Социальный конфликт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2011 в 22:35, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - изучение влияния СМИ на общественное мнение молодежи.
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературу по теме исследования.
2. Рассмотреть видов СМИ влияющих на общественное мнение молодежи.
3. Выявить особенности социализации молодого поколения под влиянием СМИ.
4. Провести эмпирическое исследование по выявлению влияния СМИ на общественное мнение молодежи.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретическая часть:
1.1 Виды средств массовой информации (далее СМИ)………………………
1.2 Особенности социализации молодого поколения под влияние СМИ………………………………………………..………..……………………..
1.3 Методы влияния СМИ на общественное мнение…...……………………..
Глава 2. Эмпирическая часть:
2.1 Программа и методики исследования…………………….
2.2 Результаты эмпирического исследования их анализ и интерпретация…
Заключение………………………………………………………………………
Литература………………………………………………………………………
Приложения……………………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа по социальной психологии.docx

— 98.22 Кб (Скачать файл)

     Исследования  социометрической структуры классных коллективов, проведенные среди подростков [29;19], показывают, что многие ученики (16,3%) стремятся занять лидирующие позиции в классе. Причем лидеров-девочек - больше (58,7%) по сравнению с лидерами-мальчиками (41,3%).

     Занять  лидерское положение в классе подростку помогают его психологические  особенности: высокая потребность  в освоении окружающей действительности, стремление к умственному напряжению и физическому труду, разнообразным  формам деятельности.

     Лидеры  оценивают себя как более активных, общительных, смелых и решительных, выше отзываются о своих организаторских  способностях и умении ладить с людьми, считают себя влиятельными, с высоким  уровнем развития силы воли и чувства  юмора. Самооценка подростков-нелидеров  не столь высока. Они не так уверены  в своих силах и практически  не мотивированы на соперничество. Однако отсутствие напористости и активности во взаимоотношениях с одноклассниками, абсолютно не означает, что кто-нибудь из подростков-нелидеров не хочет занять более высокое положение в классе.

     Неумение  или невозможность добиться с  силу каких-либо обстоятельств удовлетворяющего подростка положения приводит к  различным нарушениям в учебной  деятельности, снижению успеваемости, проявлению недисциплинированности, вплоть до совершения правонарушений. Такое  влияние социометрического статуса  подростка в классе на его школьную жизнь определяется, прежде всего, особенностями  личного развития в этот возрастной период, которое сопровождается повышенной конформностью ребенка по отношению к сверстникам [4;94].

     Таким образом, особенности конфликтов между учениками школы определяются, прежде всего, спецификой возрастной психологии детей, подростков. На возникновение, развитие и завершение конфликтов заметное влияние оказывает характер учебно-воспитательного процесса, его организация в конкретном общеобразовательном учреждении. Третьим фактором, воздействующим на конфликты во взаимоотношениях учащихся, является жизненный уклад и существующая социально-экономическая ситуация. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Практическая часть

2.1 Программа и методики исследования.

     Экспериментально-исследовательская  работа проводилась на базе СОШ № 1 г. Переславля- Залесского, Ярославской области.

     В эксперименте принимали участие 30 учеников 11 «В» класса. Из них 22 девочки и 8 мальчиков. Для изучения взаимоотношений в классном коллективе были использованы следующие методики:

     На 1 этапе исследования:

     -метод  наблюдения;

     -метод  беседы.

     На 2 этапе исследования:

     -метод  тестирования:

     1.Социометрия

     2.Диагностика межличностных отношений Т.Лири

     3.Стратегия поведения в конфликтной ситуации К.Томаса (адаптирован Н.В.Гришиной)

     Методика 1: «Социометрический метод».

     Методика: Социометрический метод - это метод опроса, направляемых на выявление межличностных отношений путем фиксации взаимных чувств симпатии и неприязни среди членов группы (в учебном коллективе). В основе лежат критерии, формулируемые в виде вопросов, ответы на них и служат основанием для установления структуры взаимоотношений. Социометрия проводится только в коллективах, имеющих опыт совместной работы (учебы) [27;90].

     Цель: выявить сплоченность группы, а также “лидеров” и “отверженных”.

     Процедура: каждому давался заранее приготовленный лист, давалась инструкция. После сбора ответы обрабатывались и были сделаны выводы (см. ниже).

       Инструкция: Возьмите, пожалуйста, небольшой лист бумаги, в правом верхнем углу напишите свою фамилию, имя и класс. А теперь задание: “У вас через несколько дней вечер в классе, с конкурсами и КВНом. С кем из присутствующих в классе вы бы хотели пойти на праздник?” Напишите последовательно трех человек в зависимости от величины вашего интереса к нему, то есть первым вы напишите того, с кем хотели бы пойти в первую очередь, затем под цифрой два - во вторую очередь и только после этого в третью очередь. Результаты этого исследования будут известны только вашему учителю и мне. Важно, чтобы каждый из вас написал лично свое мнение, только тогда можно уверенно говорить о положительных результатах исследования.

       Методика 2: «Исследования стратегий поведения в конфликтной ситуации».

     Цель: определение типичных способов реагирования личности на конфликтные ситуации.

