Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 23:08, контрольная работа
С другой стороны, и общество, более или менее организовано, через социальные институты оказывает влияние на всякого индивида, то есть на формирование личности. Именно в обществе развертывается процесс превращения биологического индивида в личность. Этот процесс называется социализацией. Социализация есть процесс неорганизованного и организованного воздействия общества на индивида с целью формирования личности, которая отвечает потребностям данного общества. Это может быть воздействием на индивида определенных социальных групп и общественных ситуаций, в которых индивиды оказываются как члены общества или как более или менее активные участники.
Социальный контроль в современном обществе.
1.Существуют различные
теории, которые сводят общество
к индивидам или рассматривают
индивида как всего лишь часть,
Таким образом, то, что отдельные люди представляют собой как личности, индивидуальность имеет большое значение для характера отношений, которые они устанавливают в обществе своим взаимосвязанным поведением.
С другой стороны, и общество,
более или менее организовано,
через социальные институты оказывает
влияние на всякого индивида, то
есть на формирование личности. Именно
в обществе развертывается процесс
превращения биологического индивида
в личность. Этот процесс называется
социализацией. Социализация есть процесс
неорганизованного и
Понятие социального контроля.
Социализация касается прежде всего индивида. Это индивидуальный процесс. Но он протекает всегда под бдительным оком общества, окружающих его людей. Они не только обучают детей, но и контролируют правильность усвоенных образцов поведения. Если контроль осуществляется отдельным человеком, то он носит индивидуальный характер, а если целым коллективом - семьей, группой друзей, учреждением или социальным институтом, то приобретает общественный характер и называется социальным контролем.
Основная задача социального контроля - создание условий для устойчивости той или иной социальной системы, сохранение социальной стабильности и в то же время для позитивных изменений. Это требует от контроля большой гибкости, способности распознавать отклонения от социальных норм деятельности: дисфункциональные, приносящие обществу вред, и необходимые для его развития, которые следует поощрять.
Социальный прогресс в развитии общества основан на изменениях, инновациях, привнесениях нового, однако невозможен без сохранения старого, если это старое заслуживает быть сохраненным для потомства. Самое важное в этом старом нравственные законы, нормы, правила поведения, обычаи, которые составляют содержание культуры и без которых невозможна практика социальных отношений, жизнедеятельность общества. Переселяясь на другое, новое место народ переносит с собой не памятники материальной культуры, а обычаи, нормы, традиции.
Таким образом, социализация, формируя наши привычки, желания и обычаи, является одним из основных факторов социального контроля и установление порядка в обществе. Она облегчает трудности при принятии решений, подсказывая, как одеваться, как вести себя, как действовать в той или иной жизненной ситуации. При этом любое решение, идущее вразрез с тем, которое принимается и усваивается в ходе реализации, кажется нам неуместным, незаконным и опасным. Именно таким путем осуществляется значительная часть внутреннего контроля личности за своим поведением.
Элементы социального контроля
Социальный контроль помогает
сохранить живую ткань
Социальные санкции - средства поощрения или наказания, стимулирующие людей соблюдать социальные нормы.
Социальные нормы различаются масштабом. Одни нормы возникают и существуют только в малых группах - компании друзей, рабочие коллективы, семьи, спортивные команды. Другие нормы возникают и существуют в больших группах или в обществе в целом и называются “общими правилами “, а не “ групповыми привычками “. К “общим правилам “ относятся обычаи, традиции, нравы, законы, этикет, манеры поведения, которые присущи определенной социальной группе.
Все социальные нормы можно классифицировать в зависимости от того, насколько строго соблюдается их исполнение. За нарушение одних норм следует очень слабое наказание - неодобрение, ухмылка, недоброжелательный взгляд. За нарушение других норм следуют очень сильные санкции - изгнание из страны, смертная казнь, тюремное заключение. Строже всего карается нарушение табу и юридических законов (например, убийство человека, разглашение государственной тайны), мягче всего - отдельные виды групповых привычек, в частности семейные (например, отказ выключать свет или закрывать входную дверь). Однако существуют групповые привычки, которые ценятся очень высоко и за нарушение которых следуют строгие санкции.
