Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 15:18, реферат
Цель данной работы рассмотреть социальный опрос и его роль в социологии.
Задачи реферата:
Рассмотреть социологический опрос;
Изучить основные методы социологического опроса;
Показать роль социологического опроса в социологии.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. Понятие социологического опроса……………………………………………4
1.1 Опрос – как метод социологического опроса в социологии……………….4
1.2 Социальная и социологическая роль опроса………………………………..5
2. Основные методы социального опроса……………………………………….6
2.1 Социологический метод………………………………………………………6
2.2 Конкретный метод…………………………………………………………….7
3. Роль социологического опроса в социологии……………………………….16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….……………18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………19
АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ВЫСШЕГО ПРОФЕСИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Новый сибирский институт»
Кафедра социологии, экономики и менеджмента
Реферат по дисциплине: «Методы научной работы»
Социологический опрос и его роль в социологии
Выполнила:
………………………………..
Группа: М-51з
Курс: 5
Форма обучения: заочная
Проверил:
доцент кафедры СЭМ
______________Г.С.Солодова
Новосибирск 2009
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1. Понятие социологического опроса……………………………………………4
1.1 Опрос – как метод
социологического опроса в
1.2 Социальная и социологическая роль опроса………………………………..5
2. Основные методы социального опроса……………………………………….6
2.1 Социологический метод………………………
2.2 Конкретный метод……………………………………
3. Роль социологического опроса в социологии……………………………….16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………19
ВВЕДЕНИЕ
С термином «социология» каждый из нас встречался неоднократно. В современной жизни она, как говорится, у всех «на слуху». Телевидение, радио, газеты сообщают о результатах социологических опросов населения по самым разнообразным проблемам. Социологические службы парламента, Президента, различных исследовательских центров изучают общественное мнение по важнейшим социально-политическим и экономическим вопросам: рейтинг наиболее влиятельных лиц в государстве, проблемы ценовой политики, удовлетворенность уровнем жизни. На предприятиях, в регионах проводятся свои специфические социологические исследования, в которых определяется состояние социальной напряженности в коллективах, удовлетворенность населения транспортным обслуживанием, работой различных организаций, сферы услуг.
Цель данной работы рассмотреть социальный опрос и его роль в социологии.
Задачи реферата:
1. ПОНЯТИЕ СОЦИОЛОГИЧЕКОГО ОПРОСА
1.1 Опрос - как метод исследования в социологии
Социологический опрос
— это метод получения
Виды опросов: письменные (анкеты, тесты), устные (интервью), очные (личные), заочные (общение через анкету, телевидение, газету ), групповые и индивидуальные.
Специфика опросов: источником информации является человек, т.е. непосредственный участник исследуемых явлений. Полученная информация связана с его опытом и интересами. В этой информации социальная реальность преломляется в индивидуальном сознании.
Опрос - это разновидность общения, и его результаты зависят от ряда обстоятельств:
Метод опроса используется в ряде случаев:
Метод опроса предусматривает
получение социологической
1.2 Социальная и социологическая роль опросов
Задача опросов в обществе - обеспечить двухсторонний поток информации между управляющими и управляемыми, предоставить данные необходимые для принятия решений. Для социологии опрос при правильном применении позволяет получить сведения о субъективном мире людей, их мнениях, склонностях, мотивах действий.
Обычно опросы проводятся на выборочной совокупности (выборке). Выборка формируется с помощью статистических методов и должна представлять собой микромодель генеральной совокупности, то есть модели исследования. Свойства выборки представлять свойства генеральной совокупности называется репрезентативностью.
2. ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСА
Любая наука в процессе познания определенной области действительности использует определенные способы, средства, приемы для достижения поставленной цели. Поэтому, когда говорят о науке, имеют в виду не только предмет, который она изучает, но и приемы и средства, используемые ею в познании своего предмета. Научный метод, таким образом, представляет собой совокупность различных приемов, способов и средств, с помощью которых приходят к научным истинам. Учение же о методах научного познания обычно называют методологией. Задача методологии — открывать, обобщать и разъяснять методы научного познания.
2.1 Социологический метод
Следует сразу сказать,
что социологический метод
Структурно-функциональное понимание метода социологии базируется на основных положениях функционализма, стремящегося раскрыть роль отдельных элементов по отношению к структуре общества в целом. С позиций функционализма общество предстает как стабильная система, все части которой хорошо интегрированы, хотя каждая и имеет свою функцию.
