Социальный институт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 16:51, контрольная работа

Краткое описание

Социология придает исключительно большое внимание изучению социальных институтов общества. Понятию « социального института » принадлежит центральное место в системно-структурном анализе общественной жизни . Оно предполагает возможность обобщения, идеализации и абстрагирования из многообразных действий людей наиболее существенных типов социальных отношений, путем соотнесения их с фундаментальными целями и потребностями социальной системы. В этом смысле социальный институт следует понимать как главный компонент социальной структуры, интегрирующий и координирующий множество индивидуальных действий людей, упорядочивающих социальные отношения в наиболее важных сферах общественной жизни.

Содержание

Введение…………………………...……………………….…………….
Понятие «социальный институт». Институционализация общественной жизни…………………………………………………….

3
Виды и функции социальных институтов…….…………………………
8
Практическое задание …………………………...……………………….
14
Заключение ………………………………………………….…………….
16
Список литературы ………………………………………………………
17
Приложение ……………………………………………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

Sotsiologia.doc

— 96.00 Кб (Скачать файл)


Федеральное государственное образовательное

бюджетное учреждение высшего профессионального образования

 

«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

 

ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ

 

 

Кафедра философии и социологии

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «Социология»

 

 

Вариант № 19

 

 


Преподаватель: ___________________________________________

Студент 1 курса:


_______________________________________________________

(Ф.И.О.)


_______________________________________________________

(факультет)


_______________________________________________________

(№ личного  дела, № группы)

 

 

Омск – 2013 

План работы

Введение…………………………...……………………….…………….

Понятие «социальный  институт». Институционализация                              общественной жизни…………………………………………………….

 

3

Виды и функции социальных институтов…….…………………………

8

Практическое задание …………………………...……………………….

14

Заключение ………………………………………………….…………….

16

Список литературы ………………………………………………………

17

Приложение ……………………………………………………………….

18


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 
Социология придает исключительно  большое внимание изучению  социальных   институтов  общества. Понятию « социального   института » принадлежит центральное место в системно-структурном анализе  общественной   жизни . Оно предполагает возможность обобщения, идеализации  и  абстрагирования из многообразных действий людей наиболее существенных типов  социальных  отношений, путем соотнесения их с фундаментальными целями  и  потребностями  социальной  системы. В этом смысле  социальный   институт  следует понимать как главный компонент  социальной  структуры, интегрирующий  и  координирующий множество индивидуальных действий людей, упорядочивающих  социальные  отношения в наиболее важных сферах  общественной   жизни.  
Термин < институт > имеет множество значений. В европейские языки он пришел из латинского: institutum - установление, устройство. Со времени он приобрел два значения - узкое техническое (название специализированных научных  и  учебных заведений)  и  широкое  социальное: совокупность норм права по определенному кругу  общественных  отношений, например,  институт  брака,  институт  наследования. В узкотехническом смысле мы используем слово «институт» в названии каких-либо учреждений.  
Понятию « социальный   институт » в отечественной социологии отводится значительное место.  

Социальный   институт  определяется как единый компонент  социальной  структуры общества, интегрирующий  и  координирующий множество индивидуальных действий людей, упорядочивающий  социальные  отношения в отдельных сферах  общественной   жизни.

1.Понятие «социальный  институт». Институционализация                              общественной жизни

Социальный институт (от лат. institutum — установление, учреждение)-  исторически сложившаяся устойчивая форма организации совместной деятельности людей. Согласно определению, данному известным американским социологом Н. Смелзером, социальный институт - совокупность ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения определенной социальной потребности.                                                                                                                                              Слово «социальный институт» употребляется в самых разнообразных значениях. Говорят об институте семьи, институте образования, институте здравоохранения, институте государственной власти, институте религии, институте науки и т.д. Очередь за товарами потребления   также будет являться социальным институтом.                                                                          Данному понятию в отечественной социологии отводится значительное место. Социальный институт определяется как единый компонент социальной структуры общества, интегрирующий и координирующий множество индивидуальных действий людей, упорядочивающий социальные отношения в отдельных сферах общественной жизни. Поскольку зарубежные, а вслед за ними и отечественные социологи придерживаются различных определений социального института, то они по-разному понимают его внутреннее строение, т. е. функционально взаимосвязанную систему опорных элементов. Несмотря на многообразие точек зрения, все они по существу верны, поскольку представляют разное видение одного и того же. По мнению С. С. Фролова, правильнее говорить не об элементах, входящих в структуру института, а об институциональных признаках, т. е. общих для всех институтов чертах и свойствах. Таковых пять:

Установки и образцы поведения (привязанность, лояльность, ответственность  и уважение в семье, послушание, лояльность и субординация в государстве);

Символические культурные признаки (обручальное  кольцо, флаг, герб, крест, иконы и др.);

Унитарные культурные черты (дом для  семьи, общественные здания для государства, магазины и фабрики для производства, учебные классы и библиотеки для  образования, храмы для религии);

Устный и письменный кодексы (запреты, правовые гарантии, законы, правила);

Идеология (романтическая любовь в  семье, демократизм в государстве, свобода торговли в экономике, академические  свободы в образовании, православие  или католицизм в религии).

Первое, чаще всего употребляемое  значение термина «социальный институт» связано с характеристикой всякого рода упорядочения, формализации и стандартизации общественных связей и отношений. А сам процесс упорядочения, формализации и стандартизации называется институционализацией. Процесс институционализации включает в себя ряд моментов.

Одним из необходимых условий появления  социальных институтов служит соответствующая социальная потребность. Институты призваны организовывать совместную деятельность людей в целях удовлетворения тех или иных социальных потребностей. Так институт семьи удовлетворяет потребность в воспроизводстве человеческого рода и воспитании детей, реализует отношения между полами, поколениями и т.д. Институт высшего образования обеспечивает подготовку рабочей силы, даёт возможность человеку развить свои способности для того, чтобы реализовать их в последующей деятельности и обеспечивать своё существование и т.д. Возникновение определённых общественных потребностей, а также условия для их удовлетворения являются первыми необходимыми моментами институционализации.

Социальный институт образуется на основе социальных связей, взаимодействия и отношений конкретных лиц - индивидов, социальных групп и иных общностей. Но он, как и другие социальные системы, не может быть сведен к сумме этих лиц и их взаимодействий. Социальные институты носят надындивидуальный характер, обладают своим собственным системным качеством. Следовательно, социальный институт представляет собой самостоятельное общественное образование, которое имеет свою логику развития. С этой точки зрения социальные институты могут быть рассмотрены как организованные социальные системы, характеризующиеся устойчивостью структуры, интегрированностью их элементов и определенной изменчивостью их функций.

Прежде всего, речь идёт о системе  ценностей, норм, идеалов, а также  образцов деятельности и поведения  людей и других элементов социокультурного процесса. Эта система гарантирует сходное поведение людей, согласовывает и направляет в русло их определенные стремления, устанавливает способы удовлетворения их потребностей, разрешает конфликты, возникающие в процессе повседневной жизни, обеспечивает состояние равновесия и стабильности в рамках той или иной социальной общности и общества в целом.

Само по себе наличие этих социокультурных  элементов еще не обеспечивает функционирование социального института. Для того чтобы он работал, необходимо, чтобы они стали достоянием внутреннего мира личности, были интернализованы ими в процессе социализации, воплотились в форму социальных ролей и статусов. Интернализация индивидами всех социокультурных элементов, формирования на их основе системы потребностей личности, ценностных ориентаций и ожиданий является вторым важнейшим элементом институционализации.

Третьим важнейшим элементом институционализации  является организационное оформление социального института. Внешне социальный институт представляет собой совокупность лиц, учреждений, снабженных определенными материальными средствами и выполняющими определенную социальную функцию. Так, институт высшего образования состоит из определенной совокупности лиц: преподавателей, обслуживающего персонала, чиновников, которые действуют в рамках таких учреждений, как вузы, министерство или Госкомитет по высшей школе и т.д., которые для своей деятельности располагают определенными материальными ценностями (зданиями, финансами и т.д.).

