Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 16:51, контрольная работа
Социология придает исключительно большое внимание изучению социальных институтов общества. Понятию « социального института » принадлежит центральное место в системно-структурном анализе общественной жизни . Оно предполагает возможность обобщения, идеализации и абстрагирования из многообразных действий людей наиболее существенных типов социальных отношений, путем соотнесения их с фундаментальными целями и потребностями социальной системы. В этом смысле социальный институт следует понимать как главный компонент социальной структуры, интегрирующий и координирующий множество индивидуальных действий людей, упорядочивающих социальные отношения в наиболее важных сферах общественной жизни.
Введение…………………………...……………………….…………….
Понятие «социальный институт». Институционализация общественной жизни…………………………………………………….
3
Виды и функции социальных институтов…….…………………………
8
Практическое задание …………………………...……………………….
14
Заключение ………………………………………………….…………….
16
Список литературы ………………………………………………………
17
Приложение ……………………………………………………………….
Федеральное государственное образовательное
бюджетное учреждение высшего профессионального образования
«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Кафедра философии и социологии
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Социология»
Вариант № 19
Преподаватель: ______________________________
Студент 1 курса:
______________________________
(Ф.И.О.)
______________________________
(факультет)
______________________________
(№ личного дела, № группы)
Омск – 2013
План работы
Введение…………………………...……………………… Понятие «социальный
институт». Институционализация |
3 |
Виды и функции социальных институтов…….………………………… |
8 |
Практическое задание …………………………...………………………. |
14 |
Заключение ………………………………………………… |
16 |
Список литературы ……………………………………………………… |
17 |
Приложение ………………………………………………… |
18 |
Введение
Социология придает
Термин < институт > имеет множество
значений. В европейские языки он пришел
из латинского: institutum - установление, устройство.
Со времени он приобрел два значения -
узкое техническое (название специализированных
научных и учебных заведений)
и широкое социальное:
совокупность норм права по определенному
кругу общественных отношений,
например, институт брака, институт
наследования. В узкотехническом смысле
мы используем слово «институт»
в названии каких-либо учреждений.
Понятию « социальный институт »
в отечественной социологии отводится
значительное место.
Социальный институт определяется как единый компонент социальной структуры общества, интегрирующий и координирующий множество индивидуальных действий людей, упорядочивающий социальные отношения в отдельных сферах общественной жизни.
1.Понятие «социальный
институт».
Социальный институт (от лат. institutum — установление, учреждение)-
исторически сложившаяся устойчивая форма
организации совместной деятельности
людей. Согласно определению, данному
известным американским социологом Н.
Смелзером, социальный институт - совокупность
ролей и статусов, предназначенных для
удовлетворения определенной социальной
потребности.
Установки и образцы поведения (привязанность, лояльность, ответственность и уважение в семье, послушание, лояльность и субординация в государстве);
Символические культурные признаки (обручальное кольцо, флаг, герб, крест, иконы и др.);
Унитарные культурные черты (дом для семьи, общественные здания для государства, магазины и фабрики для производства, учебные классы и библиотеки для образования, храмы для религии);
Устный и письменный кодексы (запреты, правовые гарантии, законы, правила);
Идеология (романтическая любовь в семье, демократизм в государстве, свобода торговли в экономике, академические свободы в образовании, православие или католицизм в религии).
Первое, чаще всего употребляемое значение термина «социальный институт» связано с характеристикой всякого рода упорядочения, формализации и стандартизации общественных связей и отношений. А сам процесс упорядочения, формализации и стандартизации называется институционализацией. Процесс институционализации включает в себя ряд моментов.
Одним из необходимых условий появления социальных институтов служит соответствующая социальная потребность. Институты призваны организовывать совместную деятельность людей в целях удовлетворения тех или иных социальных потребностей. Так институт семьи удовлетворяет потребность в воспроизводстве человеческого рода и воспитании детей, реализует отношения между полами, поколениями и т.д. Институт высшего образования обеспечивает подготовку рабочей силы, даёт возможность человеку развить свои способности для того, чтобы реализовать их в последующей деятельности и обеспечивать своё существование и т.д. Возникновение определённых общественных потребностей, а также условия для их удовлетворения являются первыми необходимыми моментами институционализации.