2.2 Конкретный метод
В рамках основных методов социологии, имеют место и конкретные методы, с помощью которых проводятся эмпирические социологические исследования. К ним относятся методы сбора социологических данных (опрос, наблюдение, анализ документов, эксперимент) и методы обработки и обобщения социологической информации.
Социологический опрос — это метод получения первичной социологической информации, основанный на непосредственной или опосредованной связи между исследователем и респондентом с целью получения от последнего необходимых данных в форме ответов на поставленные вопросы.
Суть метода сводится к общению
исследователя прямо или
Выбор вида опроса определяется целями исследования, его организационно- экономическими возможностями, а также требованиями к достоверности и надежности искомой информации. В зависимости от того, какие условия и формы общения опосредуют связь исследователя с совокупностью опрашиваемых, различаются две основные формы опроса: анкетирование и интервьюирование.
При анкетировании опрашиваемый самостоятельно воспринимает текст вопросника и сам его заполняет. В случае интервьюирования в роли посредника между текстом вопросника и респондентом выступает интервьюер, который представляет авторов исследования и реализует цели исследования в ситуации опроса.
Интервьюер задает вопросы, выслушивает ответы респондента и фиксирует их содержание в соответствии с процедурой, предусмотренной инструкциями.
Анкетирование. По числу опрашиваемых различают: групповое и индивидуальное анкетирование. По месту проведения выделяют анкетирование дома, на работе и в целевых аудиториях (посетители магазинов, выставок и т. п.). По способу распространения анкет выделяют раздаточную (раздается респондентам самим анкетером), почтовую (рассылается по почте), прессовую анкеты (публикуется в газете или журнале). Различные сочетания названных признаков образуют множество разновидностей анкетного опроса.
Что такое социологическая анкета? Это объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление мнений и оценок респондентов и получение от них информации о социальных фактах, явлениях, процессах.
Анкета имеет строгую
— вводная — представляет собой непосредственное обращение к респонденту. В нем кратко говорится о целях и задачах исследования, подчеркивается его значение, сообщается о том, как будут использованы результаты. Здесь же приводятся правила заполнения анкеты, и обязательно гарантируется анонимность ответов.
Вторая часть анкеты — основная.
Она содержит вопросы (их блоки), направления
на получение необходимой
«конкретные» вопросы —
В третьей части анкеты — так называемой «паспортичке» (она иногда помещается вначале) — выясняются социально-демографические характеристики опрашиваемых: их пол, возраст, семейное положение, образование, социальное происхождение, профессия, место учебы или работы. В заключении выражается благодарность респонденту за заполнение анкеты (в ряде случаев это делается во вводной части).
Интервьюирование — это метод получения первичной социологической информации путем непосредственной целенаправленной беседы интервьюера и респондента. Преимущества метода интервью перед анкетированием заключаются в следующем:
• при интервьюировании появляется возможность учесть уровень культуры, образования, степень компетентности респондента;
• этот метод дает возможность следить за реакцией интервьюируемого, его отношением к проблеме и поставленным вопросам; в случае необходимости социолог имеет возможность менять формулировки, ставить дополнительные, вопросы;
• опытный социолог может видеть, искренне или нет отвечает респондент, в силу этого интервью считается наиболее точным методом сбора социологической информации.
Однако и у этого метода есть свои недостатки. Интервьюирование — сложный, трудоемкий процесс, требующий от социолога наивысшего профессионализма. Кроме того, возможно искажение результатов за счет взаимного, социально-психологического влияния интервьюера и респондента.
Виды интервью. Интервью может проводиться по месту работы (учебы) или по месту жительства (дома) — в зависимости от характера проблем и поставленной цели. По технике проведения интервью подразделяется на формализованное (стандартизированное) и свободное (нестандартизированное).
Формализованное интервью предполагает детальную разработку всей процедуры на основе заранее сформулированных вопросов и вариантов ответов.
Но формулировки вопросов должны быть рассчитаны скорее на беседу, чем на чтение. Свободное интервью отличается минимальной стандартизацией поведения интервьюера, здесь царит раскованная беседа по поставленной проблеме.
Информация о работе Социальный опрос и его роль в социологии