Социальный опыт как одна из формирующих компонент культурогенеза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 21:16, статья

Краткое описание

Формирование культуры – есть процесс накопления социального опыта коллективной жизнедеятельности людей; культурогенез – это особый тип культурной динамики. Следовательно, роль социального опыта в культурогенезе такова, что в данном процессе происходит динамичное накопление социального опыта. «Социальный опыт» выступает как некая накопительная компонента, эволюционирующая, видоизменяющаяся с течением времени и формирующая культуру. Социальный опыт – есть одновременно неотъемлемая часть и результат культурогенеза.

Вложенные файлы: 1 файл

Чигаева В.Ю. Статья на 2-ой культурологич. конгресс.doc

— 85.50 Кб (Скачать файл)

Чигаева В.Ю., к.и.н

Социальный  опыт как одна из формирующих компонент  культурогенеза

Social experience as one of a forming component of culturegenesis

 Кемеровский государственный университет

For today sociologists, teachers spend set of various researches on studying social experience both its forms and a role in formation of culture of a society. According to the Sociological dictionary, " social experience " is the major substantial a component of the culture, representing historically selected and accumulated in a society, consciousness of members of communities of the form of realization of any socially significant activity and the interactions of the people which have shown the acceptability not only from the point of view of directly utilitarian efficiency, but also in maintenance of a level demanded in existing conditions social consolidation communities and its functional segments and subsystems, stability of organizational forms and efficiency of processes of regulation of collective ability to live. Social experience collects during real joint activity of people for satisfaction of their group and individual interests and needs, during which there is a constant spontaneous rejection of those forms (technologies and results) their actions, acts, the communicative certificates applied at it of means, the ideological and valuable bases, etc., admitting harmful or potentially dangerous to an existing level social integration the collective, appearing unacceptable under the social price and consequences. Social experience is presented by various kinds: intellectual (scientific), industrial, moral, aesthetic. Set of all kinds of social experience finally also forms culture. Definition of culture on Flier is historical social experience of people on selection, accumulations and to application of such forms of activity and interaction which besides utilitarian efficiency appear comprehensible to human collectives as well under the social price and consequences, are selected on the basis of conformity to criterion undrawing harm social  consolidation communities and fixed in systems of their cultural values, norms, patterns, traditions, etc., that is represent system certain " social conventions, it is direct or it is mediated providing collective character of human ability to live ". In connection with the considered concepts it would be expedient to address and to concept of dynamics of culture which represents changes inside of culture and in interaction of different cultures for which integrity is characteristic, presence of the ordered tendencies, and also the directed character. Culturegenesis on Flier is one of kinds of social and historical dynamics of the culture, consisting in generation of new cultural forms and their integration into existing cultural systems, and also in formation of new cultural systems and configurations. Summing up above told, we come to following conclusions: 1. Formation of culture - is process of accumulation of social experience of collective ability to live of people; 2. culturegenesis is a special type of cultural dynamics. Hence, the role of social experience in culturegenesis is those, that in the given process there is a dynamical accumulation of social experience. " Social experience " acts as certain memory a component, changing eventually and forming culture. Social experience - is an integral part and result of culturegenesis.