Социальный институт образуется на основе социальных связей, взаимодействия и отношений конкретных лиц - индивидов, социальных групп и иных общностей. Но он, как и другие социальные системы, не может быть сведен к сумме этих лиц и их взаимодействий. Социальные институты носят надындивидуальный характер, обладают своим собственным системным качеством. Следовательно, социальный институт представляет собой самостоятельное общественное образование, которое имеет свою логику развития. С этой точки зрения социальные институты могут быть рассмотрены как организованные социальные системы, характеризующиеся устойчивостью структуры, интегрированностью их элементов и определенной изменчивостью их функций.
Прежде всего, речь идёт о системе ценностей, норм, идеалов, а также образцов деятельности и поведения людей и других элементов социокультурного процесса. Эта система гарантирует сходное поведение людей, согласовывает и направляет в русло их определенные стремления, устанавливает способы удовлетворения их потребностей, разрешает конфликты, возникающие в процессе повседневной жизни, обеспечивает состояние равновесия и стабильности в рамках той или иной социальной общности и общества в целом.
Само по себе наличие этих социокультурных элементов еще не обеспечивает функционирование социального института. Для того чтобы он работал, необходимо, чтобы они стали достоянием внутреннего мира личности, были интернализованы ими в процессе социализации, воплотились в форму социальных ролей и статусов. Интернализация индивидами всех социокультурных элементов, формирования на их основе системы потребностей личности, ценностных ориентаций и ожиданий является вторым важнейшим элементом институционализации.
Третьим важнейшим элементом
Таким образом, каждый социальный институт характеризуется наличием цели своей деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими достижение такой цели, набором социальных позиций и ролей, типичных для данного института. На основе всего вышеизложенного, можно дать следующее определение социального института. Социальные институты — это организованные объединения людей, выполняющих определенные социально значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполняемого членами своих социальных ролей, задаваемых социальными ценностями, нормами и образцами поведения.
2. Виды и функции социальных институтов
Все социальные институты обычно подразделяют на основные и неосновные. Вторые скрываются внутри первых, представляя собой более мелкие образования. Помимо деления институтов на основные и неосновные, их классифицируют и по иным критериям. К примеру, институты различаются временем своего взаимодействия и продолжительностью существования (постоянно действующие и кратковременные институты), жесткостью применяемых санкций за нарушение правил, условиями существования, наличием или отсутствием формальных правил и процедур.
Как уже говорилось, внутри основных институтов находятся неосновные, которые называются также социальными практиками или обычаями. У каждого основного института существуют свои системы наработанных практик, методов, процедур. Например, экономические институты не могут обойтись без таких механизмов, как конвертация валюты, защита частной собственности, профессиональный подбор, расстановка и оценка труда работников, маркетинг, рынок и т. д. Также внутри института семьи и брака, находятся и институты материнства и отцовства, родовой мести, побратимства, наследования социального статуса родителей и т. д. Скажем, обычай назначать свидание является элементом социальной практики ухаживания. В отличие от основного института неосновной институт выполняет специализированную задачу, обслуживая конкретный обычай или удовлетворяя нефундаментальную потребность.
Каждый институт выполняет
свою, характерную для него социальную
функцию. Совокупность этих социальных
функций складывается в общие
социальные функции социальных институтов
как определённых видов социальной
системы. Эти функции очень
Воспроизводство членов общества. Главным институтом, выполняющим эту функцию, является семья, но к ней причастны и другие социальные институты, такие, как государство.
Социализация — передача
индивидам установленных в
Производство и распределение. Обеспечиваются экономическо-социальными институтами управления и контроля — органы власти.
Функции управления и контроля осуществляются через систему социальных норм и предписаний, реализующих соответствующие типы поведения: моральные и правовые нормы, обычаи, административные решения и т.д. Социальные институты управляют поведением индивида через систему поощрений и санкций.
Социальные институты отличаются друг от друга своими функциональными качествами:
Экономическо-социальные
институты — собственность, обмен,
деньги, банки, хозяйственные объединения
различном типа — обеспечивают всю
совокупность производства и распределения
общественного богатства
Политические институты — государство, партии, профсоюзы и другого рода общественные организации, преследующие политические цели, направленные на установление и поддержание определенной формы политической власти. Их совокупность составляет политическую систему данного общества. Политические институты обеспечивают воспроизводство и устойчивое сохранение идеологических ценностей, стабилизируют доминирующие в обществе социально-классовые структуры.
Социокультурные и воспитательные институты ставят целью освоение и последующее воспроизводство культурных и социальных ценностей, включение индивидов в определенную субкультуру, а также социализацию индивидов через усвоение устойчивых социокультурных стандартов поведения и, наконец, защиту определенных ценностей и норм.