиксируемую понятием "социально-культурная деятельность".

Схематично это можно представить следующим образом:

 


 

                                       СОЦИУМ   СКД       КУЛЬТУРА


 

Рис. 2.1. Взаимосвязь социального и культурного

 

Отношение понятий, составляющих категорию "социально-культурная деятельность", носит характер взаимодополняемости, что позволяет отнести ее к разряду таких терминологических конструкций как, например, "либерально-демократическое общество", где первая часть характеризует специфику ценностей, а вторая обозначает форму государственного устройства. В нашем случае "социальное" указывает на субъект деятельности, а "культурное" — на качество и сферу его активности [8.c.115].

В качестве субъектов культурной деятельности можно рассматривать личность, социальную группу или общность, регион, общество, человечество в целом. Каждый из этих уровней можно характеризовать преимущественно в контексте социологической или культурологической проблематики:

Таблица 2.1
Уровни культурной проблематики

Социальный аспект

Культурологический аспект

1.Личность как носитель  социальных ролей, отношений, действий, проблем.

 

2.Социальная общность (объединение, организация, движение), как социальный  институт, субъект социальных отношений.

 

 

3.Регион как институциональная  и административно-территориальная  целостность.

 

 

 

 

 

 

4.Общество как сложная система функционирования и взаимодействия различных социальных институтов.

 

5.Человечество как совокупность  институционально оформленных наций, народов, этносов.

1.Личность как носитель  “культурных” качеств, субъект  культурного творчества.

 

2.Социальная  общность как совокупность индивидов, объединенных общими целями, ценностями, как субъект саморазвития культуры.

 

3.Регион как совокупность  социально-культурных сил, групп, движений, как носитель культурного потенциала (включая историко-культурное и этнокультурное своеобразие, ландшафтные особенности, традиции, предания, памятники истории и культуры.

 

4.Общество (нация) как носитель  духовной целостности и историко-культурной самобытности.

 

5.Человечество как совокупность  национальных культур.


 

На каждом уровне развитие и функционирование субъекта подчиняется своим закономерностям. Однако их автономность относительна — закономерности различных уровней взаимодействуют, взаимодополняют друг друга. Субъект более сложной организации "снимает" специфику предыдущего уровня, который становится элементом нового системного образования. Так, например, личностные различия пренебрегаются при анализе социально-культурных и этнокультурных групп и общностей, региона как целостного культурного образования. Типичность и специфичность этнических и социальных общностей, а также территориальная индивидуальность "снимается" в национальной культуре, которая складывается из этих элементов, но является по сути надиндивидуальным (и надэтническим) образованием, живущим по своим законам, не сводимым к закономерностям функционирования составляющих ее личностей, этносов, регионов. С другой стороны, качественное изменение элементов любого из уровней воздействует на состояние всей системы "культура — социум".

Информация о работе Социальные функции