На сегодняшний день учеными  социологами, педагогами проводится множество  различных исследований по изучению социального опыта и его формах и роли в формировании культуры общества. Согласно Социологическому словарю, «социальный опыт» – это важнейшая содержательная компонента культуры, представляющая собой исторически селектированные и аккумулированные в обществе, сознании членов сообществ формы осуществления любой социально значимой деятельности и взаимодействия людей, показавшие свою приемлемость не только с точки зрения непосредственно утилитарной эффективности, но и в поддержании требуемого в существующих условиях уровня социальной консолидированности сообщества и его функциональных сегментов и подсистем, устойчивости организационных форм и эффективности процессов регуляции коллективной жизнедеятельности. Социальный опыт накапливается в процессе реальной совместной деятельности людей для удовлетворения их групповых и индивидуальных интересов и потребностей, в ходе которой происходит постоянная стихийная отбраковка тех форм (технологий и результатов) их действий, поступков, коммуникативных актов, применяемых при этом средств, идейных и ценностных оснований и т.п., признающихся вредными или потенциально опасными для существующего уровня социальной интегрированности коллектива, оказывающихся неприемлемыми по своей социальной цене и последствиям. Некоторые из этих нежелательных форм со временем попадают под институциональное табуирование (законодательные, религиозные и иные запреты, санкции и прочее), другие остаются осуждаемыми в рамках обычаев (морали, нравственности). Формы же, в краткосрочном и особенно долгосрочном плане показывающие себя вполне приемлемыми или даже желательными с точки зрения поддержания, воспроизводства, а порой и повышения уровня социальной консолидированности членов сообщества, их толерантности, качества их взаимопонимания и взаимодействия, так же стихийно, а со временем и институционально отбираются в качестве рекомендуемых, аккумулируются и закрепляются в социальных нормах, эталонах, ценностях, правилах, законах, идейных установлениях и пр.

В результате, можно выделить несколько культурных функций «социального опыта», первая из которых –– заключается в аккумулировании прямых (выраженных в императивных установлениях, ценностях, нормах) и опосредствованных (опредмеченных в предпочитаемых и допустимых технологиях и продуктах социально значимой деятельности) способов поддержания и обеспечения социальной интегрированности людей в более или менее устойчивых организационно-деятельностных формах. Следует также отметить, что социальный опыт включает в себя прежде всего набор ценностных ориентаций, принятых в данном сообществе; а всякая ценность, с точки зрения ее социокультурных функций, – прежде всего то, что обеспечивает поддержание социальной консолидированности людей, снятие, понижение или недопущение социально опасных напряжений, противоречий, конфликтов, преодоление агрессивных, эгоистических и иных социально безответственных проявлений человека, и одновременно имеет целью повышение взаимопонимания, толерантности, комплементарности, согласия, выработку общих оценочных критериев и конвенциональных интерпретаций и т.п. (Бобнева, 1978; Здравомыслов, 1986) С этой точки зрения, и сама «культура» — это совокупность позитивных, социально консолидирующих интенций человеческого существования, что неоднократно подчеркивалось многими мыслителями, а локальный социальный опыт – это системы ценностных ориентаций, мировоззрений, представлений о справедливости, достоинстве, нравственности и т.п.

Вместе с тем разнообразие природных и исторических условий и обстоятельств, в которых существуют разные сообщества, ведет к формированию структурной и содержательной специфики всякого конкретно-исторического коллектива людей. Тем не менее, в силу единства физической и психической природы людей, их антропологических и социальных потребностей и интересов многие элементы социального опыта всех человеческих коллективов по существу совпадают, что и является основанием для взаимопонимания и взаимодействия между сообществами. Более того, всякий человеческий индивид помимо усвоенного им социального опыта общества проживания (т.е. его культуры) обладает и уникальным личностным социальным опытом, складывающимся в ходе его жизни и специфичным в соответствии с биографией данного человека (Орлова, 1994, с. 58-63). Поэтому процессы межличностного взаимодействия между людьми являются в известном смысле миниатюрными аналогами взаимодействий между сообществами и точно так же строятся на элементах сходства и различия их социального опыта. Таким образом, выявляется вторая важнейшая социо-культурная функция «социального опыта» – аккумуляция локальных культурных черт и на уровне устойчивых социальных коллективов, и в личностной культурной специфике индивидов.

