Социальный опрос и его роль в социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 15:18, реферат

Краткое описание

Цель данной работы рассмотреть социальный опрос и его роль в социологии.
Задачи реферата:
Рассмотреть социологический опрос;
Изучить основные методы социологического опроса;
Показать роль социологического опроса в социологии.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. Понятие социологического опроса……………………………………………4
1.1 Опрос – как метод социологического опроса в социологии……………….4
1.2 Социальная и социологическая роль опроса………………………………..5
2. Основные методы социального опроса……………………………………….6
2.1 Социологический метод………………………………………………………6
2.2 Конкретный метод…………………………………………………………….7
3. Роль социологического опроса в социологии……………………………….16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….……………18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………19

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат - Социологический опрос и его роль в социологии.doc

— 101.00 Кб (Скачать файл)

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕСИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 «Новый сибирский институт»

 

Кафедра социологии, экономики  и менеджмента

 

 

 

 

 

 

Реферат по дисциплине: «Методы научной работы»

Социологический опрос и его роль в социологии

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

………………………………..

Группа: М-51з

Курс: 5

Форма обучения: заочная

 

Проверил:

доцент кафедры СЭМ

______________Г.С.Солодова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новосибирск 2009

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

1. Понятие социологического опроса……………………………………………4

1.1 Опрос – как метод  социологического опроса в социологии……………….4

1.2 Социальная и социологическая  роль опроса………………………………..5

2. Основные методы социального опроса……………………………………….6

2.1 Социологический метод………………………………………………………6

2.2 Конкретный метод…………………………………………………………….7

3. Роль социологического опроса в социологии……………………………….16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….……………18

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ………………………………19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

С термином «социология» каждый из нас встречался неоднократно. В современной жизни она, как говорится, у всех «на слуху». Телевидение, радио, газеты сообщают о результатах социологических опросов населения по самым разнообразным проблемам. Социологические службы парламента, Президента, различных исследовательских центров изучают общественное мнение по важнейшим социально-политическим и экономическим вопросам: рейтинг наиболее влиятельных лиц в государстве, проблемы ценовой политики, удовлетворенность уровнем жизни. На предприятиях, в регионах проводятся свои специфические социологические исследования, в которых определяется состояние социальной напряженности в коллективах, удовлетворенность населения транспортным обслуживанием, работой различных организаций, сферы услуг.

Цель данной работы рассмотреть социальный опрос и его роль в социологии.

Задачи реферата:

    • Рассмотреть социологический опрос;
    • Изучить основные методы социологического опроса;
    • Показать роль социологического опроса в социологии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ПОНЯТИЕ СОЦИОЛОГИЧЕКОГО ОПРОСА

 

1.1 Опрос - как метод исследования в социологии

 

Социологический опрос  — это метод получения первичной  социологической информации, основанный на непосредственной или опосредованной связи между исследователем и  респондентом с целью получения  от последнего необходимых данных в форме ответов на поставленные вопросы.

Виды опросов: письменные (анкеты, тесты), устные (интервью), очные (личные), заочные (общение через анкету, телевидение, газету ), групповые и индивидуальные.

Специфика опросов: источником информации является человек, т.е. непосредственный участник исследуемых явлений. Полученная информация связана с его опытом и интересами. В этой информации социальная реальность преломляется в индивидуальном сознании.

Опрос - это разновидность  общения, и его результаты зависят от ряда обстоятельств:

  • психологическое состояние респондента в момент опроса;
  • ситуация опроса (условия, которые должны быть благоприятны для общения);
  • содержание анкеты или устного вопроса (проблема применения вопросов различных типов и их адекватного понимания респондентом).

Метод опроса используется в ряде случаев:

    1. Когда изучаемая проблема недостаточно обеспечена документальными источниками информации, либо когда такие источники вообще отсутствуют;
    2. Когда предмет исследования или отдельные его характеристики недоступны для наблюдения;
    3. Когда предметом изучения являются элементы общественного или индивидуального сознания: потребность, интересы, мотивации, настроения, ценности, убеждения людей и т. д.;
    4. В качестве контрольного (дополнительного) метода для расширения возможностей описания и анализа изучаемых характеристик и для перепроверки данных, полученных другими методами.

Метод опроса предусматривает  получение социологической информации в ситуации социально-психологического общения. И это накладывает свой отпечаток на содержание и качество получаемых данных. В социологии выработано значительное количество методических требований и процедур для того, чтобы преодолеть субъективизм, повысить надежность и эффективность данной формы сбора социологической информации.

 

1.2 Социальная  и социологическая роль опросов

 

Задача опросов в  обществе - обеспечить двухсторонний  поток информации между управляющими и управляемыми, предоставить данные необходимые для принятия решений. Для социологии опрос при правильном применении позволяет получить сведения о субъективном мире людей, их мнениях, склонностях, мотивах действий.

Обычно опросы проводятся на выборочной совокупности (выборке). Выборка формируется с помощью  статистических методов и должна представлять собой микромодель генеральной совокупности, то есть модели исследования. Свойства выборки представлять свойства генеральной совокупности называется репрезентативностью.

 

 

 

 

2. ОСНОВНЫЕ  МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСА

 

 

Любая наука в процессе познания определенной области действительности использует определенные способы, средства, приемы для достижения поставленной цели. Поэтому, когда говорят о науке, имеют в виду не только предмет, который она изучает, но и приемы и средства, используемые ею в познании своего предмета. Научный метод, таким образом, представляет собой совокупность различных приемов, способов и средств, с помощью которых приходят к научным истинам. Учение же о методах научного познания обычно называют методологией. Задача методологии — открывать, обобщать и разъяснять методы научного познания.