     Техника проведения. Учащимся предлагаются бланки с вопросами (см. Приложение 1) и предлагается выбрать из представленных 30 пар суждений, то, которое наиболее соответствует типичному поведению в конфликтных ситуациях [27;171].

     Методика 3. «Диагностика типов межличностных отношений (методика Тимоти Лири)» [16;26].

     Цель: диагностика индивидуальных свойств, влияющих на межличностные отношения.

     Методика  проведения - ученики получают текст опросника, психолог знакомит их с инструкцией выполнения этого задания (см. Приложение 2)

     Властный  – лидирующий

     /0 – 8 баллов/ - уверенность в себе, умение быть хорошим советчиком, наставником и организатором, свойства руководителя. Терпим к критике, не переоценивает собственных возможностей;

     /9 – 16 баллов/ - нетерпимость к критике, переоценка собственных возможностей;

     Независимый – доминирующий

     /0 – 8 баллов/ - в межличностных отношениях – уверенный, независимый, соперничающий. Нет выраженного чувства превосходства над окружающими, не занимает обособленную позицию в группе;

     /9 – 16 баллов/ - самодовольство, чувство превосходства по отношению к окружающим;

     Прямолинейный – агрессивный

     /0 – 8 баллов/ - искренность, непосредственность, прямолинейность, настойчивость в достижении цели. Не присуще чрезмерное упорство, недружелюбие, несдержанность и вспыльчивость;

     /9 – 16 баллов/ - чрезмерное упорство, недружелюбие, несдержанность и вспыльчивость;

     Недоверчивый  – скептический

     /0 – 8 баллов/ - реалистичность базы поступков и суждений, скептицизм и неконфомнорсть;

     /9 – 16 баллов/ - обидчивость, недоверчивость, склонность к критицизму, недовольство окружающими, подозрительность;

     Покорный  – застенчивый

     /0 – 8 баллов/ - скромность, застенчивость, склонность брать на себя чужие обязанности;

     /9 – 16 баллов/ - полная покорность, повышенное чувство вины, самоуничижение;

     Зависимый – послушный

     /0 – 8 баллов/ - потребность в помощи и доверии со стороны окружающих, в их признании;

     /9 – 16 баллов/ - полная зависимость от мнения окружающих;

     Сотрудничающий  – конвенциальный

     /0 – 8 баллов/ - показатель свойственный людям, стремящимся к тесному сотрудничеству с референтной группой, к дружелюбным отношениям к окружающим;

     /9 – 16 баллов/ - компромиссное поведение, несдержанность в излиянии своего дружелюбия;

     Ответственный – великодушный

     /0 – 8 баллов/ - выраженная готовность помогать окружающим, развитое чувство ответственности;

     /9 – 16 баллов/ - гиперсоциальные установки, альтруизм, мягкосердечность, сверхобязательность. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2 Результаты эмпирического исследования, их анализ и интерпретация.

Методика 1: «Социометрический метод».

Данные  социометрического  опроса:

Таблица №1

Ученики 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30
1.                   +                     +       +          
2.         +                               +             +    
3. +                           +                   +          
4.                             + +               +            
5.   +                         +                 +            
6.                         +   +                 +            
7. +             +                                         +  
8. +                                                   +   +  
9. +       +         +                                        
10. +               +                                 +        
11 +                                 +                       +
12.                   +       +                               +
13.           +                 +                 +            
14.                                   +           +           +
15.                         +                     +   +        
16. +               +           +                              
17.                     +     +                             +  
18.                     +                     +               +
19.                             +           +         +        
20. +             +                                         +  
21. + +                                             +          
22.                                   +       +               +
23.                                 +                   +   +  
24.                         +   +                     +        
25. +   +                                   +                  
26.                             +   +   +                      
27.                           +               +               +
28. + +                                     +                  
29.                                 +     +             +      
30. +                   +             +                        
Итого: 12 3 1 0 2 1 0 2 2 3 3 0 3 3 8 1 3 4 1 1 5 3 0 6 3 4 3 1 5 6

Имена участников эксперимента мы зашифровали, полный список фамилии и имени  предлагаются в таблице №2.

Таблица №2

Имя, Фамилия учащегося Зашифрованные буквы
1. Абдуллаев М. А.М.
2. Булыгина Е. Б.Е.
3. Благовещенский  С. Б.С.
4. Васильева Т. В.Т.
5. Гаранина К. Г.К.
6. Голышева А. Г.А.
7. Губин В. Г.В.
8. Деренский В. Д.В.
9. Зайкова В. З.В.
10. Зелинская В. З.В.
11. Знакомцева  А. З.А.
12. Зомерова С. З.С.
13. Королева М. К.М.
14. Кузнецова Е. К.Е.
15. Кузьменко Т. К.Т.
16. Мальцева Н. М.Н.
17. Малышева В. М.В.
18. Наумова О. Н.О.
19. Петухова О. П.О.
20. Пирогов А. П.А.
21. Пронин О. П.О.
22. Пызина А. П.А.
23. Рубищева С. Р.С.
24. Слабая А. С.А.
25. Строкинов С. С.С.
26. Ткачева Л. Т.Л.
27. Федосеева Н. Ф.Н.
28. Цветкова Г. Ц.Г.
29. Чумаков С. Ч.С.
30. Шорникова М. Ш.М.

Информация о работе Социальный конфликт