Третья культурная функция «социального опыта» – социальное воспроизводство сообществ – трансляция их культурных особенностей от поколения к поколению. Поскольку содержание наследуемых традиций, норм, ценностей, паттернов и т.п. и есть социальный опыт данного сообщества, передаваемый посредством технологий воспитания, образования, обрядово-ритуальной практики и иных форм социализации и инкультурации нового поколения, то есть набор устоявшихся в сообществе допустимых и предпочитаемых форм и результатов деятельности, поведения, взаимодействия, критериев оценок, интерпретаций и пр., а сам процесс социализации (процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом социокультурного опыта (социальных норм, ценностей, образцов поведения, ролей, установок, обычаев, культурной традиции, коллективных представлений и верований и т.д.); результат и целенаправленное формирование личности посредством воспитания, формального обучения и стихийного воздействия на личность жизненных обстоятельств.) и инкультурации (вхождение человека в мир культуры, формирование ценностных ориентаций, этических норм и эстетических критериев (умения различать добро и зло, прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное); приобщение к культурному наследию, усвоение некоторых элементов других культур и пр. (Поликарпова, 2000)) индивида представляет собой динамику усвоения им именно элементов социального опыта в виде накопленных сообществом знаний об окружающем мире, принципов, умений и навыков коллективного общежития и социально значимой продуктивной деятельности, критериев самоопределения в сообществе и технологий социального взаимодействия, а также общественно признаваемой идеологии, верований, форм творческого самовыражения, то в этой связи некой альтернативой процессов социализации и инкультурации по созданию и приобретению определённого сегмента социального опыта может являться «образование». Поскольку в широком смысле образовательный процесс, приобретение необходимых для жизни знаний, умений и навыков нельзя ограничивать рамками учебных заведений, то образование понимается нами как широкий социальный процесс взаимодействия индивидов, коллективов, социальных групп, общественных конгломератов и систем по приобретению социального опыта и приобщённости к культуре своего сообщества. Сущность образованности заключается в освоенности, актуальной приобщённости индивида к той части культуры, к тому социально-историческому опыту, который включает всю совокупность позитивных результатов человеческой деятельности (материальной и духовной), положительно значимых для данного сообщества. Таким образом, относительно процесса социализации образование выступает одной из его форм (или частей, аспектов), содержанием которой является приобщение (наделение, освоение) индивида к той части человеческой культуры, элементы которой актуализованы в жизни конкретного социума как положительные социально-значимые ценности (Люрья, 1992).

Таким образом, «социальный опыт», если и не тождествен всей культуре во всём её многообразии, то однозначно является квинтэссенцией ее содержания, продуктом исторической селекции различных способов удовлетворения человеческих интересов и потребностей, аккумулирующим наиболее приемлемые по социальной цене и последствиям способы осуществления коллективной жизнедеятельности людей, их социальной консолидации и регуляции, локализации культурной специфики сообществ и их социального воспроизводства.

При всем многообразии социальных проявлений и функций образования, оно призвано сохранять данное общество, воспроизводить его в представителях новых поколений, способствовать сохранению, воспроизводству и развитию складывающихся форм социальности в процессе исторического движения общества. Всякое общество не просто имеет стремление обучить молодежь навыкам труда и снабдить ее знаниями об окружающем мире, оно передает созданную культуру, формирует по ее образцам новое поколение. Поэтому содержательно процесс образования есть не просто передача знаний. Образование есть воспроизводство, трансляция и освоение в жизнедеятельности новых поколений особо устойчивых конструктов культуры - традиций и опыта. По своим изначальным формам и конкретно-социальному воплощению традиции и опыт выступают устойчивыми моделями жизни и поведения данного сообщества (обычаи, ритуалы, обряды, представления, нормы и правила, ценности и др.). Их историческому приобретению этот социум обязан своим физическим выживанием и сохранением своего качественного социального своеобразия. Они становятся способом жизнедеятельности и характерными признаками именно этого сообщества во всей его целостности. Социальное значение образования определяется исторически возложенной на него миссией обеспечения «исторической наследственности». Сфера образования, таким образом, представляет для общества механизм формирования, трансляции и наследования «социального генофонда» (на макроуровне) и  «социального опыта» (на микроуровне).