 

2.1 Социологический  метод

 

Следует сразу сказать, что социологический метод формировался в процессе становления самой  социологии, В этом смысле история  социологии может быть рассмотрена  как история формирования и развития социологического метода применительно к анализу явлений общественной жизни. При этом важно подчеркнуть, что социологический метод развивался в динамике — от позитивизма и материализма в анализе общества к методу понимающей и формальной социологии, и далее к их определенному синтезу в рамках метода структурно-функционального анализа общества.

Структурно-функциональное понимание метода социологии базируется на основных положениях функционализма, стремящегося раскрыть роль отдельных  элементов по отношению к структуре общества в целом. С позиций функционализма общество предстает как стабильная система, все части которой хорошо интегрированы, хотя каждая и имеет свою функцию.

 

 

 

 

2.2 Конкретный  метод

 

В рамках основных методов  социологии, имеют место и конкретные методы, с помощью которых проводятся эмпирические социологические исследования. К ним относятся методы сбора социологических данных (опрос, наблюдение, анализ документов, эксперимент) и методы обработки и обобщения социологической информации.

Социологический опрос — это метод получения первичной социологической информации, основанный на непосредственной или опосредованной связи между исследователем и респондентом с целью получения от последнего необходимых данных в форме ответов на поставленные вопросы.

Суть метода сводится к общению  исследователя прямо или косвенно через его представителя (интервьюера, анкетера) с совокупностью людей (респондентов) в форме вопросно-ответного диалога. Особенность этого общения состоит в том, что оно, с одной стороны, должно отвечать строгим требованиям научной процедуры, а с другой — исходить из того, что источником информации выступают рядовые участники изучаемых процессов, осознающие эти процессы в рамках повседневного житейского опыта.

Выбор вида опроса определяется целями исследования, его организационно- экономическими возможностями, а также требованиями к достоверности и надежности искомой информации. В зависимости от того, какие условия и формы общения опосредуют связь исследователя с совокупностью опрашиваемых, различаются две основные формы опроса: анкетирование и интервьюирование.

При анкетировании опрашиваемый самостоятельно воспринимает текст вопросника и  сам его заполняет. В случае интервьюирования в роли посредника между текстом  вопросника и респондентом выступает интервьюер, который представляет авторов исследования и реализует цели исследования в ситуации опроса.

Интервьюер задает вопросы, выслушивает  ответы респондента и фиксирует  их содержание в соответствии с процедурой, предусмотренной инструкциями.

Анкетирование. По числу опрашиваемых различают: групповое и индивидуальное анкетирование. По месту проведения выделяют анкетирование дома, на работе и в целевых аудиториях (посетители магазинов, выставок и т. п.). По способу распространения анкет выделяют раздаточную (раздается респондентам самим анкетером), почтовую (рассылается по почте), прессовую анкеты (публикуется в газете или журнале). Различные сочетания названных признаков образуют множество разновидностей анкетного опроса.

Что такое социологическая анкета? Это объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление мнений и оценок респондентов и получение от них информации о социальных фактах, явлениях, процессах.

Анкета имеет строгую структуру  и состоит из нескольких частей. Первая

— вводная — представляет собой  непосредственное обращение к респонденту. В нем кратко говорится о целях  и задачах исследования, подчеркивается его значение, сообщается о том, как  будут использованы результаты. Здесь  же приводятся правила заполнения анкеты, и обязательно гарантируется анонимность ответов.

Вторая часть анкеты — основная. Она содержит вопросы (их блоки), направления  на получение необходимой информации. Поскольку анкета должна способствовать решению нескольких задач, то лучше, если каждой из них будет соответствовать свой блок вопросов. Вначале рекомендуется поставить

«конкретные» вопросы — простые, доходчивые, рассчитанные вызвать интерес, расположить респондента к активному  заполнению анкеты. Это могут быть вопросы о конкретных ситуациях, фактах. Затем приводятся более сложные вопросы на выявление мотивов, установок, мнений, оценок.

В третьей части анкеты — так  называемой «паспортичке» (она иногда помещается вначале) — выясняются социально-демографические  характеристики опрашиваемых: их пол, возраст, семейное положение, образование, социальное происхождение, профессия, место учебы или работы. В заключении выражается благодарность респонденту за заполнение анкеты (в ряде случаев это делается во вводной части).

Интервьюирование — это метод получения первичной социологической информации путем непосредственной целенаправленной беседы интервьюера и респондента. Преимущества метода интервью перед анкетированием заключаются в следующем:

• при интервьюировании появляется возможность учесть уровень культуры, образования, степень компетентности респондента;

• этот метод дает возможность  следить за реакцией интервьюируемого, его отношением к проблеме и поставленным вопросам; в случае необходимости  социолог имеет возможность менять формулировки, ставить дополнительные, вопросы;

• опытный социолог может видеть, искренне или нет отвечает респондент, в силу этого интервью считается  наиболее точным методом сбора социологической  информации.

Однако и у этого метода есть свои недостатки. Интервьюирование — сложный, трудоемкий процесс, требующий от социолога наивысшего профессионализма. Кроме того, возможно искажение результатов за счет взаимного, социально-психологического влияния интервьюера и респондента.

Виды интервью. Интервью может проводиться по месту работы (учебы) или по месту жительства (дома) — в зависимости от характера проблем и поставленной цели. По технике проведения интервью подразделяется на формализованное (стандартизированное) и свободное (нестандартизированное).

Формализованное интервью предполагает детальную разработку всей процедуры на основе заранее сформулированных вопросов и вариантов ответов.

Но формулировки вопросов должны быть рассчитаны скорее на беседу, чем на чтение. Свободное интервью отличается минимальной стандартизацией поведения интервьюера, здесь царит раскованная беседа по поставленной проблеме.

Информация о работе Социальный опрос и его роль в социологии