Таким образом, каждый социальный институт характеризуется наличием цели своей деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими достижение такой цели, набором социальных позиций и ролей, типичных для данного института. На основе всего вышеизложенного, можно дать следующее определение социального института. Социальные институты — это организованные объединения людей, выполняющих определенные социально значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполняемого членами своих социальных ролей, задаваемых социальными ценностями, нормами и образцами поведения.

2.  Виды и функции  социальных институтов

Все социальные институты обычно подразделяют на основные и неосновные. Вторые скрываются внутри первых, представляя собой  более мелкие образования. Помимо деления  институтов на основные и неосновные, их классифицируют и по иным критериям. К примеру, институты различаются временем своего взаимодействия и продолжительностью существования (постоянно действующие и кратковременные институты), жесткостью применяемых санкций за нарушение правил, условиями существования, наличием или отсутствием формальных правил и процедур.

Как уже говорилось, внутри основных институтов находятся неосновные, которые  называются также социальными практиками или обычаями. У каждого основного  института существуют свои системы наработанных практик, методов, процедур. Например, экономические институты не могут обойтись без таких механизмов, как конвертация валюты, защита частной собственности, профессиональный подбор, расстановка и оценка труда работников, маркетинг, рынок и т. д. Также внутри института семьи и брака, находятся и институты материнства и отцовства, родовой мести, побратимства, наследования социального статуса родителей и т. д. Скажем, обычай назначать свидание является элементом социальной практики ухаживания. В отличие от основного института неосновной институт выполняет специализированную задачу, обслуживая конкретный обычай или удовлетворяя нефундаментальную потребность.

Каждый институт выполняет  свою, характерную для него социальную функцию. Совокупность этих социальных функций складывается в общие  социальные функции социальных институтов как определённых видов социальной системы. Эти функции очень многообразны. Социологи разных направлений стремились как-то классифицировать их, представить в виде определённой упорядоченной системы. Наиболее полную и интересную классификацию представила т. н. «институциональная школа». Представители институциональной школы в социологии (С. Липсет, Д. Ландберг и др.) выделили четыре основных функции социальных институтов:

Воспроизводство членов общества. Главным институтом, выполняющим  эту функцию, является семья, но к  ней причастны и другие социальные институты, такие, как государство.

Социализация — передача индивидам установленных в данном обществе образцов поведения и способов деятельности — институты семьи, образования, религии и др.

Производство и распределение. Обеспечиваются экономическо-социальными институтами управления и контроля — органы власти.

Функции управления и  контроля осуществляются через систему  социальных норм и предписаний, реализующих  соответствующие типы поведения: моральные  и правовые нормы, обычаи, административные решения и т.д. Социальные институты управляют поведением индивида через систему поощрений и санкций.

Социальные институты  отличаются друг от друга своими функциональными качествами:

Экономическо-социальные институты — собственность, обмен, деньги, банки, хозяйственные объединения  различном типа — обеспечивают всю  совокупность производства и распределения  общественного богатства соединяя, вместе с тем, экономическую жизнь с другими сферами социальной жизни.

Политические институты  — государство, партии, профсоюзы  и другого рода общественные организации, преследующие политические цели, направленные на установление и поддержание определенной формы политической власти. Их совокупность составляет политическую систему данного общества. Политические институты обеспечивают воспроизводство и устойчивое сохранение идеологических ценностей, стабилизируют доминирующие в обществе социально-классовые структуры.

Социокультурные и воспитательные институты ставят целью освоение и последующее воспроизводство культурных и социальных ценностей, включение индивидов в определенную субкультуру, а также социализацию индивидов через усвоение устойчивых социокультурных стандартов поведения и, наконец, защиту определенных ценностей и норм.

Информация о работе Социальный институт