Образованию также свойственна  и развивающая, или адаптивно-изменчивая функция. Она обеспечивает приспособляемость индивида и общества к новым условиям, лежит в основе их созидающей активности. Благодаря этой функции развивается общественно-историческая практика, изменяются сообщества и человечество в целом, без нее был бы невозможен социальный прогресс и жизнестойкость общества. Такое понимание сущности и назначения образования близко к точке зрения Н.Н.Моисеева на образование как на механизм обеспечения гомеостазиса (жизнестойкости) общества (Моисеев, 2001). В некоторых аспектах оно перекликается с взглядами Э.Фромма – как на механизм формирования социального характера, О.Меллина - как на процесс культурогенеза личности.

На наш взгляд, при рассмотрении социальной сущности процесса образования немаловажен и учет исторически-социально-культурной детерминации образования, который, по мнению Кусжановой А.Ж., дает понимание того, что актуализация в истории того или иного типа образования акцентирует вполне определенные общественные идеалы и ценности, а именно: в них мобилизуется тот социальный ресурс, который аккумулирует в данную историческую эпоху наиболее эффективные средства обеспечения выживания социальности, имеющиеся в распоряжении этого общества в данное время (Кусжанова,1997; http://www.orenburg.ru/culture/credo/CREDO теоретический журнал № 2 1997 г.htm).

Что же есть в сущности своей процесс культурогенеза? И какова в нём роль социального опыта? Социальный опыт является динамичным аспектом социальных отношений, включающим в себя ситуационный выбор альтернатив действия, принятие решений и стратегию действия (Firth, 1971), который в структуре своей содержит два основных компонента: во-первых, социальное значение - собственно социально-культурную программу, некий культурный инвариант, и, во-вторых, личностный смысл, значение этого социального значения для конкретной личности (Тульчинский, 2006). В науке также выделяют виды «социального опыта»: интеллектуальный (научный), производственный, нравственный, эстетический (Талызина, 1998). Это объясняется тем, что социокультурный опыт воплощается в системе непосредственно регулятивных установлений - обычаев, законов, канонов, морали и нравственности, этикета и т.п.; опредмечивается в специфических чертах технологий и продуктов (результатов) деятельности людей по удовлетворению их групповых и индивидуальных интересов и потребностей (определяющих допустимые в данном сообществе способы осуществления той или иной деятельности и параметры получаемых при этом результатов); является основным содержанием всех видов коммуницирования между людьми и формирует особенности   языков   и   «культурных   кодов»  такого   рода   коммуницирования; определяет содержание и методику процессов социализации и инкулътурации человеческой личности; рефлектируется и интерпретируется в «культурных текстах» философии, религии, социальных и гуманитарных наук, литературы и искусства, общественной мысли, права и идеологии, обрядов и ритуалов и пр.; транслируется от поколения к поколению в виде традиций, обычаев, ценностных ориентаций, экзистенциальных установок и пр.; является содержательной основой процессов социального воспроизводства сообщества, конкретно-исторических локальных черт их культурных систем и конфигураций. По мнению А.Я. Флиера, это содержание соответствует и содержанию понятия «культура». Таким образом, совокупность всех видов социального опыта в конечном счёте и формирует культуру. Само же определение культуры по Флиеру есть исторический социальный опыт людей по селекции, аккумуляции и применению таких форм деятельности и взаимодействия, которые помимо утилитарной эффективности оказываются приемлемыми для человеческих коллективов также и по своей социальной цене и последствиям, отбираются на основании соответствия критерию ненанесения вреда социальной консолидированности сообществ и закрепляются в системах их культурных ценностей, норм, паттернов, традиций и т.п., то есть представляют собой систему определённых «социальных конвенций, прямо или опосредовано обеспечивающих коллективный характер человеческой жизнедеятельности» (Флиер, 1997).

Информация о работе Социальный опыт как одна из формирующих компонент культурогенеза