Нормы связывают людей в единую общность, в коллектив. Каким образом подобное происходит ? Во-первых, нормы -- это еще и ожидание: от соблюдающего данную норму человека окружающие ждут вполне однозначного поведения. Когда одни пешеходы движутся по правой стороне улицы, а те, кто идет на встречу, передвигаются по левой, возникает упорядоченное, организованное взаимодействие. При нарушении правила возникают столкновения и беспорядок. Значит, нормы формируют систему социального взаимодействия, которая включает мотивы, цели субъектов действия, само действие, ожидание, оценку и средства.
Таким образом, нормы выполняют определенные функции в зависимости от того, в каком виде они себя проявляют -- как стандарты поведения (обязанности, правила) или как ожидание поведения (реакции, поведение других людей). Защита чести и достоинства членов семьи представляет собой обязанность каждого мужчины. Здесь речь идет о норме как стандарте должного поведения. Этому стандарту соответствует вполне конкретные ожидания членов семьи, надежда на то, что их честь и достоинство будут защищены.
Почему люди стремятся соблюдать нормы, а общество строго следит за этим? Нормы стражники ценностей. Честь и достоинство семьи -- одна из важнейших ценностей человеческого общества с древнейших времен. А обществом ценится то, что способствует его стабильности и процветанию. Семья - основная ячейка общества, и забота о ней - его первейшая обязанность.
Социальные нормы - действительно стражники порядка и хранители ценностей. Даже простейшие нормы поведения олицетворяют собой то, что ценится группой или обществом. Различие между нормой и ценностью выражается так: нормы - правила поведения, ценности -- абстрактные понятия о том, что такое добро, зло, правильное, неправильное, должное, недолжное и так далее.
Социальные санкции - охранники норм. Наряду с ценностями они отвечают за то, почему люди стремятся выполнять нормы. Нормы защищены с двух сторон - со стороны ценностей и со стороны санкций.
Социальные санкции - разветвленная система вознаграждений за выполнение норм, то есть за девиантность. Выделяют четыре типа санкций: позитивные и негативные, формальные и неформальные. Они дают четыре типа сочетаний, которые можно изобразить в виде логического квадрата.
Позитивные Негативные
Формальные Ф + Ф -
Неформальные Н + Н -
Формальные позитивные санкции - публичное одобрение со стороны официальных организаций (правительство, учреждения): правительственные награды, ученые степени, вручение почетных грамот и так далее.
Неформальные позитивные санкции - публичное одобрение, не исходящее от официальных организаций: дружеская похвала, комплименты, аплодисменты, улыбка и так далее.
Формальные негативные санкции - наказания, предусмотренные юридическими законами, правительственными указами, предписаниями, распоряжениями: лишение гражданских прав, тюремное заключение, арест, увольнение, штраф, конфискация имущества.
Неформальные негативные санкции - наказания не предусмотренные официальными инстанциями, инструкциями: порицание, замечание, насмешка, злая шутка, пренебрежение и так далее.
Видное место в социальном контроле занимают создаваемые и одобряемые обществом нормы, которые носят общий характер и не могут учитывать всего многообразия реальной жизни. Кроме того, многие люди не имеют возможности или не желают исполнять те или иные социальные нормы. Рассмотрим некоторые из причин, способствующих нарушению социальных норм.
1. Нормы противоречат культурным или религиозным традициям тех или иных социальных групп. Так, например, по советским законам в России запрещено многоженство, но в реальности оно существует, т.к. в соответствии с культурными и религиозными традициями некоторых этнических групп многоженство считается легитимным.
2. Нормы противоречат (не в полной мере соответствуют) личностным убеждениям и ценностным ориентациям индивида (группы). Например, человек становится изгоем, уходит в монастырь, в секту, в криминальную группу, ищет экстремальных ситуаций, т.к. в обыденной жизни он не находит реального смысла своему существованию. Так, например, известный путешественник Федор Конюхов в одном из своих интервью (июнь 2004 г.) на вопрос, почему он (Конюхов), еще не закончив очередное свое путешествие, уже планирует следующее, ответил, что в обычных условиях его жизни теряет всякий смысл.
3.Противоречивый характер существующей нормативно - правовой системы, когда исполнение одних норм неизбежно приводит к нарушению других. Такая ситуация во многом была характерна для российской правовой системы в 90-е годы XX века, когда старые правовые нормы уже не действовали, а новые еще не действовали и страна по сути жила в правовом вакууме.
3. Неопределенность поведенческих ожиданий, когда правила не совсем ясны. Например, правила дорожного движения предписывают переходить дорогу только в установленных для этого местах, но на больших перегонах такие «места» отсутствуют. Таким образом возникает ситуация неопределенности.
4. Разногласия относительно правомерности принятия тех или иных норм (правовых актов). Например, в 1985 году в СССР был принят закон, ограничивающий производство, продажу и потребление алкогольных напитков, который буквально «расколол» общество на сторонников и противников этого закона; закон об обязательном авто страховании, принятый в 2003 году также вызвал бурю негодования в среде российских авто владельцев и прочих граждан.
5. Вынужденная девиация. Сложившиеся в обществе ограниченные социальные возможности вынуждают целые социальные слои нарушать существующие нормы из-за того, что в правовых рамках они не способны удовлетворять свои потребности в пище, жилье и т.д. Например, не имеющие легальных доходов люди, с риском для жизни, срезают высоковольтные провода и сдают их в пункты приема вторсырья для того, чтобы иметь хоть какие-то средства для удовлетворения своих потребностей; человек продает свою почку для того, чтобы хоть как-то улучшить материальное положение своей семьи; голодный ребенок отнимает булочку у соседского мальчишки.
6.Девиация как способ достижения своих личных или групповых интересов. Индивид (группа) идет на нарушение существующих норм для того, чтобы завладеть определенного рода ресурсами.
7. Девиация как способ изменения существующих социальных норм. Так, например, революции совершаются для того, чтобы коренным образом изменить сложившиеся социальные нормы и отношения. Правящими элитами такое поведение оценивается, как правило, как девиантное, а радикально настроенными гражданами - как закономерный процесс смены устаревших социальных норм.
2. В данный момент очень
актуальна проблема
В социологической науке известно 4 принципиальные формы социального контроля: внешний контроль; внутренний контроль; контроль через отождествление с референтной группой; контроль через создание возможностей добиться социально значимых целей средствами, наиболее подходящими для данного человека и одобряемыми обществом (так называемое "множество возможностей").
Первая форма контроля наиболее известна и понятна, но в современных условиях представляется неэффективной, так как предполагает постоянное отслеживание действий отдельного человека или социальной общности, следовательно, требуется целая армия контролеров, за которыми тоже кто-то должен следить. Таким образом, в масштабах общества выстраивается классическая "пирамида контролеров", характерная для тоталитарного государства. Вторая форма контроля предполагает интериоризацию норм и ценностей. То есть контролер уже не является чем-то внешним по отношению к индивиду, а "сидит у него в голове". Такой контроль более эффективен в современных условиях, он перекладывает ответственность с внешнего контролера на самого деятеля. Для успешного функционирования такой формы контроля в обществе должна быть устоявшаяся система норм и ценностей. Говоря о России, многие ученые, политики справедливо отмечают, что общество находится в состоянии аномии. Здесь можно добавить лишь то, что ситуация с потерей четких моральных и этических ориентиров характерна и для более благополучных стран и связана с падением значения национального государства. "Кризис моральных и этических форм современной жизни будет усиливаться прежде всего тем, что национальное государство как политическое единство теряет суверенитет и будет втянуто в мировую борьбу за получение экономических инвестиций, технических и научных инноваций".
Информация о работе Социальный контроль в современном обществе